Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Устав и программа лицея



2020-02-04 397 Обсуждений (0)
Устав и программа лицея 0.00 из 5.00 0 оценок




 1. Учреждение Лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной.

2. Сообразно сей цели, Лицей составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников и других чиновников, знаниями и нравственностью своею общее доверие заслуживающих.

3. В Лицее преподаются пре6дметы учения, важным частям Государственной службы приличные и для благовоспитанного юноши необходимо нужные.

4. Воспитанники принимаются в Лицей не иначе, как по предварительному испытанию их в знаниях. Оказавшиеся на оном имеющими потребные для вступления в сие учреждение сведения, определяются в оный по ВЫСОЧАЙШЕМУ повелению, испрашиваемому главным начальником Лицея; не имеющим же таковых сведений в приеме отказывается.

* * *

18. Воспитанники, по окончании наук в Лицее поступают в Гражданскую службу с чинами, по успехам, от XIV-го до IX-го классов; а в Военную – на таком же положении, как и воспитанники Пажеского корпуса.

 

Правила общие.

36. Главное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие.

37. Дело наставника не в том только состоит, чтоб дать урок, но чтоб насадить, так сказать, и воспитать его в уме слушателей.

38. Посему все уроки, особливо первоначальные, должны быть сопровождаемы отчетами учащихся, и Профессор не прежде должен поступать далее, как удостоверясь, что предыдущее все поняли.

39. Хотя по различию способностей трудно всех воспитанников вести, так сказать, по одной линии успехов, однако, профессор должен стараться, чтоб ни один из воспитанников не отставал от его уроков, и где менее способности, там он должен усилить свое внимание.

40. Диктование уроков вообще запрещается; изъемлется из сего диктование самой материи или предмета, назначаемого воспитанникам к сочинению или переводу.

7.

Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения (1864 г.)

 

1. Гимназии имеют целью доставить воспитывающемуся в них юношеству общее образование и вместе с тем служат приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища.

2. По различию предметов, содействующих общему образованию, и по различию целей гимназического обучения гимназии разделяются на классические и реальные.

3. В гимназии полагается семь классов с годичным курсом для каждого класса.

Примечание: По мере возможности, низшие четыре класса гимназии помещаются отдельно от высших трёх классов.

4. Гимназии учреждаются в таких городах и местечках, где, по численности и потребностям народонаселения, они признаны будут нужными. В каждой губернии полагается, по крайней мере, одна гимназия, но, по мере надобности, в одной губернии и даже в одном городе может быть несколько гимназий.

5. Кроме гимназий, там, где представится надобность и возможность, а также и в местах, не имеющих гимназий. Могут быть учреждены прогимназии, состоящие только из четырёх низших классов гимназии и раделяющиеся также на классические и реальные.

6. Гимназии и прогимназии открываются по распоряжению министра народного просвещения и состоят в непосредственном ведомстве попечителей тех учебных округов, где они находятся.

7. Учреждение гимназий и прогимназий с классическим или реальным курсом предосталяется ближайшему усмотрению министра народного просвещения, смотря по местным потребностям и учебным средствам, в том числе, какие укажет опыт.

8. Гимназии и прогимназии содержатся или на счёт правительства, или на счёт общества, сословий или частных лиц.

9. Гимназии и прогимназии, содержимые обществами, сословиями и частными лицами, но управляемые назначенными от правительства лицами, существуют на одинаковом основании с учебными заведениями этого рода, получающими содержание от казны, а гимназии и прогимназии, содержимые сословиями, обществами или частными лицами и управляемые назначаемыми от них лицами, подчиняются общим узаконениям о частных учебных заведениях.

 

Учебная часть.

 

39. Учебный курс классических гимназий составляют следующие предметы: 1) закон божий, 2) русский язык с церковно-славянским и словесность, №) и ;) латинский и греческий языки, 5) математика, 6) и 7) физика и космография, 8) история, 9) география, 10) естественная история (краткое наглядное объяснение трёх царств природы), 11) и 12) немецкий и французский языки и 13) чистописание, рисование и черчение.

Примечания. Преподавание латинского языкавводится немедленно во всех классических гимназиях, а греческого – постепенно, по мере приготовления учителей этого языка; в классических гимназиях обязательно обучение только одному новому языку: французскому или немецкому. К числу учебных предметов относится гимнастика и пение для желающих.

40. В реальных гимназиях преподаются: а) в одинаковом объёме с классическими: 1) закон божий, 2) русский язык с церковно-славянским и словесность, 3) история, 4) география и 5) чистописание; б) в большем объёме сравнительно с классическими: 6) математика, 7) естественная история с присоединением к ней химии, 8) и 9) физика и космография, 10) и 11) немецкий и французский языки (оба обязательно) и 12) рисование и черчение; в) вовсе не преподаются: латинский и греческий языки.

Примечание. К числу учебных предметов принадлежат также пение и гимнастика для желающих.

41. В гимназиях, и классических и реальных, сообщается ученикам высшего класса пред выпуском директором или, по его выбору, инспектором, или одним из учителей в кратком изложении по особо составленному, по распоряжению Министерства народного просвещения, учебнику или руководству понятие о нашем государственном устройстве, об основных законах империи, касающихся верховной власти, о значении разных присутсвенных мест и о главных законах гражданских или уголовных.

42. Учебный курс прогимназий, классических или реальных, соотвествует учебному курсу низших четырёх класов гимназий классических и реальных.

 

Учащиеся

53. В гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания.

55. В I класс гимназии и прогимназии принимаются дети, умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы и из арифметики – сложение, вычитание и таблицу умножения. При сём наблюдается, чтобы в I класс поступали дети не моложе 10 лет. Во все следующие классы гимназии и прогимназии принимаются имеющие соответственные классу познания; и возраст.

56. Свидетельство об успешном окончании курса в какой-либо классической прогимназии даёт право на поступление в V класс гимназии классической без испытания, если со времени окончания курса до поступления в гимназию прошло не более шести месяцев. В противном случае желающий продолжать своё образование в гимназии подвергается испытанию. То же самое правило наблюдается относительно учеников, поступающих из реальных прогимназий в реальные гимназии; но приём учеников классической гимназии в реальные, и наоборот, допускается всякий раз не иначе, как по особому испытанию.

58. Одежду учеников в гимназии и прогимназии составляют: а) однобортный полукафтан тёмно-зелёного цвета с чёрными пуговицами, с отложным воротником, с петличками на нём из синего сукна; б) жилет тёмно-зелёного сукна, однобортный, с чёрными пуговицами; в) галстук чёрный, суконный или шёлковый; г) пальто тёмно-зелёное, суконное, по существующим образцам, с суконными петлицами синего цвета и с чёными пуговицами; д) фуражка тёмно-синего сукна, с суконным околышем синего цвета.

Примечание. Попечитель учебного округа разрешает отступление от этой формы по местным условиям и времени года.

59. Все ученики гимназии и прогимназии обязаны вносить плату за ученье пополугодно вперёд, в течение двух первых месяцев каждого полугодия. Не внёсшие платы в означенные сроки считаются выбывшими из заведения, но по внесении платы могут быть вновь приняты.

60. От платы за ученье, по определению местного педагогического совета, освобождаются заслуживающие того по своему поведению и прилежанию дети совершенно недостаточных родителей; причём наблюдается, чтобы общее число освобождаемых от платы за ученье составляло, в отношении ко всему числу учащихся, не более 10%.

61. Бедным ученикам, отличающимся успехами и поведением, могут быть выдаваемы, по определению педагогического совета, единовременные денежные вспоможения и ежегодные стипендии из специальных средств заведения.

62. Окончательное испытание учеников как в гимназии, так и в прогимназии производится в присутствии педагогического совета на основании правил, утверждаемых, как сказано в §48, попечителем учебного округа.

