Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Поэтапная разработка совместной деятельности учителя и учащихся при работе над проектом



2020-02-04 217 Обсуждений (0)
Поэтапная разработка совместной деятельности учителя и учащихся при работе над проектом 0.00 из 5.00 0 оценок




Теоретический блок

 «Метод проектов. Основные требования, признаки, типы, подходы использования метода проектов, схема выполнения проекта.

Поэтапная разработка совместной деятельности учителя и учащихся при работе над проектом».

Практический блок

 

«Проект – конкурс по английскому языку для учащихся 10 кл. «The best of all possible worlds».

Открытый урок в 11 кл. по теме «Inventions that shook the world».

Методические рекомендации по организации работы над проектом.

 

II . Имитационная игра

(фрагмент урока со слушателями, демонстрируя приёмы эффективной работы с учащимися).

 

III . Моделирование:

 

- Самостоятельная работа слушателей по разработке собственного проекта в режиме технологии урока.

 

- Обсуждение авторских моделей урока.

 

IV . Рефлексия.

                                                      

              


Теоретический блок.

 

В настоящее время в большой семье педагогических технологий прочную позицию занимает проектная технология.

Позитивная характеристика метода проектов состоит в том, что он предполагает опору на творчество школьников, приобщает их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовывать обучение в сотрудничестве. Он позволяет детям проявить самостоятельность, организаторские способности, умение работать в команде. В своей работе я применяю метод проектов с учащимися 6 - 11 классов. Следует отметить ,что несмотря на то, что это дети с разными возрастными особенностями, они охотно вовлекаются в проектную деятельность. Опираясь на результаты анкетирования, в котором принимали участие 126 учеников, изучающих английский язык, следует отметить, что 75% школьников нравится оформление полученных результатов. Большая часть школьников оценивают своё участие в разработке проекта как активное, но есть и те, кто оценил своё участие как пассивное, и эта информация определяет проблемы, над которыми ещё стоит работать в дальнейшем. Из бесед с учащимися, анализа конкретных проектов и ситуаций, сравнивая проекты обучающихся разных лет, анализируя письменные листы обратной связи, я пришла к выводу, что метод проектов – это один из самых эффективных и результативных методов, применяемых при обучении иностранным языкам. Данный подход позволяет осуществлять

личностно- ориентированное воспитание, которое в свою очередь даёт возможность ученику понять не только культуру, ментальность другого народа, но и лучше понять свою собственную культуру, особенности своего повседневного образа жизни.

Чтобы определить, что же такое метод проектов, я хотела бы сослаться на известного исследователя в области современных технологий обучения учащихся Е. С. Полат, которая определяет метод проектов как « определённым образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».

Метод проектов может быть использован на любом этапе обучения, если он соответствует следующим требованиям:                                                                                    1. Наличие значимой в исследовательском либо творческом плане проблемы или                                                     

задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность учащихся: индивидуально, в паре, в группе на уроке и вне его.

 

 

4. Структурирование содержательной части проекта, с указанием поэтапных результатов и распределением ролей.                                                            

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё задач исследования, выдвижение гипотезы решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Используя проектную методику в личностно - ориентированном обучении английскому языку я хотела бы выделить следующие признаки проектов:

1. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево - игровой, ознакомительно - ориентировочный.

2. Предметно - содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) или межпредметный проект.

3.Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4.Характер контактов (среди участников одной школы, класса, региона и т.д).

5.Количество участников проекта.

6.Продолжительность проекта (краткосрочный, долгосрочный).

Учитывая данные признаки, в своей практике я использую следующие типы проектов:

- Исследовательские (очерки, сообщения, публикации). Данный тип проектов требует хорошо продуманную структуру, чётко сформулированные перед началом выполнения проекта цели, заинтересованность каждого участника                                                                  проекта, социальную значимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методы обработки результатов.

- Творческие (стенная газета, альбом, путеводитель, сочинение, экспедиция, видеофильм). Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Однако, прежде чем начать разработку такого проекта, следует заранее договориться о желаемых, планируемых результатах. Например, при защите группового проекта «Our yearbook» учащиеся 9 - го класса сами выбирают форму представления своего проекта, и распределяют роли в его представлении. Учащиеся разрабатывают критерии оценки проектов и в соответствии с этими критериями оценивают проект каждой группы. Из лучших проектов мы организуем выставку с целью ознакомления с ними других учащихся. Каждый ученик оценивается в соответствии с тем, какую роль он сыграл в подготовке проекта и как он его представил.

- Ролево - игровые (игры, турниры). В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определённую роль, обусловленную                                           

характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могут вырисовываться ближе к концу работы. Например, рассмотрим такой тип проекта в 10-ом классе, как «Teen court - guilty or not?». Учащиеся класса делятся на три группы: истцы, обвиняемые и судьи. Каждая группа обсуждает проблему и свои роли, после чего вся игра проигрывается,

 

организуется общее обсуждение проблемы, вырабатывается финальное решение проблемы.

