Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Программа по развитию художественной одаренности детей дошкольного возраста с использованием на занятиях изобразительной деятельностью игровых ситуаций



2020-02-04 396 Обсуждений (0)
Программа по развитию художественной одаренности детей дошкольного возраста с использованием на занятиях изобразительной деятельностью игровых ситуаций 0.00 из 5.00 0 оценок




Повышенный интерес к явлению одаренности, одаренным детям стал приметой нашего времени. В многочисленных книгах и статьях о развитии одаренности ребенка, публикуемых в последнее время, содержится много самых разных методических задач, интересных заданий для развития творческого мышления, памяти, внимания и т.п. Но, как известно, серьезный педагогический эффект не могут гарантировать отдельные задания и методики. Его можно добиться, только имея целостную систему, программу.

В последнее время этот пробел начал восполняться. Основная причина сбоев в том, что уровень и темп развития способностей у каждого ребенка индивидуален. При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо учитывать такие формы работы, как гибкий и мобильный учебный план, планирование и принятие решений самими детьми, конструирование учебного плана на базе интересов детей и т.д. Необходимо, чтобы программа учитывала самораскрытие одаренных ребят; оно должно охватывать умственное, эмоциональное и социальное развитие и учитывать индивидуальные различия детей. Программа должна удовлетворять потребность в новой информации, одаренный ребенок должен быть широко информирован; должна помочь ребенку в самовыражении. Необходимо, чтобы программа предусматривала развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического приложения. Программа должна поощрять инициативу детей.

В рамках курсовой работы нами на основе базисной программы воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях «Пралеска» была разработана программа по развитию художественной одаренности детей дошкольного возраста с использованием на занятиях изобразительной деятельностью игровых ситуаций (приложение 1). Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

В приложении 2 представлены 3 примерных конспекта занятий по изобразительной деятельности, которые могут быть использованы в работе воспитателей для работы с одаренными детьми.

В рамках курсовой работы нами были проведены 3 занятия с тремя детьми из средней, старшей и подготовительной групп.

На основании результатов этих занятий, для успешной реализации программы по осуществлению индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, мы рекомендуем педагогам-практикам следующее:

1. Обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами с целью развития их любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий.

2. Широко использовать в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на смятой, мокрой, различных видах бумаги, рисование пальцами, ватой, колосками и др.)

3. Создать в группе благоприятную атмосферу. Предоставить детям возможность активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.

4. Давать возможность использования нескольких вариантов видения мира и его изображения.

5. Не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно. Давать задания по собственному творческому замыслу.

6. Доброжелательно относиться к детям, учить детей эмпатии. Воспитывать чувство коллективизма, давать задания на сплочение группы.

 

Выводы:

1. Обучение художественно одаренных дошкольников должно строиться по четырем основным направлениям: развитие креативности, формирование изобразительных умений, обогащение представлениями о мире и развитие познавательных процессов, развитие эмпатии. Воспитание должно опираться на принципы наглядности, игровой подачи материала, индивидуального подхода к каждому.

2. Наиболее подходящая для обучения одаренных дошкольников – коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса. Система свободных, не организуемых жестко занятий, дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Важную роль в персонифицированном обучении играет педагог, обладающий творчеством, профессиональной компетентностью, ориентированный на индивидуализированную модель взаимодействия с детьми.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одаренность – это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.) Одаренность, как многогранное явление, имеет широкий спектр характеристик и основ для выделения отдельных подвидов. Индивиды могут отличаться актуальными или потенциальными возможностями в интеллектуальной, академической, творческой, художественной сферах, в области общения (лидерства) и в области психомоторики. Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.

Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость». Изобразительная деятельность дошкольников имеет особый биологический смысл. Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. Рисование при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

Ог­ромное значение для развития детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее, включать в игру творческие элементы.

