Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема профессионального самоопределения в психологии



2020-02-04 446 Обсуждений (0)
Проблема профессионального самоопределения в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.............................................................................................................. 3

1. Теоретический анализ проблемы ........................................................... 6

1.1. Проблема профессионального самоопределения в психологии...... 6

1.2. Проблема гендерных особенностей в психологии.................................. 12

1.2.1. Гендер как социальная модель женщин и мужчин.................... 12

1.2.2. Полоролевая идентичность мужчин и женщин......................... 19

1.2.3. Гендерный подход при профессиональном самоопределении старшеклассников................................................................................. 22

1.3. Профессиональное самоопределение личности в современных

условиях ....................................................................................................................... 27

1.4. Особенности профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте.................................................................................... 29

2. Исследование гендерных особенностей профориентации старшеклассников........ 32

2.1. Характеристика выборки и методов её исследования....................... 32

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов исследования...... 38

Заключение...................................................................................................... 56

Список использованной литературы............................................................... 58

Приложение................................................................................................................................. 61


ВВЕДЕНИЕ

Перемены, происходящие в современном мире, ставят перед школой задачи, связанные с формированием у школьников готовности к выбору профессии, отвечающей потребностям развивающегося общества, а также  интересам, склонностям и способностям учащихся.

В настоящее время гендерные особенности старших школьников практически не учитываются, не смотря на то, что этот феномен оказывает значительное влияние на формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив профессионального, личностного и жизненного самоопределения выпускников.

Процесс профессионального самоопределения протекает более эффективно, если учитывается многовариантность влияния факторов биологического и социального пола, психолого-педагогические аспекты процессов гендерной социализации старших школьников.

Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Старшеклассника манят десятки профессий. Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств.

Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни современного человека.

Профессиональное самоопределение рассматривали Е.А. Климов, И.С. Кон, А.К. Маркова, С.Н. Чистякова, Е.И. Головаха; С.А. Боровикова, Г.С. Никифоров, М.Р. Гинзбург, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова и др.

Одной из центральных в гендерных исследованиях является тема гендерных отношений в сфере труда. К числу российских авторов этих исследований относятся М.Е.Баскакова, С.И.Голод, Е.В.Груздева, И.Е.Калабихина, М.М.Малышева, О.Мурачева, Л.Прокофьева, Л.Е.Ржаницына, Н.М.Римашевская, И.Н.Тартаковская, П.Фести, А.Г.Харчев, З.А.Хоткина, Э.С.Чертихина, З.Янкова и др.

Основой исследования стали концепции о проектировании жизненного и профессионального самоопределения школьников на гендерной основе (С.Г. Броневщук, Н.С. Пряжников, Л.Ф. Шустова, С.Н. Чистякова, Е. Ярская-Смирнова)

Объект исследования: профессиональное самоопределение девушек и юношей.

Предмет исследования: гендерные особенности профессионального самоопределения старшеклассников.

Цель нашей работы: выявить гендерные различия при выборе профессии старшеклассниками.

В ходе предварительного изучения проблемы и обобщения данных предыдущих исследований была сформулирована следующая гипотеза: 

мы предположили, что существуют гендерные различия в профессиональном определении юношей и девушек.

Для осуществления цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников.

2. Выявить особенности выбора профессии старшеклассниками.

в проявлениях профессионального самоопределения девушек и   юношей.

3. Выявить профессиональную направленность личности при выборе профессии.

4. Выявить преобладающие интересы старшеклассников как проявления направленности личности.

5. Подобрать методы исследования особенностей профессиональной ориентации девушек и юношей.

6. Исследовать гендерные особенности предпочтений старшеклассников при выборе типа профессиональной деятельности.

7. Выявить гендерные различия при выборе профессии старшеклассниками.

В работе были использованы следующие методы:

1. Теоретический анализ психологической литературы по проблеме исследования.

2. Психодиагностические методы:

· Методика: «Карта интересов» - автор А.Е.Голомшток

· Диагностика профессиональной направленности личности «Дифференциально-диагностический опросник» – ДДО – автор Климов Е.А.;

3. Методы математической статистики:

φ* - угловое преобразование Фишера.

 


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

Проблема профессионального самоопределения в психологии

Профессиональное самоопределение – процесс развития внутренних позиций профессионала, то есть мотивации профессиональной деятельности, отношения человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности. Внутренняя позиция становится тем внутренним условием, через которое, по С.Л. Рубинштейну, преломляются внешние воздействия (в данном случае профессиональное обучение).

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И.Головахе) – это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план будет опосредован отдаленными жизненными целями.

Е.А.Климов выделяет два уровня самоопределения: 1) гностический (перестройка сознания и самосознания); 2) практический уровень (реальные изменения социального статуса человека).

Сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

Профессиональная направленность – система эмоционально-ценностных отношений, задающих соответственную их содержанию иерархическую структуру доминирующих мотивов личности и побуждающих личность к их утверждению в профессиональной деятельности (направленность на человека, направленность на себя, направленность на предмет деятельности).

Рассмотрим конкретные составляющие профессиональной направленности. Ведущей среди них является система ценностных ориентаций, связанных с профессиональными устремлениями человека. К профессионально-ценностным ориентациям относятся социальная значимость и престиж профессии, содержание профессионального труда, возможности совершенствования и самоутверждения, «инструментальные» ценности профессии как средства достижения других жизненных благ. Очевидно, что в процессе профессионального становления личности эти ориентации претерпевают изменения. Одни ценности утрачивают свою направляющую функцию, другие исчезают, третьи появляются впервые на определенной стадии становления. Например, в начале самостоятельного освоения профессиональной деятельности появляется ориентация на самоутверждение в труде.

Настроенность на определенную форму поведения, вид деятельности, связанный с удовлетворением какой-либо потребности, выражается термином «психологическая установка». Психологи отмечают, что установка проявляется в выборе формы поведения, вида деятельности, регулирует способы их реализации, а также выполняет стабилизирующую функцию, сохраняя определенную направленность в изменяющихся ситуациях, т.е. придает профессиональному становлению личности определенную профессиональную устойчивость.

Следующий компонент профнаправленности – профессиональные интересы, выражающие личный интерес к конкретному виду труда, имеющему для человека эмоциональную привлекательность. Под профессиональными интересами понимается динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной эмоциональной, познавательной и волевой активности, направленной на предполагаемую профессию или выполняемую профессиональную деятельность. Интенсивность и устойчивость профессиональных интересов сказываются на преодолении трудностей адаптации, успешности освоения и выполнения профессионально значимых видов деятельности.

Ведущим компонентом направленности являются мотивы, т.е. совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность личности и определяющих ее направленность. Основными функциями мотивов являются побуждение, направление и регуляция поведения и деятельности личности.

Следующим компонентом профнаправленности является отношение личности к профессии. В процессе профессионального становления личности складывается динамическая система отношений не только к профессионально значимым видам деятельности, условия и способам их выполнения, формам профессиональной подготовки, но также к членам профессиональных групп, коллективов. Отношения выражаются в удовлетворенности выбранной профессией, перспективами профессионального роста, карьеры.

Таким образом, в структуру профессиональной направленности входят профессиональные ценностные ориентации, интересы, установки, мотивы и отношения. В процессе профессионального становления личности эти компоненты изменяются, образуют разнообразные сочетания и взаимосвязи, что приводит к возникновению относительно устойчивых комплексов направленности.

Основные структурные компоненты пригодности человека к работе следующие:

1) Гражданские качества. В некоторых профессиях недостаточное выражение именно этих качеств делает этого человека профессионально непригодным.

2) Отношение к труду, к профессии, интересы, склонности к данной области труда.

3) Дееспособность общая. Она складывается из качеств, нужных не в одном, а в очень многих видах деятельности: широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива.

4) Единственные, частные, специальные способности, то есть качества, очень нужные в каких-либо определенных видах деятельности.

Навыки, опыт, выучка. Это тоже компонент профпригодности: научишься, тогда и будешь годен.

В науке и практике профессиональной ориентации имелось много попыток описания и классификации профессий:

1) по предмету труда, по профессиональным областям;

2) по требованиям, предъявляемым к работнику;

3) по степени самостоятельности в труде;

по напряженности труда.

При выборе профессии лучше ориентироваться на профессии, связанные со следующими психологическими характеристиками:

- способ мышления;

- тип личности;

- предпочитаемый способ взаимодействия с людьми.

Практически любая деятельность состоит из различных проблемных ситуаций, и человеку все время приходится решать различные профессиональные задачи:

- одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется выбрать одно из нескольких готовых решений;

- другим – в ситуациях, где нужно предложить что-то новое;

- третьим предпочтительно не размышлять, а действовать.

Интересы людей разнообразны, и по степени выраженности интересов всех людей подразделяют на разные типы личности.

Каждый тип личности служит для описания группы людей, обладающих определенными личностными и профессиональными особенностями. Люди разных типов предпочитают одни и отвергают другие виды деловитости. Каждый тип личности в наилучшей степени может выразить себя в определенной профессиональной среде. Необходимо только, чтобы тип личности соответствовал выбранной профессии.

В зависимости от доминирующего интереса выделяют следующие типы.

1. Реалистический тип – любит заниматься конкретными вещами и их использованием. Охотно выбирает профессии водителя, ветеринара, фермера, милиционера, радиомонтажника, картографа.

2. Исследовательский тип – сообразителен и наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу (эколог, футуролог, философ, химик, биолог).

3. Социальный тип – активен, общителен, эмоционален, чувствителен (учитель, воспитатель, психолог, священнослужитель, социальный работник).

4. Конвенциональный тип – усидчивым, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный (бухгалтер, экономист, секретарь-референт, нотариус, кассир).

5. Предпринимательский тип – находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный (коммерсант, предприниматель, политик, страховой агент, менеджер).

6. Артистический тип – высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное мышление, богатая фантазия (дизайнер, художник, музыкант, актер).

Е.А.Климовым была разработана периодизация развития человека как субъекта труда.

В своей периодизации Е.А.Климов выделяет основные этапы становления субъекта труда, и в каком-то смысле – это этапы становления субъекта профессионального самоопределения, поскольку профессиональные выборы, а значит, и проблемы самоопределения представлены на всех этапах жизни.

1. Стадия предигры (от рождения до 3 лет), когда происходит освоение функций восприятия, движения, речи, простейших правил поведения и моральных оценок, которые становятся основой дальнейшего развития и приобщения человека к труду;

2. Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит овладение основными смыслами человеческой деятельности. А также знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, во врача, в учителя и др.)

3. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность и т.д.

4. Стадия оптации (от 11-12 до 14-18 лет). Это стадия подготовки к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути; соответственно, человек, находящийся в ситуации профессионального самоопределения называется оптантом.

5. Стадия адепта – это профессиональная подготовка, которую проходит большинство выпускников школ.

6. Стадия адаптанта – это вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.

7. Стадия интернала – это вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на нормальном уровне.

8. Стадия мастера, когда о работнике можно сказать: лучший среди нормальных, среди хороших, то есть работник заметно выделяется на общем фоне.

9. Стадия авторитета означает, что работник стал лучшим среди мастеров.

10.  Стадия наставника – высший уровень работы любого специалиста.

Процесс становления профессионально ориентации можно подразделить на этапы, продолжительность которых варьирует в зависимости от социальных условий и индивидуальных способностей развития. Первый этап – детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ним поведения. Второй этап – подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, - предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка («Я люблю исторические романы, не стать ли мне историком»), затем с точки зрения его способностей («У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Я хочу помочь больным людям, стану я врачом»; «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?»). Четвертый этап – практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента 1) определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему, 2) выбор специальности.

 



2020-02-04 446 Обсуждений (0)
Проблема профессионального самоопределения в психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема профессионального самоопределения в психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (446)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)