Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие двусторонних и многосторонних соглашений.



2020-02-04 193 Обсуждений (0)
Понятие двусторонних и многосторонних соглашений. 0.00 из 5.00 0 оценок




Источниками международного инвестиционного права являются международные договоры, международно-правовые обычаи и резолюции международных организаций. Особая роль принадлежит двусторонним договорам. Содержание наиболее распространенных двусторонних соглашений – о поощрении и защите инвестиций - сводится к следующему:

· указание в преамбулах на цели и предмет соглашения: создание благоприятных условий для инвестиций, их поощрения и защиты, уважение суверенитета и законов страны инвестирования, специфические сферы поощрения инвестиций;

· определение понятия инвестиций: перечисление различных видов капиталовложений – движимое и недвижимое имущество, имущественные права, акции, облигации, виды интеллектуальной собственности, ноу-хау, торговые марки; включение оговорок о формах инвестирования вкладов; возможность оговорок относительно непредставления поощрения либо национального режима в определенных секторах экономики;

· Применение соглашения к субъектам правоотношений отдельно для каждой из сторон (физическим лицам и компаниям) – её понятие может определяться с точки зрения «национальности», наличия статуса юридического лица, целей извлечения прибыли;    

· Сфера территориального применения соглашения: при несовпадении этой сферы с делимитацией территорий сторон – в связи с предпринимательской деятельностью в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе;

· Применение соглашения во времени: обычно начинается с момента вступления его в силу, иногда оговаривается временное применение с момента подписания соглашения;

· Обусловленность общего правового режима (стандарта) для инвестирования: классическим является «благоприятный и справедливый» режим, включающий в качестве элементов недискриминацию, обязанность государства-капиталополучателя защищать с «должным тщанием» иностранную собственность;[15]

· Положение о национальном режиме для иностранных инвестиций, то есть приравнивание иностранных инвесторов к отечественным (нередко содержит определенные изъятия в интересах развивающихся стран);

· Оговорка о режиме наиболее благоприятствуемой нации, означающая предоставление инвесторам и инвестициям в стране-получательнице по меньшей мере столь же благоприятного режима, который предоставляется гражданам предприятиям другого государства (широко используются оговорки - «об ассоциации государств», преимуществах по соглашениям по вопросам о налогах, оговорки о публичном порядке, национальной безопасности, здоровье и нравственности);

· Оговорка о «предохранении права» - её цель состоит в обеспечении действия любого более благоприятного режима, вытекающего из других международных соглашений и обязательств или национального законодательства сторон;

· Стабилизационная оговорка: предусматривается на случай изменения законодательства сохранение условий, действовавших во время подписания соглашения или инвестиционного контракта;

· Установление специфических стандартов, регулирующих режим инвестиций: право безотлагательного перевода при определенных обстоятельствах в конвертируемой валюте доходов от инвестиций, так и инвестиционного капитала; компенсация убытков от вооруженных конфликтов и внутренних беспорядков; поощрение инвестиции с учетом инвестиционных приоритетов государства – получателя; право свободного найма инвестором персонала;

· Условия о прекращение инвестиционных отношений, в особенности в результате экспроприации (включая национализацию) и индигенизации (передачу определенных видов собственности национальным лицам принимающего государства): предусматриваются конкретные условия экспроприации и обеспечение правовой защиты инвестора;

· Условия о порядке рассмотрения споров: предусматриваются процедуры урегулирования споров посредством переговоров сторон, а в случаях недостижения соглашения - с помощью арбитражной процедуры ad hoc;

· Суброгационные оговорки: предполагается, что в случаях получения инвестором от своего национального страхового агентства компенсации за политические риски его государство или страховое агентство приобретает право требования на возмещение ущерба к государству-получателю инвестиций[16].  

В двусторонних соглашениях о поощрении и защите инвестиций принцип национального режима не проводится последовательно (применяется режим наибольшего благоприятствования); широко используется «благоприятный и справедливый режим». В 1994 г. Правительство РФ подписало с МАГИ соглашения о правовой защите гарантированных им иностранных капиталовложений и об использовании Агентством валюты Российской Федерации.

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют соглашения со значительным числом государств (среди них США, Франция, Италия, Австрия, Греция, Польша, Словакия и др.), регламентирующие вопросы установления режима для иностранных инвесторов, разрешение инвестиционных споров. В случае нанесения ущерба капиталовложениям одной из сторон предусматривается компенсация убытков путем восстановления имущества, возмещения ущерба, причем компенсация должна быть своевременной, достаточной и эффективной. Принимающие государства могут проводить мероприятия по ограничению иностранных капиталовложений путем запрещения деятельности иностранного инвестора в определенных отраслях экономики, установление особого государственного контроля за его допуском к разработке недр и естественных богатств, обязательного долевого участия государства в создаваемых иностранным инвестором предприятиях, установление специального фискального режима, определение концессионной политики[17].

Среди других двусторонних соглашений, регулирующих вопросы инвестиционного сотрудничества, существуют:

ü  договоры об избежание двойного налогообложения (предусматривается налогообложение других видов доходов, получаемых физическими и юридическими лицами из одной страны в другой, а так же имущество этих лиц, расположенного на территории другого государства) – с их помощью достигается разграничение налоговой юрисдикции в отношении доходов и имущества, устраняется возможность неправомерного применения в одностороннем порядке национального режима налогообложения и исключается повторное взимание налогов;[18]

Подобные соглашения заключены СССР, а затем и Российской Федерацией со многими странами мира. Они в немалой степени способствуют инвестированию иностранного капитала в экономику принимающей стороны, призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговых вопросах термины, установить круг доходов, облагаемых налогами в нескольких государствах, установить налоговый режим, приемлемый для обеих сторон, и определить порядок оказания взаимной помощи в вопросах налогообложения. Особенность инвестиционного законодательства состоит в том, что оно не применяет коллизионный способ регулирования, и его нормы прямо регулируют отношения между иностранным частным инвестором и государством[19].

ü договоры о поселении, определяющих правовой режим приема (доступа) иностранных инвестиций и резидентов (физических и юридических лиц), включая правила в отношении имущества иностранцев;

ü торговые договоры, договоры об экономическом и промышленном сотрудничестве;

ü соглашения о научно-техническом и военно-техническом сотрудничестве – институты такого сотрудничества являются комплексными и входят, в качестве составных частей как в международное инвестиционное право, так и в международное торговое право и международное административное прав. Формами научно-технического сотрудничества являются совместные научно-исследовательские работы, аренда оборудования, купля-продажа лицензий, совместное предпринимательство по производству новой техники и технологий. Используется международный инжиниринг – предоставление одним государством другому инженерно-расчетных и консультационных услуг. Происходит трансграничное движение научных знаний, технологий, которые выступают либо как товар, либо как инвестиции, либо как помощь. Спецификой соглашений о военно-техническом сотрудничестве являются обязательства сторон обеспечить защиту информации, полученной ходе их реализации, не допускать передачу и реэкспорт третьим странам военной продукции[20]. 

Вместе с тем в современных условиях получают последовательное развитие международные договорные и организационные механизмы универсального (многостороннего) и регионального характера. К первым относятся прежде всего Конвенция о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1995 г. (Вашингтонская конвенция) и Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям 1985 г. (Сеульская конвенция), а также соглашения в рамках ГАТТ / ВТО по вопросам инвестиций[21]. С 1988 г. действует Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям– МАИГ, являющееся дочерней организацией Международного банка реконструкции и развития (МБРР), созданная с целью стимулирования инвестиций в странах-членах. МАИГ имеет статус специального учреждения ООН, но обладает юридической и финансовой независимостью. Вступить в Организацию может только государство-член МБРР[22]. Число голосов зависит от доли государства-члена в уставном фонде Агентства. Все государства входят в I группу (развитые страны, вносящие вместе 60 % капитала), либо во II группу (развивающиеся страны). Спецификой деятельности МАИГ является то, что оно предоставляет гарантии иностранным инвесторам из I группы, осуществляющим операции на территории стран II группы, против потерь, вызываемых некоммерческими рисками.

Сеульская конвенция определяет три обязательных признака инвестиций:

1. Необходимо, чтобы инвестиции выражались во вкладе, который может быть либо денежным, либо в натуре (в этом случае речь может идти, как о материальных, так и нематериальных благах) Однако вклад не может быть в виде предоставления услуг.

2. Необходимо, чтобы взнос был сделан на продолжительное время. Конвенция признает инвестициями только среднесрочные и долгосрочные операции; краткосрочные гарантиями не покрываются.

3. Инвестиции имеют место лишь тогда, когда инвестор хотя бы отчасти допускает предпринимательский риск. Этот признак является главным, ибо помогает различать конкретные обстоятельства в зависимости от того, являются они или нет составляющими частями инвестиционных операций[23].  

В Конвенции содержится перечень некоммерческих рисков, подлежащих страхованию:

§ Риск расторжения инвестиционного договора государством-импортером (для возмещения ущерба необходимо, чтобы расторжение состоялось, а инвестор не мог воспользоваться имеющимися средствами для предотвращения такой меры);

§ Риски, связанные с ограничением финансовых трансферов, введенными в стране-импортере в отношении конвертабельности или перевода[24] инвестором прибылей, а также в связи с ликвидацией инвестиционного предприятия;

§ Риски лишения собственности, включая меры о экспроприации и национализации (при этом «традиционные» и «недискриминационные» меры в целях упорядочения экономики не рассматриваются как экспроприационные);

§ Риски возникновения гражданских беспорядков или вооруженных конфликтов, в том числе восстания, революции, события, не контролируемые властями (террористически акты не входят в эту категорию и могут страховаться только дополнительно).

Не подлежат страхованию риски девальвации и обесценивания валют.

Конвенция предусматривает своего рода стимулирование создания в странах-импортерах инвестиций стабильной обстановки, снижающей вероятность наступления некоммерческих рисков. Предоставление гарантий ставится также в зависимость от создания «справедливого и равного» режима для инвестиций и от расширения сети соглашений по поощрению и защите инвестиций[25]. 

В рамках Всемирной торговой организации (ВТО) действует Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМС), имеющее во многом целью не допустить нарушения либерализационного режима Организации (правил Генерального соглашения по тарифам и торговле -  ГАТТ) в процессе использования зарубежных инвестиций. Государствам запрещается, в частности, использовать такие ограничительные меры, как требования к предприятиям с иностранным капиталом использовать определенную долю национальных товаров для производства своей продукции, покупать импортную продукции, а также требования обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции. На временной основе допускается освобождение от обязательств, предусматриваемое в ГАТТ (в первую очередь это относиться к развивающимся странам, в частности в связи с затруднениями, касающимися платежного баланса). Налагаемые ТРИМС запреты существенно сужают возможность использования инвестиций для достижения определенных приоритетных для той или иной страны экономических результатов. Соглашением предусматриваются также обстоятельства соблюдения государствами добросовестности в его выполнении, требование прозрачности в отношении соответствующих национальных мер. Обязанности по контролю[26] и содействию выполнению условий ТРИМС возложены на действующий в ВОТ Комитет по инвестициям, связанным с торговлей. 

Глава 2. Двустороннее международное регулирование иностранных
инвестиций.



2020-02-04 193 Обсуждений (0)
Понятие двусторонних и многосторонних соглашений. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие двусторонних и многосторонних соглашений.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)