Каждый педагог может сам придумать игровые методы и приемы обучения, но желательным условием педагогического творчества является следование принципу: игровые методы и приемы должны соответствовать способам построения сюжетно-ролевой игры детей данного возраста:

· в младшем дошкольном возрасте включать игровые действия;

· в среднем – строится на основе ролевого поведения;

· в старшем – на основе сюжетосложения. 

На основе анализа содержания обучения и воспитания, отличительных возрастных особенностей дошкольников, специфики личностного развития одаренных детей, мы пришли к выводу, что обучение художественно одаренных дошкольников должно строиться по четырем основным направлениям: развитие креативности, формирование изобразительных умений, обогащение представлениями о мире и развитие познавательных процессов, развитие эмпатии. Воспитание должно опираться на принципы наглядности, игровой подачи материала, индивидуального подхода к каждому.

Наиболее подходящая для обучения одаренных дошкольников – коллективная форма организации обучения, когда дети являются субъектами педагогического процесса. Система свободных, не организуемых жестко занятий, дает каждому ребенку возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Важную роль в персонифицированном обучении играет педагог, обладающий творчеством, профессиональной компетентностью, ориентированный на индивидуализированную модель взаимодействия с детьми.

В рамках курсовой работы нами на основе базисной программы воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях «Пралеска» была разработана программа по развитию художественной одаренности детей дошкольного возраста с использованием на занятиях изобразительной деятельностью игровых ситуаций, которая представлена в приложении к курсовой работе.

Кроме того, для успешной реализации программы по осуществлению индивидуального подхода к художественно одаренным детям старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности, мы рекомендуем педагогам-практикам следующее:

1. Обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами с целью развития их любознательности, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий.

2. Широко использовать в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на смятой, мокрой, различных видах бумаги, рисование пальцами, ватой, колосками и др.)

3. Создать в группе благоприятную атмосферу. Предоставить детям возможность активно задавать вопросы, поощрять высказывание оригинальных идей. Использовать личный пример творческого подхода к решению проблем.

4. Давать возможность использования нескольких вариантов видения мира и его изображения.

5. Не сдерживать инициативу ребенка, не давать четких наставлений, помогать действовать независимо. Не делать за него то, что он может сделать (или научиться делать) самостоятельно. Давать задания по собственному творческому замыслу.

6. Доброжелательно относиться к детям, учить детей эмпатии. Воспитывать чувство коллективизма, давать задания на сплочение группы.

Таким образом, цель исследования – изучить возможность использования игровых ситуаций на занятиях изобразительной деятельностью с одаренными детьми – достигнута; задачи реализованы. Гипотеза – для развития художественной одаренности детей дошкольного возраста на занятиях изобразительной деятельностью возможно и необходимо использовать игровые ситуации.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белова, Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Е. С. Белова. – М.: Флинта, 2001. – 260 с.

2. Белова, Е. Потенциальные возможности наших детей / Е. Белова // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 6. – С.5-9.

3. Берсенева, Л. Научите детей рисовать / Л. Берсенева, Н. Третьякова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 2. – С.70-73.

4. Богоявленская, Д. Б. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский  и  др.;  под  общ. ред. В. Д. Шадрикова. – М.: Академия, 1998. – 225 с.

5. Борисова, Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании / Е. Борисова // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 2. – С.2-6.

6. Давыдов, В. В. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов вузов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунов, Л. Б. Ительсон и др.; под. общ. ред. А. В. Петровского – М.: Просвещение, 1979. – 395 с.

7. Доронова, Т. Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет (часть 1) // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С.12-19.

8. Ершова, А. П. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А. П. Ершова, Е. А. Захарова, Т. Г. Пеня. – М.: Просвещение, 1991. – 125 с.

9. Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами / А. Ильина // Дошкольное воспитание. – 2004.- № 2. – С.46-51.

10. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / Т. Г. Казакова. – М.: Просвещение,1980. – 265 с.

11. Ковальчук, Я. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя детского сада / Я. И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

12. Комарова, Т. С. Савенков А.И. Коллективное творчество детей. Учебное пособие / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 220 с.

13. Матюшкин, А. М. Загадки одаренности / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. – 1993. - № 4. – С.40-49.

14. Михайленко, И. Дошкольное воспитание / И. Михайленко, И. Короткова. – М.: Просвещение, 1993. – 125 с.

15. Одаренность к искусству: предпосылки творчества // Психология одаренных детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 160 с.

16. Одаренные дети. Пер. с англ. / под общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. – М., Прогресс, 1991. – 383 с.

17. Пищикова, Н. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства / Н. Пищикова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 2. – С.67-69.

18. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н. С. Лейтеса. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 290 с.

19. Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д. В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2000. – 96 с.

20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Питер, 2000. – 590 с.

21. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях (из опыта работы) / Сост. Е. Н. Тверитина, Л. С. Барсукова; под ред. М. А. Васильевой. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.

22. Савенков, А И Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. И. Савенков. – М.: Академия, 2000. – 365 с.

23. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. Т. И. Ерофеевой. – М.: Академия», 1999. – 290 с.

24. Соломенникова, О. О парциальных программах по художественно-творческому развитию дошкольников / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 2. – С.8-12.

25. Степанов, С. С. Психологический словарь для родителей / С. С. Степанов. – М.: Академия, 1996. – 320 с.

26. Степанов, С.  Тайна  детского  рисунка  /  С. Степанов  //  Няня.  –  1997. - № 9. – С.18-20.

27. Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации / под ред. Е. А. Панько. – Мн.: НМ Центр, 2000. – 471 с.

28. Терасье, Ж. К. Сверходаренные дети / Ж. К. Терасье. – М.: Академия, 1999. – 215 с.

29. Тихомирова, Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка / Л. Ф. Тихомирова. – М. : Рольф, 2000. – 144с.

30. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов. – Ярославль: Гринго, 1995. – 235 с.

31. Чудновский, В. Э. Одаренность: дар или испытание / В. Э. Чудновский, В. С. Юркевич // Начальная школа. - 2000. - № 1. – С.22-31.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

                                                                                                  Приложение 1

Программа по развитию художественной одаренности детей дошкольного возраста с использованием на занятиях изобразительной деятельностью игровых ситуаций

Цель:развитие художественной одаренности детей дошкольного возраста с использованием на занятиях изобразительной деятельностью игровых ситуаций.

Задачи:

· Развивать фантазию, инициативность, творческую активность.

· Развивать мышление, восприятие, расширять кругозор.

· Развивать навыки коллективного общения, эмпатию, сплоченность группы, умение работать в группе, подчинять свои действия и желания общим правилам ради достижения лучшего результата, умение договариваться.

· Совершенствовать умения и навыки изображения предметов, передачи формы, строения, пропорциональных отношений частей в целом, развивать чувство цвета, формы, ритма, композиции.

· Научить использовать в работе различные средства, материалы, техники, а также подбирать их согласно замышленному сюжету.

Принципы:

· Систематичность и последовательность.

· Доступность.

· Индивидуальный подход к детям.

· Игровая подача материала.

· Учет уровня развития детей, индивидуальных характеристик.

· Принцип развивающего обучения.

· Наглядность. 

Условия:

· Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей самостоятельную художественную деятельность детей.

· Ознакомление детей с окружающим миром и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.

· Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы.

· Широкий подход к решению проблемы.

· Общение с искусством.

· Наличие необходимых и разнообразных материалов (цветные карандаши, краски, разнофактурная бумага и др.)

· Сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка.

· Использование в работе большого количества нетрадиционных материалов, средств, технологий их использования.

· Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.

Средства:

· Произведения искусства (картины, репродукции).

· Художественное слово.

· Природа.     

  Направления:

· Развитие творческой активности.

· Развитие технических умений в изобразительной деятельности.

· Развитие познавательных процессов.

· Совершенствование навыков коллективного общения. 

Этапы:

· Подготовительный.

· Обучающе-тренинговый.

· Обучающее-творческий.

Методы:

· Наглядные (наблюдение, рассматривание репродукций, объектов и явлений природы, образец).

· Словесные (беседа, чтение художественной литературы, объяснение).

· Практические (упражнение, обследование, игровые (дидактические, подвижные, словесные игры).

Приемы:

· Вопросы, совет, пояснение, напоминание.

· Обыгрывание.

Формы:

· Регламентированная деятельность.

· Совместная деятельность.

· Самостоятельная деятельность детей.

 

Программа состоит из занятий, включающих в себя: словесные, дидактические, подвижные игры, пантомимы, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и собственно занятия по изобразительной деятельности.

Программа расчитана на три месяца и состоит из трех этапов: подготовительного, обучающего и творческого.

 

Подготовительный этап

Направления Задачи Содержание работы
Развитие творческой активности, воображения Определение уровня творческой активности, продуктивности воображения, нестандартности мышления.

Занятия, игры преимущественно в совместной деятельности для определения особенностей детей. Закрепление ранее изученного, акцентирование внимания на необычных сторонах привычных вещей через наблюдения природы, рисование на основе шаблонных заготовок. Развитие наблюдательности, образной памяти, умения передавать образы через рисование.

Развитие изобразительных способностей Определение уровня технических умений и навыков в художественной деятельности. Знакомство с новыми материалами, технологиями.
Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия) Определение уровня развития восприятия, различных видов памяти(зрительной, механической), мышления (наглядного, образного, логического).
Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива Определение сплоченности группы, взаимоотношений детей друг с другом, со взрослыми, развитие эмоциональной сферы каждого ребенка и коллектива в целом.

      

 

Обучающий этап

Направления Задачи Содержание работы
Развитие творческой активности, воображения Знакомство с новыми способами проявления воображения. Активное развитие фантазии.

Занятия, игры преимущественно в регламентированной деятельности. Знакомство детей с нетрадиционными техниками (граттаж, манкография, монотипия, обрыва, размыва, набрызгом, рисование по сырому, др.). развитие ассоциативного мышления, обогащение впечатлениями через образы природы. Формирование сплоченного коллектива и развитие эмпатии в подвижных и сюжетных играх.

Развитие изобразительных способностей Обучение новым умениям, совершенствование ранее изученных.
Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия) Обогащение новыми знаниями, совместное целенаправленное наблюдение в повседневной жизни, развитие познавательных процессов в различных видах деятельности.
Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива Совместные игры, выполнение коллективных заданий, проведение соревнований. Развитие эмоциональной сферы, создание благоприятного микроклимата в группе

 

Творческий

Направления Задачи Содержание работы
Развитие творческой активности, воображения Самостоятельное применение полученных знаний детьми, придумывание ими новых форм получения нестандартных решений.

Занятия, игры преимущественно в самостоятельной деятельности. Задания на творческое применение полученных умений и знаний через предложение темы или шаблона, самостоятельный выбор детьми средств и способов рисования, игр, умение договариваться между собой. Развитие продуктивности и скорости мышления через прием соревнований, умения отстаивать свою позицию.

Развитие изобразительных способностей Закрепление полученных умений и навыков. Направленность на самостоятельный подбор и реализацию замысла из различных материалов.
Развитие познавательных процессов (мышления, восприятия) Направленность на самостоятельное добывание знаний, анализ полученной информации.
Развитие эмпатии, формирование сплоченного коллектива Самостоятельные игры

        

Приложение 2

Конспект проведения сюжетного занятия по рисованию красками в подготовительной группе



2020-02-04 396 Обсуждений (0)
Программа по развитию художественной одаренности детей дошкольного возраста с использованием на занятиях изобразительной деятельностью игровых ситуаций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Программа по развитию художественной одаренности детей дошкольного возраста с использованием на занятиях изобразительной деятельностью игровых ситуаций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)