Анализ и интерпретация полученных результатов исследования
С целью выявления достоверности различий в профессиональных выборах юношей и девушек использовался φ* - угловое преобразование Фишера. φ=(ΰ1- ΰ2) * Результаты нашего исследования выявили следующее распределение выборов профилей учащихся (см. рис.1). Проанализировав данные, полученные с помощью методики «Карта интересов» выявили, что наиболее популярными профессиональными интересами среди испытуемых юношей стали: «техника» (его выбрали 30% испытуемых), «история» (20%), «транспорт» (15%), «физика» (10%), рабочие специальности (5 %). Выбор популярных интересов среди девушек: «искусство» (25%), «медицина» (20%), «сфера обслуживания» (20%), «журналистика» (15%), «педагогика» (10%), «филология» (5%). По итогам эксперимента были обнаружены различия в данных выборках (см. таблицу №1). В результате статистической обработки выявлены и подтверждены различия в выборе следующих профессиональных интересов: · Физика (φ=2,03, при p≤0,05); · Журналистика (φ=2,51, при p≤0,01); · История (φ=2.9, при p≤0,01); · Искусство (φ=3,3, при p≤0,01); · Транспорт (φ=2,51, при p≤0,01); · Педагогика (φ=2,03, при p≤0,05); · Сфера обслуживания (φ=2,9, при p≤0,01); · Техника (φ=3,6, при p≤0,01).
Более наглядно данные различий отражены в табл. 3
Таблица 3. Различия между выборами профессиональных интересов юношей и девушек
При р 0,01(**), При р 0,05(*)
Сравнительный анализ различных уровней выборов более точно раскрывает картину выбора по «Карте интересов» у юношей и девушек. Таблица 4. Показатели уровней выбора испытуемыми профиля «физика»
Более наглядно показатели уровней выбора испытуемыми профиля «физика» отражены на рис. 3. Рис. 3. Сравнительный анализ уровней профессиональных интересов по профилю «физика» испытуемых двух групп
Гендерные различия есть при высоком уровне интереса к «физике» φ=2,04, при p≤0,05. Таблица 5. Показатели уровней выбора испытуемыми профиля «медицина»
Более наглядно показатели уровней выбора испытуемыми профиля «медицина» отражены на рис. 4. Рис. 4. Сравнительный анализ уровней профессиональных интересов по профилю «медицина» испытуемых двух групп
Достоверность различий по интересу «медицина» между юношами и девушками имеется при высоком уровне выбора φ=1,88, при p≤0,05. Таблица 6. Показатели уровней выбора испытуемыми профиля «филология»
Более наглядно показатели уровней выбора испытуемыми профиля «филология» отражены на рис. 5. Рис. 5. Сравнительный анализ уровней профессиональных интересов по профилю «филология» испытуемых двух групп
У юношей и девушек с высоким уровнем выбора интереса «филология», различия статистически значимы (φ= 2,9; р ≤ 0,01). Таблица 7. Показатели уровней выбора испытуемыми профиля «журналистика»
Более наглядно показатели уровней выбора испытуемыми профиля «журналистика» отражены на рис. 6.
Рис. 6. Сравнительный анализ уровней профессиональных интересов по профилю «журналистика» испытуемых двух групп
Достоверность различий между юношами и девушками с высоким и средним уровнем выбора интереса «журналистика» подтверждена статистическими методами. С высоким уровнем выбора φ= 3,3; р ≤ 0,01, со средним уровнем выбора φ= 2,04; р ≤ 0,05. Таблица 8. Показатели уровней выбора испытуемыми профиля «история»
Более наглядно показатели уровней выбора испытуемыми профиля «история» отражены на рис. 7.
Рис. 7. Сравнительный анализ уровней профессиональных интересов по профилю «история» испытуемых двух групп
Достоверность различий интереса «история» между юношами и девушками имеется при высоком уровне выбора φ=2,51, при p≤0,01. Таблица 9. Показатели уровней выбора испытуемыми профиля «искусство»
Более наглядно показатели уровней выбора испытуемыми профиля «искусство» отражены на рис. 8.
Рис. 8. Сравнительный анализ уровней профессиональных интересов по профилю «искусство» испытуемых двух групп
Результаты статистической обработки доказали, что имеются достоверно значимые различия между девушками и юношами в выборе по шкале «искусство». С высоким уровнем выбора φ= 2,51; р ≤ 0,01, со средним уровнем выбора φ= 5,2; р ≤ 0,01. Таблица 10. Показатели уровней выбора испытуемыми профиля «транспорт»
Более наглядно показатели уровней выбора испытуемыми профиля «история» отражены на рис. 9.
Рис. 9. Сравнительный анализ уровней профессиональных интересов по профилю «транспорт» испытуемых двух групп
Результаты статистической обработки доказали значимость различий между юношами и девушками в выборе «транспорт» (с высоким уровнем выбора φ= 3,3; р ≤ 0,01, со средним уровнем выбора φ= 1,93; р ≤ 0,05. Таблица 11. Показатели уровней выбора испытуемыми профиля «педагогика»
Более наглядно показатели уровней выбора испытуемыми профиля «педагогика» отражены на рис. 10. Рис. 10. Сравнительный анализ уровней профессиональных интересов по профилю «педагогика» испытуемых двух групп
Достоверность различий между юношами и девушками с высоким и средним уровнем выбора интереса «педагогика» подтверждена статистическими методами. С высоким уровнем выбора φ= 2,19; р ≤ 0,01, со средним уровнем выбора φ= 3,8; р ≤ 0,01. Таблица 12. Показатели уровней выбора испытуемыми профиля «сфера обслуживания»
Более наглядно показатели уровней выбора испытуемыми профиля «сфера обслуживания» отражены на рис. 11.
Рис. 11. Сравнительный анализ уровней профессиональных интересов по профилю «сфера обслуживания» испытуемых двух групп
Достоверность различий интереса «сфера обслуживания» между юношами и девушками значима при среднем уровне выбора φ=2,9, при p≤0,01. Таблица 13. Показатели уровней выбора испытуемыми профиля «техника»
Более наглядно показатели уровней выбора испытуемыми профиля «техника» отражены на рис. 12.
Рис. 12. Сравнительный анализ уровней профессиональных интересов по профилю «техника» испытуемых двух групп Результаты статистической обработки доказали значимость различий между юношами и девушками в выборе «техника» (с высоким уровнем выбора φ= 3,3; р ≤ 0,01, со средним уровнем выбора φ= 2,6; р ≤ 0,01.
Полученные эмпирические данные по второй методике («Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова) распределились следующим образом (см. таблицу 2. ) Проводя сравнительный анализ показателей выборки юношей и девушек по данной методике были обнаружены статистически достоверные различия по типам профессий «человек-техника» (60%- выбор юношей и 5% выбор девушек: φ= 4,17; р ≤ 0,01) и «человек-художественный образ» (0%- выбор юношей и 40% выбор девушек: φ= 4,32; р ≤ 0,01). Таблица 14. Различия между профессиональными интересами юношей и девушек
При р 0,01(**), При р 0,05(*)
Сравнительный анализ уровней выборов более точно раскрывает картину выбора типов профессий юношами и девушками.
Таблица 15. Различия между уровнями профессиональных интересов юношей и девушек
Так подтвердились различия в следующих выборах: · Человек-человек – в высоком уровне выбора- φ= 1,9; р ≤ 0,05, в среднем уровне - φ= 3,3; р ≤ 0,01; · Человек-техника – в высоком уровне выбора- φ= 3,3; р ≤ 0,01, в среднем уровне - φ= 2,9; р ≤ 0,01; · Человек-знаковая система - в высоком уровне выбора- φ= 2,51; р ≤ 0,01, · Человек-художественный образ – в высоком уровне выбора- φ= 4,6; р ≤ 0,01. Наглядно результаты анализа представлены на рис. Рис. 13. Сравнительный анализ уровней типов профессий по профилю испытуемых двух групп
Таким образом юноши больше всего направлены на такие сферы деятельности как «техника» и «знаковая система», а девушки на «человек и художественный образ». Это связано с тем, что подростки типизируют многие профессии по полу как женские и реже как мужские. Подобные представления старшеклассников о профессиях как женских или мужских также влияет на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение. Наиболее выраженные различия в склонностях юношей и девушек отмечаются в сфере технических интересов. Юноши имеют профессиональные предпочтения, связанные с техническими интересами. Эти результаты согласуются с многочисленными литературными данными, указывающими на то, что, начиная с детского возраста, мальчики проявляют больше интерес к точным предметам, активным играм, преобразующим видам деятельности, а в более старшем возрасте юноши отдают предпочтение профессиям, связанным с техникой. Девушки статистически достоверно отличаются от юношей большей выраженностью таких познавательных интересов к таким предметам как философия и журналистика, искусство. У девушек наиболее выражены профессиональные интересы к педагогике и сфере обслуживания. Данные многочисленных исследований также показывают, что женщин всегда привлекали профессии, связанные с воспитанием и оказанием помощи другим людям. Такая направленность интересов женщин вытекает из их большей, по сравнению с мужчинами, эмпатийности, общительности, альтруистичности, т. е. традиционно феминных качеств. Интерес девушек к профессиям сферы обслуживания объясняется тем, что деятельность в этой сфере дает возможность удовлетворить более выраженную у женщин потребность в контактах с другими людьми. У девушек отмечается более высокий показатель склонностей к сфере искусства. Наличие таких склонностей у девушек также подтверждается данными исследований, свидетельствующими о выраженных ориентациях девушек на профессии этой сферы. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о наличии ярко выраженных гендерных различий в учебно-познавательных и профессиональных интересах старшеклассников. Совершенно очевидно, что эти различия в интересах могут обусловливать и различия в профессиональных намерениях и планах юношей и девушек.
