Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гендерный подход при профессиональном самоопределении  старшеклассников



2020-02-04 722 Обсуждений (0)
Гендерный подход при профессиональном самоопределении  старшеклассников 0.00 из 5.00 0 оценок




Традиционное гендерное разделение труда потеряло жесткость и нормативность, большинство социальных ролей вообще не дифференцируются по половому признаку. Общая трудовая деятельность и совместное обучение в значительной степени нивелируют различия в нормах поведения и психологии женщин и мужчин.

Преимущество гендерного подхода в целом состоит в том, что он позволяет учитывать интересы обоих социально-половых групп общества. Для достижения благополучия современной России стратегически важным является необходимость осознания того, что "явления, происходящие в обществе, по-разному влияют на мужское и женское население, вызывая их неодинаковые реакции" [92, с.71].  В современном российском обществе, несмотря на многие перемены, происходящие в нем, все еще сильны традиционные представления о мужском и женском предназначении, которые выводятся исключительно из биологических различий людей. Но человек тем и отличается от всего живого, что в своем развитии превзошел природу и обогатил мир многообразием искусственного. В этой связи, согласно теории социального конструирования, различия полов также являются искусственно созданными. Осознать это, а значит преодолеть традиционные (патриархатные), но такие для многих удобные и привычные модели социокультурного устройства позволяет гендерный подход. Его преломление в педагогике способно продуцировать такой тип личности, которая будет:

1) комфортно чувствовать себя в меняющемся мире;

2) адекватна современным социальным запросам.

Вступление России в глобальное информационное общество невозможно без принятия европейских стандартов в подготовке специалистов. Переход от классической советской модели "школы знаний" к "школе развития" европейского уровня возможен при формировании таких качеств специалиста, как способность "брать ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, жить с людьми других культур, языков, религий" [15, с.57], в том числе разных половых групп. Однако российское образование пока не может похвастаться такими приоритетами в подготовке высококлассных специалистов, стремящихся к самосовершенствованию и саморазвитию, поскольку "современная российская система образования не соответствует заявленным стандартам" [26, с.69]. Одной из причин этого видится нам отсутствие гендерного подхода в образовании.  

Доминирующим принципом в отечественной педагогике является полоролевой, сущность которого сводится к следующим основным положениям:

-    ориентация на подчеркивание различий между полами;

- воспитание в духе жесткого (предопределенного) выбора половой   идентичности;

- ориентация на "особое предназначение" мужчин и женщин;

- поощрение видов деятельности, соответствующих полу;

- выбор видов поведения исходя из половой принадлежности;

- обоснование раздельного обучения по полу обучения;

- наличие жестких, культурно сформированных гендерных схем;

- осуждение отступлений от традиционных моделей устройства

общества [81, с. 381].

Исходя из указанных характеристик основного в российской педагогике подхода, мы получаем аналогичные модели образования и общества в целом, а именно, тяготеющих к традиционализму за счет доминирования в гендерной политике государства признания за мужчиной и женщиной изначально различного предназначения [11, с.53].

Какими будут наши девочки и мальчики, девушки и юноши, зависит от

качества образования. Оно влияет на то, вырастут ли наши дети "свободными

людьми, без традиционных предрассудков (классовых, расовых и этнических, гендерных / полоролевых), умеющими уважать человеческое достоинство" [28, с.72]. Полоролевой подход – это подход, основанный на сложившихся стереотипах по отношению к мальчикам и девочкам.

Гендерный подход – это создание педагогических условий для самореализации личности, основанный на ее возможностях и способностях. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе (образ Я), о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности), соотнесение знаний о себе и знаний о профессиональной деятельности (профессиональные пробы). Такой взгляд на профессиональное самоопределение школьников должен предполагать применение инновационных процессов обучения, рассматривающих ребёнка как заинтересованного участника и выдвигающих на первый план личность в качестве субъекта активной деятельности. Гендерный подход к профессиональному самоопределению личности осуществлялся на основе формирования готовности к пониманию, принятию и выполнению различных социальных ролей с учетом многообразия проявлений гендерного поведения, что по нашему мнению является сущностью понятия "гендерная толерантность". Л.П. Шустова вводит понятие "гендерная толерантность", одним из условий формирования которой явилась реализация учебной модифицированной программы по курсу "Женщина и мужчина в ХХI веке". Гендерный подход к организации профильного обучения особенно важен, так как полоролевой подход в педагогике формирует стереотипы поведения, которые составляют сущность пола. Гендерные стереотипы – это сформировавшиеся в культуре обобщенные убеждения (представления) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Образовательные учреждения преподносят очень влиятельные уроки гендерных отношений.

С точки зрения гендерного подхода к выбору профессиональной карьеры основной вопрос, на который отвечает школьник, это "что он может", а не "что он должен" выполнять. Сегодня в силу ряда причин в нашем обществе постепенно складываются новые социальные типы. В нашу жизнь уверенно входят деловые люди, и общество начинает ценить деловитость как условие успеха. Полоролевой подход определяет, что далеко не каждая женщина может добиться успеха в роли менеджера за счет того, что женщины реализуют управленческие функции спонтанно, зачастую неосознанно. Гендерный подход к обучению дает возможность выбрать ученику карьерную линию в зависимости от своих возможностей. Существующий полоролевой стереотип, что женщина не может быть руководителем в силу определенных природой для нее функций, опровергается гендерными подходами к обучению в других странах. Гендерные стереотипы – это сформировавшиеся в культуре обобщенные убеждения (представления) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Это принятые представления о маскулинном и фемининном поведении и их иерархии. Синоним стереотипа – это предрассудки, клише и шаблоны. Можно выделить качества, стереотипно приписываемые мужчине и женщине. Например, мужские качества: абстрактность, логичность, власть, независимость, индивидуальность, непостоянство, неверность, радикализм, инструментальность и т.д. Женские качества: постоянство, верность, пассивность, статичность, коллективность, бессознательность, интуитивность, конкретность и т.д.

Гендерная идентичность – это осознание себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности. В последнее время в педагогике возрос интерес к опасностям, связанным со стереотипизацией. Часто человек создает себе образы других людей, основываясь не на том, что они из себя представляют и что делают, а на предположениях о том, какими эти люди должны быть, что должны делать или на собственных пожеланиях видеть этого человека таким, каким его хочется увидеть. Школа должна давать ученикам возможность развивать индивидуальные способности и интересы, независимо от принадлежности к тому или иному полу, противостоять традиционным стандартам в отношении полов. Для этого педагогический коллектив должен обладать гендерной чувствительностью, владеть методикой гендерного подхода к процессу гендерной социализации девочек и мальчиков.

Под "гендерной чувствительностью" мы подразумеваем способность педагога воспринимать, осознавать и моделировать воздействие вербальных, невербальных и предметных влияний социальной среды, методов и форм работы с детьми на формирование гендерной идентичности ребенка, способность улавливать и реагировать на любые проявления дискриминации

по признаку пола.  

Рассматривая влияние школы на самоопределение учащихся к будущей

профессии, можно отметить сохранение и поддержание в процессе обучения

устоявшихся в обществе гендерных стереотипов. Поэтому необходимо говорить о внедрении гендерного подхода в практику образования, который позволит расширить социальное пространство для всестороннего развития личности каждого учащегося.




2020-02-04 722 Обсуждений (0)
Гендерный подход при профессиональном самоопределении  старшеклассников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гендерный подход при профессиональном самоопределении  старшеклассников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (722)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)