Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика понятий «способность», «одаренность», «талант»



2020-02-04 335 Обсуждений (0)
Общая характеристика понятий «способность», «одаренность», «талант» 0.00 из 5.00 0 оценок




ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО

ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ

НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЯТЕЛЬНОСТЬЮ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.................................................................. 5

1.1. Феномен одаренности в психолого-педагогической литературе............. 5

1.1.1. Общая характеристика понятий «способность», «одаренность»,

«талант».......................................................................................................... 5

1.1.2. Виды одаренности......................................................................................... 8

1.1.3. Возрастная динамика развития одаренности. Особенности

    художественной одаренности детей в дошкольном возрасте................... 11

1.2. Особенности изобразительной деятельности художественно

одаренных дошкольников.............................................................................. 16

1.3. Игра в художественно–творческой деятельности дошкольников............ 20

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С

ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА........... 27

2.1. Специфика работы с одаренными детьми.................................................. 27

2.2. Особенности обучения и воспитания художественно одаренных

детей............................................................................................................... 32

2.3. Программа по развитию художественной одаренности детей

дошкольного возраста с использованием на занятиях

изобразительной деятельностью игровых ситуаций................................. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 39 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 42 ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 45

ВВЕДЕНИЕ

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Вместе с тем одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, воспитателей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации.

    Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого явления – одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют динамику развития одаренности.

Наибольший интерес в исследовании представляет художественная одаренность, так как именно она раньше других и ярче всего проявляется в дошкольном возрасте. Изобразительное направление выбрано не случайно – ведь результатом деятельности являются детские рисунки, которые можно не только хранить, экспонировать, сравнивать, но и которые по сути есть отражение развития ребенка – его интересы, отношение к окружающему миру, уровень развития познавательных процессов, творческой активности.

      На наш взгляд, изучение одаренности в педагогическом ракурсе наиболее значимо. Педагог, не знающий основ одаренности, признаков, видов таланта, основ развивающего обучения не сможет воспитать одаренного ребенка, т.к. только личность может воспитать личность. Важнейшим условием формирования гармоничной личности является индивидуальный подход к детям, а для одаренных детей этот аспект наиболее значим в силу их специфических особенностей.

    Вопросами одаренности детей занимались многие зарубежные и отечественные психологи и педагоги: Дж. Гилфорд, П. Торренс, Ф. Баррон, К. Тейлор, А. М. Матюшкин, Н. С. Лейтес, Б. П. Теплов, С. Л. Рубинштейн, С. С. Степанов, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, Е. С. Белова и др.

Цель исследования – изучить возможность использования игровых ситуаций на занятиях изобразительной деятельностью с одаренными детьми.

Объект исследования: художественная одаренность детей.

Предмет: развитие художественной одаренности детей дошкольного возраста посредством использования игровых ситуаций на занятиях изобразительной деятельностью.

Гипотеза – для развития художественной одаренности детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью возможно и необходимо использовать игровые ситуации.

Задачи:

1. Изучить феномен одаренности в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить особенности изобразительной деятельности художественно одаренных дошкольников и значение игры в художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста.

3. Раскрыть педагогические основы работы с одаренными детьми дошкольного возраста.

4. Разработать программу по развитию художественной одаренности детей дошкольного возраста с использованием на занятиях изобразительной деятельностью игровых ситуаций, а также рекомендации педагогам-практикам по ее успешной реализации.

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, обобщение, синтез, беседа, наблюдение.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЯТЕЛЬНОСТЬЮ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Феномен одаренности в психолого-педагогической литературе

Общая характеристика понятий «способность», «одаренность», «талант»

Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в эти понятия.

    Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым, бытовым пониманием этих терминов. Если мы обратимся к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но еще более важно подчеркнуть, что понятием «талантливый» подчеркиваются природные данные человека. Так, в толковом словаре В.Даля «способный» определяется как «годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный». Таким образом, понятие «способный» определяется через соотношение с успехами в деятельности.

    При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант – это врожденные способности, данные Богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. Одаренность рассматривается как состояние таланта, как степень выраженности таланта. Недаром одаренность как самостоятельное понятие отсутствует и в словаре В. Даля, и в словаре С. И. Ожегова, и в Советском энциклопедическом словаре, и в толковом словаре иностранных слов.

