Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исследования пространственной мобильности в конструктивистской социологии



2020-02-04 172 Обсуждений (0)
Исследования пространственной мобильности в конструктивистской социологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Исследования науки и технологии представляют собой своеобразный конструктивистский подход к изучению взаимного формирования общественной жизни человеческими и не-человеческими субъектами. Это - междисциплинарная область знания, образовавшаяся на стыке социологии, экономики, политики и технонауки. Направление STS сформировано, скорее, из множества споров и дискуссий, чем из одной теоретической парадигмы. Ранние истоки STS можно отнести к социологии научного знания и философии науки. Данное течение включает в себя такие направления, как: «социальное конструирование технологий» (W. Bijker, T. Pinch), концепция социотехнических систем Т. Хьюза, акторно-сетевая теория (B. Latour, J. Low). Можно выделить несколько основных особенностей STS:

.   Научные факты - конструкт взаимодействия человеческих и не-человеческих агентов, а, следовательно, объективность (реальность) любого научного факта рассматривается как достижение, а не свойство.

2. В описании конструирования научного факта должны учитываться все агенты, участвующие в его формировании.

.   Человеческие и нечеловеческие агенты рассматриваются одинаково, т.к. они вносят равноценный вклад в формирование научных фактов и повседневности.

Развиваясь, методы и теоретические подходы STS стали применяться не только для изучения науки и технологии, но также и к изучению городской среды. Влияние на урбанистические исследования проявляется в следующем:

1. Город перестал рассматриваться как целое, а стал рассматриваться как множество. Предметом изучения стала коллективная социальная жизнь. Акцент в исследованиях стал делаться на способах проживания в городе, т.е. на различные способы конструирования городской жизни.

2. Городское пространство стало рассматриваться как следствие отношений между человеческими и нечеловеческими субъектами.

С точки зрения конструктивисткой социологии о современной пространственной мобильности можно говорить как о следствии отношений между акторами и различными транспортными средствами. Автомобиль же, с точки зрения STS, рассматривается как технологический артефакт, который «изменил своим появлением городское пространство»: он стал причиной появления скоростных шоссе, светофоров, многочисленных парковочных мест и стоянок. Увеличивающийся поток машин на улицах города стал причиной изменения планирования городского пространства: начали увеличиваться пространства между местами работы и домом, местами отдыха и магазинами. Изменив городское пространство, автомобиль изменил и общество, принудив его к мобильности: «Современное общество было изменено таким образом, чтобы людям приходилось путешествовать. Города начали разрастаться, а городское пространство подразделяться на пространства сна, работы и отдыха».

Более того, автомобиль начал требовать от общества овладения определенными техническими и социальными навыками: «практика вождения предполагает, что водитель должен быть не только в состоянии управлять автомобилем, но должен еще уметь правильно интерпретировать всевозможные знаки, как для своей безопасности, так и для безопасности окружающих его людей». Вождение, как социальный навык, является определенными тактиками современного передвижения, созданными автомобилем. К этим тактикам можно отнести: выбор улиц без пробок, намеренное увеличение скорости (чтобы успеть проехать на зеленый свет) и многие другие. Автомобиль, как и любая другая технология, имеет свой собственный «сценарий использования». В случае с автомобилем сценарий заключается в вождении по правилам дорожного движения, которые существуют в обществе. Но, иногда пользователи пытаются изменить сценарии использования: например, проезжая на красный свет светофора или развивая скорость выше максимально установленной.

О современных автомобилях можно говорить как о «капсулах» для передвижения, включающих в себя всевозможные технологии и медиа, призванные сделать использование автомобиля наиболее комфортным и легким, заменяя собой человеческую деятельность. С другой же стороны, действия человека формируют и саму технологию: использование человеком различных технологий (например радио, телефон) делает автомобиль текучим объектом, своеобразной мобильной машиной, которая позволяет водителю выбирать: использовать ее для работы, общения или как средство передвижения. В этой связи, сегодня можно говорить об автомобиле как о своеобразном «делегате», который был сделан людьми, заменил собой некоторые действия людей и, теперь, сообщает им, как нужно действовать, изменяя существующие практики передвижения и создавая новые: «чем больше в обществе говориться о получении свободы от использования машины, тем менее свободным становится индивид: он вынужден ездить по определенным маршрутам, следовать определенным правилам…можно говорить о том, что автомобиль приобрел власть над своими пользователями».

Многие исследователи мобильности, пишущие в рамках STS, пришли к следующему выводу: когда человек садится за руль автомобиля, одновременно изменяются характеристики индивида и транспортного средства, т.е. появляется третий объект, с новыми свойствами. «Этот объект не является уже ни полноценным автомобилем, ни водителем, но в нем можно увидеть черты и того и другого». Таким образом, можно говорить о новом агенте, как о гибриде с совершенно новыми характеристиками, где гибридность - «слияние человека с техникой и степень, в которой технология заменяет собой человеческую деятельность».

С точки зрения гибридности, транспортные средства дают возможность индивидам, оставаясь на одном месте, перемещаться в физическом пространстве, что позволяет говорить о пользователях автомобилей, как о «мотильных гибридах». Дж. Бэкман говорит, что понятие мотильности «описывает своеобразное подвижное состояние, в котором люди не совсем в движении, но и не иммобильны». Мотильность предполагает, что индивиды существуют сразу в нескольких пространствах: например, водитель автомобиля может существовать в пространстве воображения, в пространстве автомобиля и в дорожном пространстве.

Неотъемлемой частью современной автомобильной системы является и общественный транспорт, о котором можно говорить как об «основном источнике пространственной мобильности многих слоев населения». Такой транспорт является элементом двух пространств: городского пространства и пространства маршрутов. Более того, общественный транспорт преобразовывает городское пространство в «пространство назначения», т.к., во-первых, происходит акцентирование внимания пассажиров на определенных объектах городского пространства, а во-вторых, выбираются специальные маршруты, которые захватывают наибольшее количество значимых городских элементов.

В любом общественном транспорте есть определенные правила поведения. Однако, стоит заметить, что индивиды, пользующиеся первый раз определенным видом общественного транспорта, не нуждаются в подробном инструктаже, т.к. «основные правила поведения можно увидеть в действиях пассажиров». Другими словами, новый пользователь определенного типа транспортного средства должен согласовывать свои действия с действиями других пассажиров и, более того, играть определенную роль в пространстве автомобиля, чтобы добиться коллективного блага от определенной ситуации.

Таким образом, описание современной пространственной мобильности с точки зрения конструктивистского подхода показало значимость материальных объектов в конструировании и организации повседневности. Было продемонстрировано, что развитие транспортных систем явило собой многочисленные преобразования как в городском пространстве, так и в повседневных практиках взаимодействия индивидов. В этой связи, для более полноценного изучения феномена автомобильности, а именно, наиболее интересующих нас в данной работе способов конструирования практик передвижения в общественном транспорте, следует рассмотреть способы согласования акторами своих действий с другими пользователями различных типов транспортных средств и выявить значимость координации действий для формирования различных способов современной пространственной мобильности. Для выполнения поставленных целей, необходимо обратиться к «социологии критической способности» - своеобразному подходу к изучению повседневности, представленному именами Л. Тевено и Л. Болтански.

 




2020-02-04 172 Обсуждений (0)
Исследования пространственной мобильности в конструктивистской социологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исследования пространственной мобильности в конструктивистской социологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)