Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема соотношения воспитания ребёнка в семье и детском саду



2020-02-04 159 Обсуждений (0)
Проблема соотношения воспитания ребёнка в семье и детском саду 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие адаптации. Фазы адаптации

 

Понятие адаптации многогранно. Сначала мы дадим несколько общих определений. Затем вычленим из них общие моменты, чтобы дать определение адаптации, которое будет применено в нашем исследовании.

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. Этот процесс позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время максимальное соответствие деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Адаптация социальная - процесс взаимодействия личности или социальной группы со средой социальной; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Психическая адаптация является сплошным процессом, который, наряду с собственно психической адаптацией (то есть поддержанием психического гомеостаза), включает в себя ещё два аспекта : а). оптимизацию постоянного воздействия индивидуума с окружением; б). установление адекватного соответствия между психическими и физиологическими характеристиками. Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы.

Таким образом, из приведенных определений можно вычленить общие параметры, которые будут использованы в дальнейшем. Во-первых, является динамическим процессом. Во-вторых, в этом процессе выделяется взаимодействие личности с средой адаптации. В-третьих, результатом этого взаимодействия является удовлетворение потребностей и реализация целей личности. В-четвертых, реализация целей и удовлетворение потребностей личности обеспечивается в максимальном соответствии его поведения и деятельности требованиям среды. При этом ребенок учится приспосабливаться к любым обстоятельствам, адаптироваться в любой среде и обязательно приспосабливается к ней.

Очевидно, что столь сложный и неоднозначный процесс требует длительного времени. В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

)   Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и в психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушениям сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

)   Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится в среднем три - пять месяцев);

)   Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате чего дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

)   Легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение десяти - пятнадцати дней, то есть ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, а также болеет не чаще обычного;

)   Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, и при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, также может наступить заболевание длительностью около пяти-семи дней, а это и есть признаки психического стресса;

)   Тяжелая адаптация - может длиться от двух до шести месяцев. Ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся у него навыки, а также может наступить как и физическое, так и психическое истощение организма ребёнка.

Приведенные данные с добавлениями сведены нами в двух таблицах, разделенных по писхо-эмоциональным и психо-физиологическим критериям.

Именно поэтому необходима такая организация жизни ребёнка-дошкольника в учреждении, которое приводило бы к наиболее адекватному, и почти безболезненному приспособлению к новым условиям, а также позволяло бы формировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми.

 

Проблема соотношения воспитания ребёнка в семье и детском саду

 

Практика воспитания детей в дошкольно-образовательных учреждениях возникла сравнительно недавно. Но идея о коллективном воспитании детей зародилась ещё в древности.

Так, греческий философ Платон (V-IV вв. до н. э.) в своей книге «Государство» высказал предположение, что коллективное воспитание детей поможет сделать из них достойных граждан.

Однако Платон, с нашей точки зрения, в своих воззрениях на воспитание подрастающего поколения был чрезмерно радикален. Он, в частности, считал, что друзья должны иметь все общее, включая женщин и детей. Далее все дети после рождения будут отобраны у своих родителей, и будут приняты серьезные меры предосторожности, чтобы родители не знали, которые дети являются их детьми, а дети не должны знать, кто их родители. Платон объяснял это так: поскольку ребенок не знает, кто его родители, он должен называть «отцом» каждого мужчину, которые по возрасту мог бы быть его отцом; это также относится к «матери», «брату» и «сестре».

Сегодня преобладающим является мнение о необходимости воспитания ребенка для его успешной социализации в дошкольно-образовательных учреждениях. Однако существует и другое мнение. Например, супруги Никитины утверждают следующее.

«Ни в ясли, ни в детские сады мы детей не отдавали, поэтому опыта «детсадовских родителей» не приобрели. Конечно, мы об этом не жалеем, потому что и тогда, и сейчас считаем, что наши дошкольно-образовательные учреждения представляют очень мало возможностей для физического, умственного и нравственного развития ребятишек: не побегать босяком, ни подвигаться всласть, ни поиграть в охотку, ни трудных задачек на смекалку, ни букв, ни цифр до школы, ни совместных дел и занятий со взрослыми или со старшими, ни учета личных особенностей состояний, ни непременной доброты, любви к каждому ребёнку - как же без этого жить и каким вырастешь?

Кроме этого, для нас оказалось просто невозможным передать детей, даже на время, в другие руки, пусть добрые, умелые, но чужие.

В общем, и сознание, и чувства - все было настроено против этих «камер хранения» для детей, которые представлялись нам своеобразными казармами, где всё делается по жесткому режиму и «чохом» - всеми разом. Мы не представляли себе там своих детей!»

Столь радикальное мнение, конечно, сегодня неприемлемо. По нашему мнению, воспитание ребенка в детском саду должно дополнять, а не заменять семейное воспитание. Детский психолог Бенджамин Спок следующим образом аргументирует данную точку зрения.

«Хороший детский сад не заменяет семейное воспитание, а дополняет его. Большинству детей детский сад приносит огромную пользу. Детский сад особенно ценен для единственного в семье ребёнка, для ребёнка, не имеющего достаточно возможностей общаться с другими детьми, для ребёнка, живущего в плохих жилищных условиях, для ребёнка, с которым матери трудно справляться по каким-либо причинам. Каждому малышу необходимо общество детей его возраста не только для игр и развлечения, но и самое главное, чтобы научиться жить в коллективе, что является главной задачей его жизни. Ребёнку также необходимы пространство, где он мог бы бегать и кричать, приспособления для физических упражнений, кубики, блоки, доски, чтобы строить, куклы, поезда и другие игрушки. Ему необходимо общаться и с другими взрослыми людьми, кроме своих родителей. Очень немногие дети имеют все эти преимущества дома».

 



2020-02-04 159 Обсуждений (0)
Проблема соотношения воспитания ребёнка в семье и детском саду 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема соотношения воспитания ребёнка в семье и детском саду

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)