63. Ученики, побывшие два года в одном классе и не оказавшие удовлетворительных успехов, увольняются из заведения.

64. Правила о взыскании с учеников гимназий и прогимназий составляются местными педагогическими советами, причём высшую степень наказания составляет исключение из заведения, происходящее всякий раз не иначе. Как по определению педагогического совета.

65. Ученики, окончившие с успехом полный курс ученья в гимназии и прогимназии, получают аттестат за подписью членов педагогического совета и с приложением печати учебного заведения. Сверх того, отличнейшие из окончивших курс в гимназии награждаются медалями, золотыми или серебряными, число которых определяется всякий раз местным педагогическим советом.

66. Лица, не обучавшиеся в гимназиях и прогимназиях, имеют право подвергаться испытанию из полного курса предметов, преподаваемых в сих учебных заведениях, наравне с учениками сих заведений и в одно с ними время, назначенное для испытаний. Выдержавшие испытание в полном курсе получают свидетельства, дающие им одинаковые права с окончившими курс учениками прогимназий и гимназий.

 

(Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. – СПб., 1865. – Т. III. – Столб. 1301 – 1311.)

8. СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ                 от 8 сентября 1970 г. N 749               ОБ УСТАВЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ        Совет Министров Союза ССР постановляет:  Одобрить прилагаемый Устав средней общеобразовательной школы.                                                               Одобрен                                                  Постановлением                                           Совета Министров СССР                                     от 8 сентября 1970 г. N 749                                  УСТАВ              СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ                              Раздел I                             ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ        1. Средняя общеобразовательная школа в СССР является единой, трудовой, политехнической школой.  Единство школы обеспечивается едиными в своей основе учебными планами, программами и педагогическими принципами организации учебно - воспитательной работы. Общеобразовательная, трудовая и политехническая подготовка в школе осуществляется в процессе обучения и общественно полезного труда учащихся.  2. Главные задачи средней общеобразовательной школы:  давать учащимся общее среднее образование, отвечающее современным требованиям общественного и научно - технического прогресса, добиваясь получения учащимися прочных знаний основ наук и умения самостоятельно пополнять их;   формировать у молодого поколения марксистско - ленинское мировоззрение, воспитывать у учащихся высокое чувство советского патриотизма - любовь к Родине, своему народу, Коммунистической партии Советского Союза и готовность к защите социалистического Отечества; обеспечивать всестороннее гармоническое развитие учащихся, их эстетическое и физическое воспитание, укрепление их здоровья, правильную постановку трудового обучения; готовить учащихся к жизни, сознательному выбору профессии, активной трудовой и общественной деятельности.  Школа связывает учебно - воспитательную работу с практикой коммунистического строительства и осуществляет нравственное воспитание учащихся в духе требований морального кодекса строителя коммунизма.  3. В общеобразовательной школе обучаются все дети, достигшие школьного возраста. Обучение в школе бесплатное.  Учащимся предоставляется возможность обучаться на родном языке. Родители или лица, их заменяющие, имеют право выбирать для детей по желанию школу с соответствующим языком обучения. Кроме языка, на котором ведется преподавание, учащиеся по желанию могут изучать язык другого народа СССР. Учащиеся обоего пола обучаются совместно.  Обучение и воспитание в советской школе исключают всякое религиозное влияние.  4. В целях обеспечения права граждан СССР на образование, осуществления закона об обязательном восьмилетнем обучении и всеобщего среднего образования <*> в стране создается необходимая сеть школ (средние общеобразовательные школы, школы с производственным обучением, школы с углубленным изучением учебных предметов, школы с продленным днем, школы - интернаты, вечерние (сменные) и заочные школы для работающей молодежи, школы для обучения детей с физическими и умственными недостатками, санаторно - лесные школы, специальные школы).  --------------------------------  <*> См. статью 3 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании.        Порядок открытия и закрытия общеобразовательных школ определяется Советом Министров союзной республики. Открытие и закрытие общеобразовательных школ, непосредственно подчиненных министерствам и ведомствам СССР, производятся на основании их решения.  5. В зависимости от местных условий создаются отдельно начальные школы в составе 1 - 3(4) классов, восьмилетние школы в составе 1 - 8 классов и средние школы в составе 1 - 10(11) классов при сохранении единства и преемственности всех ступеней общего среднего образования.  За каждой школой закрепляется определенный участок административного района. Школа принимает меры к полному охвату подлежащих обязательному обучению детей, проживающих в этой части района.  6. Срок обучения в средней общеобразовательной школе - 10 лет (с 1 по 10 класс). Для школ, где преподавание ведется не на русском языке, с разрешения Совета Министров СССР может устанавливаться одиннадцатилетний срок обучения. В вечерних (сменных), заочных средних общеобразовательных школах устанавливается трехлетний срок обучения (9, 10, 11 классы). По решению районных (городских) отделов народного образования для работающей молодежи, не имеющей восьмилетнего образования, в этих школах могут создаваться соответствующие классы.                                Раздел II            ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ        7. Учебно-воспитательная работа в средних общеобразовательных школах проводится в соответствии с утвержденными в установленном порядке учебными планами и программами.  8. В средней общеобразовательной школе устанавливается следующее максимальное количество обязательных учебных часов в неделю: для 1 - 4 классов - 24 часа, для 5 - 8 классов - 30 часов и для 9 - 10(11) классов - 32 часа. В национальных школах РСФСР и в школах других союзных республик с десятилетним сроком обучения допускается увеличение учебной нагрузки против указанных выше норм до двух - трех часов в неделю в каждом классе <*>.  --------------------------------  <*> См. пункт 6 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.12.1977 N 1111.        Для углубления общеобразовательных знаний и трудовой политехнической подготовки, а также развития разносторонних интересов и способностей учащихся по их выбору в школах проводятся в установленном порядке (начиная с 7 класса) факультативные занятия.  9. Учебный год в школах начинается 1 сентября и оканчивается, включая проведение экзаменов и практики, в 1 - 7 классах - 30 мая, в 8 классе - 10 июня, в 9 - 10(11) классах - 25 июня. По решению министерства просвещения союзной республики в школах с десятилетним сроком обучения, где преподавание ведется не на русском языке, учебный год может быть продлен, но не более чем на неделю.  Учебный год делится на учебные четверти: первая - с 1 сентября по 4 ноября, вторая - с 10 ноября по 29 декабря, третья – с 11 января по 23 марта, четвертая - с 1 апреля до конца учебного года.  Для учащихся устанавливаются каникулы: осенние - с 5 по 9 ноября, зимние - с 30 декабря по 10 января, весенние - с 24 по 31 марта, летние - со дня окончания учебного года по 31 августа.  В сельских школах весенние каникулы в зависимости от местных условий по решению исполнительных комитетов районных Советов народных депутатов могут быть перенесены на другие сроки.        10. Количество учащихся в классах общеобразовательных школ не должно превышать: в 1 - 8 классах - 40 человек, в 9 - 10(11) классах - 35 человек. В установленном порядке допускается деление классов на подгруппы.  Количество учащихся в группах продленного дня и в классах школ - интернатов, вечерних (сменных), заочных, санаторно – лесных школ и школ для обучения детей с физическими и умственными недостатками определяется в установленном порядке.  11. Обучение и  воспитание учащихся проводятся в процессе учебной работы, внеклассных и внешкольных занятий и общественно полезного труда. Основной формой организации учебно - воспитательной работы в школе является урок.  В процессе обучения и воспитания учащихся широко применяются разнообразные виды самостоятельной работы учащихся, лабораторно - практические и семинарские занятия, экскурсии, труд в мастерских, на учебно - опытном участке и в ученической производственной бригаде, производственная практика на предприятиях и в организациях.  12. Продолжительность урока в средней школе - 45 минут; продолжительность перемен между уроками - 10 минут, большой перемены (после второго урока) - 30 минут; вместо одной большой перемены допускаются после второго и третьего уроков перемены по 20 минут каждая.  Количество и последовательность уроков определяются расписанием учебных занятий. Домашние задания даются учащимся с учетом возможности выполнения их в пределах:        в 1 классе        - до 1 часа;  во 2 классе       - до 1,5 часа;  в 3 и 4 классах   - до 2 часов;  в 5 и 6 классах   - до 2,5 часа;  в 7 классе        - до 3 часов;  в 8 - 10(11) классах - до 4 часов.        13. Знания учащихся оцениваются баллами: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (посредственно), 2 (плохо), 1 (очень плохо). По отдельным дисциплинам (пение, физкультура) успеваемость учащихся может оцениваться "зачтено" или "не зачтено".  14. В 8 и 10(11) классах устанавливаются обязательные выпускные экзамены. В 4, 5, 6, 7, 9(10) классах по решению министерства просвещения союзной республики могут устанавливаться переводные экзамены.  Порядок проведения выпускных и переводных экзаменов для учащихся устанавливается министерством просвещения союзной республики.  В исключительных случаях отдельные учащиеся из-за болезни могут освобождаться от переводных и выпускных экзаменов в порядке, устанавливаемом Министерством просвещения СССР по согласованию с Министерством здравоохранения СССР.  15. Учащиеся, имеющие по всем предметам годовые оценки 5 (или "зачтено" по отдельным дисциплинам в соответствии с пунктом 13 настоящего Устава), примерное поведение и активно участвующие в общественной жизни школы, награждаются похвальными листами. Форма и описание Похвального листа утверждаются Министерством просвещения СССР.  Учащиеся, имеющие годовые неудовлетворительные оценки не более чем по двум предметам, получают задания на лето. Вопрос о переводе их в следующий класс решается педагогическим советом школы в зависимости от выполнения этих заданий.  Учащиеся, получившие годовые неудовлетворительные оценки по трем и более предметам, оставляются на повторный курс обучения в том же классе.        Учащиеся, проучившиеся в одном и том же классе два года и не переведенные в следующий класс, решением педагогического совета по согласованию с районным (городским) отделом народного образования могут быть отчислены из школы. Вопрос об их определении в другие учебные заведения или трудоустройстве решается районной (городской) комиссией по делам несовершеннолетних по представлению соответствующего отдела народного образования. 16. Поведение учащихся оценивается учителями 1 - 3(4) классов и классными руководителями 4 - 10(11) классов: "примерное", "удовлетворительное" и "неудовлетворительное".  При оценке поведения учащихся 4 - 10(11) классов учитывается мнение учителей, преподающих в данных классах, и общественных организаций школы. Годовые неудовлетворительные оценки по поведению учащихся выставляются только после решения педагогического совета школы. 17. В случаях систематического неподчинения учителям и руководителям школы и грубого нарушения дисциплины к учащимся может быть применена как крайняя мера наказания - исключение из школы.  Решение об исключении учащегося из школы принимается педагогическим советом по согласованию с районной (городской) комиссией по делам несовершеннолетних, а также с учетом мнений пионерской и комсомольской организаций и ученического самоуправления. Выписка из решения об исключении учащегося из школы вместе с характеристикой, утвержденной педагогическим советом школы, представляются в районную (городскую) комиссию по делам несовершеннолетних для решения вопроса о направлении исключенного в другие учебно - воспитательные учреждения или о трудоустройстве его. Применение в школе мер физического воздействия к учащимся не допускается.  18. Лица, окончившие восемь классов, получают свидетельство о восьмилетнем образовании, дающее право на поступление в 9 класс общеобразовательной школы, в средние специальные учебные заведения и в профессионально - технические учебные заведения.  19. Лица, окончившие среднюю общеобразовательную школу, получают аттестат о среднем образовании, дающий право на поступление в высшие учебные заведения, технические училища, а также в средние специальные учебные заведения с сокращенным сроком обучения.  Лицам, окончившим среднюю школу с производственным обучением, выдается также свидетельство о полученной специальности, с указанием присвоенного квалификационной комиссией разряда. Особо отличившиеся учащиеся, оканчивающие средние общеобразовательные школы, награждаются золотой медалью "За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение".  Учащиеся школ, достигшие особых успехов по отдельным учебным предметам, награждаются похвальной грамотой "За особые успехи в изучении отдельных предметов".  Аттестаты о среднем образовании, свидетельства, похвальные грамоты, золотые медали вручаются выпускникам школы на торжественном собрании.       20. Учащиеся выпускных классов, имеющие годовую неудовлетворительную оценку по поведению, не допускаются к экзаменам, они получают справку о том, что ими прослушан курс средней общеобразовательной школы. Экзамены на аттестат о среднем образовании они могут сдавать в последующие три года в установленном порядке после представления положительной характеристики с места работы.                                   Раздел III                                 УЧАЩИЕСЯ        21. Зачисление в школу вновь поступающих учащихся производится, как правило, до 25 августа и оформляется приказом директора школы.  22. В первый класс школы принимаются дети, которым до 1 сентября или в сентябре текущего года исполняется 7 лет. Для их зачисления в школу родители или лица, их заменяющие, предъявляют свидетельство о рождении ребенка и справку о состоянии здоровья.  На каждого учащегося школы заводятся личное дело и табель успеваемости.  Учащиеся, переходящие из одной школы в другую, принимаются в соответствующие классы на основании табеля успеваемости.  23. Для учащихся общеобразовательных школ устанавливается форма одежды, утверждаемая Советом Министров союзной республики.  24. Учащиеся школы обязаны старательно учиться, примерно вести себя, активно участвовать в общественной жизни школы и общественно полезном труде, выполнять Правила для учащихся, установленные министерством просвещения союзной республики.  25. Нуждающимся учащимся школа оказывает материальную помощь за счет фонда всеобуча.  26. На основе Положения о Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина в школе создается и действует детская коммунистическая организация юных пионеров.  27. На основе Устава Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи в школе создается и действует комсомольская организация.  28. В школе в установленном порядке создаются и действуют первичные организации различных добровольных обществ и коллективы физической культуры.  По решению педагогического совета в школе создаются на основе самодеятельности  ученические кружки, студии, клубы и другие объединения учащихся.        29. Деятельность ученического коллектива в школе организуется на основе самоуправления и направляется на повышение качества учебы, укрепление сознательной дисциплины учащихся и развитие их творческой самодеятельности.  30. Учащиеся в школе привлекаются к самообслуживанию и другим видам общественно полезного труда с учетом возраста, пола, физических возможностей детей, норм и требований гигиены и охраны их здоровья. Контроль за соблюдением учащимися санитарно - гигиенических норм труда и техники безопасности возлагается на администрацию школы, медицинских работников и учителей.  31. Освобождение учащихся от уроков для выполнения общественных поручений, участия в спортивных и других мероприятиях не допускается.  Все проводимые массовые мероприятия учащихся в школе (собрания, слеты, утренники, встречи, работа кружков и т.д.) должны заканчиваться: для учащихся 1 - 4 классов не позже 14 часов (первая смена) и 19 часов (вторая смена), для учащихся 5 - 8 классов не позже 20 часов, для учащихся 9 - 10(11) классов не позже 22 часов.  Туристические походы, экскурсии проводятся под руководством работников школы в сроки, утвержденные директором школы, с учетом целей и характера маршрута, возраста учащихся, состояния здоровья, с соблюдением правил безопасности.                                Раздел IV               УЧИТЕЛЯ, КЛАССНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ, ВОСПИТАТЕЛИ        32. Ведущая роль в школе принадлежит учителю. Он выполняет почетную и ответственную государственную задачу обучения и коммунистического воспитания молодого поколения.  33. Учитель участвует в обсуждении на педагогических советах, совещаниях, конференциях и учительских съездах всех вопросов, связанных с организацией и содержанием учебно – воспитательной работы, вносит предложения руководству школы и органам народного образования, лично участвует при подведении итогов проверки его    работы руководителями школы и представителями органов народного образования.  34. За особые заслуги в деле обучения и воспитания детей учителя представляются к награждению почетными грамотами, значком "Отличник народного просвещения" и другими знаками, к званию заслуженного учителя республики <*>, а также к награждению орденами и медалями Советского Союза.  --------------------------------  <*> См. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 декабря 1977 г. "Об установлении почетного звания "Народный учитель СССР".        35. Основными обязанностями учителя являются:  вооружение учащихся прочными знаниями основ наук, формирование  коммунистического мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей школьников; воспитание учащихся в духе коммунистической морали; забота об охране здоровья учащихся, изучение их индивидуальных особенностей, условий жизни, поддержание связи с родителями или лицами, их заменяющими, и общественностью, пропаганда педагогических знаний; систематическое повышение своего идейно - теоретического уровня и педагогической квалификации.  Учитель отвечает за качество обучения учащихся, уровень их знаний и воспитание.  Учитель призван показывать пример в труде, быту, поведении и соблюдении правил социалистического общежития.  36. Контроль за педагогической работой учителя осуществляют директор школы, его заместители по учебно - воспитательной работе, руководящие работники и инспектора органов народного образования. Не допускается отвлечение учителей от их прямых обязанностей и использование их учебного времени, предусмотренного учебным планом и расписанием уроков, для других целей.  37. Из числа учителей школы директор назначает классных руководителей.  Классный руководитель:  ведет в тесном сотрудничестве с другими учителями, с пионерским отрядом и комсомольской группой воспитательную работу с учащимися вверенного ему класса;      добивается единства педагогических требований к учащимся со стороны школы и семьи, поддерживает постоянную связь с родителями, с руководителями групп продленного дня, с советами содействия семье и школе на предприятиях и в организациях; организует в случае необходимости своевременную учебную помощь учащимся; ведет установленную документацию по классу, представляет руководству школы сведения об успеваемости, посещаемости и поведении учащихся, следит за состоянием их дневников; проводит мероприятия, содействующие укреплению здоровья учащихся, организует их общественно полезный труд.        38. На учителей в дополнение к основной работе приказом директора школы может быть возложено заведование учебными кабинетами, мастерскими, учебно - опытными участками.       39. Воспитательную работу с учащимися в группах (классах) продленного дня, в школах - интернатах, в специальных школах и интернатах при школах ведут воспитатели.  Воспитатель:  прививает воспитанникам любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены;      регулирует режим дня воспитанников, наблюдает за своевременным приготовлением домашних заданий, оказывает им помощь в учении и в разумной организации досуга;        осуществляет совместно со школьным врачом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников; поддерживает постоянную связь с учителями, классными руководителями, комсомольской группой, пионерским вожатым, медицинским персоналом, с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими.  40. Учителя и воспитатели должны иметь соответствующее специальное образование. Их назначение на работу в школу и освобождение от этой работы производятся в порядке, установленном законодательством союзной республики.  Освобождение учителей и воспитателей  в связи с сокращением объема работы может производиться только по окончании учебного года.                                 Раздел V                            РУКОВОДСТВО ШКОЛЫ        41. Руководство всей деятельностью средней общеобразовательной школы осуществляет директор, назначаемый министерством просвещения союзной республики, не имеющей областного деления, министерством просвещения автономной республики, краевым, областным, окружным отделом народного образования, городским  отделом народного    образования г. г. Москвы и Ленинграда и столиц союзных республик по представлению районных (городских) отделов народного образования из числа лучших учителей, обладающих организаторскими способностями, имеющих высшее образование и стаж педагогической работы не менее трех лет.  Директора восьмилетних и начальных школ назначаются районными (городскими) отделами народного образования из числа лучших учителей, обладающих организаторскими способностями, имеющих соответственно высшее или среднее педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее трех лет.  42. Директор школы несет ответственность перед государством за организацию и качество учебно - воспитательной работы с учащимися, укрепление их здоровья и физическое развитие, а также за хозяйственно - финансовое состояние вверенной ему школы.  