Смысл названия повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Счастье Дуни и трагедия Самсона Вырина. Роль лубочных картинок в повести.
В «Повестях Белкина» Пушкин раскрывает тему счастья человека в широком его понимании. Житейская мудрость, правила бытового поведения, общепринятая мораль закреплены в катехизисах, прописях, но следование им не всех и не всегда приводит к удаче. Нужно, чтобы судьба подарила человеку счастье, чтобы удачно сошлись обстоятельства. В «Повестях Белкина» показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно.
Автор-рассказчик сочувственно говорит о «сущих мучениках четырнадцатого класса», станционных смотрителях, обвиняемых путешественниками во всех грехах. На самом же деле их жизнь — настоящая каторга: «Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель... Легко можно догадаться, что есть у меня приятели из почтенного сословия смотрителей». В память одного из них написана эта повесть.
Ей с детства пришлось взвалить на свои хрупкие плечи всю женскую работу. Сам Вырин, как он представлен в начале повести, — «свежий и бодрый», общительный и неозлобленный, несмотря на то, что незаслуженные оскорбления так и сыпались на его голову. Всего через несколько лет, проезжая по той же дороге, автор, остановившись на ночь у Самсона Вырина, не узнал его: из «свежего и бодрого» тот превратился в заброшенного, обрюзгшего старца, единственным утешением которому служила бутылка. А все дело в дочери: не испросив родительского согласия, Дуня — его жизнь и надежда, ради блага которой он жил и работал, — бежала с проезжим гусаром. Поступок дочери сломил Самсона, он не мог перенести того, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, смогла так поступить с ним и, что еще страшнее, с собой — стала не женой, а любовницей.
Здесь для нас необычайно важна подробность интерьера — лубочные картинки на стенах домика станционного смотрителя. Картинки эти изображают библейскую притчу о блудном сыне. Лубочные картинки в повести имеют двойную функцию. Во-первых, картинки эти выступают как деталь интерьера, то есть являются частью композиции. Во-вторых, они вступают в сложное взаимодействие с сюжетом. Взаимодействие это двояко: мотив притчи о блудном сыне реализуется в самом сюжетном действии, однако реализуется не до конца и, более того, в определенный момент пушкинский сюжет начинает противостоять притче. Как и блудный сын в притче, Дуня уезжает из родного дома с проезжим гусаром. Спустя несколько лет, став знатной дамой, героиня вновь приезжает к отцу, и, не застав его в живых, горько плачет на его могиле. Раскаялась ли героиня в содеянном? Видимо, нет. Да, она плачет об отце и о своей прежней жизни, но она счастлива в настоящем. Можем ли мы упрекать героиню за ее поступок? Может быть, было бы лучше, если бы она навсегда осталась в маленьком домике смотрителя, вышла замуж за какого-нибудь писаря и продолжала жить тихой, размеренной жизнью? Безусловно, именно об этом мечтал Самсон Вырин, это его представление о жизни, его идеал. Таким образом, идейный смысл сюжета «Станционного смотрителя» во многом противоположен смыслу библейской притчи. В отличие от блудного сына, счастье героини не ограничено пространством ее «родимой обители». И в этом плане повесть полемична по отношению к притче.
Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова как социально-психологический роман. Предисловие к роману, его роль в раскрытии замысла писателя. Композиция романа. В1840 г. впервые вышел отдельным изданием. В 1841 г. при жизни Лермонтова вышло 2 издание романа с предисловием – предисловие написано весной того же года. Предисловие романа – ответ Лермонтова на критические статьи, одна из них – статья С.П. Шевырёва в журнале «Москвитянин» объявил Печорина – «явлением безнравственным и порочным», полагал, что такие характеры заимствованы из западной литературы (таких, как Б. Констан «Адольф» (1816) и А. де Мюссе «Исповедь сына века» (1836)). Роман «Адольф» был переведён Вяземским. История молодого, эгоцентричного человека, постоянно размышляющий и находящийся в разладе общества и с самим собой. В других романах – тема разочарованного и опустошенного поколения, дан образ сложного и противоречивого человека + написан в жанре дневника.
Первоначальное заглавие – «Один из героев начала века», но поменял название, так как его роман полемичен с романом Мюссе в том, что Мюссе оправдывал «болезнь» героя.
Задача Лермонтова – дать объективное изображение современного человека. Белинский отметил, что мысли изобразить подобную тему не принадлежат исключительно Лермонтову, а также ещё Карамзину (в 1799 г. приступает к изданию романа «Рыцарь нашего времени»). Этот незаконченный роман во многом предопределял социально-психологическую направленность. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» считают первым русским социально-психологическим и философским романом. В связи со стремлением автора раскрыть «историю души человеческой» роман Лермонтова оказался насыщенным глубоким психологическим анализом. Автор исследует «душу» не только главного героя, но и всех остальных действующих лиц. Психологизм Лермонтова специфичен тем, что он выступает не как форма самовыражения писателя, а как объект художественного изображения. Анализу подвергаются и внешний облик героя, и его обычаи, его поступки, его чувства. Лермонтов внимателен к оттенкам переживаний, состоянию человека, его жестам и позам. Стиль автора можно назвать психолого-аналитическим.
В целом это произведение является социально-психологическим и философским романом, родственным роману-путешествию, близким к путевым запискам. Жанр психологического романа потребовал создания новой романной структуры и особенного психологического сюжета, где Лермонтов отделил автора от героя и расположил повести в особой последовательности.
Создавая свой роман, писатель опирался на жанровые традиции современной ему литературы. В произведении Лермонтова мы находим черты таких жанров, как путевые записки («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»), кавказская новелла («Бэла»), разбойничья повесть («Тамань»), светская повесть, написанная в форме дневника («Княжна Мери»), философская новелла («Фаталист»). Но все эти жанровые формы, отдельные повествования стали у Лермонтова частями единого целого – исследования духовного мира современного героя, личность и судьба которого объединяют все повествование. Белинский писал о произведении Лермонтова, что «это не собрание повестей и рассказов, это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая». Нельзя не согласиться с критиком в том, что целостность «Героя нашего времени» как романа определяется образом главного героя, единством идейной проблематики, наконец, общей ориентацией произведения на раскрытие внутреннего мира героя времени. Предыстория Печорина намеренно исключена, что придает его биографии черты таинственности. Для Лермонтова всегда были важны не только поступки человека, но их мотивировка, которые по тем или иным причинам не могли быть реализованы. Печорин выгодно отличается от остальных персонажей тем, что его тревожат вопросы сознательного человеческого бытия – о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Его беспокоит то, что его единственным назначением является разрушение чужих надежд. Даже к своей жизни он относится равнодушно. Только любопытство, ожидание чего-то нового волнует его.
Предисловие По замечанию Лермонтова, предисловие является в книге, как первой, так и последней вещью. Сопоставлять всякого автора с героем созданного им произведения и просто и трудно, потому что автор связан со своим героем прямыми, но в то же время и таинственными, необъяснимыми нитями. Потому что процесс творчества необъясним. Рассматривать связь автора с героем можно в двух планах: первый - слияние автора с героем; второй - взгляд автора на героя издалека, с позиций осуждения его пороков, его высмеивания. Иногда эти взгляды могут сочетаться. В предисловии к "Герою нашего времени" Михаил Юрьевич Лермонтов говорит, что нарисовал современного человека, какого он слишком часто встречал: "Автор этой книги... Ему просто весело было рисовать современного человека, каким он его понимает и, к несчастью, слишком часто встречал". В предисловии к роману автор показывает отношение к своему герою. Так же, как и Пушкин в "Евгении Онегине" ("Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной") Лермонтов высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его главным героем. Лермонтов не считал Печорина положительным героем, с которого надо брать пример. Автор подчеркнул, что в образе Печорина дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века.
Композиция Для того, чтобы воплотить свой замысел, раскрыть характер героя наиболее полно, объективно, писатель использует необычное композиционное построение романа: здесь нарушена хронологическая последовательность событий. Необычна не только композиция романа. Это произведение представляет собой уникальный жанровый сплав, соединение различных жанров, уже освоенных русской прозой: здесь использованы и путевые записки, и светская повесть, и излюбленный романтиками дневник-исповедь. Роман Лермонтова - социально-психологический и нравственно-философский. "В основной идее романа лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке", - пишет Белинский. Стремление автора достигнуть максимальной объективности и многогранности в изображении главного героя вынуждает его прибегнуть к нестандартной структуре повествования: автор как бы передоверяет рассказ о своем герое то странствующему офицеру, то Максим Максимычу, то самому Печорину. Повествование разбито на 5 повестей-новелл, объединенных образом Печорина. В основу каждой из сюжетных линий положен тот или иной конфликт: психологический, нравственный и т. д.
Последовательность повествований в романе такова:
В действительности же события происходили в другой последовательности:
Благодаря нарушению хронологии создается дополнительная интрига. Другая композиционная особенность - в трехкратной смене образа рассказчика.
Билет 19
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1249)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |