Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КОНКУРЕНЦИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ



2020-02-04 194 Обсуждений (0)
КОНКУРЕНЦИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Фундаментальные теоретические представления о сущности конкурентоспособности на рубеже 20-21 столетий претерпевают значительные изменения. Глобализация мировой экономики не могла не отразиться на формах конкурентной борьбы, которая привела к новой форме межфирменного соперничества, под названием «глобальная конкуренция».

 В современных условиях принятый в классической экономической теории подход к национальному развитию, росту и процветанию с позиций природных ресурсов, рабочей силы, процентных ставок, курса и покупательной силы национальной валюты оказывается явно не достаточным. Характеристика конкурентоспособности как основы национального процветания должна исходить из основоприлагающего принципа – способности конкретной страны, ее промышленности своевременно вводить и осваивать новшества и модернизироваться. При этом ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех или хотя бы в большинстве отраслей. Даже страны с наиболее высоким уровнем жизни имеют много отраслей, в которых их местные компании оказываются неконкурентоспособными. Конкретные страны достигают успеха только в определенных отраслях и за счет того, что их внутренние условия оказываются наиболее благоприятными, динамичными и перспективными.

Прежде важным фактором конкуренции всегда было расстояние. В условиях высоких транспортных затрат на преодоление расстояний наличие собственных природных ресурсов и более дешевой рабочей силы имело огромное значение для обеспечения относительных преимуществ. Фирмы всегда пользовались локальными преимуществами, проистекавшими из доступности местного сырья, а также преимуществом спроса местных потребителей. В регионах развитых стран фирмы пользовались преимуществами большого внутреннего рынка, которые характерны для зажиточных стран вследствие высокой стоимости жизни. Но удешевление коммуникаций, развитие сетевых фирм, системы многоуровневого маркетинга, виртуальной торговли и маркетинга с помощью сети Интернет сняли с регионов эту «защиту расстоянием» от конкуренции, появились новые формы конкуренции за территории. Если раньше борьба за территории происходила в форме захватнических войн, сегодня она приобретает новую форму – мирного экономического захвата. Одни регионы используют возможности других, делая их территории местом своего производства или сбыта (например утилизации вредных отходов на территории других стран, или утилизации поддержанных автомобилей путем их сбыта, освоение предпринимательского пространства путем развития мелкого бизнеса на территории других регионов). Формой использования ресурсов других регионов является привлечение квалифицированной рабочей силы. Фирмы США, стран Западной Европы притягивают себе наиболее качественные трудовые ресурсы из других стран, причем современные виртуальные технологии позволяют работать в фирме другой страны, оставаясь «дома».

Глобализация лишает регионы традиционных преимуществ в силу того, что многие локальные возможности становятся глобальным достоянием. Низкая стоимость труда или природных ресурсов, емкий внутренний рынок – все эти преимущества называют локальными «прозрачными ресурсами»[7], которые могут быть мобильно использованы глобальными фирмами, стремление получить доступ к ним является двигателем глобализации и глобальных фирм. Эту тенденцию можно назвать глобализацией локальных ресурсов. Обеспеченность региона собственными природными или трудовыми ресурсами больше не является важным конкурентным преимуществом в условиях, когда эти ресурсы можно приобрести на глобальных рынках по схожим с внутренними ценами. Глобализация обуславливает постановку проблемы конкурентоспособности региона как готовности отвечать на вызовы глобальной среды, способности к изменению, способности искать и защищать локальные конкурентные преимущества. Конкурентоспособность региона – первая из проблем, которую можно назвать глокальной проблемой современности, проблемой присущей регионам самого разного уровня в самых разных странах.

Выделяют три уровня конкурентоспособности экономической системы. Речь идет, во-первых, о конкурентоспособности на глобальном (межстрановом) уровне. Измерение глобальной конкурентоспособности производится на основе макроэкономических показателей в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Во-вторых, выделяется национальная конкурентоспособность, трактуемая как способность национальной экономики в рыночной системе производить и потреблять товары и услуги в условиях конкурентной борьбы с товарами и услугами, производимыми в других странах. При этом обязательным результатом конкуренции должен быть рост уровня жизни населения при соблюдении международных экологических стандартов. В-третьих, конкурентоспособность на микроуровне, понимаемая как конкурентоспособность фирм. Именно на микроуровне конкурентоспособность проявляется как свойство товара, услуги или субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с уже присутствующими там товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений.

При развитии мировой экономики интеграционным путем, страны стремятся друг к другу, становятся более интегрированными, взаимосвязанными, взаимозависимыми. Результатом этого является изменение соотношения сил в мировом масштабе, появление и исчезновение отраслей, изменения сравнительных преимуществ и даже самой идеи национальной экономики, т.е. идет созидательно-разрушительный процесс. В конкурентные отношения вступают уже не только отдельные отрасли, страны, но и целые регионы. Образно такой подход был назван «гонкой без финиша»[8]. Погоня продолжается. Никто не хочет стоять на месте.

Преимущество большого внутреннего рынка тоже больше не является преимуществом в условиях, когда транспортные затраты незначительны и когда потребители все более и более выбирают предметы потребления прежде всего на основе цены, качества и марки, а соображения о национальной принадлежности производителя уходит на второй план. В этом аспекте глобализация ставит вызовы и может нести разрушительные последствия и для «дорогих» регионов с высокими издержками – регионов Европы, Японии и Северной Америки. Существует опасение, что фирмы в странах с высокими издержками будут перемещать свою деятельность в страны с низкими издержками или не могут не выдержать конкуренции с более дешевыми товарами из более низкозатратных регионов и исчезнут, тем самым, приводя старые индустриальные страны в состояние опустошения и безработицы.

Глобализация мировой экономики формирует новые конкурентные условия деятельности международных фирм, объективно влияющие на все уровни и сферы их взаимодействия с окружающей средой. Либерализация мировой торговли и финансовой сферы, увеличение импорта капитала, НТП, развитие «новой экономики», углубление международной интеграции и разделения труда способствовали усложнению структуры мирохозяйственных отношений, возникновению и развитию новых форм обеспечения конкурентоспособности на всех уровнях мировой экономической системы.

Специфика реализуемой на мировом рынке продукции предопределяет характер конкуренции на всех его ярусах. Влияние глобализации на факторы конкурентоспособности распространяется в первую очередь на предприятия глобальных отраслей, особенно это касается компаний, занимающихся электронной, информационной и телекоммуникационной техникой. В результате либерализации, дерегулирования, роста капитала промышленных групп количество предприятий данных отраслей непрерывно увеличивается. Такого рода тенденция усиливает конкуренцию, при которой, с одной стороны, все сложнее добиваться и удерживать конкурентные преимущества (увеличиваются затраты на НИОКР, удлиняются сроки их проведения, сокращается жизненный цикл изделий). С другой, - вертикальная интеграция предприятий, относительно невысокие барьеры выхода на рынок, международное антимонопольное регулирование в рамках ВТО увеличили число конкурентов, способных не только преодолеть рыночные барьеры, но и на равных соперничать с существующими на рынке компаниями.

Процессы глобализации мировой экономики качественно изменили конкурентное соперничество компаний, создав предпосылки для более дифференцированного подхода к цели конкурентной борьбы. Если раньше целью конкуренции являлась борьба между компаниями за увеличение прибыли, то в настоящее время целью соперничества рассматривается борьба за каждого потребителя.

При анализе особенностей конкуренции в условиях глобализации выявлены четыре основные движущие силы, которые в совокупности оказывают непосредственное влияние на ее развитие: рост транснациональных сетей, глобализация спроса и предложений, развитие информационных технологий, дерегулирование рынков. Именно эти силы в ровной степени воздействуют на поведение клиентов, конкурентов, торговых посредников и поставщиков. Изменения в поведении клиентов проявляются прежде всего в двоякой позиции потребителей при покупке товаров. Расширились их возможности одновременно получить выгоды как в отношении цены, так и качества. Клиенты становятся более критичными при выборе товаров вследствие более высокой информированности. Происходит рост заказов и закупок потребительских товаров через средства массовой информации. Предприятиям все труднее «привязывать» к себе клиентов. За последние годы сокращается количество потребителей, которые сохраняют приверженность к какой-либо одной марке товара.

В поведении конкурентов также наблюдаются весьма заметные изменения, которые проявляются в первую очередь в двойственном характере их поведения. С одной стороны, обострение конкуренции ведет к росту агрессивности в поведении предприятия по отношению к своим конкурентам. Например, компания «Фольксваген» находится в состоянии постоянной конкурентной войны с концерном «Форд» за долю на рынке автомобилей компактного класса. С другой – эти же предприятия выступают в союзе в других секторах рынка, например в разработках крупнолитражных автомобилей.

Важным следствием глобальной конкуренции является изменение поведения поставщиков. Глобальная конкуренция, как правило, предъявляет более высокие требования к поставщикам, так как, например, во время тендеров оценки выносят не только основному предприятию, но и его субпоставщикам. По этой причине товаропроизводители и поставщики в будущем должны сотрудничать теснее. Это касается, в частности, более интенсивного обмена информацией и активного участия субпоставщиков в инновационном и производственном процессах, что ведет к усилению давления на них в области издержек производства и технических характеристик продукции.

Процессы глобализации в немалой степени повлияли и на характер конкуренции. Например, мировой кризис, вызванный глобализацией финансовой сферы, привел к нестабильности конкурентных преимуществ. Так, обвал на валютных рынках Юго-Восточной Азии создал двойные трудности для производителей: они пострадали не только в результате сокращения спроса на их продукцию на азиатских рынках, но и столкнулись с жесткой ценовой конкуренцией на своих рынках со стороны стран, чья валюта подешевела. Другой пример: августовский (1998г.) финансовый кризис в России, вызвавший девальвацию рубля, явился предпосылкой роста отечественного производства. Падение курса российской национальной валюты обеспечило российским производителям определенные конкурентные преимущества. Российские продуценты стали успешнее конкурировать на внутреннем рынке. Наиболее очевидный результат успешного соперничества был отмечен в пивоваренной и табачной индустрии, а также на рынке производителей натуральных соков. В этих отраслях рыночная доля отечественных производителей с августа 1998г. Увеличилась в несколько раз[9].

Независимо от возраста отрасли на конкуренцию в ней влияют пять сил: интенсивность конкуренции между существующими конкурентами, барьеры для вступления в отрасль, угроза товаров заменителей или заместителей, способность поставщиков диктовать свои условия и способность покупателей торговаться. Другой важной тенденцией глобализации, влияющей на конкурентоспособность, является тенденция к увеличению затрат на обеспечение жизненного цикла технически сложной продукции, которые вызваны ростом потребности в технических услугах, необходимых для работы поставляемой техники и потому носящих обязательный характер. В сфере производства наметилась четкая тенденция к развитию функций услуг с целью получения дополнительной выгоды при освоении новых рынков. Наблюдается своеобразный процесс сращивания производства с сервисом. Глобализация промышленного производства требует все большей глобализации соответствующих промышленных услуг. С ростом техногенности систем и установок увеличивается потребность в комплексных решениях технических проблем, подготовке персонала, снижении сложности эксплуатации техники, оказании помощи в управлении, в связи с чем значение услуг также возрастает.

Для предприятий, производящих высокотехнологичные товары в странах с высоким уровнем заработной платы, особую актуальность приобретает возможность создания конкурентного преимущества на основе дифференциации. Благодаря представлению услуг часто удается избежать конкуренции аналогичной продукции, предлагаемой по более низкой цене, так как рассчитанный на запрос клиента пакет услуг лишает дешевую продукцию конкурентов привлекательности в его глазах. Наукоемкий сервис дает преимущество предприятиям в результате укрепления связей с клиентом, которые устанавливаются в ходе выполнения многочисленных сервисных операций, а также помогает создать барьеры на пути проникновения на рынок новых конкурентов.

В третьем тысячелетии все большую остроту приобретает решение общих мировых проблем. Одной из таких проблем является экологическая, стоящая как перед правительствами отдельных стран, так и перед руководящим звеном различных компаний. В современных условиях мировой экономики экспорт государств, проводящих экологическую политику, имеет тенденцию к росту не в последнюю очередь благодаря увеличению доли экологических товаров и услуг. В результате происходят глубокие структурные изменения в выработке конкурентной стратегии. Например, увеличение издержек по выполнению природоохранных требований в сталелитейной отрасли привело к внедрению ресурсо-энергосберегающих технологий, что позволило сократить издержки. В автомобилестроении в результате разработки моделей с пониженным потреблением топлива заметно увеличилась доля японских автомобилестроительных компаний на мировом рынке. Также повышение экологических требований способствовало к снижению издержек в сфере услуг.

Зачастую экологические проблемы открывают перед компаниями дополнительные возможности для развития деловой активности. Главная предпосылка возникновения таких возможностей – появление и постоянное совершенствование новых технологий, служащих основой реализации новой политики компании. Например, некоторые компании, принимая ресурсосберегающие меры, смогли разработать технологии производства новой продукции, что повысило их конкурентные преимущества. В итоге те компании, которые раньше других оценили роль экологического фактора в условиях растущей глобализации и учли в своей корпоративной стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получили неоспоримые преимущества.

 



2020-02-04 194 Обсуждений (0)
КОНКУРЕНЦИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: КОНКУРЕНЦИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)