- Практико - ориентированные (газета, документ, спектакль, проект закона, программа действий и др.). Такой тип отличает чётко обозначенная с самого начала                                                          

цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Проект                                                                                                  

подобного рода требует хорошо продуманную структуру, возможно, даже сценарий всей деятельности его участников, определяющий функции каждого, участие каждого в обработке и оформлении иноязычной информации. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки, презентация полученных результатов и возможных способов применения их на практике. В моей школе таким проектом является ежемесячный выпуск школьной английской газеты «The word».

Если рассматривать предметно- содержательный аспект, то здесь можно использовать монопроекты, т.е. проекты по наиболее сложным темам страноведческого характера, или связанные с социальной тематикой. Такие проекты требуют чёткой структуризации, с чётким обозначением конечных целей и задач, а также знаний, умений, приобретаемых учениками в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма презентации, которую ученики выбирают сами. Для примера возьмём проект, который выполняют учащиеся 11 – го класса «What is an ideal welfare state?». При работе над данным проектом учащиеся делятся на комитеты, выбирают председателя комитета, придумывают название, девиз и эмблему, определяют цели деятельности (разработка программы социальной безопасности для лучшего функционирования системы социальной безопасности), обдумывают все необходимые аспекты своей программы, которая включает основные принципы, главные сферы, функционирующие в государстве всеобщего благосостояния, источники дохода, органы ответственности и т.д. После обсуждения основных пунктов, учащиеся чертят собственные схемы, делают необходимые подписи или рисунки, затем готовят совместное выступление, в котором каждый участник комитета может высказаться. Председатель комитета имеет право решающего голоса, право на заключительное слово. Во время выступления одного комитета участники других комитетов готовят вопросы, которые они могут задавать как во время выступления членов комитета, так и после. В заключение, после того как выступят представители всех комитетов, учащиеся переходят к обсуждению предложенных проектов                                              государства всеобщего благосостояния и выбирают тот, который, по мнению большинства, может обеспечить достойную жизнь своим гражданам. Но в любом случае важным для проекта (собственно, это и есть его суть) является определение его конечного продукта, который как правило, имеет «материальное» выражение: рисунки, коллаж, графики и диаграммы, планы , карты, схемы, анкетные таблицы и др.

 Во внеурочное время я бы порекомендовала выполнять межпредметные проекты, которые могут объединять как несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды. Такие

 

проекты требуют чёткой координации работы всех учителей - предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и итоговой презентации.

Если рассматривать проекты по характеру координации, то здесь можно выделить проекты с открытой координацией, т. е в таких проектах учитель непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а, также координируя деятельность всех учеников, и проекты со скрытой координацией, в таких проектах учитель не вмешивается в работу над проектом, но, изучая отчёты учеников, беседуя с членами                                                          

группы, он внимательно наблюдает за процессом и может выступить в роли советчика и помощника.

 С развитием компьютерных телекоммуникаций будут иметь место международные проекты, которые позволят учащимся и учителям разных стран общаться друг с другом, а также телекоммуникационные проекты, которые позволят ученику включаться в различные среды: информационные, социальные, языковые, будут способствовать формированию глобального мышления у учеников, включат их в полилог культур.

Используя проектную методику в личностно - ориентированном обучении английскому языку необходимо знать основные подходы использования метода проектов. Их можно разделить на две категории: 1.Разработка проектов, не связанных с материалом учебника. 2. Исследовательские проекты, разработка которых осуществляется параллельно с изучением определённой темы учебника.                                               

При использовании метода проектов я применяю такие подходы как:

- обучение в команде (Student team learning) . Отличительная черта этого подхода состоит в том, что достижения всех членов команды суммируются и для общей победы необходима самостоятельная работа каждого члена команды, тесное взаимодействие на всех стадиях разработки темы. Каждый ученик должен знать то, что узнали и чего достигли его партнёры. В этом заинтересована вся группа, так как от успеха каждого зависит общий результат. При обучении в команде действуют три основных принципа:

1. Какое - либо поощрение за проделанную работу получают все члены группы или команды. Для этого им необходимо выполнить одно задание, предложенное всей группе. Группы не соревнуются друг с другом, так как каждая имеет своё собственное задание и своё время для его выполнения.

2. Каждый ученик персонально отвечает за успех или неуспех группы.

3.Все учащиеся имеют равные возможности для получения очков для своей команды.

- пила (Jigsaw). Суть этого подхода состоит в том, что учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек, включающие как сильных, так и слабых учеников, и каждый получает для разработки какую - то определённую подтему, это может быть, например часть текста. Затем члены группы обмениваются информацией, являясь как бы экспертами каждый в своём вопросе. Единственным способом ознакомиться с новой информацией является - слушать друг друга, задавать вопросы, делать пометки. Такой подход я часто применяю при работе над страноведческим материалом, когда необходимо провести сравнение географических районов стран изучаемого языка.                                                                - учимся вместе ( Learning together). При использовании данного подхода класс разбивается уже на однородные по уровню обученности группы по 3 - 5 учеников.                                                                                                  

 

Каждая группа получает одно задание, которое является частью общего большого задания, над которым работает весь класс, например при изучении политической системы страны в 10 - ом классе. Результатом работы является изучение учащимися класса всей темы. Внутри каждой группы ученики самостоятельно распределяют микрозадания. Такого рода работа имеет две цели: одна - достижение учебного результата и вторая воспитательная - оказание необходимой помощи друг другу, общение друг с другом.

Несомненным плюсом данных подходов является постоянное обсуждение работы над проектом в классе. Учащиеся общаются друг с другом, используя изучаемый                                                  

язык, учатся слушать и слышать друг друга, анализировать, сравнивать, сопоставлять. В процессе такого общения происходит социализация и индивидуализация личности, реализуются компоненты культурологического подхода: диалог и сотрудничество участников в достижении целей. Личностно- ориентированная ситуация даёт возможность каждому проявить себя.

 Опираясь на свой опыт работы над проектами, я хотела бы предложить следующую схему выполнения проекта:

Первый этап. Создание творческой атмосферы в группе.

Второй этап. Предложение темы исследования. Выбор темы проекта.

Третий этап. Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации. Выполнение разработок по теме. Обсуждение первых результатов в группе.

Четвёртый этап. Общий сбор полученных всеми результатов. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.

Таким образом, из вышесказанного я хотела бы сделать вывод, что обучение иностранному языку с использованием метода проектов приобретает личностный смысл, приводя в действие воспитательную стратегию становления индивидуальности, формирования «Я- концепции». Работа над проектом - это в первую очередь самостоятельная работа ученика по решению какой - либо                                                           

проблемы, требующая умения поставить проблему, наметить способы её решения, спланировать работу, подобрать необходимый материал и т.д. В процессе этой деятельности ученик развивает свои интеллектуальные умения, целеустремлённость, трудолюбие, приобретает определённые учебные навыки, приобретает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Использование метода проектов позволяет формировать индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования. В проектной методике формирование языковых и страноведческих знаний, развитие навыков и умений в аудировании, говорении, чтении и письме происходит параллельно. Кроме того, работа над проектом позволяет совершенствовать отдельные аспекты языка, обучать речевому этикету.

 На мой взгляд, метод проектов является наиболее адекватной технологией личностно - ориентированного воспитания, потому что он даёт возможность использовать культурологический подход к воспитанию, включает ученика в различные среды, а также в личностно - ориентированную ситуацию в процессе воспитания учащихся средствами предмета «Иностранный язык». Кроме того, реальные практические

 

результаты в виде изготовленного страноведческого буклета, газеты, коллажа, подготовка доклада и выступление с ним, демонстрация своей рекламы и др. усиливают мотивацию учащихся. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учеников, умение самостоятельно добывать информацию, связанную в основном со страной изучаемого языка, ориентироваться в этой информации, уметь обобщать её, а также уметь представлять свою страну и осуществлять диалог культур, развивая креативность. Таким образом, включение учащихся в различные виды деятельности с использованием иностранного языка создаёт возможность разностороннего развития личности.

Работа над проектом обязательно проходит при гибкой поддержке учителя, предоставляя ему тем самым возможность реализовывать на практике не только                                                            

личностно - ориентированное обучение, но и личностно - ориентированное воспитание.

                                                    

Поэтапная разработка совместной деятельности учителя и учащихся при работе над проектом

При реализации стратегий личностно - ориентированного обучения и воспитания школьников с использованием метода проектов меняется роль учителя. Он становится организатором самостоятельной работы учащихся, используя разнообразные формы и методы учебной деятельности, позволяющие раскрыть опыт ученика, стимулирует учащихся к высказываниям на иностранном языке, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, дать неправильный ответ, помогает ученикам выбирать наиболее интересные и значимые для них виды и формы работы, находить свои способы решения проблемы, в ходе урока анализировать работу одноклассников, проявлять инициативу, самостоятельность.

При поэтапной разработке учителем работы над проектом в целях создания личностно- ориентированной ситуации воспитания для каждого ученика, он также должен помнить о создании условий для развития мотивации учения, дифференцированном подходе к учащимся, о развитии рефлексии и автономии учащихся. Опираясь на вышеизложенное, я хотела бы предложить для рассмотрения основные три этапа работы над проектом:



2020-02-04 217 Обсуждений (0)
Поэтапная разработка совместной деятельности учителя и учащихся при работе над проектом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Поэтапная разработка совместной деятельности учителя и учащихся при работе над проектом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)