Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Лицей. Период вольнодумия и демократии.



2020-02-04 647 Обсуждений (0)
Лицей. Период вольнодумия и демократии. 0.00 из 5.00 0 оценок




XIX век для России открыл «дней Александровых прекрасное начало» (А.С.Пушкин). Империя сделала еще одно движение в направлении реформ. Современные потребности развития страны диктовали и совершенствование образования. В 1804 г. был принят новый школьный Устав, ставший самым демократичным по сравнению с предшествующими педагогическими документами: доступ к настоящему образованию получали дети «нижних чинов» и даже крестьян. Уже и от приходских училищ требовали «доставлять детям земледельческого и других сословий сведения им приличные, сделать их в физическом и нравственном состоянии лучшими, дать им точные понятия о явлениях природы и истребить в них суеверия и предрассудки». На основе Устава 1804 года стали создаваться гимназии, уездные и приходские училища. Правда первые гимназии в России были открыты еще в XVIII веке и главная цель их состояла в подготовке будущих студентов университета.

В то время у трона оказались дальновидные, свободомыслящие люди – Новосильцев, Сперанский, воспитатель Александра I Лагарп, подошедшие к вопросу образования весьма радикально.

11 декабря 1808 года М.М. Сперанский обратился к Александру I с официальной запиской «Об усовершенствовании общего народного воспитания». Следствием этой записки стал Указ 9 августа 1809 г. Цель Указа – заставить Россию, в первую очередь дворян, учиться. Теперь никого не производили в чин коллежского асессора или статского советника без свидетельства об окончании Российского университета или сдачи необходимых экзаменов. Сперанскому нужны были образованные люди для службы государственной.

Особая цель породила и особый тип учебных заведений – «гимназия высших наук» или «лицей». Не пожалели усилий для привлечения туда лучших педагогов, составления наиболее передовых учебных планов и уставов.

Самый известный, открытый в 1811 году, Царскосельский лицей стал явлением, нравственная величина которого ощущается в нашей стране до сих пор.

Лицей создавался согласно школьному Уставу 1804 года.

Во введении к Уставу Царскосельского Лицея (Приложение 6) читаем: «Некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам юношества мы желаем предназначить особенно к важным частям государственной службы, а для образования его способностей собрать оное в сие святилище; сюда призвали науки и изящные искусства, наиболее соответствующие назначению юношества, имеющего в нем воспитываться».

Устав Лицея определял цели и задачи этого учебного заведения и основные принципы воспитания, разработанные при непосредственном участии первого директора Лицея В.Ф. Малиновского, являющегося активным сторонником идей Ж.-Ж. Руссо. Цель воспитания — это прежде всего формирование нравственного достоинства, нравственной целостности личности, истинного гражданина своего отечества.

Императорский Царскосельский Лицей –  «единственное из закрытых учебных заведений[7] того времени, которого устав гласил: “Телесные наказания запрещаются”», – подчеркивал в своих воспоминаниях декабрист И.И.Пущин.

Уставом Лицея, которым регламентировалась вся учебная и хозяйственная жизнь этой школы, было предусмотрено иметь шесть профессоров по основным учебным дисциплинам. На немногочисленный педагогический штат Лицея возлагалась задача огромной важности: подготовить эрудированных молодых людей, способных служить на различных поприщах гражданской и военной службы.

Программа обучения делилась на два курса, по три года каждый; образование же предусматривалось общее (без специализации), но с преобладанием гуманитарных наук. Для каждого курса были выработаны правила обучения.

Так, в «Правилах особенных для начального курса» говорилось об обучении грамматике, наукам математическим и физическим, истории, «изящным письменам» — словесности, изящным искусствам и гимнастике. В разделе «Изящные письмена или словесность», в частности, было сказано, что, руководствуя воспитанников в словесности, профессор должен тщательно избегать «пустых школьных украшений» и, занимая воспитанников предметами, «возрасту их сообразными», прежде заставлять их мыслить, а потом искать выражения этих мыслей в слове и «никогда не терпеть, чтоб они употребляли слова без ясных идей».

В «Правилах особенных в курсе окончательном» отмечалось, что «науки нравственныя, физическия и математическия должны занимать первое место». Но при этом языки иностранные должны быть «неослабно продолжаемы», и в этом курсе профессора «всемерно должны стараться», чтобы воспитанники «познали отличительныя свойства и разность каждого языка, навыкли бы красоты чуждыя присваивать языку отечественному» и научились сочинять правильно на немецком и французском, а преимущественно на «российском языке». Нравственные науки должны были стать в Лицее основными. «Под именем наук нравственных здесь заключаются все те познания, кои относятся к нравственному положению человека в обществе, и, следовательно, понятия об устройстве Гражданских обществ, о правах и обязанностях, отсюда возникающих». Предлагалось, «начиная от самых простых понятий права» довести воспитанников «до коренного и твердого познания различных прав и изъяснить им систему права публичного, права частного и особенно права Российского и проч.». Воспитанникам Лицея предстояло изучать историю права, философию права, правоведение, историю религии, логику и т.п. Второе место в программе отдавалось наукам физическим и математическим — алгебре, сферической тригонометрии и прикладной математике. В разделе о науках исторических в Уставе Лицея отмечалось, что «история должна быть делом разума» и что предмет ее надо представить как «шествие нравственности... в разных превращениях государств» и показать «успехи и падения его /разума/ в разных гражданских постановлениях». Предпочтительное место отводилось изучению российской истории. Отмечалась необходимость серьезного знакомства с деяниями великих людей прошлого, с хронологией и географией.

Что касается словесности, то она «должна также приближаться к упражнениям разума». К этому предмету «присоединяется познание изящного вообще в искусствах и природе» — эстетика. В классе словесности изучались помимо «изящных письмен» художественной литературы лингвистика, стилистика, литературоведение, эстетика и риторика. В этом же классе ставилась обязательная задача научиться писать на всякую заданную тему сочинение «правильное, ясное... изящное, но простое, не высокопарное». Таким образом, в Уставе делался упор на развитие у детей мышления.

К изящным искусствам Устав относил чистописание, рисование, «танцевание», гимнастические упражнения, фехтование, верховую езду, плавание. Намечено было преподавание военных наук и ряда других предметов (например, гражданской архитектуры и перспективы).

С 1851 г. на старших курсах вводится система репетиций. Сейчас мы бы сказали – система зачетов. Лицеисты писали курсовые сочинения и диссертации. Предметы выбирались любые, кроме истории, литературы и гигиены. Экзамены проводились каждые полгода, раз в год – публичные.

 



2020-02-04 647 Обсуждений (0)
Лицей. Период вольнодумия и демократии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Лицей. Период вольнодумия и демократии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (647)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)