Результаты исследования гендерных различий профориентации старшеклассников позволили нам сделать следующие выводы: 1. Были выявлены особенности выбора профессии старшеклассниками. в проявлениях профессионального самоопределения девушек и юношей. 2. С помощью методики «Карта интересов» были выявлены преобладающие интересы у юношей: «техника» (его выбрали 30% испытуемых), «история» (20%), «транспорт» (15%), «физика» (10%), рабочие специальности (5 %). Выбор популярных интересов среди девушек: «искусство» (25%), «медицина» (20%), «сфера обслуживания» (20%), «журналистика» (15%), «педагогика» (10%), «филология» (5%). 3. Согласно полученным результатам по методике «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), была выявлена профессиональная направленность юношей и девушек при выборе профессии. У юношей преобладает направленность на типы профессий – «человек-техника», «человек-знаковая система». У девушек выделяется направленность – «человек-человек», «человек-художественный образ». 4. При исследовании гендерных особенностей в предпочтениях старшеклассников в выборе типа профессиональной деятельности были подтверждены различия в преобладании профессиональных интересов у юношей: · Физика (φ=2,03, при p≤0,05); · История (φ=2.9, при p≤0,01); · Техника (φ=3,6, при p≤0,01). · Транспорт (φ=2,51, при p≤0,01); у девушек: · Искусство (φ=3,3, при p≤0,01); · Педагогика (φ=2,03, при p≤0,05); · Сфера обслуживания (φ=2,9, при p≤0,01); · Журналистика (φ=2,51, при p≤0,01); · Медицина (при высоком уровне выбора φ=1,88, при p≤0,05); · Филология (при высоком уровне выбора φ=2,9, при p≤0,01); · Журналистика (с высоким уровнем выбора φ= 3,3; р ≤ 0,01, со средним уровнем выбора φ= 2,04; р ≤ 0,05): 5. При выборе типа профессий старшеклассниками также были выявлены гендерные различия - преобладание типов профессий у юношей: · «человек-техника» (φ= 4,17; р ≤ 0,01) · «человек-знаковая система» - в высоком уровне выбора- φ= 2,51; р ≤ 0,01, у девушек: · «человек-художественный образ» (φ= 4,32; р ≤ 0,01); · «человек-человек» – в высоком уровне выбора- φ= 1,9; р ≤ 0,05, в среднем уровне - φ= 3,3; р ≤ 0,01. Данные значения подтверждают правильность нашего предположения, что профессиональные интересы различаются у девушек и юношей. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы рассмотрели различные теории и подходы по изучению гендерных особенностей профориентации старшеклассников. Выявили, что профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека. Понятие гендер (gender) означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Все ученые, занимавшиеся и занимающиеся этой проблемой, отмечают, что преимущество гендерного подхода в целом состоит в том, что он позволяет учитывать интересы обоих социально-половых групп общества. Гендерный подход к профессиональному самоопределению личности должен осуществляться на основе формирования готовности к пониманию, принятию и выполнению различных социальных ролей с учетом многообразия проявлений гендерного поведения. Рассматривая влияние школы на самоопределение учащихся в будущей профессии, можно отметить сохранение и поддержание в процессе обучения устоявшихся в обществе гендерных стереотипов. Мы пришли к заключению, что необходимо говорить о внедрении гендерного подхода в практику образования, который позволит расширить социальное пространство для всестороннего развития личности каждого учащегося, поэтому и к изучению особенностей профориентации старшеклассника необходимо подходить, учитывая данное обстоятельство. На основе анализа литературных источников мы попытались наиболее полно отследить концепции о проектировании жизненного и профессионального самоопределения школьников на гендерной основе. Мы считаем, что изучения в области гендерных особенностей профориентации школьников будут продолжены в исследованиях современных психологов, так как актуальность этой темы очевидна и практически значима.По результатам исследования гендерных особенностей в предпочтениях старшеклассников в выборе типа профессиональной деятельности наибольшие различия были подтверждены в преобладании профессиональных интересов у юношей в области «техника» (φ=3,6, при p≤0,01), у девушек в области «искусство» (φ=3,3, при p≤0,01). При выборе типа профессий были выявлены наибольшие гендерные различия у юношей при выборе профиля «человек-техника» (φ= 4,17; р ≤ 0,01), у девушек: «человек-художественный образ» (φ= 4,32; р ≤ 0,01) Таким образом, цель исследования достигнута – данные значения подтверждают правильность нашего предположения, что профессиональные интересы различаются у девушек и юношей, поставленные задачи выполнены. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Асмолов, А.Г. Психология индивидуальности: методические основы развития личности в историко - эволюционном процессе: учебно-методическое пособие [Текст] / А.Г.Асмолов. - М., издательство Московского университета, 1986. 2. Волкова, Н.А.и др. Лучшие психологические тесты для прфориентации и профотбора.- Петрозаводск:Петроком,1992. 3. Гендерный аспект процесса профессионального самоопределения старших школьников [Текст] / Ю.В. Кобазова // Вестник Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова. - 2009. - Т. 6. - 2. - С. 84-89. 4. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема [Текст] // М.Р.Гинзбург Вопросы психологии. 1988. - №2 - с.19 – 26 5. Голомшток, А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника [Текст] / А.И.Голомшток - М.: Педагогика, 1979. 6. Гинзбург, М.Р. Развитие самоопределения подростков: методические разработки [Текст] / М.Р.Гинзбург. - М., 1988. 7. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст] / Э.Ф.Зеер. - Воронеж. Изд. НПО «МОДЭК», 2003. – 480 с. 8. Егорова, М.С. Психология индивидуальных различий [Текст] / М.С.Егорова. - М.: Планета детей, 1997. 9. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 10. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1996. 11. Кобазова, Ю.В. Личностно-ориентированный подход в профессиональном обучении в общеобразовательной школе [Текст] / Ю.В. Кобазова // Материалы V научно-практической конференции, аспирантов и молодых ученых.- Нерюнгри: Издательство ЯГУ, 2004. - С. 193 – 195. 12. Кобазова, Ю.В. Влияние гендерной социализации на профессиональное самоопределение школьников [Текст] / Ю.В. Кобазова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2009. – №6. – С. 53-63 13. Гендерный аспект процесса профессионального самоопределения старших школьников [Текст] / Ю.В. Кобазова // Вестник Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова. - 2009. - Т. 6. - 2. - С. 84-89. 14. Иванова, Е. Введение в Гендерные исследования. [Текст]: Ч.I: Учебное пособие/Под ред. И.А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001. 15. Методические рекомендации по написанию и оформлению курсовых и дипломных работ для студентов, обучающихся по специальности: 030301 – Психология [Текст] / сост. Е.Н. Власова, С.В.Небыкова. – Абакан, 2007. – 48 с. 16. Практическая психология образования [Текст] / И.В.Дубровина [и др.].– М., 1997. – 528 с. 17. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию [Текст]: учебное пособие для старших классов средней школы - М.: Просвещение, 1991 18. Психология [Текст]: Словарь / А.В.Петровский [и др.]. – М., 1990. 19. Реан, А.А. Психология изучения личности [Текст]: учебное пособие / А.А. Реан.- СПб., 2002. 20. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога [Текст]: учеб. пособие / Е.И. Редковец. – М.: Владос - Пресс, 2002. 21. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст]: учеб. пособие / Е.В. Сидоренко.– СПб., 2004. 22. Социально - психологический анализ гендерных ролей [Текст]: Практикум по гендерной психологии / И.С.Клецина [и др. ] - СПб.: Питер, 2003. 23. http://www.genderstudies.info/educat/educat1.php 24. http://lib.udsu.ru/a_ref/07_23_002.pdf 25. http://www.kursx.ru/psy68.html 26. http://www.mpsinst.ru/student/file/download/150 27. http://v4.udsu.ru/files/1175746061.pdf 28. http://www.voppsy.ru/rubr/03020103.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ Обработка данных по карте интересов девочек
Таблица 2.
Обработка интересов по карте интересов юношей
(0.014 сек.) |