Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этнический стереотип и педагогическая работа с ним



2020-02-04 323 Обсуждений (0)
Этнический стереотип и педагогическая работа с ним 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Этнический стереотип - исторически сложившиеся правила поведения и оценки того или иного этноса. В рамках теории этногенеза Л.Н. Гумилева стереотип имеет принципиально другую трактовку. Стереотип поведения - система поведенческих навыков, передаваемых из поколения в поколение путем сигнальной наследственности, специфичная для каждого этнического коллектива. Стереотип поведения складывается в процессе адаптации этнической системы к окружающей ее среде (мечурин). Содержание этнических стереотипов определяется тремя группами факторов:

специфическими особенностями этнической группы, закрепленными в культуре и общественном сознании, выработанными в ходе общественно-исторического развития;

социально-политическими и экономическими условиями развития этнической группы и особенностями взаимодействия между ними;

длительностью и глубиной исторических контактов с другими этносами.

Этнические стереотипы могут быть двух видов - автостереотипы (описание собственного этноса) и гетеростереотипы (описание другого, не своего, этноса). Тем не менее, все подходы к пониманию этнического стереотипа, сводятся к перенесению свойств, приписываемых этносу, каждому отдельному его представителю. Данный подход не соответствует гуманистической педагогической парадигме (кашкин).

Этнические стереотипы - это один из видов социальных стереотипов, а именно те из них, которые описывают членов этнических групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой коммуникации об этнических стереотипах весьма распространено мнение как о исключительно отрицательном феномене. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего рассматривались негативные стереотипы в отношении подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств. Отсюда же проистекает и отождествление стереотипов с предрассудками. Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация рассматривается как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие к той или иной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися от других людей (Агеев, 1987, с. 177).

В настоящее время уже не вызывает сомнений, что этнические стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений, но представляют собой образы этносов, а не просто мнения о них. Они отражает, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними. Многие стереотипы имеют объективные основания, раскрывая особенности развития этноса на определенном этапе его исторического развития. К примеру, в отношении представителей экваториальной (негроидной) расы существует представление об их особой выносливости и скорости, которые проявляются в легкой атлетике. Доказательством тому являются призовые места на Олимпийских играх и соревнованиях различного уровня, многие из них ставили мировые рекорды, непобитые по сей день. В основе их побед лежит система естественного отбора, отразившаяся на особенностях анатомического строения тела. Длительное время народы Африки жили в условиях присваивающего хозяйства, прежде всего охоты. Как следствие - происходил отбор по качествам необходимым для данного вида хозяйственной деятельности, прежде всего выносливости, скорости и ловкости. Именно по этой причине африканцы становятся отличными бегунами. С другой стороны, проживая в условиях сухого, солнечного и жаркого климата они не показывают высоких результатов в зимних видах спорта. В рамках учебно-воспитательной работы в школе субъекты образовательного процесса постоянно сталкиваются с явлением стереотипа на национальной основе. Выявляя стереотипы в своей работе, учитель может использовать его для расширения предметной и общей эрудиции учащегося. Так, эффективными педагогическими приемами развития познавательных способностей учащихся является применение различных игровых и частично-поисковых (эвристические) методов обучения.

Этнопедагогику можно было бы, в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Задачи по работе с этническими стереотипами теоретически должна решать специальная педагогическая дисциплина - этнопедагогика (волков).

Явление этнического стереотипа необходимо применять в воспитательной работе. В качестве основной цели такой работы следует поставить принцип закрепления положительных представлений и разрушение негативных стереотипов в сознании субъектов образовательного процесса. Так представления, соответствующие мировым гуманистическим ценностям необходимо закреплять - например, кавказское уважение к старшим, признание старшего авторитетом. С другой стороны, стереотип о необходимости кровной мести, сохранившийся в ментальности ряда народов Кавказа необходимо искоренять. При педагогической работе с этническим стереотипом, необходимо учитывать, что при этнической идентификации, встречаются и проявления предпочтения чужих групп. Низкостатусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться с относительно более низким их положением в обществе. В конечном счете, это может отразиться на поведении подростков в школьном коллективе у таких подростков могут формироваться такие личностные качества как скрытность, замкнутость, подавленность это может привести к непониманию со стороны сверстников даже агрессивному поведению по отношению к такому подростку. Внутренний дискомфорт порождает в таком подростке подавленную агрессию, которая может выплеснуться в любой момент. Все это может накладываться на этнокультурные различия подростков и стереотипность представлений о культуре других народов. Для подросткового возраста характерно стремление к самоутверждению, к самоидентификации, что может выражаться в пренебрежительном отношении к другим людям. В этом возрасте формируются четкие представления по принципу «свой» - «чужой». Ксенофобия - это нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, чужеродному. Часто в основе ксенофобных представлений лежит негативный этнический стереотип (красько).

Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в процессе общения могут проявиться негативные стереотипы, в том числе и этнического характера. Экономия образовательного ресурса, и восприятие других народов через призму этнических стереотипов создает почву для конфликтов среди подростков, которые могут приобретать межнациональный характер. Негативный этнический стереотип, в совокупности с подростковыми конфликтами также может стать источником возникновения экстремизма отдельных личностей.

Профилактика этнического экстремизма в современной школе также является актуальной задачей современной школы. Необходимо отслеживание индивидуальное развитие каждого учащегося, перспективным в данном отношении по нашему мнению является тьютерство. Преодоление барьеров в общении между представителями различных национальностей, в том числе и негативных стереотипов, предрассудков и мифологем на этнической почве является условием гармоничного развития личности. Тьютерство - (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования (Ковалева Т.М., Долгова Л.М. и др. Сборник АПКиППРО. - Москва. 2009.). Сопровождение одним педагогом нескольких учащихся различных национальностей, организация взаимодействия и общения между ними создает условия для перевода межнациональных отношений в межличностные. Именно совместная деятельность и межличностное общение является наиболее перспективным в рамках профилактики ксенофобии и экстремизма на этнической почве.

В процессе изучения было выявлено современное понимание явления этнического стереотипа различными общественными и психолого-педагогическими дисциплинами. Данная проблема специально не исследуется в общей педагогике и частной дидактике. Таким образом, нами была поставлена проблема педагогической работы с явлением этнического стереотипа. Указаны возможные варианты его использования в педагогической деятельности.




2020-02-04 323 Обсуждений (0)
Этнический стереотип и педагогическая работа с ним 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этнический стереотип и педагогическая работа с ним

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (323)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)