    Из сказанного можно сделать вывод, что способности, с одной стороны, одаренность и талант, с другой, выделяются как бы по разным основаниям. Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем, и способности, и одаренность проявляются в успешности деятельности.

    В  советской  психологии,  прежде  всего  трудами  С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова, была сделана попытка дать классификацию понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию – успешности деятельности. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности, а одаренность – как качественно своеобразное сочетание способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого также зависит возможность успеха в деятельности [20, с.322].

    Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

    Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма. К ним относятся, прежде всего, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы, которыми организм наделен от рождения. Задатки представляют собой лишь возможности и предпосылки развития способностей, но еще не гарантируют, не предопределяют появления и развития тех или иных способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе и под влиянием деятельности, которая требует от человека определенных способностей. Вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. К этому нужно добавить, что задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания  [20, с.319].

Так что же это такое «одаренность» и как она проявляе­тся в ребенке?

В настоящее время не существует четких определе­ний одаренности. Разработка методов определения способностей и одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. Многое здесь ос­новывалось на допущении, что каждый индивид облада­ет определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами. Целью психомет­рии была разработка надежных инструментов для из­мерения степени развития тех или иных индиви­дуальных свойств или способностей. Фун­даментальное исследование Термена, доказав­шее стабильность показателей интеллекта по шкале Станфорд-Бине, привело к тому, что интеллект стал рассматри­ваться как главный показатель одаренности. В течение многих лет высокий интеллект, установленный с помощью со­ответствующих стандартизированных тестов, служил, по сути, рабочим определением «одаренности».

В последние годы рабочим определением одаренно­сти и талантливости стала формула, предложенная От­делом образования США. Формула эта признает, что индивид может отличаться функциональ­ными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической (успехи в учебе), творческой, художественной, в сфере общения (лидерство) или психомоторики.

По мнению С. С. Степанова, одаренность – это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)  [25, с.78].

С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.

 

 

Виды одаренности

 

Одаренность, как многогранное явление, имеет широкий спектр характеристик и основ для выделения отдельных подвидов. Так, Д. Б. Богоявленская выделяет пять критериев классификации: форма проявления, степень сформированности, широта проявлений, особенности возрастного развития, вид деятельности; каждый из которых выделяет тот или иной вид одаренности в соответствующем ракурсе. Все они тесно взаимосвязаны и переплетаются между собой  [4, с.16].

Согласно определению одаренности, предложенной Отделом образования США, индивиды могут отличаться актуальными или потенциальными возможностями в интеллектуальной, академической, творческой, художественной сферах, в области общения (лидерства) и в области психомоторики.

       Одни авторы пытаются рассматривать конкретные виды деятельности, в которых проявляются незаурядные способности ребенка (математика, музыка, живопись). В соответствие с этим дифференцируют математическую, музыкальную и др. виды одаренности.

    Другие исследователи анализируют способности более общего плана, не связанные столь тесно с различными формами профессиональной деятельности.

    Н. С. Лейтес, С. С. Степанов и некоторые другие авторы к видам одаренности относят следующие:

Художественная одаренность

Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников  [25, с.92].

Общая интеллектуальная и академическая одаренность

    Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. 

    Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной  [25, с.93].

    Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

    Творческая одаренность

Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А. М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано  [13, с.42].

Социальная одаренность

Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Выделяют такие структурные элементы социальной одаренности как социальная перцепция, просоциальное поведение, нравственные суждения, организаторские умения и т.д.  [25, с.93].

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности. Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общие черты:

· интеллект выше среднего;

· умение принимать решение;

· способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями;

· ощущение цели, направления движения;

· гибкость, приспосабливаемость;

· чувство ответственности;

· уверенность в себе и знание себя;

· настойчивость;

· энтузиазм;

· умение ясно выражать мысли  [18, с.101].

Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

 



2020-02-04 335 Обсуждений (0)
Общая характеристика понятий «способность», «одаренность», «талант» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика понятий «способность», «одаренность», «талант»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (335)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)