Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)
Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием следующих факторов: · изменение объема реализации; · изменение структуры продукции; · изменение отпускных цен на реализованную продукцию; · изменение цен на сырье, материалы, топливо; · изменение уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Ниже приведен формализованный расчет влияний этих факторов на прибыль от реализации продукции. Таблица 2 АНАЛИЗ УРОВНЯ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ руб.
1. Расчет общего изменения прибыли (P) от реализации продукции: ΔP=P1 - P0, где P1 — прибыль отчетного года; P0 — прибыль базисного года. 2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (DP1): , где — реализация в отчетном году в ценах отчетного года, где p1 — цена изделия в отчетном году; j1 - количество изделий, реализованных в отчетном году; — реализация в отчетном году в ценах базисного года, где p0 — цена изделия в базисном году. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции ( ) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости): DP2 = P0K1 - P0 = P0 (K1-1), где P0 — прибыль базисного года; K1 — коэффициент роста объема реализации продукции: K1 = S1.0 / S0, где S1.0 — фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода; S0 — себестоимость базисного года (периода). 4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (DP3): DP3 = P0K2 - P0K1 = P0(K2-K1) где K2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам; K2 = N1.0 / N0 где N1.0 — реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода; N0 — реализация в базисном периоде. 5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (DP4): DP4 = S1.0 - S1 где S1.0 — себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода; S1 — фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода. 6. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции (DP5): DP5 = S0K2 - S1.0. Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и тарифов на услуги (DP6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины(DP7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой: , где DP — общее изменение прибыли; DPi — изменение прибыли за счет i-го фактора. В табл. 2 приводится исходные данные и цифровой пример анализа прибыли от реализации продукции. Определим степень влияния на прибыль факторов: 1. Изменение отпускных цен на продукцию: Рассчитывается разность между выручкой от реализации товарной продукции в действующих ценах и реализацией в отчетном году в ценах базисного года. В приведенном примере она равна Рублей (243853–212000). Дополнительная прибыль получена, в основном, в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета раскроет причины и величину завышения цен в каждом конкретном случае; 2. Изменение цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки, тарифных ставок (окладов) оплаты труда: Используем сведения о себестоимости продукции. Цены на материалы, тарифы на энергию и перевозки были повышены на 10000 рублей, оплата труда — на 9910 рублей, что дало снижение прибыли на 19910 рублей = (10000+9910). 3. Нарушение хозяйственной дисциплины: Влияние этих факторовустанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. В данном случае не выявлено дополнительной прибыли, полученной за счет указанных причин Таблица 3 АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ПО ФАКТОРАМ
4. Увеличение объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объема продукции): Рассчитывается коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. В нашем случае он равен 1,210435 = (151682:125312). Затем корректируем базисную прибыль и вычитаем из нее базисную величину прибыли: 32705 * 1,210435 — 32705=+6882 руб. 5. Увеличение объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции: Определяем разницу между коэффициентом роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициентом роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. 6. Уменьшение затрат на 1 рубль продукции: Находим разницу между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы, и причин, связанных с нарушениями хозяйственной дисциплины. В нашем случае это влияние составило Руб. 7. Изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции: Находим разницу между базисной полной себестоимостью, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, и базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции: 125312 1,341628–151682=+16444 руб. Общее отклонение по прибыли составляет 39714 руб., что соответствует сумме факторных влияний. Таким образом, в нашем случае основными факторами вызвавшими рост прибыли являются: · инфляция; · увеличение объема продукции на 6882 руб.; · изменение себестоимости за счет структурных сдвигов на 16444 руб.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |