Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная сущность чрезвычайных ситуаций и социально-экономическая защита населения



2020-02-04 337 Обсуждений (0)
Социальная сущность чрезвычайных ситуаций и социально-экономическая защита населения 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблемы социально-экономических последствий многих аварий, стихийных бедствий не смотря на свою актуальность, до недавнего времени рассматривались преимущественно узко специализированными научными дисциплинами. Думается, что социологическое осмысление социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций логично начать с уяснения социальной сущности самих чрезвычайных ситуаций, выявление их связи с социальной защитой населения.

На определенных этапах истории человеческие сообщества испытывали и продолжают испытывать воздействие негативных факторов, именуемых по разному - бедствие, катастрофа, катаклизм, чрезвычайная ситуация. На первый взгляд кажется, что эти слова отражают одинаковое понимание происходящих процессов, но на самом деле, если подробно вникнуть в суть этих определений, это не так. Тем более, необходимо выяснить, в какой зависимости от перечисленных выше понятий находятся мероприятия по организации социально-экономической защиты пострадавших людей.

Наиболее общий признак всех выше перечисленных понятий - это выход за рамки нормального, привычного. Например, слово экстремальный (от лат. extremum - крайний) означает крайний, выходящий за рамки обычного по трудности, сложности1.

Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. М.: Аст-Пресс, 1999. С, 622.

20

Так, в основном законе о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера2 чрезвычайная ситуация определена как обстановка на определенной территории, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Думается, что для более полного уяснения данного понятия и отличия от других вышеперечисленных понятий, а также выявления связи с социально-экономической защитой необходимо предложить широкую трактовку данного понятия.

По нашему мнению, в широком смысле, чрезвычайную ситуацию
можно определить как совокупность сложившихся к данному моменту
негативных факторов, создающих определенную обстановку, в которой
происходит существенное отклонение от нормальных природных,
производственно-технологических и     социально-экономических

процессов.

Под нормальным понимается такое протекание процессов или явлений, к которому социальные институты, общности, социальные группы, индивиды и различного рода социальные организации приспособилось путем длительной эволюции, исторического опыта, развития, отклонение от которого воспринимается как негативное3.

Между экстремальной и чрезвычайной ситуацией существует отличие. Как правило экстремальная ситуация имеет отношение к

2 Закон Российской Федерации от 21.12. 1994. № 68. О защите населения и территорий Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Статья 1 // СЗРФ. 1994.
№ 35. С. 3648.

3 Общая социология / Под ред. проф. А.Г. Эфендиева. М.: Инфра-М, 2000. С.523.; Социология / Под
ред. проф. А.Н. Елсукова. Мн.: Тетра-Системс, 2000. С. 227; Седов.Е. Информационно-энтропийные
свойства социальных систем. // ОНС.1993. № 5. С. 92.

21

человеку или группе людей, непосредственно находящиеся в зоне воздействия негативного фактора, которая требует для их выживания мобилизации значительных индивидуально-психологических и физических ресурсов4. Чрезвычайная ситуация, как мы уже определи, является более общим понятием, предполагающая помимо общей оценки сложившейся негативной обстановки специализированными социальными группами и выработки необходимых управленческих решений, привлечение различных ресурсов из многих общественных сфер для ее ликвидации, которые этой обстановкой не затронуты. Отсюда видно, что чрезвычайная ситуация затрагивает большое число структурных элементов социальной системы, причем таким образом, в результате которого функции этих элементов существенно изменяются. Причем, как видно из анализа нормативно-правовых актов, регулирующие отношения в исследуемой области, чрезвычайная ситуация объявляется специальными комиссиями по чрезвычайным ситуациям, которая и уполномочена определить, является ли авария, стихийное бедствие, катастрофа и пр. чрезвычайной ситуацией5. Только после этого, согласно законам, будет организовываться совокупность различных мероприятий, в том числе и по социальной защите населения.

Это говорит о том, что качество отражения той или иной ситуации как чрезвычайной во многом зависит от специфики социальных групп, общностей, организаций, а также влияет на их функционирование, протекающие в них социальные процессы, определяет будущее состояние.

4 Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. М.: ACT, Мн:
Харвест, 2001. С.84.; Лосик Т. Поведение человека в экстремальных ситуациях. // ОБЖ. 2000. №11.
С. 55.

5 Постановление Правительства РФ от 14.01.2001. № 11. О Правительственной комиссии по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности //
СЗРФ.2003.№З.С228.

22

При анализе многих научных источников6, посвященных рассмотрению чрезвычайных ситуаций, нами выявлено, что они имеют сложную структуру, определенные этапы своего возникновения и развития,. множество факторов, влияющих на их появление. Но информация по данной проблеме разрозненна, в каждом источнике не полна, из-за чего нельзя представить четкой картины. Поэтому нами предложена более уточненная типология и генезис чрезвычайных ситуаций, причем с учетом социальным процессов и связи с социально-экономической защитой населения.

Чрезвычайная ситуация условно состоит из четырех взаимосвязанных между собой элементов, каждый из которых включает в себя причины, определяющие возникновение последующего элемента. При этом от данных этапов также будет зависеть характер функционирования системы социально-экономической защиты населения. Это:

1. Негативный фактор (событие, происшествие, воздействие);

2. Чрезвычайные (экстремальные) условия;

3. Негативные последствия;

4. Негативная обстановка.

При этом под негативным фактором в широком смысле понимается событие (происшествие) космического, природного, антропогенного происхождения, заключающееся в воздействии, при появлении которого может произойти резкое отклонение от нормы протекающих процессов или явлений, оказывающих значительное отрицательное влияние на

6 Котляревский В.А. Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий. Том 5. М.:Изд АСВ, 2001. 416 с; Акимов В.А., Новиков В.Д., Радев Н.Н. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М.:, ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2001. 344 с; Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Владимиров В.А. Катастрофы и государство. М.: Энергоатомиздат, 1997. 160 с; Катастрофы и человек: Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям. Под ред. Ю.Л. Воробьева. М.: АСТ-ЛТД, 1997. С. 41; Безопасность и предупреждение чрезвычайных ситуаций. Механизмы регулирования и технические средства. Каталог - справочник. М.: Институт риска и безопасности, 1997.251 си др.

23

жизнедеятельность человека, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду.

В более узком плане к негативному фактору можно отнести аварию, стихийное бедствие, опасное биолого - эпидемиологическое явление, экологическое бедствие, негативные социальные процессы в обществе.

В научной литературе существует много определений указанных выше негативных факторов7. Но данные определения не учитывают всего многообразия социальных последствий, которые могут возникнуть в той или иной социальной системе.

Авария может вызвать негативные изменения в функционировании производственных коллективов и других социальных групп, в их статусно-ролевой и поло-возрастной структуре в связи с возможной гибелью членов этих групп. Стихийное бедствие вызывает отрицательные последствия для социально-экономической деятельности тех или иных социально-территориальных общностей, приводит к многочисленным человеческим жертвам, значительному материальному ущербу, негативным изменениям в социальной структуре и другим тяжелым последствиям. Опасное биолого — эпидемиологическое явление (например, эпидемия) может негативно воздействовать как на целые государства, так и на отдельные поселенческие образования (деревня, город). Данный тип негативных факторов отличен от всех других, что нет прямых поражающих факторов, способные мгновенно привести к большим материальным потерям (разрушение зданий, сооружений, уничтожение имущества), но с другой стороны чревато массовой гибелью людей. Это необходимо учитывать при организации социально-экономической защиты населения, для правильного распределения

7 Акимов В.А., Новиков В.Д., Радаев Н.Н. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2001. С.177; Ю.В. Еганов. Обеспечение защиты персонала предприятий и населения в чрезвычайных ситуациях. Обнинск.: ЦИПК Минатома России, 1992.209 с.

24

необходимых ресурсов в соответствующие сферы социально-экономической деятельности.

Экологическое бедствие очень сильно влияет на миграционные процессы и связанную с этим поло-возростную структуру того или иного региона, где возникло данное бедствие. Это также должно найти свое отражение в организации социально-экономической защиты населения при чрезвычайных ситуациях.

Негативные социальные процессы в обществе, представляющие собой условия и изменения в различных сферах общественной деятельности (политической, экономической, образовательной, военной, межнациональной и т.д.), также являются фактором, подталкивающим различные социальные группы, слои, организации, общественные движения к массовым выступлениям, создающие беспорядок, вооруженным и другим конфликтам, террористическим актам.

Итак, негативный фактор складывается из многих компонентов различных процессов, явлений, которые неоднозначную природу и приводящие к одному - к сильному отклонению от нормы жизнедеятельности конкретного индивида, социальных групп, и в целом функционирования социально-экономических и социотехнических систем. В последующем, исходя из анализа многих источников по данному направлению8, негативный фактор приводит к формированию чрезвычайных (экстремальных) условий.

