Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Примерный круг вопросов и заданий для базового и профильного уровней



2020-02-04 349 Обсуждений (0)
Примерный круг вопросов и заданий для базового и профильного уровней 0.00 из 5.00 0 оценок




Вопросы по творчеству Пушкина на базовом и профильном уровне его изучения:

1. Подго­товьте рассказ о том, какие впечатления детских и отроческих лет спо­собствовали формированию «русского гения». Почему детство Пушкина многие знатоки его творчества считают счастливым? Какие впечатления детских лет облегчали Пушкину возложенную на него историей отече­ственной литературы задачу создания русского литературного языка?

2. Анализируя стихи Пушкина, посвящённые дню лицейских годовщин, дайте характеристику того духовного братства, которое сложилось меж­ду лицеистами. Почему Пушкин называл союз выпускников лицея «пре­красным»?

3. Проследите по тексту «Воспоминаний в Царском Селе» движение поэтической мысли Пушкина. Как использует и обновляет юный поэт традиции классицистической оды XVIII века? Что сближает стихи Пушкина с «Певцом во стане русских воинов» В. А. Жуковского и в чём заключается пушкинская оригинальность в решении граждан­ской темы?

4. Подготовьте самостоятельный разбор одного из пушкин­ских стихотворений петербургского периода («К Чаадаеву», «Воль­ность», «Деревня» и др.). В процессе анализа покажите, что нового вно­сит Пушкин в поэзию «гражданского романтизма», её тематику и осо­бенности художественной формы.

5. Подготовьте связный рассказ о жизни и твор­честве Пушкина периода южной ссылки. В чём пушкинская литературная и общественная позиция совпадала с декабристами и в чём принципиально с ними расходилась?

6. Наказанием или благом обернулась для Пушкина ссылка в Михайловское? (Развернутый ответ сопроводите доказательствами и примерами из писем поэта и его произведений.)

7. Подготовьте ответ на вопрос: в чём видит Пушкин предназначение поэта и как он обосновывает в стихах своё право на бессмертие?

8. Почему Пушкин протянул руку Николаю I и в какие отношения с царём он вступил? Сохранял ли он в этих отношениях внутреннюю свободу? (Ответ подтвердите текстами пушкинских произведений.)

9. Какие мотивы звучат в философской лирике Пушкина, в чём заключается её художественное своеобразие? Раскройте смысл поэтиче­ского диалога Пушкина с митрополитом Филаретом.

10. Продумайте рассказ о любовной лирике Пушкина, обратив внимание на следующие вопросы: почему Белинский сказал, что любовь у Пушкина – «это не просто чувство человека, но чувство человека-художника»? Каков содер­жательный смысл композиции стихотворения «Я помню чудное мгно­венье...»? Что подкупает вас в стихах «На холмах Грузии...» и «Я вас любил...»? Какими художественными средствами передаёт поэт драматизм любовного чувства?

11. Охарактеризуйте лирику Пушкина конца 1830-х годов. Как изменяется любовь Пушкина к жизни в позднем лирическом твор­честве, почему осень является для него надежным источником поэтиче­ского вдохновения?

12. Как обновляет Пушкин традиционный поэтический жанр в стихотворении «Элегия»?

13. Подготовьте сообщение «Тема Пет­ра Великого в поэмах Пушкина».

14. На чьей стороне – Всадника или бедного Евгения – находится Пушкин?

15. Какую роль играет в поэме «Медный всадник» образ разбушевавшейся стихии?

16. Подготовьте доклады: «Москва и Петербург в жизни Пушкина», «Дуэль и смерть Пушкина».

17. Обра­щаясь к тексту романа, докажите правоту слов Белинского о «Евгении Онегине» как «энциклопедии русской жизни».

18. Почему Пушкин при написании романа создал специальную онегинскую строфу? В чём её структурные и содержательные особенности? (Ответ сопроводите собст­венным анализом выбранной вами строфы.) Как понять слова Пушкина о «дьявольской разнице» между романом в стихах и романом в прозе? 

19. Проследите по тексту романа соотношение поэтического и повество­вательного сюжета, времени автора и времени героя. Какую роль игра­ет диалог двух времён в создании реалистического характера героя? В какой момент начинаются приятельские отношения автора с героем? В чем сходство и различия между героем и автором? Какую роль играют в романе автобиографические строфы? Что это: лирические отступления или значимая для понимания главного героя романа сюжетная линия?                      

20. Покажите, как осуществляется типизация характера Онегина в 1-й главе романа.               

21. Проследите по тексту романа условия воспитания Ленского: чем они отличаются от онегинских и как это сказывается на различиях в харак­терах героев? Какой дополнительный приём в типизации характера Ленского-поэта использует Пушкин?          

22. Сравните условия жизни Оне­гина с условиями жизни Татьяны. Какие обстоятельства способствовали формированию «русской души» Татьяны?

23. Сделайте сопоставитель­ный анализ сна Татьяны и сцены её именин. В чём проявляется глубо­кая интуиция героини?

24. Можно ли согласиться с Г. А. Гуковским, что в последней главе романа мы видим переродившегося Онегина?

25. Ка­кая тайна души Татьяны ускользает от Онегина при встрече с нею в великосветских гостиных?

26. Сопоставьте письмо Татьяны с письмом Онегина. В чем сходство и различия между ними?

27. Раскройте смысл пушкинской поэтической формулы «даль свободного романа».

Дополнительные вопросы и задания по творчеству Пушкина на профильном уровне изучения:

1.Объясните причины «очарованности» русской классической литературы Пушкиным Почему без стремления к подра­жанию она остается в кругу тем, сюжетов и образов, созданных Пушки­ным? Приведите в подтверждение собственные примеры.

     2. Как вы понимаете слова Льва Толстого о том, что «все предметы поэзии предвечно распределены по известной иерархии»? Связаны ли эти слова с пушкинским пониманием природы поэтического вдохновения? Как они соотносятся с высказыванием П. А. Плетнева о том, что национальный язык «не есть произвол, не есть собственность автора»? Почему Пушкин видел в поэтическом творчестве не «самовы­ражение», а «служение»?

3. Как «всемирная отзывчивость» Пушкина помогала ему решать те задачи, которые стояли перед русской литера­турой его времени? Кто, по-вашему, более прав в характеристике пуш­кинского «протеизма» — Достоевский или Аполлон Григорьев? Используёте при ответе на этот вопрос анализ стихотворения Пушкина «Подражания Корану» (IХ «И путник усталый на Бога роптал…»).

4. Проведите сопоставительный ана­лиз прощальной песни Чайльд Гарольда из 1-й главы поэмы Байрона с элегией Пушкина «Погасло дневное светило» и покажите сходство и различия между ними.

5. Прочтите эпизод прощания с морем в 4-й гла­ве «Чайльд Гарольда» Байрона и сравните его со стихотворением Пуш­кина «К морю». Определите характер диалога Пушкина с Байроном.

6. Напишите сочинение-мини­атюру на тему «Диалог с Байроном в произведениях Пушкина южного периода». С какими противоречиями столкнулся Пушкин при работе над романтическими поэмами и какой выход из них он нашёл? Почему Пушкин сказал, что он не годится «в герои романтического стихотворения»?

7. Составьте на основе материала учебника и дополнительной литературы, рекомендованной учителем, развёрнутый план по теме «Характерные отличия «Бориса Годунова» Пушкина от трагедии классицизма».

8. Проследите по тексту трагедии эпизоды, в которых возникает детская тема, и объясните, какую роль эта тема играет в сюжете трагедии.

9. Покажите на кон­кретных примерах из текста трагедии, как Пушкину удается показать скрытое действие той Силы, которая управляет всем. Почему ни народ, ни Борис Годунов не имеют права претендовать на роль этой Силы?

10. Дайте сравнительно-сопоставительный анализ стихов Пушкина о назначении поэта и поэзии («Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Обратите внимание на сходство и различие в содержательной и поэтико-философской позиции Пушкина в этих стихах.

11. Покажите взаимосвязь темы Стихии в «Медном всаднике» и «Капитанской дочке» Пушкина. В чём, по-вашему сходство и различие в звучании этого мотива?

12. Почему Татьяна называет Онегина «рабом мелкого чувства»? Познакомьтесь со стать­ями Белинского и Достоевского о поступке Татьяны и попытайтесь всту­пить в полемику с ними, опираясь на текст романа.

13. В чём смысл художественного диалога между «Маленькими трагедиями» и «Повестями Белкина»? Как включается в этот диалог «Пиковая дама»?

14. Напишите сочинение-миниатюру «Мой диалог с Мариной Цветаевой в оценке Пугачева и Гринева в пове­сти Пушкина «Капитанская дочка».

Вопросы и задания по творчеству Лермонтова на базовом и профильном уровнях:

1. В чём сходство и различия в мироощущении Пушкина и Лермонтова? Почему Белинский связывал с творчеством Лермонтова начало новой, послепушкинской эпохи в русской литерату­ре?

2.Подготовьте рассказ о детстве Лермонтова. Какие впечатления детских лет способствовали его раннему взрослению?  

3. Расскажите об интеллектуальной атмосфере, окружавшей Лермонтова в Московском Благородном пансионе. Какое влияние ока­зала она на становление его поэтического таланта? Ответ подтвердите анализом его юношеских стихов.

4. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Религиозные мотивы в лирике Лермонтова».                        

5. Какие тайны русского национального ха­рактера раскрыл Лермонтов в стихотворениях «Песня про купца Ка­лашникова...» и «Бородино»?

6. Сопоставьте воспоминания Тургенева о Лермонтове со стихами «Как часто пестрою толпою окружён...» и найди­те моменты совпадения образа поэта в прозе Тургенева с лирическим героем стихотворения. Что нового вносит Лермонтов в жанр эле­гии?

7. Как изменилось отношение поэта к «самопознанию» в стихотворе­нии «Дума»? В чём видит поэт слабость людей своего поколения?    

8. Раскройте философский смысл стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно...».              9. Подготовьте рассказ о вто­рой ссылке Лермонтова на Кавказ. Какое настроение преобладает в его стихотворении «Тучи»?

10. Проанализируйте стихотворение Лермонтова «Валерик». Какие приемы использует поэт для передачи трагически-бессмысленной сути войны?

11. Дайте анализ лермонтовского стихотво­рения «Родина», обратив внимание на его композицию и систему обра­зов.

12. Подготовьте рассказ о творческой истории романа «Герой нашего времени». Объясните содержательный смысл композиционного построения этого романа. (В какой последовательно­сти сменяются повествователи в романе и почему? С какой целью Лер­монтов нарушает хронологическую последовательность повестей? Для чего ему нужны «дневниковые» главы романа?)

13. Покажите сходство и различия между Онегиным и Печориным. Каковы особенности героя времени лермонтовской эпохи в сравнении с пушкинской эпохой 1820-х годов?

14. Почему рассказ о любви Печорина к Бэле ведется от лица Максима Максимыча? Почему эта любовь была обречена?

15. Почему описание портрета Печо­рина делает сам автор? Как сцена встречи Печорина с Максимом Максимычем раскрывает их характеры? Кому из героев вы здесь сочув­ствуете и почему?

16. Какие черты характера Печорина раскрываются в повести «Тамань»?

17. За что Печорин презирает Грушницкого? Как проявляется его характер в сцене дуэли? Похожа ли эта дуэль на дуэль Онегина и Ленского?

18. В чём изъян печоринского ума, являющийся источником двойственности всех его поступков и переживаний? Пока­жите этот изъян на примере отношений Печорина с княжной Мери и другими героями романа.

19. Проанализируйте отношения Печорина с Верой. Способен ли герой на истинную любовь?

20. Почему роман заканчивается главой «Фата­лист»?

21. Какие приемы типизации использует Лермонтов, отделяя се­бя от Печорина? В чем «разность» в характерах автора и героя?

22. Подготовьте сообщение на тему «Герой нашего времени» как соци­ально-психологический роман».

Дополнительные вопросы и задания по творчеству Лермонтова для профильного уровня:

1. В чём принципиальное отличие лермонтовской эпохи от эпохи пушкинской.

 2. Дайте разбор лермонтовских стихо­творений, свидетельствующих об увлечении поэта творчеством Байрона. В чём сходство и различия Лермонтова с Байроном в художественном решении образа Наполеона?

3. Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Тучи» с «Тучей» («Последняя туча рассеянной бури…») Пушкина. Покажите различие в мироощущении двух поэтов и в стиле их стихов.

4. Сопоставьте стихи Лермонтова «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» со стихотворением Пушкина «Я вас любил…». Попытайтесь определить сходство и различие этих стихов и свяжите их с общим характером творчества Лермонтова и Пушкина.

5. Дайте обобщённую характеристику лирического героя Лермонтова. В чём его принципиальное отличие от лирического героя пушкинской поэзии?

6. Напишите сочинение-миниатюру «Стихотворение «Про­рок» у Пушкина и Лермонтова». Покажите различие во взгляде поэтов на судьбу творческой личности.

7. Сопоставьте образ Демона в стихотворениях Пушкина «Демон» и «Ангел» с Демоном одноимённой лермонтовской поэмы. Как Лермонтов развивает пушкинскую традицию?

8. Для чего нужно Лермонтову восприятие Печорина глазами Максима Максимыча? Какую роль играет этот герой и его взгляд на мир в раскрытии сильных и слабых сторон характера Печорина?

9. Дайте сопоставительный анализ образов Печорина и Грушницкого. Какой содержательный смысл   в романе имеет установка Лермонтова на пародию

10.   Есть ли у Печорина друзья? Можно ли назвать его другом доктора Вернера?

11. Какие лирические стихотворения Лермонтова вы вспоминаете, следя за судьбой Печорина и почему?

12. Почему Белинский назвал Печорина «страдающим эгоистом»? Можно ли эту характеристику отнести к Демону Лермонтова? Как раскрывается характер главного героя в реалистическом романе и в романтической поэме? Как изменялся образ Демона в восьми редакциях поэмы?

 

Вопросы и задания по изучению творчества Гоголя на базовом и профильном уровне:

1. Подготовьте рассказ о детстве и юности Гоголя.

2. Дайте целостную характеристику «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Что является причиной весёлости и грусти автора в этой книге?

3. Докажите, что сборник «Миргород» яв­ляется новым этапом в творческом развитии Гоголя.

4. Покажите, какие приемы «овеществления» человека и комического воодушевления, по­беждаемого чувством грусти и уныния, использует Гоголь в повести о ссоре Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем.

5. Как изображает Гоголь абсурдность бездуховного мира и враждебность его искусству в петер­бургских повестях «Невский проспект», «Нос», «Записки сумасшедше­го», «Портрет» (по выбору)?

6. В чем своеобразие сюжета «Мёртвых душ», какую идейно-художественную роль играет в нем образ дороги? (Ответ сопроводите собственными примерами из текста поэмы.)

7. Какие художественные приёмы использует Гоголь в раскрытии характеров по­мещиков и почему при обрисовке большинства героев эти приёмы повто­ряются?

8. Сравните характеристики Манилова, Ноздрёва, Коробочки, Собакевича, Плюшкина по плану: первое впечатление, ха­рактерные особенности внешности, манера поведения и речь, отношение к хозяйству, отношение к окружающим, любимые занятия, жизненные цели, выводы.

9. Найдите в тексте поэмы художественные детали, подтверждаю­щие слащавость Манилова, ограниченность Коробочки, расхристан­ность Ноздрёва, звероподобие Собакевича и вопиющую скупость Плюш­кина.

10. Какие неожиданные штрихи при описании каждого из поме­щиков нарушают однозначные выводы, которые готов сделать читатель по поводу характеров этих героев? Приведите примеры из текста поэмы и объясните содержательный смысл такого гоголевского приёма. Раскройте роль художественной детали в тексте произведения.

11. Чем отличается изображение Плюшкина от других героев-помещи­ков? «Мертвее» или «живее» он других персонажей поэмы?

12. Почему биография Чичикова даётся не в начале, а в конце поэмы?

13. Какие об­стоятельства детства и юности сформировали характер Чичикова, чем он отличается от героев-дворян, каковы его жизненные цели и идеалы, какие черты его характера вызывают всеобщую симпатию и почему? Выпишите характерные слова и выражения Чичикова при встречах с помещиками. Как они характеризуют героя?

14. Обдумайте ответ на во­прос: почему кипучая деятельность Чичикова всякий раз заканчивается катастрофой?       

15. Как и каким образом представлены в поэме индивиду­альные характеры крестьян и собирательный образ русского народа? Подготовьте сообщение «Народные характеры в поэме».

16. Объясните смысл мажорного финала «Мёртвых душ». С чем Гоголь связывает надежды на выход из противоречий русской жизни, изображенных в первом томе «Мёртвых душ»?

17. Своеобразие композиции повести «Шинель» и её со­держательный смысл?

18. В чем причины резкой полемики Гоголя с Бе­линским по поводу книги «Выбранные места из переписки с друзьями»?

Дополнительные вопросы и задания по творчеству Гоголя для профильного уровня:

1. Почему любовь Гоголя к Пушкину сопровож­далась внутренней полемикой с ним?

2. В чём причина непонимания Бе­линским Гоголя и резкого спора с ним? Каковы последствия этого спора в осмыслении основного пафоса творчества Гоголя последующими поко­лениями русских критиков, читателей, литературоведов?

3. Как раскрывается тема трагической сложности искусства в повести Гоголя «Портрет»? Что связывает эту повесть со стихами Пушкина и Лермонтова о назначении поэта и поэзии?

4. Почему Гоголь остался недоволен первой постановкой комедии «Ревизор» на сцене? Почему это событие явилось источником глубокого творческого кризиса писателя?

5. Найдите пушкинские мотивы из «Медного всадника» и «Капитанской дочки» в повести Гоголя «Шинель». Какую роль они играют в произведении Гоголя?

6. Расскажите о творческой истории поэмы «Мёртвые души». Почему в процессе работы первоначальное жанровое определение (роман) пере­стало удовлетворять писателя?

7. «Правда» Белинского и «правда» К. Аксакова в полемике по поводу поэмы Гоголя «Мёртвые души».

8. Прочтите небольшой рассказ В. Шукшина «Забуксовал». Как бы вы ответили на недоумённый вопрос Романа Звягина о финале первого тома «Мёртвых душ»: «Всё гремит, заливается, а в тройке – прохиндей, шулер… Мчимся-то мчимся, ёлки зелёные, а кого мчим?»

Вопросы по творчеству Гончарова на базовом и профильном уровне изучения:

1. Подготовьте сообщение о жизненном и творческом пути Гончарова.

2. Дайте анализ посещения Волко­вым, Пенкиным и Судьбинским ленивца-Обломова (часть 1, гл. 2). По­кажите, чем привлекателен в этой сцене Обломов.

3. Проанализируйте «Сон Обломова» и объясните, какую роль он играет в раскрытии характера Обломова.

 4. Прав ли Добролюбов в оценке любви Ольги к Обломову (подтвердите вашу точку зрения собственными примерами из романа)?

5. Най­дите в тексте романа эпизоды, говорящие об ограниченности Штольца.

6. Докажите, что обломовская лень не производит впечатления пошло­сти.

7. В чем вы видите историко-философский смысл романа?

8. Опираясь на статью Добролюбова «Что такое обломовщина?» и на текст романа «Обломов», подготовьте сообщение об особенностях Гон­чарова-художника.

9. Подготовьте рассказ на тему «Чем близки мне раздумья и тревоги Гончарова-писателя».  

Дополнительные вопросы и задания по творчеству Гончарова на профильном уровне:

1. Какие проблемы, поставленные Гончаровым в «Обыкновенной истории», получили продолжение в романе «Обломов»?

2. Составьте цитат­ный план оценки Обломова и обломовщины в статье Добролюбова «Что такое обломовщина?».

3. Познакомьтесь со статьёю Дружинина ««Обломов» роман И. А. Гончарова». Сопоставьте добролюбовскую и дружининскую трактовки романа и сформулируйте ваше к ним отношение.

4. Можно ли считать Обломова «лишним человеком» (подкрепите ваш ответ конкрет­ными сопоставлениями Обломова с Онегиным и Печориным)?

5. Сравните описание кабинета Обломова с описанием кабинета Мани­лова в гоголевских «Мёртвых душах» и покажите, в чём близки и чем отличаются друг от друга творческие манеры Гоголя и Гончарова.

6. Рассмотрите историю взаимоотношений Обломова с его халатом и туфлями. Покажите, какую роль играют в романе эти художественные детали.

7. Проанализируйте внутренние монологи Обломова и попытайтесь определить их роль в раскрытии характера героя.

8. Перечитайте русскую народную былину «Исцеление Ильи Муромца». Найдите в подтексте 2 и 3 главок первой части романа «Обломов» скрытую параллель с этой былиной.

9. Перечитайте диалог Обломова со Штольцем (часть вторая, гл. 4) и сформулируйте своё отношение к центральной антитезе романа «Обломов – Штольц».

10. Чем отличается любовь Ольги к Обломову от любви к нему Агафьи Матвеевны Пшеницыной?

 11. Какое художественное разрешение получили проблемы, поставленные Гончаровым «Обломове», в заключительном романе трилогии «Обрыв»?

 

Вопросы и задания по творчеству Островского на базовом и профильном уровне:

I. Продумайте развернутый ответ на вопрос: «Почему, обращаясь к миру купечества, Островский мог создавать пье­сы, имеющие общенациональное звучание?» При подготовке обратите внимание на детские и юношеские годы Островского, на фак­ты его биографии, оказавшие решающее влияние на формирование его таланта.

2. Подготовьте рассказ на тему «В чём сила и слабость самодурства Дикого и Кабанихи».

3. Почему песню Кулигина «Среди долины ровныя» можно считать эпиграфом к «Грозе» (проанализируйте полный текст этой песни на слова поэта А. Ф. Мерзлякова)?

4. Подтвер­дите собственными примерами из текста, как в речи всех героев «Гро­зы» проявляется фольклорная стихия, и объясните причину этого.

5. Со­поставьте религиозные переживания Катерины (монологи героини в I действии, явл. 7) с религиозной атмосферой в мире Диких и Кабано­вых (I действие, явл. 8; II действие, явл. 1;           III действие, явл. 1; IV действие, явл. 6) и объясните религиозные корни основного конфликта.

6. Подго­товьте рассказ о народных основах характера Катерины, используя учебник и подыскивая собственные примеры из текста пьесы. 

7. Проследите по тексту все эпизоды общения Катерины с Борисом и подготовьте ответ на вопрос: «Можно ли счи­тать Бориса достойным избранником Катерины?»

8. Что общего у Ка­терины с молодыми героями драмы (Варварой, Кудряшом, Тихоном, Борисом) и чем она от них отличается? 

9. Сопоставьте речь Катерины с речью Варвары и подготовьте ответ на вопрос: «Как через речевую ха­рактеристику героинь Островский раскрывает их индивидуальность?»

10. Что тревожит Кабаниху и Дикого в поведении молодых людей под­властного им города Калинова (подготовьте развернутый ответ с приме­рами из текста драмы)?

11. Докажите, что конфликт в «Грозе» имеет трагический характер.  

Дополнительные вопросы и задания по творчеству Островского на профильном уровне:

1. Дайте характеристику творческой истории драмы Остров­ского «Гроза».

2. Почему жанр «Грозы» часто определяется как «русская трагедия»? Что отличает драматургию Островского от классической западноевропейской драмы?

3. Определите ваше отношение к добролюбовской трактовке Катерины, подтверждая свою точку зре­ния анализом ключевых эпизодов «Грозы».

4. Моё отношение к оценке творчества Островского Аполлоном Григорьевым.

5. Почему Островский назвал свою комедию «Лес»? В чём художественно-символический смысл такого названия?

6. Проанализируйте монолог Аркашки Счастливцева о жизни в доме богатого дядюшки. Что отличает духовный мир артистов от других героев комедии?

7. Почему именно актёры делают возможной счастливую развязку в комедии Островского?

8. Как вы понимаете слова Несчастливцева: «Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты – вы»? Покажите на конкретных примерах из текста комедии, что поведение многих её героев проникнуто пошловатой «театральностью».

9. В чём слабость той человечности, которую пытаются утвердить актёры? Как судьба Аксюши, героини с «горячим сердцем», оттеняет и проясняет эту слабость?

10. Подготовьте сообщение на тему: «Что сближает и отлича­ет Ларису в «Бесприданнице» от Катерины Кабановой». Аргументируй­те основные положения своего рассказа конкретным анализом эпизодов из «Грозы» и «Бесприданницы».

11. Подумайте над вопросом: «Можно ли оправдать Ларису Огудалову в том, что она так жестоко обманыва­ется в людях?» 

12. Дайте оценку сложным характерам Паратова и Карандышева: чем могли увлечь эти герои Ларису и чего в них она не за­мечала?

13. Как вы понимаете смысл названия драмы «Бесприданни­ца»?

14. Анализируя финал драмы (действие IV, явл. 9, 10, 11, 12), пока­жите противоречивость личности Ларисы. 

15. Исполь­зуя разделы учебника («Художественный мир драматурга», «Пьесы жизни») и привлекая собственные наблюде­ния над прочитанными вами произведениями писателя, подготовьте сообщение на тему «О национальном своеобразии драматургии Островского».

Вопросы и задания по творчеству Тургенева на базовом и профильном уровне:

1. Вспомните уже изученные вами ранее и прочитанные летом произведения Тургенева. Опираясь на текст учебника и привлекая собст­венные наблюдения, продумайте сообщения в классе на следующие темы: «Пре­ходящее и вечное в художественном мироощущении Тургенева»; «Общественные взгляды Тургенева»; «Детские, юношеские и молодые годы Тургенева».

2. Попытайтесь показать, как Тургенев раскрывает трагическую природу любви в прочи­танных вами или изученных в прошлые годы произведениях: «Первая любовь», «Ася», «Вешние воды». Почему Тургенев подвергает своих героев испытанию любовью?

3. На основе прочитанных вами произведений Тургенева создайте обобщённый портрет «тургеневской девушки».

4. Используя тексты известных вам рассказов из «Записок охотника», покажите, как раскрывает Тургенев красоту и силу народных ха­рактеров, их единство с природой; подтвердите правоту Белинского, говорившего о новом подходе Тургенева к освещению народной темы.

5. Подготовьте сообщение о своеобразии «Записок охотника» и их роли в общественном движении и в истории русской литературы второй половины Х1Х века.

6. Объясните, почему в 50–60-х годах Тургенев оставляет народную тему и обращается к повестям и романам из жизни русского человека культурного слоя? Как изменяется облик центрального героя романов Тургенева от «Рудина» – к «Дворянскому гнезду» и «Накануне»?

7. Объясните, почему в качестве образца для русских «новых людей» Тургенев предложил в романе «Накануне» не русского революционера, а болгарина Инсарова?  

8. Почему интерпретация ро­мана «Накануне» в статье Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» явилась поводом к разрыву Тургенева с журналом «Современник»? 

9. На основе анализа первых глав романа и особенно споров Базарова с Павлом Петровичем покажите трагический характер основного конфликта между «отцами» и «детьми». Что вас привлекает и что отталкивает в позициях героев-антагони­стов?

10. С опорой на текст романа подготовьте рассказ о том, почему начиная с XIII главы конфликт произведения из внешнего (Базаров и окружение) переводится во внутренний план (в душу самого Базарова)?

11. Дайте анализ авторского описания душевного состояния героя   после его увлечения Одинцовой (гл. XVII). Покажите, как эта любовь ставит под сомнение нигилистические убеждения героя и приводит его к мировоззренческому кризису?

12. Проанали­зируйте сцену признания Базарова Одинцовой и объясните, почему любовный по­рыв Базарова испугал героиню.

13. Как трагическая природа конфликта раскрывается в любви Базарова к Одинцовой?

14. Внимательно прочтите XX и XXI главки романа и подготовьте ответ на вопрос: «Какой жизненный урок получает Базаров под кровом родительского дома?»

15. Прочтите сцену объяснения База­рова с Фенечкой; какую роль играет она в опровержении вульгарного взгляда Базарова на суть отношений между мужчиной и женщиной?

16. Дайте анализ сцены смерти Базарова, обратите внимание на то, какие силы помогают Базарову мужественно принять смерть.

17. Объясните роль эпилога в «Отцах и детях»; с какой целью Тургенев обращается в эпилоге к пейзажу, перекликающемуся с картиной природы в 3 главке романа?

18. Опираясь на текст учебника и рекомендованную учителем дополнительную литературу, подготовьте рассказ о жизни и творчестве Тургенева конца 1860 – начала 1880-х годов. 

Дополнительные вопросы и задания по творчеству Тургенева на профильном уровне:

1. Дайте общую характеристику художественного времени в романах Тургенева в сравнении с романами Пушкина и Лермонтова. Как развивает Тургенев в своих романах («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне») пушкинские традиции? Почему Д. С. Мережковский назвал Тургенева «гением меры»?

2. Какую роль в романах и повестях Тургенева играют художественно-философские мотивы?

3. Что нового внёс Тургенев в характеристику типа «лишнего человека» в русской литературе?

4. Почему Ромен Роллан сказал, что из каждого рассказа «Записок охотника» мог бы выйти целый роман Толстого? Раскройте роль Тургенева как писателя-первопроходца в русской литературе второй половины Х1Х века.

5. Какие исторические события привели Тургенева к мысли, что творческой силой истории является интеллигенция – «культурная прослойка» общества?

6. Опираясь на текст учебника и рекомендованную учителем дополнительную литературу, подготовьте рассказ о творческой истории романа Тургенева «Отцы и дети». В чём суть полемики Тургенева и Добролюбова? Кого можно назвать прототипами Базарова?

7. С какой сложностью столкнулся писатель в раскрытии характера Базарова? Какими приёмами пользуется Тургенев для прояснения авторской позиции в изображении главного героя романа?

8. Что сближает Павла Петровича с Базаровым в их словесных поединках и жизненной судьбе? Какую роль играет в романе рассказ Аркадия о «загадочной любви» Павла Петровича к княгине Р.?

9. Познакомьтесь с анализом сцены смерти Базарова в статье Писарева «База­ров». В чём вы согласны с критиком и что вам кажется в его трактовке слабым и неубедительным?

10. Прочтите доступные вам статьи об «Отцах и детях» (М. Антоновича, Д. Писарева, Н. Страхова) и подготовьте сообщение ««Отцы и дети» в русской критике 60-х годов». Объясните, почему разноречивая оценка романа глубоко огорчила Тургенева? Почему, на ваш взгляд, не все критики увидели в романе трагические мотивы?

11. Подготовьте рассказ о творчестве Тургенева после «Отцов и детей», обратив внимание на следующие вопросы: Почему следующему роману Тургенев дал название «Дым»? Как оценил Тургенев деятельность революци­онных народников в романе «Новь»? Почему «Стихотворения в прозе» открывает «Деревня», а завершает «Русский язык»?

Вопросы и задания по творчеству Тютчева на базовом и профильном уровне:

1. Подготовьте рассказ о «малой родине» Тютче­ва, используя учебник и рекомендованную учителем литературу.

2. Дай­те характеристику поколению «любомудров», определите отличие их общественной позиции от декабристов, раскройте их роль в становлении самобытной русской мысли и философской лирики.

3. В чём проявилось особое положение Тютчева среди русских писателей Х1Х века?

4. Какое значение в лирике Тютчева приобретает тема трагического одиночества человека в мире ( на примере стихотворений «Silentium!» и «Нам не дано предугадать…»)

5. На примере предложенных учителем для анализа стихотворений покажите своеобразие изображе­ния природы в философской лирике Тютчева, особенности её метафорического языка.

6. Подберите самостоятельно и проанализируйте стихи Тютчева, в которых идет борьба кос­мических и хаотических стихий бытия.

7. Раскроёте два лика любви в стихах Тютчева («О, как убийственно мы любим…» и «Я встретил вас…»).

8. Подго­товьте рассказ о переменах в поздней лирике Тютчева, используя раз­дел учебника «Поэтическое открытие русского космоса» и собственные наблюдения над стихами Тютчева этого периода («Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять…», «Есть в осени первоначальной», «Я встретил вас…»).

Дополнительные вопросы и задания по творчеству Тютчева на профильном уровне:

1. Сопоставьте элегию Пушкина «Погасло дневное светило…» и стихотворение Тютчева «Волна и дума». В чём различие между ними в изображении взаимоотношений человека и природы?

2. Сравните любовную лирику Тютчева с пушкинскими стихами и покажите её своеобразие.

3. Подго­товьте ответ на вопрос: что сближает любовную лирику Тютчева с не­красовской и в чем заключается их отличие?

4. Какие проблемы, актуальные для русской литературы второй половины Х1Х века, предвосхищает Тютчев в стихотворениях «Чему молилась ты с любовью…», «Наш век», «Над этой тёмною толпой»?

Вопросы и задания по изучению творчества Фета на базовом уровне:

1. Подготовьте сообщение о взглядах Фета на роль поэта и поэзии на основе анализа стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую».

2. Проанализируйте стихотворение Фета «Вечер». Обратите внимание на звуковой ряд поэтических строк.

3. Раскройте своеобразие метафорического строя пейзажной лирики Фета на примере анализа стихотворений «Пчёлы» и «Это утро, радость эта…»

4. Выделите особенности любовной лирики Фета, анализируя стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…» и «Сияла ночь. Луной был полон сад…».

5. Подумайте над тем, что сближает лирику Фета с поэзией Пушкина и чем она отличается от пушкинских стихов.

Дополнительные вопросы и задания по творчеству Фета на профильном уровне:

1. Сопоставьте поэтические декларации Фета «Одним толчком согнать ладью живую…», «Музе» («Пришла и села. Счастлив и тревожен…») с аналогичными стихами Некрасова («Муза», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин») и определите принципиальное различие между поэтами в представлениях о назначении поэта и поэзии.

2. Некрасов и Фет в своих поэтических декларациях ссылаются на авторитет Пушкина. В чём здесь проявляется, по вашему, драматизм в развитии русской поэзии второй половины Х1Х века? (При ответе на этот вопрос используйте приведенный в учебнике отрывок из статьи Достоевского «Г.<Добролю>бов и вопрос об искусстве»).

3. Сравните стихотворение Некрасова «Тройка» и «На заре ты её не буди…» Фета. В чём, по вашему, заключается их сходство и различие?

4. Как поэзия Фета связана с бурным временем эпохи 1860-х годов? Почему поэзию Фета высоко ценил Лев Толстой?

Вопросы и задания по творчеству А. К. Толстого на базовом и профильном уровне:

1. Расскажите о жизненном и творческом пути А. К. Толстого, о своеобразии его эстетических и общественных взглядов (аристократическая оппозиция)[1].

2. Проанализируйте стихотворение А. К. Толстого «Меня во мраке и в пыли…». Как понимает Толстой назначение поэзии? Можно ли причислить его к поэтам-романтикам? Найдите в этом стихотворении отголоски «Пророк<



2020-02-04 349 Обсуждений (0)
Примерный круг вопросов и заданий для базового и профильного уровней 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Примерный круг вопросов и заданий для базового и профильного уровней

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (349)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)