Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическая работа, проведенная с детьми



2020-02-04 174 Обсуждений (0)
Практическая работа, проведенная с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При поступлении четырех детей в дошкольно-образовательное учреждение мы проводили практическое исследование. Целью исследования было знакомство ребенка с группой, а в дальнейшем и получение общего представления о позитивном или негативном эмоциональном самочувствии детей в группе по результатам кратковременного наблюдения, индивидуальных собеседований и индивидуальных экспериментов с детьми. Методика применяется работе с детьми средней группы детского сада. В процессе наблюдения мы также отмечали степень успешности адаптации по физиологическим критериям (здоровье, аппетит, сон).

С детьми, поступающими в детский сад, был проведен праздник знакомства. Цель его проведения состояла в том, чтобы адаптация детей в новом коллективе прошла легче, чтобы ребенок быстрее привык к группе и воспитателю. Очень важно, чтобы ребёнок сам захотел принимать участие в игре. Ни в коем случае нельзя заставлять делать это насильно. На празднике ребенку могут что-то подарить, делают то, что ему нравится. Каждый ребенок из группы делает или говорит новичку что-то приятное, называя при этом своё имя.

Дети поначалу вели себя настороженно, боялись воспитателя и будущих одногруппников. Они держались поближе к родителям, а один мальчик даже плакал. В процессе представления новичков группе двое детей так и не решились назвать свое имя. Их представили родители. После праздника родители вместе с детьми ходили по группе. Через некоторое время детей привлекли яркие игрушки. Родители наблюдали неподалеку за своими детьми, но еще не решались покинуть группу. Дети же, играя с игрушками, постоянно оглядывались на родителей.

Перед обедом родители вместе с детьми ушли домой, пообещав вернуться на следующий день. Всю первую неделю дети ходили в детский сад вместе с родителями. При этом с каждым днем дети проводили в детском саду без родителей всё большее количество времени, постепенно привыкая к условиям детского сада, сверстникам и воспитателю.

По прошествии 10 дней пребывания детей в детском саду была проведена методика «Разложи картинки». Задание выполняется индивидуально. Для этого необходим набор картинок с изображением различных ситуаций из жизни детей. Набор состоит из восьми картинок:

. Дети бегут к воспитателю.

. Ребёнок разговаривает со взрослым.

. Дети идут на прогулку парами.

. Дети играют в группе.

. Дети занимаются, сидя за столами.

. Два взрослых и один ребёнок стоят рядом и смотрят друг на друга.

. Два ребёнка и один взрослый стоят рядом и смотрят друг на друга.

. Дети сидят на стульчиках.

Ребенку дается инструкция: «Возьми в одну руку все грустные картинки, а в другую - все весёлые». Затем фиксируется количество «грустных» и «веселых» картинок у каждого ребенка, независимо от их содержания.

По результатам эксперимента мы определяем индивидуальное и общее количество «грустных» и «весёлых» картинок. Если общее количество «грустных» картинок превышает общее количество веселых, это является свидетельством негативного эмоционального состояния детей в группе.

В выполнении этого задания участвовали четверо детей, недавно поступивших в детский сад. Приводим результаты проведенного задания в таблице 2. Дети условно обозначены цифрами от 1 до 4. «Весёлые» картинки даны во втором столбце под знаком «+», «грустные» - в третьем со знаком «-». В четвертом столбце даны результаты для каждого ребёнка.

 

Табл. 2

№ ребёнка + - Результаты
1 6 2 +
2 3 5 -
3 7 1 +
4 8 0 +

 

Таблица выявила, что трое из четырех детей успешно адаптировались в группе. Осложнения возникли у четвертого ребенка.

Мы также наблюдали за здоровьем, сном и аппетитом новичков. В тех случаях, когда мы это сделать не могли, обращались за помощью к воспитателю.

По нашим наблюдениям, в первые дни дети неохотно ели пищу, приготовленную в детском саду, плохо засыпали, сон их был беспокойным. Однако ближе к середине практической работы были четко видны улучшения. Трое из четверых новичков ели с аппетитом, спали спокойным, крепким сном. Четвертый ребенок адаптировался медленнее других. К концу второй недели у него еще был плохой аппетит и неспокойный сон. Он предпочитал играть не в коллективе, а в одиночку; он часто плакал и лез в драки. Но к концу практического исследования мы увидели и у этого ребенка явные улучшения. Адаптация его также прошла успешно.

 


Заключение

 

В данной курсовой работе нам удалось и провести теоретические рекомендации родителям и воспитателям для того, чтобы адаптация детей-дошкольников к условиям дошкольно-образовательного учреждения прошла более успешно.

Мы проанализировали источники по данной теме, изучили психолого-педагогический опыт по данной проблеме, нашли более эффективный путь адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения.

Мы пришли к выводу о безусловной необходимости совместного участия в процессе успешной адаптации ребенка-дошкольника родителей, воспитателя и сверстников.

Выдвинутая нами гипотеза о том, что, если следовать рекомендациям, приведенным в курсовой работе, то адаптация ребенка-дошкольника к условиям дошкольно-образовательного учреждения пройдёт успешно, подтвердилась. На практике мы обнаружили, что адаптация детей дошкольников к условиям дошкольно-образовательного учреждения проходила успешнее в тех случаях, когда все заинтересованные в этом лица (воспитатель, родители, сверстники, сам ребенок) активно участвовали в этом и охотно шли на сотрудничество для достижения общей цели.

Кроме того, мы получили бесценный психолого-педагогический опыт, который, несомненно, окажется полезным в последующей работе.

 


Список литературы

 

1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагога детского сада с семьей ребенка//Дошкольное воспитание. 1998, №6.

.   Арнаутова Е. П. Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. М.: Линка-пресс, 2004.

.   Балакера Т. Б. Эмоции и дети//Дошкольное воспитание. 2005, №1.

.   Воспитателю о работе с семьей/Под ред. Виноградовой Н. Ф. М.: Просвещение, 1989.

.   Гарбузов В. И. Нервные дети. М.: Наука, 1990.

.   Данилина Т. А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, М. Н. Степина. М.: Айрис-пресс, 2006.

.   Денисенкова Н., Пороцкая Психологическая консультация. Добро пожаловать//Дошкольное воспитание.2003, №10.

.   Доронова Т. Защита прав и достоинства маленького ребенка//Дошкольное воспитание. 2000, №9.

.   Заочный курс лекций для матерей/Под ред. Петрова Т. А. М.: Медицина, 1969.

.   Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации, Новосибирск, 1980.

.   Казыгереев Л. А. Ваш малыш идет в детский сад//Дошкольное воспитание, 1998, №4.

.   Как измерить успешную адаптацию?//Дошкольное воспитание. 2000, №3.

.   Краткий словарь по логике/Горский Д. П., Ивин А. А., Никифоров А. Л. М.: Просвещение, 1991.

.   Лемли Д. Работать с маленькими детьми. М.: Просвещение, 1991.

.   Миронов А. Критические периоды детства. М.: Знание, 1979.

.   Никитин Б., Никитина Л. Мы, наши дети и внуки. М.: Молодая гвардия, 1989.

.   Никитин Б., Никитина Л. Наш малыш в три года. М.: Молодая гвардия, 1989.

.   О работе в детском саду/Обруч. 2000, №3.

.   Психолого-педагогический словарь. М.: Феникс, 2003.

.   Рассел Б. История Западной философии. Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

.   Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 1998.

.   Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях/Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кальмер, А. Атоносовой-Вуловой - М.: «Москва-медицина», 1980.

.   Спок Б. Ребёнок и уход за ним. Владикавказ: «ИР», 1991.

.   Студеникин М.Я., Макаренко Ю.А. и Бурмистрова Н.Н. Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения и лечебного стационара. Вестн. АМН СССР, 1979, №10.

.   Танкова-Ямпольская Р. В. Ваш ребенок М.: «Москва-медицина», 1990.

.   Управление образовательным процессом в дошкольно-образовательном учреждении/ Микляева Н. М., Микляева Ю. В., Новицкая М. Ю. М.: Современное слово, 2003.

.   Фридман Л. М. Психология воспитания М.: Сфера, 1990.

28. Чернооченко А. А. <http://www.abc-people.com/search.htm>

.   Чеснова Н. Ю. Настольная книга воспитателя детского сада. Ростов н/Д: Феникс, 2004

 


Приложение

 

Психо-физиологические критерии

Степень адаптации Здоровье Аппетит Сон
Легкая степень В период адаптации - заболевание не более одного раза сроком на 10 дней. Отказ от еды не наблюдается В первые дни может быть снижен, затем нормализуется
Средняя степень Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней. Возможны изменения вегетативной нервной системы. Может снижаться вес, тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление происходит через 20-40 дней. Аппетит снижается В первые дни возникает отказ от еды. Аппетит восстанавливается через 20-40 дней Ребенок плохо засыпает Сон короткий Вскрикивает во сне Просыпается со слезами Сон восстанавливается через 20-40 дней
Тяжелая степень Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной нервной системы. Появляются признаки невротических реакций. Шелушение кожи диатез, бледность потливость. Тени под глазами вес может снижаться. Возможны нарушение стула, бесконтрольный стул, невротическая рвота. Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к новой пище. Может отказываться от самостоятельного приема пищи. Аппетит восстанавливается к 60 дню. Плохо засыпает, сон короткий, прерывистый. Во время сна наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне. Восстанавливается примерно к 60 дню.

 

Психо-эмоциональные критерии

Степень адаптации Эмоциональный фон Поведение Социальные навыки
Легкая степень Настроение бодрое, заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем. Преобладает спокойное эмоциональное состояние однако это состояние не стабильно. Любой новый раздражитель влечет за собой возврат как к положительным, так и к отрицательным эмоциональным реакциям В первые дни возможно проявление пассивно-разрушительной активности, направленное на выход из ситуации это активный двигательный процесс. Активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации активность может проявляться как в речевом, так и в действенном плане это смех голосовые реакции Отношения с близкими взрослыми не нарушается интересуют другие взрослые поддается ритуалам прощания откликается и выполняет указания взрослого отношения к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Ребенок вступает в активный контакт с взрослыми и окружающими предметами может проявлять поисковый ориентировочный интерес.
Средняя степень Наблюдается подавленность, напряженность пассивное подчинение. Быстрый переход к отрицательным эмоциям, частый плач, или наоборот заторможенность. Постепенно, обычно к 20 дню эмоциональное состояние нормализуется. Отсутствие активности. В дальнейшем активность избирательна Возможен отказ от участия в деятельности, в игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная и кратковременная, речью может не пользоваться Отношение к взрослым избирательное Общение только в определенных условиях. Отношение к детям: избегает, сторонится, или проявляет агрессию.
Тяжелая степень Отсутствие активности при стертых отрицательных и эмоциональных реакциях. (тихий плач хныканье, страх, ступорозное состояние без попыток активного сопротивления) Настроение безучастное много и длительно плачет. Пассивное поведение. Активность отсутствует Часто отрицание любой деятельности В первые дни преобладает отрицательное отношение к взрослым. По отношению к детям или безучастность, или страх. По мере привыкания появляется избирательность в общении с взрослыми.

 


Тезаурус

 

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому живые организмы, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Анкета - опросный лист для получения каких-либо сведений о том, что его заполняет и для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе.

Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества.

Воспитательница детского сада - педагог, осуществляющий воспитательную работу и общее наблюдение за группой детей в дошкольном учреждении. Назначается из числа окончивших дошкольные педагогические училища или соответствующий факультет пединститута.

Детский сад - учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста.

Личность - человек как общественное существо, сформировавшееся в определенной системе общественных отношений.

Потребность - психическое явление, отражение объективной нужды организма в чем-либо (биологические потребности, свойственные человеку и животным), личности (социальные или духовные, свойственны только человеку).

Стресс - психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды.

Теория (от греч. theoria - наблюдение, рассмотрение, исследование) - система основных идей в той или иной отрасли знания, форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связей действительности.

Тест - стандартизированное задания, по результатам выполнения которых, судят о психо-физиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умениях и навыках испытуемого.

Эмоции - особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих или тормозящих деятельность.



2020-02-04 174 Обсуждений (0)
Практическая работа, проведенная с детьми 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическая работа, проведенная с детьми

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)