На наш взгляд, чрезвычайные условия - характерные черты общей обстановки, сложившейся в соответствующей зоне (на объекте, территории, в регионе) в результате воздействия негативного фактора и

8 Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Владимиров В.А. Катастрофы и государство. М.: Энергоатомиздат, 1997; Котляревский В.А. Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий. Том 5. М.: Изд АСВ, 2001; Акимов В.А., Новиков В.Д., Радев Н.Н. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М.:, ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2001; Воробьев Ю. Глобальный характер стихийных бедствий и современные тенденции изменения их воздействия на общество // Управление риском. 1997. №3. С. 2.

25

других, одновременно с ним действующих, усугубляющих или стабилизирующих факторов, в том числе и сложившейся поло-возрастной и профессионально-должностной структуры, а также уровень, образ и качество жизни проживающего на данной территории населения9. В дальнейшем на данной территории формируется определенная обстановка, которая может характеризоваться некоторой социальной напряженностью10.

Нами выделено несколько уровней обстановки. Это: сверхсложная, не имеющая аналогов обстановка; сложная обстановка; приемлемая обстановка.

Следует отметить, что человек или группа людей, например семья, оказавшаяся в зоне действия чрезвычайной ситуации и характеризующаяся перечисленными выше вариантами обстановки, вызванные, например, наводнением или землетрясением, в одночасье могут лишиться крова, накопленных материальных ценностей, работы и перейти в категорию малоимущих, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Данное понятие отражено в законе11 «О государственной социальной помощи» и трактуется как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно. Поэтому можно сделать вывод о том, что между трудной жизненной ситуацией и чрезвычайной ситуацией есть

9 Радаев В.В. Экономическая социология. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 223.

10 Чорнобой П.Д. Социальная напряженность: опыт измерения. // Социс. 1992. №7. С.94.; Соловьев
С.С. Методика измерения социальной напряженности в вооруженных силах. // Социс. 1994. № 12.
С. 68.; Руковишников В.О., Иванов В.Н., Козлов В.Б. и др. Социальная напряженность: диагноз и
прогноз. // Социс. 1992. № 3. С.З.

11  Закон РФ от 17. 07. 99 № 178-ФЗ. О государственной социальной помощи // СЗРФ. 1999. № 29.
С. 3699.

26

сильная связь, причем отраженная в законе, касающийся социальной защиты населения.

В результате анализа литературы12 нами добавлены характеристики
оценки обстановки, которые необходимо учитывать при организации
социально-экономической зашиты пострадавших людей. Это:
географические характеристики, временные, социально-экономические,'
социально-психологические, социально-политические, демографические,
организационно-управленческие,   экологические, специфические

(мультипликационные) характеристики.

В научной литературе существует определение чрезвычайной ситуации американских исследователей, которые считают13, что аварии, опасные природные явления (негативные факторы) превращаются в чрезвычайные ситуации в том случае, если вызванные ими негативные события и последствия угрожают существованию социальной структуры общества. Мы полагаем, что некоторые негативные факторы превращаются в чрезвычайные ситуации достаточно крупных масштабов тогда, когда вызванные ими события и условия угрожают сложившимся социокультурным нормам, существованию социальной структуры, традициям, устоявшимся социальным связям, приводят к продолжительной социально-психологической напряженности и конфликтам. Причем оценка параметров чрезвычайной ситуации и сроки ее объявления на той или иной территории и принятия в связи с этим необходимых защитных мероприятий практически целиком зависит от сложившейся правовой основы, регулирующая данную область отношений, а также от тех или иных социальных групп, устоявшихся в них

12 Федоренко. О расширении классификации чрезвычайных ситуаций // ОБЖ. 2001. № 5. С. 58;
Катастрофы и человек: Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям. Под
ред. Ю.Л. Воробьева. М.: ACT-ЛТД, 1997. С. 41.; Воробьев Ю. Стихийные бедствия и их социально-
политические последствия как угроза национальной безопасности // Управление риском. 1997. № 3.
С. 2.

13 Qurantelli E.L. Disaster Research Center, Universiti of Delaware // Disasters/ Vol. 15, N 3.1991.; Fritz Ch.
Disaster//Contemporary Social Problems. Washington, 1961.

27

норм, формальных и неформальных связей, целевых установок, которые задействованы для решения проблем в области чрезвычайных ситуаций.

Исходя из проделанного анализа мы полагаем, что формы и виды социально-экономической защиты пострадавших в чрезвычайных ситуациях людей должны дифференцироваться в зависимости от типологии чрезвычайных ситуаций. Исходя из этого, нами проанализированы многие источники14, где рассматривается их типология, а также добавлены и расширены основания, на основе которых типология чрезвычайных ситуаций становится более полной. Данную типологию можно построить по следующим основаниям: природа возникновения, масштабы распространения, сущность и характер базовых явлений, скорость распространения, характер опасности, степень длительности, характер поражающих факторов, основные причины возникновения, характер воздействия на объекты, критерии риска, уровень управляемости, возможность предотвращения и т.д.

Анализ научных источников15 позволяет нам утверждать, что приведенная выше, система элементов из которых формируется чрезвычайная ситуация, может развиваться по катастрофическому сценарию.

В научной литературе существует ряд определений катастроф. По мнению В.И. Арнольда, катастрофа представляет собой скачкообразное изменение, возникающего в виде внезапного ответа системы на плавное изменение внешних условий16.

14 Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Владимиров В.А. Катастрофы и государство. М.: Энергоатомиздат,
1997. С. 21.; Катастрофы и человек: Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным
ситуациям. Под ред. Ю.Л. Воробьева. М.: ACT-ЛТД, 1997. С. 41.; Предупреждение и ликвидация
чрезвычайных ситуаций. Под ред. Ю.Л. Воробьева. М.: Издательская фирма «КРУК», 2002. С. 33.; В.
Федоренко. О расширении классификации чрезвычайных ситуаций. // ОБЖ. 2001. № 5. С. 58.

15 Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Владимиров В.А. Катастрофы и государство. М.: Энергоатомиздат, 1997.
160 с; Порфирьев Б.Н. Организация управления в чрезвычайных ситуациях. М.: Знание. 1989.
202 с; Касти Д. Большие системы: связность, сложность и катастрофы. М.: Наука, 1982.

16 В.И. Арнольд. Теория катастроф. М. Наука, 1990. С. 128.

28

В процессе анализа научных источников17 нами выделен ряд периодов и стадий, по которому развивается катастрофический процесс в социально-экономической системе. Это: предкатастрофный период; период кризисного скачка; слабоуправляемый период; посткатастрофический период.

В предкатастрофный период система начинает ощущать пониженную адаптивность к внутренним и внешним изменениям, ослабление эффективности выполняемых ею функций, неустойчивость, нестабильность. Вслед за этим, по мере сгущения экстремальной атмосферы наступает второй этап катастрофических изменений, чаще всего скачкообразное нарастание кризисных процессов. В конечном итоге наступает третий этап - резкое падение управляемости системы. Утраченная управляемость вызывает лавинообразную волну массовых стихийных действий, осуществляемых главным образом в форме разрушительного поведения неорганизованных общностей типа толпы, а также неиституализированных, чаще всего противозаконных акций альтернативных власти движений и структур. В последствии в социальной системе, оказавшейся в катастрофической ситуации, становится все более угрожающим несоответствие наличных ресурсов -материальных, людских, организационных, властных целям и задачам выхода из экстремальной обстановки, вследствие чего система (или основные ее социальные структуры и институты) начинают разрушаться. Затем амплитуда тотальных или частичных разрушений экономического, социального, политического, духовного характера постепенно осложняются и экстремальные деструктивные изменения, социальная

17 Денисова П. Тайны катастроф. М.: «Рипол Классик», 2001. 336 с; Бабосов Е.М. Катастрофы: социологический анализ. Мн.: Наука, 1995, С.163; Бергсрен У.А., Кауверн Д.А., Гулд С.Д. Катастрофы и история Земли: Новый унивормизм. М.: Мир, 1986.471 с.

29

дезинтеграция, вызываемые ими общественные бедствия переходят в посткатастрофическую стадию/

Итак, из проделанного анализа можно сделать вывод о том, что чрезвычайная ситуация является синтетическим понятием, включающим в себя множество разнообразных элементов (негативный фактор, условия, последствия, обстановка, ущерб и т.д.) которые в свою очередь также подразделяются на части. Более того, чрезвычайная ситуация неразрывно связана с той или иной социальной системой, так как по существу принятие и объявление ситуации как чрезвычайной зависит не только от их классификации и критериев, а также от специфики функционирования уполномоченных в этой сфере социальных групп, действующих в них социальных норм18, традиций. Также видно, что социальная сущность чрезвычайных ситуаций заключается в том, что здесь формируются устойчивые ожидания пострадавших людей по отношению к социальным группам, решающим задачи в области предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций. В свою очередь эти группы в определенной степени организуют свое поведение в соответствии с ожиданиями пострадавшего населения.

Более того, негативные факторы, под воздействием которых может возникнуть чрезвычайная ситуация, влияют на социальную структуру общества неодинаково, что необходимо учитывать при организации мер социально-экономической защите пострадавшего населения. Выявлено и то, что социально-экономическая защита находится в неоднозначной зависимости между такими явлениями как катастрофа, стихийное бедствие, чрезвычайная, экстремальная ситуация, авария. Можно сказать, например, что стихийное бедствие вызывает катастрофу, которая влияет на масштабы чрезвычайной ситуации, отраженной в социальной системе, что

18 Плахов В.Д. Социальные нормы: философские основы обшей теории. М.: Мысль, 1985. 253 с; Смирнова Е.А., Курлов В.Ф., Матюшкина М.Д. Социальная норма и возможности ее измерения IJ Соте. 1999. № 1.С. 97.

30

в конечном итоге сказывается на комплексе и характере проведения мер по социально-экономической защите населения. Наиболее сильная связь социально-экономической защиты населения среди названных понятий наблюдается именно с чрезвычайными ситуациями, так как по отношению к данному понятию разработано определенное количество нормативно-правовых актов, регулирующие отношения и в сфере социальной защиты населения19.

С учетом вышеизложенного и определения общих связей между системой социально-экономической защиты населения и чрезвычайными ситуациями, целесоообразно более детально рассмотреть ее элементы.

Необходимо отметить, что становление и развитие рыночной экономики в Российской Федерации сопровождается возникновением серьезных проблем социального характера, заключающееся в дифференциации доходов населения, росте безработицы и многих других проблемах . На эти проблемы накладывается рост катастроф, стихийных бедствий, террористических актов, обуславливающие чрезвычайные ситуации и сильные негативные последствия. В этих условиях предметом особого внимания государства должно стать обеспечение минимизации подобных негативных последствий с помощью эффективной системы социальной защиты населения21.

Вообще, социально-экономическая защита населения представляет собой систему мероприятий, осуществляемые обществом и его различными структурами по обеспечению гарантированных минимально

19 Закон Российской Федерации от 21. 12. 1994. № 68. О защите населения и территорий Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // СЗРФ. 1994. № 35.
С. 3648; Постановление Правительства Российской Федерации от 5. 11. 1995. № 1113. О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // СЗРФ 1995. № 46.
С. 4459; Постановление Правительства РФ от 14. 01. 2001. №11.0 Правительственной комиссии по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности //
СЗРФ. 2003. №3. С. 228.

20 Тарасов П.С. Социальная зашита населения: теория и опыт. Под ред. С.А. Булгаковой. Саратов:
Издат. центр СГСЭУ, 1999.192 с.

21 Гловицкая Н., Лазуренко С, Жукова И. Безопасность человека и общества: новые ориентиры
социально-экономического развития // Вопросы экономики. 1992. № 1. С. 41.

31

установленных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования. Это комплекс мер в сфере денежного и натурального обращения, услуг и льгот, направленных на социальную поддержку нуждающихся граждан22.

По мнению СП. Тарасова23 сущность социальной защиты заключается в обеспечении стабильных условий трудовой деятельности, личного и коллективного потребления, отвечающих критериям развитого цивилизованного уровня, материального благосостояния и всестороннего развития человека. Анализируя данное определение, думается, что обеспечение стабильных условий трудовой деятельности изначально должно предполагать функционирование комплекса мероприятий по минимизации и смягчению воздействия негативных факторов природной, техногенной и социальной среды, в том числе и чрезвычайных ситуаций. Только тогда, по нашему мнению, когда данный комплекс мероприятий, включающий в себя также социально-экономическую защиту, будет достаточно организованным и эффективным, можно будет говорить о стабильных условиях трудовой деятельности, личного и коллективного потребления. Таким образом, данный комплекс мероприятий должен являться своеобразным базисом который создает положительные предпосылки и поддерживает надстройку, указанную в определении П.С. Тарасова.

По нашему мнению система социально-экономической защиты населения при чрезвычайных ситуациях должна придерживаться таких принципов как: адресность мероприятий, мониторинг социальных процессов и явлений, обратная связь между мероприятиями по защите людей и конкретным эффектом от них, дифференцированный подход при определении размеров и видов социальной помощи, комплексность

22 Яковлев И.П. Социология. СПб.:ИВЭСЭП, «Знание», 2000. С.131.

23 Тарасов П.С. Социальная защита населения: теория и опыт. Под ред. С.А. Булгаковой. Саратов:
Издат. центр СГСЭУ, 1999. С. 14.

32

социальной помощи, предполагающих возможность предоставления нескольких видов помощи, доступность и преемственность форм и видов социальной защиты.

, По мнению ряда авторов24, для повышения стабильности государства, уровня жизни населения социально-экономическая защита населения должна иметь ряд таких направлений, как: обеспечение гарантии занятости; выплата пособий нетрудоспособным лицам, инвалидам и иным социально-уязвимым группам населения; обеспечение нормального уровня жизни населения на основе дохода от трудовой деятельности или выплачиваемых пособий; гарантии минимального равнодоступного обеспечения жильем, услугами здравоохранения и культуры, получения образования, необходимого для формирования современной квалифицированной рабочей силы.

На наш взгляд, здесь необходимо добавить еще ряд направлений, таких как: обеспечение нормального уровня жизни населения при чрезвычайных ситуациях; обеспечение социально-психологической стабильности населения в данных ситуациях.

Под социально-психологической стабильностью нами понимается отсутствие социальных конфликтов как горизонтальных, так и вертикальных, устойчивость социальных связей и отношений, социальных норм и традиций, отсутствие панических настроений и стрессов среди пострадавшего населения.

По нашему мнению, в зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации к объектам социально-экономической защиты могут относиться: все пострадавшее население, что предполагает обеспечение безопасности жизни людей, восстановление утраченных средств

24 Тарасов П.С. Социальная защита населения: теория и опыт. Под ред. С.А. Булгаковой. Саратов: Издат. центр СГСЭУ, 1999. С.28; Калашников С. О концептуальных основах российской социальной политики // Общество и экономика. 1999. №3-4. С. 124; Убайдулаева Р. Сильная социальная политика и развитие системы социальных гарантий // Общество и экономика. 1998. № 3. С. 132.

33

жизнеобеспечения, сохранение и укрепление здоровья, нормального психического климата и социальных отношений; отдельные группы и слои населения; социально - уязвимые группы населения (многодетные семьи, инвалиды, дети-сироты, малоимущие).

Думается, что к основным критериям обеспечения социально -экономической защиты населения при чрезвычайных ситуациях должно относиться: утрата имущества; частичное или полное разрушения жилья; частичная или полная утрата здоровья; гибель или утрата здоровья членов семьи; потеря работы; потеря трудоспособности; высокий риск возникновения чрезвычайной ситуации.

Мы полагаем, что социально-экономическая защита населения при чрезвычайных ситуациях может выступать в двух основных формах -ограниченной и абсолютной.

Ограниченная социальная защита - это обеспечение пострадавшим людям гарантированного минимального уровня жизни, защиты от тяжелых физических лишений за счет системы социально-экономической защиты на определенный срок. Другими словами ограниченная защита -это определенный минимум в еде, жилье и одежде, достаточного для поддержания здоровья и работоспособности.

Абсолютная социально-экономическая защита представляет собой обеспечение государством гарантированного относительного благополучия определенной категории граждан. По нашему мнению, к данной категории должны относится те граждане, которые выполняли особые функции на территории чрезвычайной ситуации с большим риском для собственного здоровья и жизни в пользу большинства людей.

Система социальных служб, осуществляющих социально-экономическую защиту населения, указанных в законе «Об основах

34

социального обслуживания населения в Российской Федерации»25, также подходят и к чрезвычайным ситуациям и должны существовать в различных организационных формах. При этом формы могут быть следующие:

- государственная система социальных служб - система,
состоящая как из государственных мероприятий и учреждений
социального обслуживания, являющихся собственностью
субъектов РФ и находящихся в ведении органов
государственной власти субъектов РФ.

- муниципальная система социальных служб - муниципальные
предприятия и учреждения социального обслуживания,
находящихся в ведении органов местного самоуправления.

- предприятия, учреждения, организации иных форм
собственности (акционерные общества, товарищества с
ограниченной ответственностью и т.д.);

- граждане (физические лица) без образования юридического
лица

На наш взгляд, социально-экономическую защиту населения при чрезвычайных ситуациях, в зависимости от их масштабов и последствий должны осуществлять определенные учреждения, относящиеся к тем или иным формам собственности. Данные учреждения, должны осуществлять государственную социальную помощь (если учреждение государственное) и, или социальное обслуживание населения пострадавших в тех или иных чрезвычайных ситуациях. В законе «О государственной социальной помощи»26 государственная социальная помощь определяется как предоставление малоимущим семьям и

25 Закон Российской Федерации от 10. 12.1995 № 195-ФЗ. Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации, статья 4 // СЗРФ. 1995. N° 50. С. 4872.

26 Закон РФ от 17.07.1999. № 178-ФЗ. О государственной социальной помощи. Статья 1 // СЗРФ.
1999. №29. С. 3699.

35

малоимущим, одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров. Думается, что применительно к чрезвычайным ситуациям государственная социальная помощь должна представлять выделение средств пострадавшим гражданам не зависимо от того, являются они малоимущими или нет. Более того, данная помощь должна дифференцироваться в зависимости от того, в какой степени нанесен ущерб чрезвычайной ситуацией тем или иным гражданам, и каково их экономическое положение. Данная помощь должна оказываться в целях поддержания минимально приемлемого уровня жизни в том или ином регионе пострадавших в чрезвычайных ситуациях граждан, адресного и рационального использования бюджетных средств, а также подразделяться на виды - социальное пособие, субсидия, компенсация, дотация, льготы.

Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.

Субсидия - имеющая целевое назначение оплата представленных гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

Компенсация - возмещение гражданам производимых ими расходов, установленных законодательством.

По нашему мнению, социально-экономическая защита населения при чрезвычайных ситуациях должна быть нескольких типов, например, натуральная помощь, денежная помощь, помощь в виде льгот и услуг каждый из которых подразделяется на виды. Это могут быть: социальные пособия, целевые одновременные выплаты, разовые компенсации, субсидии на строительство жилья, снабжение предметами первой

36

необходимости, продуктами, лекарственными препаратами, топливом, социально-психологическая реабилитация пострадавших и т.д.

Таким образом, социально-экономическая защита населения при чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемый системой специализированных в данной области организаций различных форм собственности, а также физическими лицами и направленный на реализацию законодательно закрепленных прав, осуществления вех типов и видов социально-экономической помощи для поддержания приемлемого уровня жизни и социально-психологической стабильности пострадавших в данных ситуациях граждан.

Итак, в результате проделанного исследования выявлено, что такие понятия как катастрофа, стихийное бедствие, экстремальная и чрезвычайная ситуация имеют различные значения. Неодинаковость этих значений отражается прежде всего на степени и характере влияния их на общество, различные организационные структуры, социальные общности и группы. В свою очередь это определяет общую систему, конкретную специфику, формы и виды социальной защиты населения при чрезвычайных ситуациях. Нами выявлено, что наиболее социально значимым из всех выше перечисленных понятий является чрезвычайная ситуация. Именно по отношению к данному понятию разработано определенное количество нормативно-правовых актов, определяющие правовые, организационные, экономические и прочие отношения между различными организациями, ведомствами, предприятиями, учреждениями. Именно чрезвычайная ситуация обуславливает возникновение множества социальных фактов27, которые могут быть зафиксированы на различных ровнях социальной структуры общества.

27 Российская социологическая энциклопедия. Под ред. Г.В. Осипова. М.: Норма-инфра-М, 1999. С. 592.

37

Возникшая в том или ином регионе чрезвычайная ситуация в зависимости от своих масштабов в определенной мере изменяет функционирование тех или иных социальных групп, влияет на систему социальных ожиданий, целевые установки, нормы и правила поведения, систему санкций и социального контроля. И конечно, все это накладывает определенный отпечаток на возможность применения тех или иных видов социальной защиты населения в сложившихся условиях.

Также выявлено, что негативные факторы, обуславливающие возникновение чрезвычайной ситу



2020-02-04 337 Обсуждений (0)
Социальная сущность чрезвычайных ситуаций и социально-экономическая защита населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная сущность чрезвычайных ситуаций и социально-экономическая защита населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (337)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)