Возрастная динамика развития одаренности. Особенности художественной одаренности детей в дошкольном возрасте
Темп развития каждого ребенка индивидуален, в этом процессе могут быть скачки и замедления, однако в каждом возрастном периоде существуют свои преимущества и своеобразие. Из этого следует, что существует «возрастная одаренность». Яркие проявления возрастной одаренности – это базис, на котором могут вырасти выдающиеся способности. А. Г. Петровский рассматривает структуру одаренности, состоящую из «существенных важных способностей». Он отмечает: «Первая особенность личности, которая может быть выделена – это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка неразрывно связана с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности» [19, с.73]. Уже в самом раннем возрасте можно заметить самое первое проявление способностей – склонностей к какому-либо виду деятельности, которые наиболее ярко начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Формирование познавательных способностей, включение их в становление образных форм познания деятельности: восприятия, воображения, т.е. создание образного фундамента интеллекта. Познавательные способности – это сенсорные, интеллектуальные, творческие. С 3-х лет активно формируются сенсорные эталоны. Основные интеллектуальные действия: наглядное моделирование, замещение, использование готовых моделей и их построение. В детстве стремительное умственное развитие происходит у всех детей. Детство – неповторимая пора быстрого роста и становления умственных сил. Всем нормальным детям присуща умственная активность, потребность в умственных впечатлениях и умственных усилиях: в этом органически нуждается их быстро развивающийся, созревающий мозг. Всем здоровым детям свойственны интерес к новизне, стремление попробовать, испытать. Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Эта способность лежит в основе многих интуитивных скачков («перескакивания через этапы») [16, с.17]. Развитие умственной активности происходит следующим образом: · на 1-м месяце жизни у ребенка начинает обнаруживаться потребность во внешних проявлениях, начинается развитие познавательной активности; · со второго полугодия младенец овладевает хватательными движениями целенаправленного характера; · в раннем детском возрасте (1-3 года) малыш начинает говорить, что расширяет его контакты и возможности проявления своей активности. Приобретает собственный опыт деятельности. К концу раннего возраста обнаруживает стремление действовать самостоятельно; · в дошкольном возрасте (3-7 лет) очень ярко проявляются рост активности и неугомонное желание попробовать себя в различных начинаниях. Во второй половине дошкольного возраста возможно систематическое обучение, приобщение к различным видам искусства [2, с.6]. Творческие возможности человека также проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности. Значит, предпосылки творческих возможностей надо искать здесь. Дело родителей, воспитателей, учителей – поддержать эти стремления ребенка [13, с.57]. Дошкольное детство создает благоприятные условия для формирования художественных способностей: дошкольников включают во все многообразие художественной деятельности: он поет, лепит, танцует, рисует. У ребенка проявляются: изобразительные, декоративно-прикладные способности, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные способности, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Основные составляющие специальных способностей – определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Все дети любознательны, всем интересно попробовать себя во всем, происходит стремительное умственное, сенсорное, физическое развитие. Дети могут часами заниматься интересующим их занятием, но очень трудно в этом возрасте определить, что для ребенка труд, а что игра? Где кончается нормальное стремление к новому и начинается одаренность? Годы детства характеризуются необычайной динамичностью развития, как физического, так и умственного. Именно поэтому в детском возрасте так сложно отделить одаренность от нормального, присущего всем здоровым детям, высокого темпа роста умственных сил и способностей. Художественно одаренные дети отличаются от других детей творческим видением мира, у них непонятный для обывателя взгляд на явления, правила, вещи, они всегда нонконформисты – стремятся выделяться из толпы. Многие художественно одаренные личности немного «оторваны» от реальности, они живут в своем мире. Именно поэтому педагогу нужно с пониманием относиться к высказываниям и ответам таких детей, не сдерживать инициативу, не смеяться и не ругать за предложение, отличного от собственного. Нужно помнить, что одаренный ребенок – не только чувствительный и легко ранимый, но и обладающий высоким интеллектом, оригинальностью мышления, нестандартным подходом к решению проблем, а значит стоит задуматься о том, чей же ответ верен, и существует ли он – единственно правильный? Наибольший интерес в исследовании для нас представляет художественно-изобразительная одаренность. Именно поэтому необходимо рассмотреть данный вид более подробно. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки – можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще. Ребенок еще не выстроил непроницаемую стену между «Я» и «не Я». Он готов отнестись ко всему, как к живому, увидеть в любом предмете и явлении душу, характер, стремление – все, что присуще ему самому. У ребенка формируется свое отношение, собственное понимание предмета, не случайно даже цвет для малыша является средством выражения отношения к предмету: темные, небрежные тона и линии – «плохой, злой, страшный»; и наоборот, яркие, светлые тона для красивых, любимых, добрых рисунков. Воображение для юного художника – не изобретательность, не оригинальность, а способность создать чувственный образ, выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание. Одаренные дети часто делают «банальные изображения», но первые отличаются не тем, «что» изображают, а тем «как» и «ради чего» они это делают. Одним из отличительных признаков одаренности в изобразительной деятельности будет выразительность цветовых решений, неподчинение шаблонам, «говорящий» цвет; большая динамичность рисунков. Еще одна особенность одаренных детей – вертикальное расположение листа для рисования. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща некая «возрастная талантливость», которая накатывает на всех детей, и потом, практически со всех, сходит на нет. Это может быть объяснено рядом причин: 1. В детской изодеятельности реализуются важные стороны возрастного развития, потом эти возможности оказываются исчерпанными и развитие находит другой путь. 2. Малыш рисует как попало, «неправильно» – и в этом вся прелесть. Старшие дети хотят изображать все реалистически, но неумение этого отталкивает детей от занятий изобразительным искусством [15, с.14]. Рассмотрим более подробно возрастную динамику развития изодеятельности дошкольника, которая возникает у детей на втором году жизни: · 1–1,2 года – изодеятельность носит характер манипуляций; · 1,5 года – детям доставляет интерес движение карандаша, часто даже, минуя лист бумаги; · 1,6–2 года – дети замечают следы на бумаге, пытаются дать название первым изображениям. Но это еще доизобразительный период; · 2–2,6 года – малыши с интересом рисуют, не все еще могут находить сходство в линиях, штрихах с предметами окружающего. Это период каракуль; · 2,6–3 года – увереннее держат карандаш, пытаются сами что-то изобразить. Дают названия рисункам, но наблюдается неустойчивость ассоциаций; · 3–4 года – рисуют изогнутые, прямые линии, кругляшки, головоногов, геометрические фигуры, каракули. Цветные карандаши применяют без учета назначения; · 4-5 лет – изобразительная деятельность, техника рисования улучшается, богаче становиться тематика, рисунок более понятен; · 5-6 лет – ребенок располагает предметы в соответствии с задуманной композицией. · 6-7 лет – переход от схематического к реалистическому изображению человека, животных. К технике можно предъявлять уже довольно высокие требования [5, с.2]. Итак, обобщим все вышесказанное об изобразительной одаренности. Художественные способности раньше других обнаруживают себя. У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще: ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может объединять несовместимое. Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща «возрастная талантливость».
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (285)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |