Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ, ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ



2020-02-04 231 Обсуждений (0)
ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ, ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях происходящих ныне изменений в экономике, связанных с переходом к рынку, предприятие становится важнейшим субъёктом рыночных отношений. В рамках этих отношений определяющими в деятельности предприятий становятся не директивные методы, а экономические.

Предприятия получают самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда и несут всю полноту экономической ответственности за свои решения и действия. В таких условиях благополучие и коммерческий успех торгового предприятия всецело зависят от того, насколько эффективна его деятельность. Предприятие должно быть ориентировано только на прибыльное, рентабельное хозяйствование. А получение необходимого размера прибыли, его увеличение во многом зависит от правильного управления издержками обращения, которое предполагает рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия. Торговое предприятие должно постоянно контролировать свои издержки обращения, пытаться оптимизировать их величину.

Однако следует иметь в виду, что должный социально-экономический эффект от снижения издержек обращения получается лишь тогда, когда это снижение увязывается с повышением качества обслуживания покупателей, сокращением издержек потребления. Сокращение издержек потребления может происходить при определённом увеличении расходов по отдельным статьям издержек обращения, от которых они зависят. Это обстоятельство обуславливает необходимость дифференцированного подхода к снижению издержек обращения. Суть его состоит в том, что общий уровень издержек обращения торгового предприятия должен снижаться за счёт существенного сокращения расходов по статьям, от которых не зависят издержки потребления, при одновременном росте расходов, обеспечивающих снижение издержек потребления. Такой подход позволит торговому предприятию обеспечить минимальный совокупный размер издержек обращения и потребления.

Кроме того, если удаётся уменьшить издержки обращения путём эффективного управления без снижения объёма реализации, валового дохода, качества торгового обслуживания, то создаётся реальная возможность увеличения прибыли, а, следовательно, и рентабельности.

Таким образом, детальное изучение издержек обращения и поиск резервов их снижения не в ущерб качеству торгового обслуживания потребителей является в настоящее время весьма актуальным для каждого торгового предприятия.

Объектом исследования является ООО «Универсам».

Целью работы является разработка путей оптимизации издержек обращения с целью максимизации прибыли на ООО «Универсам».

Задачами соответственно являются:    

1. рассмотрение сущности и классификации издержек обращения торгового предприятия;

2. анализ издержек обращения на конкретном предприятии;

3. разработка мероприятий по снижению издержек обращения.

В ходе работы широко использовалась литература по многим экономическим дисциплинам: «Экономика торговли», «Анализ хозяйственной деятельности в торговле», «Бухгалтерский учет в торговле», а также широко использовались нормативные документы и периодические издания.


 

ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ, ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ

 

Деятельность торгового предприятия с момента его создания связана с раз­нообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По своему характеру эти затраты делятся на два основных вида – текущие и долго­временные.

Текущие затраты в торговле связаны с решаемыми    тактиче­скими задачами – закупкой товаров, их транспортировкой, хранением и реализацией; обслуживанием материально-технической базы; содержанием персонала. Долговременные затраты направлены на решение торговым предприятием стратегических задач– строительство, реконструкцию или приобретение новых торговых помещений; покупку нового оборудования; приобретение различных нематериальных активов.

Текущие затраты, как правило, представлены издержками обращения. Однако следует различать понятия "затраты" и "издержки". Затраты – это физическое использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Издержки – это не просто затраты, а затраты ресурсов, принявшие стоимостную форму.

Таким образом, издержки обращения – это денежные расходы предприятия, связанные с закупкой, транспортировкой, хранением и реализацией товаров и содержанием аппарата управления.

Сущность издержек обращения как экономической категории необходимо рассматривать с учётом характера труда, занятого в сфере обращения. Осуществление таких функций как транспортировка, хранение, подработка, упаковка, фасовка носит производительный характер и связано с затратами труда, увеличивающими стоимость товара. Эти затраты продолжают и завершают процесс производства в сфере обращения и поэтому называются дополнительными издержками. Источником возмещения дополнительных издержек является производительный труд работников, занятых выполнением соответствующих процессов.

Осуществление таких функций как управление торговой деятельностью, изучение спроса, рекламная деятельность, кассовые операции носит непроизводительный характер, и затраты по осуществлению данных функций связаны непосредственно с процессом реализации товаров. Поэтому они получили название чистых издержек. Источником возмещения чистых издержек обращения является часть чистого дохода, создаваемого производительным трудом в самой торговле и часть чистого дохода, перераспределённого в пользу торговли через механизм ценообразования из сферы материального производства.

Деление издержек обращения на чистые и дополнительные даёт возможность установить степень участия торговли в материальном производстве и исчислить величину национального дохода в сфере обращения. Одновременно оно даёт возможность определять резервы по экономии средств и повышению эффективности функционирования торговой отрасли.

Поэтому одной из задач, стоящих перед отечественной торговлей является сокращение расходов на подработку, фасовку, упаковку и увеличение расходов, связанных с повышением качества торгового обслуживания.

В настоящее время соотношение между дополнительными и чистыми издержками на торговых предприятиях Российской Федерации составляет 65% к 35%, в то время как за рубежом 5% к 95% . Поэтому одной из задач, стоящих перед отечественной торговлей является сокращение расходов на подработку, фасовку, упаковку и увеличение расходов, связанных с торговым обслуживанием.

Экономисты Западной Европы рассматривают издержки с точки зрения ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования. Поскольку для удовлетворения всех потребностей ресурсов не хватает, поэтому все издержки в рыночной экономике рассматриваются как альтернативные (вменённые). С точки зрения отдельной фирмы, вменённые издержки представляют собой те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов, чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. Эти выплаты могут быть внешние (явные) и внутренние (неявные). Внешние – это денежные выплаты, которые фирма обеспечивает поставщикам ресурсов. Внутренние – это расходы, связанные с использованием собственных ресурсов. Обычно эти затраты фирма не отражает в своей бухгалтерской отчётности, и поэтому они являются неявными.

К издержкам фирмы необходимо отнести и нормальную прибыль. Она представляет собой минимальную оплату, необходимую для того, чтобы удержать предпринимателя в рамках данного предприятия. Нормальное вознаграждение за выполнение управленческих функций является элементом внутренних издержек. Если это нормальное вознаграждение не обеспечивается, то предприниматель переориентирует свои усилия на более привлекательный вид деятельности.

В связи с подразделением издержек на внешние, внутренние и нормальную прибыль различают экономическую и бухгалтерскую прибыль. Бухгалтерская прибыль равна общей выручке минус внешние издержки. Экономическая или чистая прибыль равна общей выручке минус все издержки (как внешние, так и внутренние).

В экономике развитых стран большое практическое значение имеет деление издержек на постоянные и переменные. Поэтому западные экономисты, рассматривая сущность издержек фирмы, классифицируют их на постоянные и переменные.

Постоянные издержки FC - это такие издержки, сумма которых в данный период времени не зависит непосредственно от величины и структуры производства и реализации.

Переменные издержки VC – это те издержки, общая величина которых на данный период времени находится в непосредственной зависимости от объёма производства и реализации продукции.

Различие между постоянными и переменными издержками имеет существенное значение. Постоянные издержки должны быть оплачены, даже если продукция не производится (реализуется) вообще. Переменными издержками предприниматель может управлять путём изменения объёмов производства (реализации).

Рассматривая динамику переменных издержек при изменении производства и реализации, можно выделить три случая :

1. Пропорциональными переменные издержки называются тогда, когда их относительное изменение равно относительному изменению объёма производства (реализации.

2. Если относительный рост переменных издержек меньше, чем относительное увеличение объёма производства (реализации), то говорят о дигрессивных переменных издержках.

3. Прогрессивные переменные издержки имеют место тогда, когда относительное увеличение переменных издержек больше, чем объём производства (реализации) Под валовыми издержками предприятия TC – понимается сумма его постоянных и переменных издержек:

 

TC = FC + VC                                              (1.1)

 

где  ТС – валовые издержки;

        FC – постоянные издержки;

        VC – переменные издержки;

Валовые издержки с каждой новой единицей продукции увеличиваются на ту же величину, что и сумма переменных издержек.

Однако для предпринимателя важной является информация о том, каковы не просто издержки, а издержки по выпуску (реализации) единицы продукции, то есть средние издержки. Средние издержки АТС – это валовые издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой (реализуемой) продукции:

 

ATC = TC/Q                                               (1.2)

 

Практически это означает, что при малом объёме производства (реализации) процесс будет относительно неэффективным и дорогостоящим. По мере расширения производства (реализации) его эффективность будет расти, и переменные издержки на единицу продукции будут снижаться. Но применение всё большего количества переменных ресурсов приведёт к тому, что в действие вступит закон убывающей отдачи. То есть использование ресурсов будет настолько полным и интенсивным, что каждая добавочная единица переменных ресурсов будет увеличивать объём производства (реализации) на меньшую величину.

Рассматривая вопрос об объёмах производства, необходимо учитывать не только средние издержки, но и предельные.

Предельные издержки МС – это дополнительные издержки, необходимые для производства (реализации) дополнительной единицы продукции:

 

MC = ∆TC/∆Q                                             (1.3)

 

Предельные издержки представляют собой изменение величины валовых издержек, происшедшее в результате изменения объёма производства (реализации) на одну единицу.

Подразделение издержек на переменные и постоянные имеет для торговли большое практическое значение, которое заключается в следующем. Во-первых, такое деление способствует решению задачи регулирования массы и прироста прибыли на основе относительного снижения издержек при росте выручки от реализации, во-вторых, оно позволяет определить окупаемость затрат, в-третьих, выделение постоянных затрат даёт возможность использовать метод маржинальной прибыли (валовой доход минус переменные затраты) для определения торговой надбавки.

Однако отечественная методика бухгалтерского учёта не предусматривает деление издержек на постоянные и переменные.

Для эффективного управления издержками обращения разработана соответствующая их классификация. Она позволяет улучшить учёт, углубить анализ, повысить обоснованность плановых показателей и сделать более действенным контроль над их состоянием. Кроме того, единая классификация издержек обращения даёт возможность сопоставить их не только с затратами внутри торгового предприятия в разрезе отдельных структурных подразделений, но и с затратами других магазинов. Это позволяет сравнить качество управления ими в разных магазинах.

Существует множество признаков классификации издержек обращения. Причём разные авторы предлагают свои варианты классификации, которые имеют как сходства, так и различия.

В результате анализа литературных источников следует выделить наиболее общие для всех авторов признаки классификации:

1. По экономическому содержанию;

2. По конкретным видам затрат;

3. В зависимости от влияния товарооборота на издержки обращения;

4. По отраслям хозяйственной деятельности;

5. В зависимости от участия торговли в создании национального дохода.

6. По товарам и товарным группам.

Более подробного рассмотрения заслуживает классификация издержек обращения по экономическому содержанию и конкретным видам затрат, так как в отечественной экономике все затраты учитываются, анализируются и планируются по элементам и статьям затрат.

Подробная характеристика и состав затрат определяется в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). В соответствии с Основными положениями и с учётом специфики производства и реализации продукции (работ, услуг) в соответствующих отраслях, подотраслях, производствах, органы управления разрабатывают и утверждают отраслевые методические рекомендации по вопросам планирования, учёта и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг). Единая для всех предприятий группировка затрат по элементам (экономическому содержанию) определена данными Положениями. Все затраты объединены в пять основных групп:

1. Материальные затраты. В составе этой группы в торговле отражают стоимость топлива и энергии всех видов, износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов, стоимость товаров, сырья, материалов, используемых для упаковки, хранения, обеспечения нормального торгово-технологического процесса, расходы на аренду и прочие расходы.

2. Расходы на оплату труда. В их состав включают выплаты заработной платы за фактически выполненную работу, различные премии, надбавки к заработной плате, в установленном размере, стоимость товаров, выдаваемых в порядке натуральной оплаты, оплата отпусков и т.д.

3. Отчисления на социальные нужды. Здесь отражаются отчисления в фонд социальной защиты населения и фонд содействия занятости.

4. Амортизация основных фондов. Этот элемент включает величину износа по собственным и арендованным основным фондам.

5. Прочие расходы. Данная группа носит комплексный характер и включает: оплату процентов по полученным кредитам, затраты на командировки, плату сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков и др.

Но не все вопросы управления издержками обращения решаются только на основе группировки затрат по элементам. Так, не предоставляется возможным на её основе выявить направления и целевое назначение отдельных затрат. Для решения этой задачи предприятия осуществляют учёт, анализ и планирование издержек обращения по номенклатуре статей. Именно каждая статья затрат показывает не только, что израсходованы средства, но и на какие цели использованы данные затраты. В настоящее время установлена следующая единая учётная номенклатура статей издержек обращения и производства для предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания.

Таблица 1.1. Номенклатура статей издержек обращения

 

Номера статей Наименование статей
1 Транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торговли и общественного питания
2 Транспортные расходы по доставке товаров покупателям
3 Расходы на оплату труда
4 Расходы по аренде (лизингу) основных средств и нематериальных активов
5 Расходы на содержание сооружений, помещений и инвентаря
6 Амортизация основных средств и нематериальных активов
7 Отчисления и затраты на ремонт основных средств
8 Износ санитарной одежды, столового белья, МБП, столовой посуды и приборов
9 Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд
10 Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров 
11 Расходы на торговую рекламу
12 Проценты за пользование кредитом и займами
13 Потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации в пределах норм
14 Расходы на тару
15 Налоги, отчисления и сборы, включаемые в издержки обращения
16 Прочие нормируемые затраты, включаемые в издержки обращения
17 Расходы по обеспечению условий труда персонала
18 Расходы по управлению и функционированию торговой организации
19 Прочие расходы

 

Данный перечень статей используется предприятиями независимо от форм собственности. Одновременно предприятиям предоставлено право сокращать и расширять перечень статей в пределах затрат, предусмотренных типовыми Положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

В зависимости от влияния товарооборота все издержки подразделяются на условно-переменные и условно-постоянные. Условно-переменные издержки зависят от товарооборота, и их суммы изменяются с ростом или снижением объёма товарооборота. Условно-постоянные издержки не зависят от объёма товарооборота и при его изменении их суммы остаются постоянными.

К условно-переменным относятся: расходы по перевозкам всеми видами транспорта; расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров; потери товаров и продуктов при перевозке, хранении и реализации; расходы на тару; около 60 % прочих расходов.

К условно-постоянным материальным затратам относятся:; расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; отчисления на ремонт основных средств; амортизация основных средств; износ спецодежды и МБП; расходы на торговую рекламу.

Однако нужно отметить некоторую условность деления материальных затрат на переменные и постоянные. Так, например, при увеличении объёма товарооборота может наблюдаться не только рост условно-переменных, но и условно-постоянных расходов, особенно при досрочном вводе в эксплуатацию магазинов. Досрочное открытие магазинов ведёт к росту расходов на содержание, аренду основных средств при одновременном увеличении розничного товарооборота.

По отраслям хозяйственной деятельности материальные затраты делятся на следующие группы:

§ розничной торговли;

§ оптовой торговли;

§ общественного питания;

§ по завозу, длительному хранению и оптовой реализации картофеля, овощей и фруктов;

§ по заготовке сельскохозяйственной продукции.

В зависимости от участия торговли в создании национального дохода материальные затраты делятся на дополнительные и чистые.

Таким образом, подводя итог выше изложенному, можно сказать, что издержки обращения являются сложной экономической категорией, которая в стоимостной форме выражает затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление хозяйственной деятельности торговых предприятий.


 



2020-02-04 231 Обсуждений (0)
ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ, ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ В ТОРГОВЛЕ, СУЩНОСТЬ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ВИДЫ, ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)