Распоряжения директора школы могут быть отменены районным (городским) отделом народного образования или вышестоящим органом народного образования.  43. Директор школы:  осуществляет руководство педагогическим коллективом школы, обеспечивает правильный подбор и расстановку кадров, создает необходимые условия для повышения идейно - теоретического уровня и квалификации работников;  осуществляет контроль за идейно - политической направленностью преподавания, качеством знаний и поведением учащихся, содержанием и организацией внеклассной и внешкольной работы;  организует работу по профессиональной ориентации учащихся; направляет работу ученического самоуправления, оказывает помощь и содействие комсомольской, пионерской и другим самодеятельным организациям школы;  организует работу школы с родителями учащихся и общественностью, направляет работу родительского комитета;  устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка и настоящим Уставом круг обязанностей работников школы;  обеспечивает соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, санитарно - гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности в школе;  отчитывается о работе школы перед соответствующими органами, выступает в качестве ее представителя в общественных организациях и перед населением, является распорядителем кредитов школы;  в установленном порядке принимает на работу и увольняет с работы учебно - вспомогательный и обслуживающий персонал школы, поощряет работников школы и учащихся и налагает на них взыскания;  представляет учителей и других работников школы,  особо отличившихся в работе, к поощрениям и наградам.  44. Директор общеобразовательной школы может быть освобожден от работы органом, который его назначил, или вышестоящим органом народного образования.  45. Заместитель директора по учебно - воспитательной работе назначается районным (городским) отделом народного образования по представлению директора школы из числа лучших учителей, имеющих высшее образование и стаж педагогической работы не менее трех лет.        Заместитель директора по учебно - воспитательной работе отвечает за правильную организацию учебно - воспитательного процесса в школе, за  выполнение учебных программ, качество преподавания и знаний школьников; осуществляет контроль за   постановкой учебно - воспитательной работы, за успеваемостью и поведением учащихся; проводит инструктирование педагогического персонала школы; регулирует учебную нагрузку учащихся; организует методическую работу в школе; составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии учебно - воспитательной работы.  Заместитель директора по учебно - воспитательной работе освобождается от работы районным (городским) отделом народного образования.  46. В средних общеобразовательных школах с производственным обучением заместитель директора по производственному обучению назначается районным (городским) отделом народного образования по представлению директора школы из числа лиц, имеющих специальное образование и стаж работы по специальности не менее трех лет.  В его обязанности входит: организация производственного обучения и производительного труда по изучаемым в школе специальностям, руководство работой в ученических производственных бригадах, в учебно - производственных мастерских, в учебно - опытном хозяйстве, осуществление контроля за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности. Заместитель директора по производственному обучению освобождается от работы районным (городским) отделом народного  образования.  47. Для организации воспитательной работы с учащимися районным (городским) отделом народного образования по представлению директора средней общеобразовательной школы назначается организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы (на правах заместителя директора школы) из числа лиц, имеющих высшее образование и опыт этой работы. Он организует и ведет внеклассную и внешкольную работу и общественно полезный труд учащихся, инструктирует классных руководителей, учителей, воспитателей и других лиц, привлеченных к руководству внеклассными занятиями школьников, оказывает им педагогическую помощь.       О


2020-02-04 397 Обсуждений (0)
Устав и программа лицея 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Устав и программа лицея

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (397)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)