Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Иностранные инвестиции в странах СНГ.



2020-02-04 187 Обсуждений (0)
Иностранные инвестиции в странах СНГ. 0.00 из 5.00 0 оценок




Актуальность развития инвестиционной и лизинговой деятельности в экономическом пространстве государств-участников СНГ предопределена сложностью проблем, возникших в экономических взаимоотношениях в связи с развалом Советского Союза и образованием Содружества Независимых Государств. Разрыв правовых, кооперационно - технологических, инфраструктурных, торговых, социальных, информационно-технологических связей между государствами — бывшими республиками СССР создал совершенно новые политические и экономические реалии на постсоюзном пространстве.

Образование Экономического союза государств-участников Содружества — результат осознания необходимости продолжения экономического взаимодействия для оптимального сохранения на переходном этапе экономического, технического и инфраструктурного потенциалов своих стран. Один из центральных аспектов эффективного взаимодействия стран Содружества для выхода из экономического кризиса, стабилизации и подъема национальных экономик — развитие межгосударственной инвестиционной деятельности.

Затянувшийся инвестиционный кризис в СНГ стал определяющим тормозом на пути перехода к новому этапу — периоду экономического роста и фундаментальной структурной перестройки экономией стран Содружества.

Межгосударственная инвестиционная деятельность и сотрудничество в СНГ не могут успешно осуществляться без согласованной экономической политики, учитывающей многолетнюю совместную деятельность, специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы странам СНГ. В связи с этим одной из главных задач Содружества является создание межгосударственной законодательной базы, взаимная адаптация и унификация нормативно-законодательных актов и организационно-экономических условий инвестиционной деятельности, с целью создания предпосылок для формирования единого инвестиционного пространства Содружества.

Важнейший фактор, влияющий на инвестиционный климат любого государства — существующая система законодательства. Она определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирует принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с государственными органами — с одной стороны, а также с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования — с другой[42]. Правовой режим или поможет в привлечении инвестиций в реальную экономику или, наоборот, станет препятствием для их притока.

Очевидно, что для решения задачи целенаправленного и крупномасштабного привлечения инвестиций в экономику стран СНГ необходимо наличие как минимум двух условий:

a) разработки отвечающей долгосрочным национальным интересам государственной инвестиционной политики;

b) принятия на основе и во исполнение такой политики полноценной и непротиворечивой системы законодательства, обеспечивающей стабильное и рассчитанное на многолетнюю перспективу регулирование правил работы на национальном рынке для отечественных и иностранных инвесторов.

В большинстве законов, касающихся инвестиционной деятельности в странах СНГ, сформулирован принцип незыблемости условий инвестиционных контрактов, то есть сохранения их первоначальных условий в силе даже при смене законодательства. Такое правило— «дедушкина оговорка» — предусмотрено в законодательстве Казахстана, Кыр-гызстана, Молдовы, Узбекистана. На Украине эта норма действует в течение десяти лет после регистрации. Равным образом законы России, Беларуси, Украины, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана предусматривают право инвестора на возмещение ему убытков, возникших по вине неправомерных действий государственных органов.

Основные законодательные решения, формирующие правовое поле для инвесторов, приняты практически во всех странах СНГ. В этих условиях центр тяжести работы Исполнительного комитета СНГ как интегральной межгосударственной организационной структуры Содружества направлен на сближение законодательства стран СНГ, посредством разработки многосторонних межгосударственных и межправительственных Соглашений для создания гармонизированного правового инвестиционного пространства Содружества.[43]

Первым документом, который определял деятельность в межгосударственной инвестиционной сфере в странах Содружества, является Соглашение «О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности», подписанное президентами государств - участников СНГ в Ашхабаде 4 декабря 1993г., в соответствии с которым сторонами предоставляется друг другу национальный режим. Они обязуются сотрудничать в разработке и осуществлении согласованной инвестиционной политики, предпринимать шаги по сближению законодательства. Инвесторам предоставляется право на возмещение убытков (включая упущенную выгоду), причиненных им  в результате незаконных действий государственных органов или должностных лиц. Национализации возможна в исключительных, предусмотренных законом случаях, при этом выплачивается «быстрая, адекватная эффективная» компенсация[44].  

Исходя из анализа мировой практики эффективности инвестиционной деятельности, перспективных разработок Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также опыта межгосударственной работы в Содружестве Исполкома СНГ и в развитие этого соглашения, прогнозируя, что наиважнейшим вопросом является гарантия безопасности инвестору при работе в странах СНГ, был разработан проект Конвенции «О защите прав инвестора». Этот проект, подписанный главами государств- участников СНГ 28 марта 1997 г. в Москве, стал базовым документом по гармонизации правовой основы инвестиционной деятельности в СНГ.

Цель Конвенции — создание общего гарантированного инвестиционного пространства, возможность свободного привлечения капиталов, обеспечение безопасности и прав инвесторов, вкладывающих деньги в экономику государств - участников СНГ.

Конвенция о защите прав инвестора содержит базу основных терминов, таких как инвестиции, страна происхождения инвестиций, страна-реципиент, вещное право. В Конвенции отражены сфера действий, форма инвестиций, правовой режим осуществления инвестиций и гарантии от изменений законодательства, позиция по перечням изъятий и приоритетов стран-реципиентов. Особенно актуальна часть II о государственных гарантиях защиты инвестиций, в том числе:

§ правовое регулирование инвестиционной деятельности; правовая защита инвестиций; гарантии защиты инвестиций от национализации, реквизиции, от решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права инвестора;

§ компенсация за нанесение ущерба инвестору; порядок разрешения споров, возникающих в связи с осуществлением инвестиций; гарантии использования доходов;

§ страхование имущества и рисков.

Из мировой практики следует, что Конвенция о защите инвестиций для уверенности инвестора значительно важнее, чем Соглашения о сотрудничестве в этой сфере, так как защита, предоставляемая Соглашением «О сотрудничестве в инвестиционной деятельности», гипотетически может быть аннулирована исключениями из закона в отношении приобретенных прав. [45]

Специальный же закон или Конвенция «О защите прав инвестора» не может быть отменен или изменен односторонними действиями принимающей стороны. В целом Конвенция может быть успешно использована в перспективе в качестве основы для заключения двусторонних соглашений между государствами участниками.

Следует отметить, что мировое сообщество уделяет этим вопросам огромное внимание. Об их сложности говорит тот факт, что разрабатываемое на протяжении последних лет Организацией экономического содействия и развития (ОЭСР) «Международное соглашение по инвестициям» (МСИ) из-за расхождений принципиального характера между отдельными странами, регионами, международными объединениями, ТНК и правительствами до настоящего времени не принято, и очередное рассмотрение согласованного текста перенесено на неопределенный срок.

Это тем более важно, что при объективно общей заинтересованности в масштабном привлечении иностранных инвестиций на практике страны СНГ нередко демонстрируют свою специфику, усиливающееся обособление. Такого рода фрагментация прежде единой союзной инвестиционной территории превращается в «головную боль» для инвесторов, которые предпочитали бы операции на едином и большом рынке, а не на его изолированных секторах[46]. К тому же и страны Содружества в гораздо меньшей степи могут полагать на приток чужеземного капитала на свои суженные рынки, а их взаимная конкуренция с неизбежностью негативно отразится на переговорных позициях перед лицом зарубежных партнеров. [47]

В целом принятые в инвестиционной сфере межгосударственные правовые документы СНГ сформировали необходимый правовой минимум для межгосударственной инвестиционной деятельности в Содружестве. Это такие документы, как Соглашение «О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности» и Конвенция «О защите прав инвесторов».

В то же время ряд межгосударственных правовых соглашений имеет низкий коэффициент полезного действия. Невыполнение договоров и соглашений начинается с несоблюдения юридических внутригосударственных процедур необходимых для того, чтобы подписанные документы приобретали международно-правовую силу и реализовывались. Сбои происходят при ратификации национальными парламентами и одобрении правительствами заключенных договоров и соглашений. Процесс ратификации и одобрения затягивается. [48]

На ратификацию, например, Устава СНГ потребовалось полтора года, Договора о созданий Экономического союза – более года. Конвенцию «О защите прав инвестора», подписанную главами государств 28 марта 1997 г., ратифицировали на 1 января 2001 г. только Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.

Сбои возникают и при имплементации соглашений, т.е. при трансформации международных норм в национальные законы и правила. Необходимость такой трансформации вызывается тем, что заключаемые в рамках СНГ договора и соглашений не имеют прямого действия непосредственно на официальные органы государств, на их юридических и физических лиц не распространяются. Для них они обретают юридическую силу только тогда, когда государство в лице, как правило, правительства издает внутренние акты распорядительного характера, обязывающие их принять меры по реализации взятых страной межгосударственных обязательств. Если такие распоряжения не издаются — соглашения «зависают» и не выполняются.

Чтобы избежать длительных задержек с ратификацией, необходимо создать в государствах режим наибольшего благоприятствования для ратификаций договоров и соглашений заключаемых в рамках СНГ. По-видимому, нужна процедура, которая предусматривала бы рассмотрение таких соглашений в приоритетном порядке и в оговоренные сроки.

Возникает острая необходимость и в том, чтобы страны после каждого заседания Совета глав государств и Совета глав правительств принимали нормативные акты, содержащие конкретные меры по реализации совместных договоренностей, и определялись министерства, ведомства и конкретные должностные лица, ответственные за их выполнение.

Все перечисленные межгосударственные законодательные и нормативно-правовые акты направлены на гармонизацию национальных законодательств по инвестиционной деятельности; создание общего правового инвестиционного поля с целью повышения эффективности инвестиций и осуществления межгосударственных программ и проектов в реальной экономике СНГ.[49]

 

 

Заключение

Оценивая российский опыт международно-правового регулирования инвестиций, я отмечаю, что действующие соглашения нуждаются в ревизии в целях распространения на иностранных инвесторов национального режима, уравнивающего их с отечественными; применения формул и понятий, прошедших «солидную международную обкатку» (определение понятий инвестиций, условий перевода прибыли за границу, порядка разрешения споров); исключения расхождений с формулировками внутреннего законодательства. Необходимым является обратить особое внимание на то, что в аспекте международно-правового обеспечения режима иностранных инвестиций в России важным является не столько дальнейшее развитие на путях традиционных соглашений, сколько урегулирование инвестиционных соглашений с постсоветскими государствами и прежде всего в рамках СНГ. 

Сравнительно-правовой анализ двусторонних договоров подписанных между различными странами в разное время позволяет проанализировать их с точки зрения возможности унификации и гармонизации российского законодательства по инвестиционным отношениям.

Следуя пути развития защиты прав инвесторов, необходимо завершить затянувшийся процесс присоединения России к Вашингтонской конвенции 1965 г. Об учреждении Международного центра по урегулированию инвестиционных споров. Завершение процесса вступления в ГАТТ / ВТО является необходимым не только для усиления защиты иностранных, но и отечественных инвесторов.


[1] Иностранные инвестиции: мировой опыт-практика в России // Русско-английский словарь-справочник. / Под редакцией Б.Д. Дякина. Ч.2. М., 1996.С.155

[2] Scwarzenberger G. Foreign investments and international Law. L.,1959. P. 17.

[3] Nwougugu E. The legal Problems of Foreign Investments in Developing Countries. Manchester. 1965. P. 4

[4] Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции и смешанные предприятия в странах Африки. М., 1975. С. 26-32

[5] Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М.: Российское право. 1992. С. 12-13.

[6] Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М., 1996. С. 15. 

[7] Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". С изм. и доп., внесенными федеральными законами от 2 января 2000 г. N 22-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ // СЗ РФ. 1999. №9. Ст. 1096.

[8] Федеральный Закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». С изм. и доп., внесенными федеральными законами от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ  // СЗ РФ. 1999.№ 28. Ст. 3493.

[9] Закон РСФСР от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях». С изм. и доп.. внесенными федеральными законами от 19 июня 1995 г. N 89-ФЗ, 16 ноября 1997 г. N 144-ФЗ

[10] Игонина Л.Л. Инвестиции. М.: Экономист, 2004. С.32-33

[11] Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М., 2001. С. 55

[12] Договор к энергетической Хартии: путь к инвестициям и торговле для востока и Запада. / Ред. русск. изд. А.А. Конпляник. М., 2002. С. 56-57.

[13] Международное частное право. Сборник нормативных документов. / Под ред. К.А. Бекяшева и А.Г. Ходакова. М., 1997. С. 610.

[14] Иванова Е. О понятии иностранных инвестиций. / Право и экономика. 2006. № 9. С. 99-100.

 

[15] Кузмин Э.Л.Международное экономическое право: Учебное пособие / отв. Ред. К.А. Бякишев. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – С.138 –139.

[16] Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс. М., 2004. С. 366-370.

[17] Кузмин Э.Л. Указ.соч. С. 147.

[18] Шумилов В.М. Международное экономическое право: Учебник. Ростов-на-Дону. 2003. С. 450-451.

[19] Международное частное право: Учебник /под ред. Г.К Дмитриевой. М., 2005. С. 284 – 286.

[20] Шумилов В.М.Указ. соч. С. 461-462.

[21] Кузмин Э.Л. Указ.соч. С. 143.

[22] Международное право: Учебник / Под ред. Л.Н. Шестакова. – М.: Юрид. Лит., 2005. С. 330.

[23] Карро Д., Жюйар П. Указ.соч. С. 339.

[24] Вельяминов Г. М. Указ.соч. С.378.

[25] Вельяминов Г. М. Указ.соч. С.378.

[26] Кузмин Э.Л. Указ.соч. С.104-105.

[27] Ведомости Верховного Совета СССР. – 1991. - № 48. – Ст. 1357.

[28] Доронина Н.Г. Применение положений двусторонних международных соглашений о защите и гарантии инвестиций // Право и экономика. 2002. №1. С. 86-89

 

[29] Доронина Н.Г. Применение положений двусторонних международных соглашений о защите и гарантии инвестиций // Право и экономика. 2002. №1. С. 86-89

[30] Доронина Н.Г. Применение положений двусторонних международных соглашений о защите и гарантии инвестиций // Право и экономика. 2002. №1. С. 86-89

 

[31] Доронина Н.Г. Применение положений двусторонних международных соглашений о защите и гарантии инвестиций // Право и экономика. 2002. №1. С. 86-89.

[32] Карро Д., Жюйар П. Международное экономическое право. М., 2002. С.338

[33] Монастырская Ю.И. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов в российском законодательстве. // Право и экономика. 2001. № 4. С. 58-62

[34] Монастырская Ю.И. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов в российском законодательстве. // Право и экономика. 2001. № 4. С. 58-62.

[35] Монастырская Ю.И. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования для иностранных инвесторов в российском законодательстве. // Право и экономика. 2001. № 4. С. 58-62

[36] Федеральный Закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». С изм. и доп., внесенными федеральными законами от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ // СЗ РФ. 1999.№ 28. Ст. 3493.; ст. 4.

 

[37] Егизаров В. Законодательство об инвестициях в странах участниках ЕврАзЭС / Право и экономика. 2003. № 11. С. 89.

 

[38] Егизаров В. Законодательство об инвестициях в странах участниках ЕврАзЭС / Право и экономика. 2003. № 11. С. 89.

 

[39] Егизаров В. Законодательство об инвестициях в странах участниках ЕврАзЭС / Право и экономика. 2003. № 11. С. 89.

 

[40] Егизаров В. Законодательство об инвестициях в странах участниках ЕврАзЭС / Право и экономика. 2003. № 12. С. 72.

 

[41] Егизаров В. Законодательство об инвестициях в странах участниках ЕврАзЭС / Право и экономика. 2003. № 12. С. 73.

[42] Комаров В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ // Право и экономика. 2002. № 3. С. 83.

 

[43] Комаров В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ // Право и экономика. 2002. № 3. С. 84.

[44] Международное частное право: Учебник /под ред. Г.К Дмитриевой. М., 2005. С. 284.

[45] Комаров В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ // Право и экономика. 2002. № 3. С. 83.

[46]Законодательство об иностранных инвестициях России и стран ближнего зарубежья. М., 1993. С.5.

[47] Вельяминов Г. М. Указ.соч. С.372.

[48] Комаров В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ // Право и экономика. 2002. № 3. С. 86.

[49] Комаров В.В. Инвестиции и лизинг в СНГ // Право и экономика. 2002. № 3. С. 86.



2020-02-04 187 Обсуждений (0)
Иностранные инвестиции в странах СНГ. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Иностранные инвестиции в странах СНГ.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)