Особенности обучения и воспитания художественно одаренных детей
Обучение художественно одаренных детей строится на основании общих принципов обучения одаренных, рассмотренных в предыдущих параграфах. Однако художественная деятельность отличается и некоторой специфичностью. В искусстве не может быть оценки «правильно – неправильно» - иначе не было бы огромного разнообразия художников, а был бы один-единственный, принятый за образец эталон. Более того, гениальными названы художники «далеко» уходящие от шаблонов, от реального видения мира: Пабло Пикассо, Сальвадор Дали, Иероним Босх. А как же быть с величайшим полотном Каземира Малевича «Черный квадрат», если оценивать его лишь с позиции натуралистического иллюзионизма – адекватного изображения чисто объективных отношений? Гениальность сокрыта не в форме, а в глубоком содержании рисунка, не «как» написано, а «ради чего». Именно поэтому первоочередная задача воспитания и развития художественно одаренных детей не овладение графическими навыками, а развитие творческой активности, нестандартного видения мира. Ведь именно креативность есть основа любого таланта. В таких парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников, как «Природа и художник» Т. А. Копцевой и «Живой мир образов» Р. Г. Казаковой, Л. М. Даниловой и др. выделены следующие направления работы: 1. Развитие любознательности как основы познавательной активности. Развитие познавательных процессов. «Как показывают современные исследования (С. М. Вайнерман), детское рисование на всех его этапах связано с чувственным познанием действительности, прежде всего со зрительными образами… Создавая изображение, ребенок опирается на имеющиеся у него представления о предметах, а не на непосредственное их восприятие» [24, с.9]. 2. Обучение способам изобразительной деятельности. «Главным условием совершенствования изобразительных умений, пробуждения интереса к изобразительной деятельности, развития творческой активности стало использование в работе широкого спектра нетрадиционных материалов. Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет ощутить незабываемые положительные эмоции… раскрывает возможность использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью, способствует развитию творческой активности, преодолению страха перед рисованием, перед тем, что ничего не получится – ведь никто не знает, что должно получится – «Это все я сам сделал!»… » [9, с.48]. 3. Развитие творческого воображения. «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и развития прежнего опыта человека. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает воображение» [17, с.67]. 4. Развитие коммуникативности. «Все увиденное и услышанное нужно непременно проговаривать вслух, т.е. словесно выражать свой замысел. Но необходимо не только словестно замысливать,но и кратко, образно резюмировать сюжет, попросту назвать рисунок. Речь – первый союзник рисования» [3, с.70]. Одаренные дети – это дети, отличающиеся от сверстников. Значит, обучать и воспитывать их нужно с учетом их индивидуальных особенностей. Изучением данной проблемы занималась Я. И. Ковальчук, ею определена сущность, разработана технология индивидуального подхода. Встает вопрос об использовании индивидуального подхода в развитии высокого уровня способностей у одаренных детей, в особенности художественно одаренных. Технология индивидуального подхода к одаренным детям мало чем отличается от обычной: · Определить уровень развития ребенка, его качества, способности, личностные особенности. · Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению. · Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение учебного материала, умений и навыков. · Определить способы оценки успехов ребенка [11, с.33-34]. Занятия по изобразительной деятельности представляют широкие возможности для изучения особенностей детей. Реальным результатом занятий являются детские работы, которые при внимательном качественном анализе способны рассказать о многих проявлениях индивидуальности ребенка. У одних детей сюжет рисунка сложный и интересный, что свидетельствует о широте их интересов и о высоком уровне развития наблюдательности. Другие же выбирают простой сюжет и простые средства изображения. Анализ рисунков помогает выявить и такие особенности детей, когда сочетаются смелость замысла и примитивность в его решении. Работы, выполненные по собственному замыслу, раскрывают их интересы и склонности. Специфика занятий продуктивными видами деятельности благоприятствует осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку, что способствует развитию у них не только художественных способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка к обучению в школе и полноценного развития личности. Одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Необходимо уделять больше внимания развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной ответственности и качеств бескорыстного лидерства. Художественная одаренность представляет наиболее широкие возможности для проявления индивидуального подхода. Развивать творчество можно самыми разнообразными путями, и каждый ребенок сам выбирает наиболее подходящий способ самовыражения. Если все-таки есть необходимость дать задание определенной темы, не стоит навязывать малышу технику, средства, цветовое решение – в этом и будет проявляться индивидуальность творческой личности. Система свободных, не организуемых жестко занятий, представляется наиболее подходящей для обучения одаренных дошкольников. Она дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Таким требованиям наиболее отвечает коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса. Это вполне оправдано, так как одаренные дети могут оказаться умнее своего учителя, и поэтому жесткая регламентация учебного материала, назидательный тон, конформистские решения здесь не приемлемы. Итак, на основе анализа содержания обучения и воспитания, отличительных возрастных особенностей дошкольников, специфики личностного развития одаренных детей, нами были выделены следующие направления работы по развитию художественной одаренности на занятиях изобразительной деятельностью: 1. Развитие креативности. Необходимо целенаправленное развитие творческой активности и нестандартного подхода к решению проблемы. 2. Формирование изобразительных умений и навыков, обучение различным способам и техникам изображения предметов и явлений. 3. Обогащение представлений об окружающем мире, развитие восприятия, образного мышления, внимания, памяти, воспитание «удивленности», чувства восхищения обыденными вещами. 4. Развитие эмпатии, воспитание доброжелательности, умения договариваться и уступать, преодоление эгоцентризма.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (252)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |