Практическая работа, проведенная с детьми
При поступлении четырех детей в дошкольно-образовательное учреждение мы проводили практическое исследование. Целью исследования было знакомство ребенка с группой, а в дальнейшем и получение общего представления о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми. Методика применяется работе с детьми средней группы детского сада. В процессе наблюдения мы также отмечали степень успешности адаптации по физиологическим критериям (здоровье, аппетит, сон). С детьми, поступающими в детский сад, был проведен праздник знакомства. Цель его проведения состояла в том, чтобы адаптация детей в новом коллективе прошла легче, чтобы ребенок быстрее привык к группе и воспитателю. Очень важно, чтобы ребёнок сам захотел принимать участие в игре. Ни в коем случае нельзя заставлять делать это насильно. На празднике ребенку могут что-то подарить, делают то, что ему нравится. Каждый ребенок из группы делает или говорит новичку что-то приятное, называя при этом своё имя. Дети поначалу вели себя настороженно, боялись воспитателя и будущих одногруппников. Они держались поближе к родителям, а один мальчик даже плакал. В процессе представления новичков группе двое детей так и не решились назвать свое имя. Их представили родители. После праздника родители вместе с детьми ходили по группе. Через некоторое время детей привлекли яркие игрушки. Родители наблюдали неподалеку за своими детьми, но еще не решались покинуть группу. Дети же, играя с игрушками, постоянно оглядывались на родителей. Перед обедом родители вместе с детьми ушли домой, пообещав вернуться на следующий день. Всю первую неделю дети ходили в детский сад вместе с родителями. При этом с каждым днем дети проводили в детском саду без родителей всё большее количество времени, постепенно привыкая к условиям детского сада, сверстникам и воспитателю. По прошествии 10 дней пребывания детей в детском саду была проведена методика «Разложи картинки». Задание выполняется индивидуально. Для этого необходим набор картинок с изображением различных ситуаций из жизни детей. Набор состоит из восьми картинок: . Дети бегут к воспитателю. . Ребёнок разговаривает со взрослым. . Дети идут на прогулку парами. . Дети играют в группе. . Дети занимаются, сидя за столами. . Два взрослых и один ребёнок стоят рядом и смотрят друг на друга. . Два ребёнка и один взрослый стоят рядом и смотрят друг на друга. . Дети сидят на стульчиках. Ребенку дается инструкция: «Возьми в одну руку все грустные картинки, а в другую - все весёлые». Затем фиксируется количество «грустных» и «веселых» картинок у каждого ребенка, независимо от их содержания. По результатам эксперимента мы определяем индивидуальное и общее количество «грустных» и «весёлых» картинок. Если общее количество «грустных» картинок превышает общее количество веселых, это является свидетельством негативного эмоционального состояния детей в группе. В выполнении этого задания участвовали четверо детей, недавно поступивших в детский сад. Приводим результаты проведенного задания в таблице 2. Дети условно обозначены цифрами от 1 до 4. «Весёлые» картинки даны во втором столбце под знаком «+», «грустные» - в третьем со знаком «-». В четвертом столбце даны результаты для каждого ребёнка.
Табл. 2
Таблица выявила, что трое из четырех детей успешно адаптировались в группе. Осложнения возникли у четвертого ребенка. Мы также наблюдали за здоровьем, сном и аппетитом новичков. В тех случаях, когда мы это сделать не могли, обращались за помощью к воспитателю. По нашим наблюдениям, в первые дни дети неохотно ели пищу, приготовленную в детском саду, плохо засыпали, сон их был беспокойным. Однако ближе к середине практической работы были четко видны улучшения. Трое из четверых новичков ели с аппетитом, спали спокойным, крепким сном. Четвертый ребенок адаптировался медленнее других. К концу второй недели у него еще был плохой аппетит и неспокойный сон. Он предпочитал играть не в коллективе, а в одиночку; он часто плакал и лез в драки. Но к концу практического исследования мы увидели и у этого ребенка явные улучшения. Адаптация его также прошла успешно.
Заключение
В данной курсовой работе нам удалось и провести теоретические рекомендации родителям и воспитателям для того, чтобы адаптация детей-дошкольников к условиям дошкольно-образовательного учреждения прошла более успешно. Мы проанализировали источники по данной теме, изучили психолого-педагогический опыт по данной проблеме, нашли более эффективный путь адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения. Мы пришли к выводу о безусловной необходимости совместного участия в процессе успешной адаптации ребенка-дошкольника родителей, воспитателя и сверстников. Выдвинутая нами гипотеза о том, что, если следовать рекомендациям, приведенным в курсовой работе, то адаптация ребенка-дошкольника к условиям дошкольно-образовательного учреждения пройдёт успешно, подтвердилась. На практике мы обнаружили, что адаптация детей дошкольников к условиям дошкольно-образовательного учреждения проходила успешнее в тех случаях, когда все заинтересованные в этом лица (воспитатель, родители, сверстники, сам ребенок) активно участвовали в этом и охотно шли на сотрудничество для достижения общей цели. Кроме того, мы получили бесценный психолого-педагогический опыт, который, несомненно, окажется полезным в последующей работе.
Список литературы
1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагога детского сада с семьей ребенка//Дошкольное воспитание. 1998, №6. . Арнаутова Е. П. Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М.: Линка-пресс, 2004. . Балакера Т. Б. Эмоции и дети//Дошкольное воспитание. 2005, №1. . Воспитателю о работе с семьей/Под ред. Виноградовой Н. Ф. М.: Просвещение, 1989. . Гарбузов В. И. Нервные дети. М.: Наука, 1990. . Данилина Т. А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, М. Н. Степина. М.: Айрис-пресс, 2006. . Денисенкова Н., Пороцкая Психологическая консультация. Добро пожаловать//Дошкольное воспитание.2003, №10. . Доронова Т. Защита прав и достоинства маленького ребенка//Дошкольное воспитание. 2000, №9. . Заочный курс лекций для матерей/Под ред. Петрова Т. А. М.: Медицина, 1969. . Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации, Новосибирск, 1980. . Казыгереев Л. А. Ваш малыш идет в детский сад//Дошкольное воспитание, 1998, №4. . Как измерить успешную адаптацию?//Дошкольное воспитание. 2000, №3. . Краткий словарь по логике/Горский Д. П., Ивин А. А., Никифоров А. Л. М.: Просвещение, 1991. . Лемли Д. Работать с маленькими детьми. М.: Просвещение, 1991. . Миронов А. Критические периоды детства. М.: Знание, 1979. . Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. М.: Молодая гвардия, 1989. . Никитин Б., Никитина Л. Наш малыш в три года. М.: Молодая гвардия, 1989. . О работе в детском саду/Обруч. 2000, №3. . Психолого-педагогический словарь. М.: Феникс, 2003. . Рассел Б. История Западной философии. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. . Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 1998. . Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях/Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кальмер, А. Атоносовой-Вуловой - М.: «Москва-медицина», 1980. . Спок Б. Ребёнок и уход за ним. Владикавказ: «ИР», 1991. . Студеникин М.Я., Макаренко Ю.А. и Бурмистрова Н.Н. Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения и лечебного стационара. Вестн. АМН СССР, 1979, №10. . Танкова-Ямпольская Р. В. Ваш ребенок М.: «Москва-медицина», 1990. . Управление образовательным процессом в дошкольно-образовательном учреждении/ Микляева Н. М., Микляева Ю. В., Новицкая М. Ю. М.: Современное слово, 2003. . Фридман Л. М. Психология воспитания М.: Сфера, 1990. 28. Чернооченко А. А. <http://www.abc-people.com/search.htm> . Чеснова Н. Ю. Настольная книга воспитателя детского сада. Ростов н/Д: Феникс, 2004
Приложение
Психо-физиологические критерии
Психо-эмоциональные критерии
Тезаурус
Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Анкета - опросный лист для получения каких-либо сведений о том, что его заполняет и для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе. Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Воспитательница детского сада - педагог, осуществляющий воспитательную работу и общее наблюдение за группой детей в дошкольном учреждении. Назначается из числа окончивших дошкольные педагогические училища или соответствующий факультет пединститута. Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста. Личность - человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений. Потребность - психическое явление, отражение объективной нужды организма в чем-либо (биологические потребности, свойственные человеку и животным), личности (социальные или духовные, свойственны только человеку). Стресс - психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды. Теория (от греч. theoria - наблюдение, рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли знания, форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связей действительности. Тест - стандартизированное задания, по результатам выполнения которых, судят о психо-физиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого. Эмоции - особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих или тормозящих деятельность.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |