Методические рекомендации по организации работы над проектом
Для достижения поставленной цели – формирование проектных умений обучающихся как одного из условий развития их индивидуальности- необходимо учитывать некоторые методические аспекты: 1. Мотивация педагога. 2. Процедура проведения занятий. 3. Особенности взаимодействия участников занятий. К продуктивным мотивам, которые побудили меня выбрать проектную методику в личностно - ориентированном обучении языку являются следующие: - мой интерес, как педагога в формировании умений и навыков проектирования как одного из условий развития индивидуальности обучающихся; - моё желание способствовать самостоятельности ребёнка, которая предполагает доверие к ученику и его поддержку; -предпочтение формы воспитания, сущность которой- сотрудничество; - я рассчитываю на получение качественно нового результата, выражаемого в развитии индивидуальных способностей, самостоятельности и инициативности обучающихся; в формировании их проектировочных компетентностей; - моё стремление к доверительному общению с обучающимися; К процедурным вопросам относятся место и время проведения занятий, продолжительность работы, используемое оборудование. Для проведения занятий, как правило, я использую классную комнату, либо свободную от парт, либо с партами, но чтобы они расставлены были так, чтобы учащиеся могли работать или единой группой, или в микрогруппах по 4-5 человек. Оптимальная продолжительность занятий – 35 – 40 минут. Выбор оборудования зависит от поставленных целей. В достаточном количестве необходимы: бумага для письма, фломастеры, карточки разных цветов, листы ватмана, переносные стенды, скотч, ножницы, клей и т.д. Для успешной работы важна доверительная атмосфера сотрудничества. Оптимальное развитие человека может быть осуществлено в условиях психологической безопасности, доверия. В связи с этим важными представляются следующие моменты: - главный результат занятий в том, чтобы вопросы обсуждались открыто в обстановке взаимного уважения; чтобы были выслушаны разные точки зрения; - одна из моих основных задач, как педагога - помочь детям учиться. Для этого я создаю условия для развития активности учащихся в деятельности, веду групповую дискуссию, побуждаю детей делиться своими знаниями и мыслями, обобщаю и комментирую их высказывания;
- в ситуациях отсутствия отметок на занятиях имеет смысл задействовать самооценку обучающихся, взаимную оценку всех участников занятий, оценку группы. Я оцениваю действия ребёнка, а не личность. - важная роль на занятиях отводится рефлексии, умению обдумывать собственные действия. Это умение не приходит само по себе, а является результатом целенаправленной работы, которая не только фиксирует достигнутые обучающимися результаты, но и поддерживает в их продвижении вперёд. При рефлексии в своей практике я применяю три вида карточек, которые получают все обучающиеся, на которых изображены: точка, вопросительный знак, восклицательный знак. -Точка означает, что все задания понятны и интересны, трудностей не вызывают. - Вопросительный знак означает, что обучающийся испытывал затруднения в ходе занятия. - Восклицательный знак означает, что задание вызывает интерес и желание повторить такую работу ещё раз. Карточки прикрепляются на доску. Таким образом, можно наглядно выявить наиболее трудные, наиболее интересные и наиболее понятные всем задания. Также в своей работе я использую лист обратной связи, в котором прошу каждого ребёнка закончить предложения:
· Я мог бы больше узнать, если… · Я мог бы активнее участвовать в работе, если… · Пусть моё мнение будет толчком к тому, чтобы… · Я считаю, что прошедшее занятие… · Я испытывал удовольствие от … · Мне было не очень комфортно, когда…
Анкеты способствуют обратной связи, их можно сравнить друг с другом в группах, так как в них содержится информация о различных взглядах обучающихся на ту или иную проблему. Для оценки личного вклада в занятие я использую « звёздное небо», с помощью звёзд, которые ученики прикрепляют на доску: «Желтый карлик» - вклад незначительный. «Красный гигант» - вклад значительный. «Чёрная дыра» - что – то не получилось. Затем проводится коллективное обсуждение « звёздного неба». Все эти задания и упражнения можно использовать не только на уроках, но и во внеурочное время, в воспитательной деятельности, так как в целом проектная деятельность является инструментом развития индивидуальности обучающихся. Учебная деятельность ученика становится осмысленной для него самого, он понимает, как лично ему удобнее действовать, чтобы усвоить содержание.
Определение проблем и перспектив в работе:
Метод проектов выступает как средство решения таких актуальных проблем как:
1. Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знания, осуществлять её целенаправленный поиск.
2. У школьников отсутствует интерес, мотив к личному росту, самостоятельному приобретению новых знаний, поэтому есть необходимость продолжения исследований в этой области. Не все ученики умеют планировать на длительный период свою работу, а затем анализировать полученные результаты.
Только пройдя путь самостоятельно, можно научиться чему – либо.
Вывод: Метод проектов есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального или идеального продукта. Иными словами, итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, альбом, письмо зарубежному сверстнику, создание газеты и т.д.). Хорошо, когда оба вида продукта выступают в их диалектическом единстве. Анализируя конкретные проекты и ситуации, проводя определённую диагностику и анализируя конечные продукты совместной деятельности со своими учениками, мне удалось разбить эту деятельность на определённые этапы и рассмотреть их основные задачи, а также предложить формы и методы работы на каждом этапе, как со стороны учителя , так и со стороны учеников. Рефлексивный анализ и самооценка позволили мне поделиться методическими рекомендациями по организации работы над проектом. Метод проектов предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с работой в сотрудничестве, в малых группах, в коллективе. Для успешного выполнения проекта очень важно уметь работать в команде с другими. Сотрудничество- это способность начать и завершить совместное дело, умение помочь и поддержать членов твоей команды. Беседуя с о своими учениками, многие из них отмечают, что работа над проектом помогает преодолевать комплексы, помогает найти общий язык с другими людьми, сближает их с учителями, учит работать с информацией. Но самым большим достижением, конечно же, является познание себя, того, что каждый сумел сделать, смог достичь.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |