Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические основы и основные проблемы работы с этническим стереотипом на занятиях физической культурой



2020-02-04 172 Обсуждений (0)
Теоретические основы и основные проблемы работы с этническим стереотипом на занятиях физической культурой 0.00 из 5.00 0 оценок




этнический экстремизм стереотип образование

Концепция компетентностного подхода в образовании направлена на формирование человека, который сможет на личностной ценностно-мировоззренческой основе адаптироваться к жизненным ситуациям. Здесь большое значение придается компетенциям социального бытия и взаимодействия человека в социуме, особенно остро необходимым подростку в условиях быстро меняющегося агрессивного, поликультурного мира для адаптации, успешного и комфортного сосуществования с окружением. Негативный этностереотип выступает как препятствие к формированию здоровых межнациональных отношений.

Можно выделить следующие ключевые социальные компетентности, формирующиеся в процессе педагогической работы с этническим стереотипом (амоношвилли):

компетентность социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями на основе сотрудничества, уважения и принятия другого (национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность как способ адекватного ситуациям установления взаимопонимания, избегания конфликтов, создания климата доверия;

компетентность общения на основе диалога, знания, уважения и соблюдения традиций, этикета как способность адекватного ситуации взаимодействия нахождения вербальных и невербальных средств и способов формирования и формулирования мысли при ее порождении и восприятии.

Такой подход в воспитании требует интеграции учебного и воспитательного процессов, так как формирование компетентностей требует знаний и моделирования определенных жизненных ситуаций, которые будут стимулировать:

научиться решать общие для различных видов деятельности проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей, среди которых важное место занимают проблемы продуктивного общения - коммуникативные;

адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и быть готовым активно влиять на эти условия для достижения как личного прогресса, так и общественного успеха.

В настоящее время педагогическая практика, решая задачи применения этнического стереотипа в практической деятельности, испытывает следующие затруднения:

дефицит дидактических разработок с включением базовых ценностей толерантности в образовательные программы, в том числе и с использованием этнического стереотипа;

недостаточное внимание к использованию уникальных возможностей физической подготовки для педагогической работы с этническим стереотипом в поликультурном обществе;

дефицит методических разработок и опыта в повседневной практике деятельности по налаживанию межличностного толерантного взаимодействия школьников с применением этнического стереотипа;

отсутствие зачастую системности на занятиях деятельности подростков в контексте толерантного воспитания личности;

отсутствие системного мониторинга явления этнического стереотипа среди подростков;

дефицит апробированных методов измерения толерантности и самоактуализации подростков;

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры. На каждом этапе развития человека существовали свои уровни формирования физической культуры как части общей культуры человека. Расширенная концепция историзма предполагает, в частности, наряду с краткой исторической справкой об истории самого события физической культуры давать краткую социокультурную панораму эпохи, в контексте которой произошло то или иное событие (например, появился футбол), включая историческую обстановку эпохи, уровень развития культуры и различных областей знания, анализируя взаимовлияние и взаимообусловленность развития науки, культуры (в частности, физической) и общества. Целесообразен и историко-ретроспективный анализ эволюции идей и принципов физической культуры, исторические экскурсы, позволяющие проследить «связь времен» (учебный предмет). Применение эвристических, проектных и частично-поисковых методов, связывающих физическую культуру с общественными дисциплинами, обогащают арсенал учителя в работе с этническими стереотипами.

Педагогическая работа со стереотипами на национальной почве в рамках физической культуры позволяет реализовать следующие метапредметные задачи:

В области познавательной культуры - понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

В области нравственной культуры - уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

В области эстетической культуры - восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры - владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения .

В процессе работы были рассмотрены возможные варианты применения этнических стереотипов на занятиях физической культурой с подростками. Наиболее эффективными методами в данном направлении считаются игровые, а так же частично-поисковые и проектные методы. В процессе работы с этническими стереотипами реализуется в полной мере принцип междисциплинарности, что оказывает огромное влияние на формирование метокомпетенции.


Заключение

 

В процессе исследования было выявлено современное понимание явления этнического стереотипа различными общественными и психолого-педагогическими дисциплинами. Данная проблема специально не исследуется в педагогике и методики преподавания физической культуры. Таким образом, нами была поставлена проблема педагогической работы с явлением этнического стереотипа. Указаны возможные варианты его использования в педагогической деятельности.

В процессе работы были рассмотрены возможные варианты применения этнических стереотипов на занятиях физической культуры с подростками. Наиболее эффективными методами в данном направлении считаются игровые, а так же частично-поисковые и проектные методы. В процессе работы с этническими стереотипами реализуется в полной мере принцип междисциплинарности, что оказывает огромное влияние на формирование метокомпетенции.

Было доказано, что педагогическая работа с этническими стереотипами среди учащихся подросткового возраста имеет большой учебно-воспитательный потенциал, который практически не реализуется в процессе формирования толерантной среды в образовательных учреждениях.


Список литературы

 

1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - Киев: Освита, 1991. - 111 с.

2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с. 21 - 26, 39 - 40.

.   Безюлева, Г.В. Толерантность в педагогике [Текст] / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова. - М.: Академия профессионального образования, 2002. - 228 с.

.   Бэтти, Э. Толерантность - дорога к миру [Текст] / Э. Бэтти. - М.: Бонфи, 2001. - 224 с.

.   Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

.   Кашкин В.Б., Смоленцева Е.М. Этностереотипы и табуирование темы в межкультурной коммуникации. [Текст] / В.Б. Кашкин., Е.М. Смоленцева. // Культурные табу и их влияние на результат коммуникации. - Воронеж: ВГУ, 2005. - С. 246-252.

.   Конфликтология [Текст]; под. ред. А.С. Кармина. - СПб., 2001. - 196 с.

.   Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ. В.Г. Крысько. 1999.

.   Мичурин В.А. Словарь понятий и терминов теории этногенеза. М., 1993//http://gumilevica.kulichki.net/MVA/mva09.htm.

.   Нездемковская Г.В. Зарождение и развитие этнопедагогика // «Психология и педагогика», 11 мая 2009 г.

.   Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

.   Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум. М., 2006// http://psyfactor.org/lib/stereotype8.htm.

.   Судаков К.В. Динамические стереотипы, или Информационные отпечатки действительности. М.: ПЕР СЭ, 2002.

.   Цеева Л.Х. Проблема реализации национально-регионального компонента в условиях преемственности дошкольного и начального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 6 - С. 102-104.

.   Физическая культура - составная часть федерального государственного образовательного стандарта/Российская академия государственной службы при президенте Российской Федерации [Режим доступа] //http://sport.rags.ru/ttp://sport.rags.ru/

.   Теоретическая часть семинара-тренинга " Урок с целью достижения метапредметных, предметных, личностных результатов обучения"/ Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества [Режим доступа]//http://www.openclass.ru/node

.   Липпман У. Общественное мнение / пер. с англ. Т.В. Барчунова, под ред. К.А. Левинсон, К.В. Петренко. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

.   Кашкин В.Б. Этнонимы и территория национальной души / В.Б. Кашкин, С. Пёйхёнен. - Русское и финское коммуникативное поведение. - Вып. 1. - Воронеж: ВГТУ, 2000. - С. 70.

.   Агеев B.C., Сыродеева А.А. Интегративные процессы в межгрупповом взаимодействии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 1987. - № 2.

.   Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5-9 классы//http://standart.edu.ru/catalog.aspx.

.   История педагогики. Педагогическая деятельность и теория А.С. Макаренко //http://www.gala-d.ru/parts/1106-part25.html

.   Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с. 21 - 26, 39 - 40.


Приложение

 

Стереотип - монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин.

Этнический стереотип - исторически сложившиеся правила поведения и оценки того или иного этноса

Стереотипизация - восприятие, классификация и оценка объектов социальных (событий) путем распространения на него характеристик некоей группы социальной и прочего на основе определенных представлений - стереотипов социальных.

Автостереотипы - мнения, суждения, оценки, относимые к собственной общности этнической; обычно содержат комплекс положительных оценок.

Гетеростереотипы - совокупность оценочных суждений о других народах; бывают как положительными, так и отрицательными - в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов.



2020-02-04 172 Обсуждений (0)
Теоретические основы и основные проблемы работы с этническим стереотипом на занятиях физической культурой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические основы и основные проблемы работы с этническим стереотипом на занятиях физической культурой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)