Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепция управления персоналом



2020-02-04 167 Обсуждений (0)
Концепция управления персоналом 0.00 из 5.00 0 оценок




Управление персоналом - целенаправленная деятельность руководящего со­става организации, а также руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, которая включает разработку концепции и стра­тегии, кадровой политики, принципов и методов управления персоналом.(7)

 Управление персоналом заключается в формировании системы управления персоналом; кадровом планировании, проведении маркетинга персонала, опре­делении кадрового потенциала и потребности организации в персонале; учете и нормировании численности работников. Управление персоналом охватывает широкий спектр функций от приема до увольнения работника: это наем, отбор, и прием персонала; деловая оценка персонала при приеме, аттестации, подборе; профориентация и трудовая адаптация; мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала и его использования; организация труда и соблюдение этики деловых отношений; управление конфликтами и стрессами; обеспечение безопасности персонала; управление нововведениями в кадровой работе; обу­чение, повышение квалификации и переподготовка кадров; управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением; управление поведени­ем персонала в организации; управление социальным развитием, высвобожде­ние персонала. Управление персоналом организации предусматривает инфор­мационное, техническое, нормативно-методическое, правовое и делопроизвод­ственное обеспечение системы управления персоналом. Руководители и работ­ники подразделений системы управления персоналом также оценивают резуль­тативность труда руководителей и специалистов управления, деятельность подразделений системы управления, экономическую и социальную эффектив­ность совершенствования управления персоналом.

Исходя из такого определения сущности управления персоналом и условий, в которых осуществляется этот процесс, формируется концепция управления персоналом и каждой конкретной организации.(7)

Повышение роли персонала и изменение отношения к нему связано прежде всего с глубокими преобразованиями в производстве. Традиционная техноло­гия, включая конвейер, стремилась свести к минимуму возможности вмеша­тельства человека в устойчивые технологические процессы, сделать их незави­симыми от квалификации и иных характеристик рабочей силы. Стабилизация производственных процессов давала возможность широко применять труд низкой квалификации, что позволяло экономить на издержках, связанных с наймом, обучением и оплатой рабочей силы. Научные концепции организации труда и управления исходили из этих требований. Имело место безусловное разделение труда на управленческий и исполнительский, преобладали поде­тальная специализация и жесткий пооперационный контроль. Традиционная технология отличалась слабой зависимостью от субъективного фактора произ­водства.

Научно-технический прогресс в последние десятилетия стал причиной круп­ных изменений в трудовой деятельности. Традиционная технология постепенно уступает место гибким производственным комплексам, робототехнике, науко­емкому производству, основанному на компьютерной технике и современных средствах связи, био- и лазерной технологии. Вследствие их внедрения сокра­щается численность персонала, повышается удельный вес специалистов, руко­водителей, рабочих высокой квалификации. Возрастает стоимостный объем ка­питала, приводимого в движение одним работником. Расширение полномочий на рабочем месте, контроль за производственным процессом самого работника - главная отличительная черта современности. (19)

Изменяется и содержание трудовой деятельности. В целом падает роль навы­ков физического манипулирования предметами и средствами труда и возраста­ет значение концептуальных навыков. Имеется в виду умение в целостной сис­теме представлять сложные процессы, вести диалог с компьютером, понимание статистических данных. Приобретают особое значение внимательность и от­ветственность, навыки общения, устной и письменной коммуникации. Совре­менное производство все больше требует от работников качеств, которые не только не формировались в условиях поточно-массового производства, но и преднамеренно сводились к минимуму, что позволяло упростить труд и удеше­вить стоимость рабочей силы. К числу таких качеств относятся: высокое про­фессиональное мастерство, способность принимать самостоятельные решения, навыки коллективного взаимодействия, ответственность за качество готовой продукции, знание техники и организации производства, творческие навыки. Одной из отличительных черт современного производства является его сильная зависимость от качества рабочей силы, форм ее использования, степени вовле­ченности работника в дела организации . (7)

Управление персоналом приобретает все более важное значение как фактор повышения конкурентоспособности, долгосрочного развития. Большинство специалистов формулируют современную концепцию управления человече­скими ресурсами достаточно широко, подчеркивая ее отличия по критериям оценки эффективности, по признаку контроля, по предпочтительной форме Ор­ганизации. Характерная черта в организации работы с персоналом в нынешних условиях - стремление кадровых служб к интеграции всех аспектов работы с че­ловеческими ресурсами, всех стадий их жизненного цикла с момента найма до выплаты пенсионного вознаграждения.

Все это требует роста численности кадровых служб. В США один специалист по управлению персоналом приходится на 115 работников компаний, в Японии - на 38 человек.(7)

До последнего времени само понятие «управление персоналом» в нашей управ­ленческой практике отсутствовало. Правда, система управления каждой орга­низации имела функциональную подсистему управления кадрами и социаль­ным развитием коллектива, но большую часть объема работ по управлению кадрами выполняли линейные руководители подразделений. Основным струк­турным подразделением по управлению кадрами в организации являлся отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации их обучения, повышения квалификации и переподготов­ки. Для выполнения последних функций нередко создавались отделы подготов­ки кадров или отделы обучения. Отделы кадров не являлись ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, от­делами охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и дру­гими подразделениями, которые выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в организациях создавались службы социально­го исследования и обслуживания.

Службы управления персоналом, как правило, имеют низкий организацион­ный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению нормальных условий его работы. Важнейшие среди них: социально-психологическая диагностика; анализ и регулирование групповых и межлично­стных отношений, взаимоотношений с руководством; управление производст­венными и социальными конфликтами и стрессами; информационное обеспе­чение системы кадрового управления; управление занятостью; оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; анализ кадрового потенциала и потребно­сти в персонале; маркетинг кадров; планирование и контроль деловой карьеры; профессиональная и социально-психологическая адаптация работников; управ­ление трудовой мотивацией; правовые вопросы трудовых отношений; психофизиология, эргономика и эстетика труда. (20)

Если в условиях командно-административной системы эти задачи рассматрива­лись как второстепенные, то при переходе к рынку они выдвинулись на первый план и в их решении заинтересована каждая организация.

Концепция управления персоналом - система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержание, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организаци­онно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организации. Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления пер­соналом и разработку технологии управления персоналом.

Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала как объекта управления, процесса формирования поведения индиви­дов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.

Система управления персоналом, предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, установление вертикаль­ных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и спе­циалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управ­ленческих решений. (9)

Технология управления персоналом включает: организацию найма, отбора, приема персонала; его деловую оценку, профориентацию и адаптацию; обуче­ние; управление деловой карьерой и служебно- профессиональным продвиже­нием; мотивацию и организацию труда; управление конфликтами и стрессами; обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др.

Основу концепции управления персоналом в настоящее время составляют: возрастающая роль личности работника; знание его мотивационных установок; умение формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. (7)

Изменение в экономической и политической системах в нашей стране одно­временно несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, проверяя устойчивость ее существования, вносят значительную сте­пень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в такой ситуации приобретает особую значимость, поскольку по­зволяет реализовать, обобщить целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учета личного фактора в построении системы управления персоналом организации. Укрупнённо можно выделить три фактора, оказы­вающих воздействие на людей в организации.

1.Иерархическая структура организации, где основное средство воздействия - это отношения власти - подчинения, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.

2.Культура, т.е. вырабатываемые обществом, организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые
регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.

3.Рынок - сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.        

Эти факторы воздействия - понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается приоритет, таков и облик экономической ситуации в организации.

При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, от­ношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценно­стей. Главное внутри организации - работники, а за ее пределами - потребите­ли продукции.

 

 

Вывод:

Исторический опыт свидетельствует, что управленческая деятельность по сво­ему характеру и содержанию играет упорядочивающую роль в обществе, преж­де всего в сфере экономических отношений.

В литературе можно встретить примеры различного толкования понятия «управление персоналом». Одни авторы в определении оперируют целью и мето­дами, с помощью которых можно этой цели достигнуть, т.е. акцентируют вни­мание читателя на организационной стороне управления. Другие в определении делают упор на содержательную часть, отражающую функциональную сторону управления. Типичным примером первого подхода может служить определе­ние, данное В. П. Галенко: "Управление персоналом - это комплекс взаимосвя­занных экономических, организационных и социально-психологических мето­дов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности и конкурентоспо­собность предприятий" (10)

Другой подход отражен в определении управления персоналом, принятом в не­мецкой школе менеджмента: "Управление персоналом (менеджмент персонала, экономика персонала) - область деятельности, важнейшими элементами кото­рой являются определение потребности в персонале, привлечение персонала (вербовка и отбор персонала), задействование в работе, высвобождение и т.д.»

Таким образом, главное, что составляет сущность управления персоналом - это системное, планомерно организованное воздействие с помощью взаимосвязан­ных организационно-экономических и социальных мер на процесс формирова­ния, распределения, перераспределения рабочей силы на уровне предприятия, на создание условий для использования трудовых качеств работника (рабочей силы) в целях обеспечения эффективного функционирования предприятия и всестороннего развития занятых на нем работников.

 

 



2020-02-04 167 Обсуждений (0)
Концепция управления персоналом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепция управления персоналом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)