Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стереотип и стереотипизация



2020-02-04 177 Обсуждений (0)
Стереотип и стереотипизация 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

В современном образовательном пространстве все большую роль начинает играть межкультурное взаимодействие, в том числе и в сфере межнациональных отношений.

Россия - многонациональная страна, которую населяют большую часть конечно, русские - более 80%. Значительный процент составляют - татары (3,8%), украинцы - 3%, чуваши - 1,2%, белорусы - 0,8%, мордва - 0,7%, немцы и чеченцы - по 0,6%, аварцы, армяне, евреи - по 0,4% и др. Интенсивные миграционные процессы в современном мире касаются и Российской Федерации (швецова). В результате распада Советского Союза, на территории постсоветского пространства обострились межэтнические конфликты. Как одно из следствий образования независимых национальных государств на осколках СССР возникла проблема формирования новых государств с иной системой самоидентификации. В связи с формированием Российской Федерации возникает проблема российской этнической идентичности. Одним из интересных, но малоизученных элементов этнического сознания является этнический стереотип. Изучением этнического стереотипа занимаются многие общественные науки, такие как психология, социология, философия и др. Этнические стереотипы широко распространены в подростковой среде. К примеру, считалось, что англичане как основатели футбола показывают в нем отличные результаты. Однако, турнирные таблицы свидетельствуют о невысоких показателях среди других национальных сборных. Возникает необходимость педагогического осмысления и применения в педагогической практике явления этнического стереотипа.

Проблема: Заключается в недостаточной изученности проблем этнического сознания и поведения в педагогической науке и применение в педагогической практике.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в школе.

Предмет: исследование этнического стереотипа в учебно-воспитательном процессе.

Гипотеза: исследование заключается в грамотном использовании этнического стереотипа в педагогической деятельности способствующее улучшению межэтнического взаимодействия между подростками.

Цель: разработать теоретические основания применения этнического стереотипа в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

. Изучение научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования.

. Сформулировать теоретические основания применения этнического стереотипа в учебно-воспитательной работе.

. Разработка методов применения этнического стереотипа в учебно-воспитательной работе.

. Обобщение научных результатов.

Методы исследования: Изучение теоретической и методической литературы, анализ, сравнение, обобщение, изучение данных интернет ресурсов.

Характеристика литературы

В рамках педагогики вопрос о работе с этническими стереотипами не поднимается. Изучением стереотипа, в том числе и этнического занимаются различные общественные науки, такие как психология личности и социальная психология, социология, философия. Из зарубежных исследователей особо можно выделить У. Липпмана, занимавшегося изучением социального стереотипа и Тэшфела, изучавшего этнический стереотип. Явление этнического стереотипа изучал выдающийся русский историк и философ Л.Н. Гумилев. В рамках психологии изучением явления этнического стереотипа занимаются Агеев В.С., Стефаненко Т.Г. (этнопсихолог). Частично касается данных вопросов психолог Асмолова.


Глава 1. Этнический стереотип в учебно-воспитательной работе

Стереотип и стереотипизация

 

Само понятие стереотип перешло из типографского дела, где стереотип - монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин. В психологии: стереотип это цепь нервных следов от прежних раздражителей, срабатывающих, в отличие от условных и безусловных рефлексов, в отсутствие внешнего стимула.(судаков динамический стереотип) В общем случае в рамках психолого-педагогических дисциплин, стереотип - устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.

В сознании современного научного сообщества сложилось представление о том, что стереотип - исключительно негативное, мешающее адекватному восприятию окружающего мира явление. Однако стереотип бывает как отрицательным, так и положительным, необходимо разграничивать стереотипы и предрассудки, которые бывают только негативными. Современная социальная психология считает, что: «Стереотипизацию следует рассматривать как средство постижения социального значения информации, иными словами, она существует главным образом не для того, чтобы экономить познавательные ресурсы воспринимающего индивида, а скорее для того, чтобы отразить социальную реальность» (степаненко).

Объективно необходимой и полезной психологической функцией стереотипизации со времен У. Липпмана, который в 1922 году ввел понятие «социальный стереотип» (липпман), многими исследователями считается упрощение и систематизация обильной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды. Так, сторонники теории «сбережения ресурсов» главную функцию стереотипизации видят в обеспечении индивидов максимумом информации при минимальном интеллектуальном усилии. Иными словами, предполагается, что стереотипы в процессе социального познания избавляют индивидов от необходимости интерпретировать социальный мир во всей его сложности, но являются низшей формой представлений о социальной реальности, представлений, которые используются только тогда, когда недостижимы высшие, более точные и индивидуализированные представления. Если следовать основным дидактическим принципам - природ сообразности педагог может активно принимать явление стереотипа на своих занятиях. Таким образом формируя основы миропонимания учащихся, которые в дальнейшем должный быть подвержены педагогическому преобразованию.

Однако восприятие человека как члена группы вовсе не означает искажения его «подлинной» индивидуальности, а сами стереотипы представляют собой полезные способы восприятия. Наш мир сложен для восприятия не только из-за количественной перенасыщенности информацией, но и в результате ее качественной неопределенности. Стереотипизацию следует рассматривать как средство постижения социального значения информации, иными словами, она существует главным образом не для того, чтобы экономить познавательные ресурсы воспринимающего индивида, а скорее для того, чтобы отразить социальную реальность.

Британский психолог А. Тэшфел особо подчеркивал, что стереотипы способны защитить не только ценности индивида, но и его социальную идентичность. Исходя из этого, в качестве основных социально-психологических функций стереотипизации следует рассматривать межгрупповую дифференциацию, или оценочное сравнение, чаще всего в пользу своей группы, и осуществляемое с ее помощью поддержание позитивной социальной идентичности. Иными словами, предназначение стереотипов - наладить отношения группы прежде всего не с другими группами, а внутри нее самой, создав образ, позволяющий ее членам идентифицировать себя в водовороте истории. Вспомним классическое: «мы - не рабы, рабы - не мы». С этой точки зрения, «сверхзадача» социальных стереотипов - обеспечить пусть символическую, но целостность социальной общности.

Тэшфел выделил и две социальные функции стереотипизации:

) объяснение существующих отношений между группами, в том числе поиск причин сложных и «обычно печальных» социальных событий;

) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или планируемых по отношению к чужим группам. Так, психологический механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем внедрения в массовое сознание негативных стереотипов в отношении побежденных и порабощенных.

Иными словами, содержание стереотипов определяется факторами социального, а не психологического порядка. И именно враждебные, полные предрассудков стереотипы, а не механизм стереотипизации сам по себе - явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении. С другой стороны, этнические стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению. Данные социальные процессы наиболее выпукло предстают перед нами в сфере межнационального взаимодействия, то есть явления этнического стереотипа.

 



2020-02-04 177 Обсуждений (0)
Стереотип и стереотипизация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стереотип и стереотипизация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)