История технических наук
1. Техника и наука в культурно-цивилизационных процессах. 2. Технические знания древности и античности до V в. н. э. 3. Религиозно-мифологическое осмысление практической деятельности в древних культурах. Технические знания как часть мифологии. 4. Храмы и знания (Египет и Месопотамия). 5. Различение тэхнэ и эпистеме в античности. 6. Элементы технических знаний в эпоху эллинизма. 7. Начала механики и гидростатики в трудах Архимеда. 8. Развитие механических знаний в Александрийском мусейоне: работы Паппа и Герона по пневматике, автоматическим устройствам и метательным орудиям. 9. Техническая мысль античности в труде Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре». 10. Технические знания в средние века (V–ХIV вв.). 11. Ремесленные и рецептурные знания и специфика их трансляции в традиционных культурах. 12. Различия и общность алхимического и ремесленного рецептов в средние века. Отношение к нововведениям и изобретателям. 13. Строительно-архитектурные знания в средние века. 14. Горное дело и технические знания в средние века. 15. Влияние арабских источников и техники средневекового Востока. 16. Астрономические приборы и механические часы как медиумы между сферами науки и ремесла в средние века. 17. Христианское мировоззрение и особенности знания и техники в средние века. Труд как форма служения Богу. 18. Роль средневекового монашества и университетов (ХIII в.) в практической направленности интеллектуальной деятельности. 19. Идея сочетания опыта и теории в науке и ремесленной практике: Аверроэс (1121-1158), Томас Брадвардин (1290-1296), Роджер Бэкон (1214-1296). 20. Технические знания эпохи Возрождения (ХV–ХVI вв.) и возникновение взаимосвязей между наукой и техникой. 21. Изменение отношения к изобретательству и повышение социального статуса архитектора и инженера в эпоху Возрождения. 22. Полидор Вергилий «Об изобретателях вещей» (1499). 23. Персонифицированный синтез научных, художественных и технических знаний в эпоху Возрождения: Леон Батиста Альберти, Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Ванноччо Бирингуччо, Георгий Агрикола, Иеронимус Кардано, Джанбаттиста де ля Порта, Симон Стевин и др. 24. Расширение представлений гидравлики и механики в связи с развитием мануфактурного производства и строительством гидросооружений в эпоху Возрождения. 25. Развитие артиллерии и создание начал баллистики. Трактаты об огнестрельном оружии (Никколо Тартальи и Диего. Уффано). 26. Учение о перспективе в эпоху Возрождения. 27. Обобщение сведений о горном деле и металлургии в трудах Агриколы и Бирингуччо. 28. Великие географические открытия и развитие прикладных знаний в области навигации и кораблестроения. 29. В. Гильберт: “О магните, магнитных телах и великом магните Земле” (1600). 30. Научная революция ХVII в.: становление экспериментального метода и математизация естествознания как предпосылки приложения научных результатов в технике. 31. Программа воссоединения «наук и искусств» Ф. Бэкона (1561-1626). 32. Взгляд на природу как на сокровищницу, созданную для блага человеческого рода. 33. Технические проблемы и их роль в становлении экспериментального естествознания в ХVII в. Техника как объект исследования естествознания. 34. Создание системы научных инструментов и измерительных приборов при становлении экспериментальной науки. 35. Ученые-экспериментаторы и изобретатели: Галилео Галилей, Роберт, Эванджилиста Торричелли, Христиан Гюйгенс. 36. Организационное оформление науки Нового времени: университеты и академии как сообщества ученых-экспериментаторов. Академии в Италии, Лондонское Королевское общество (1660), Парижская Академия наук (1666), Санкт-Петербургская академия наук (1724). 37. Экспериментальные исследования и разработка физико-математических основ механики жидкостей и газов. 38. Формирование гидростатики как раздела гидромеханики в трудах Галлилея, Стевина, Паскаля (1623-1662) и Торричелли. 39. Элементы научных основ гидравлики в труде «Гидравлико-пневматическая механика» Каспара Шотта. 40. Этап формирования взаимосвязей между инженерией и экспериментальным естествознанием (ХVIII – первая половина ХIХ вв.). 41. Промышленная революция конца ХVIII – середины ХIХ вв. 42. Создание универсального теплового двигателя (Джеймс Уатт, 1784) и становление машинного производства. 43. Возникновение в конце ХVIII в. технологии как дисциплины, систематизирующей знания о производственных процессах. 44. Работы М. В. Ломоносова (1711-1765) по металлургии и горному делу. 45. Учреждение «Технологического журнала» Санкт-Петербургской. Академией наук (1804). 46. Становление технического и инженерного образования. Учреждение средних технических школ в России: Школа математических и навигационных наук, Артиллерийская и Инженерная школы - 1701г.; Морская академия 1715; Горное училище 1773. 47. Военно-инженерные школы Франции: Национальная школа мостов и дорог в Париже 1747; школа Королевского инженерного корпуса в Мезьере 1748. 48. Парижская политехническая школа (1794) как образец постановки высшего инженерного образования. 49. Первые высшие технические учебные учреждения в России: Институт корпусаинженеров путейсообщения 1809, Главное Инженерное училище инженерных войск 1819. 50. Высшие технические школы как центры формирования технических наук. Установление взаимосвязей между естественными и техническими науками. 51. Разработка прикладных направлений в механике. 52. Создание научных основ теплотехники. Зарождение электротехники. 53. Становление аналитических основ технических наук механического цикла. 54. Создание гидродинамики идеальной жидкости и изучение проблемы сопротивления трения в жидкости: И. Ньютон, А. Шези, О. Кулон и др. 55. Экспериментальные исследования и обобщение практического опыта в гидравлике. Ж. Л. Д’Аламбер, Ж. Л. Лагранж, Д. Бернулли, Л. Эйлер. 56. Парижская политехническая школа и научные основы машиностроения. 57. Создание научных основ теплотехники. Развитие учения о теплоте в ХVIII в. Вклад российских ученых М.В. Ломоносова и Г.В. Рихмана. 58. Формулировка первого и второго законов термодинамики (Р. Клаузиус, В. Томпсон и др.). Разработка молекулярно-кинетической теории теплоты: Сочинение Р. Клаузиуса «О движущей силе теплоты». 59. Закон эквивалентности механической энергии и теплоты (Майер). Определение механического эквивалента тепла (Джоуль). 60. Закон сохранения энергии (Гельмгольц). 61. Становление и развитие технических наук и инженерного сообщества (вторая половина ХIХ–ХХ вв.). 62. Формирование системы международной и отечественной научной коммуникации в инженерной сфере: возникновение научно-технической периодики, создание научно-технических организаций и обществ, проведение съездов, конференций, выставок. 63. Развитие высшего инженерного образования (конец ХIХ в. – начало ХХ в.). Создание исследовательских комиссий, лабораторий при фирмах. 64. Формирование классических технических наук: технические науки механического цикла, система теплотехнических дисциплин, система электротехнических дисциплин. Изобретение радио и создание теоретических основ радиотехники. 65. Разработка научных основ космонавтики (К. Э. Циолковский, Г. Гансвиндт, Ф. А. Цандер, Ю. В. Кондратюк и др.). 66. Создание теоретических основ полета авиационных летательных аппаратов: вклад Н.Е. Жуковского, Л. Прандтля, С.А. Чаплыгина. 67. Развитие экспериментальных аэродинамических исследований. 68. Создание научных основ жидкостно-ракетных двигателей. Теория воздушно-реактивного двигателя (Б.С. Стечкин). 69. Теория вертолета: Б.Н. Юрьев, И.И. Сикорский, С.К. Джевецкий. 70. Отечественные школы самолетостроения: Поликарпов, Илюшин, Туполев, Лавочкин, Яковлев, Микоян, Сухой и др. Развитие сверхзвуковой аэродинамики. 71. А.Н. Крылов (1863-1945) – основатель школы отечественного кораблестроения. 72. Завершение классической теории сопротивления материалов в начале ХХ в. 73. Развитие научных основ теплотехники. 74. Крупнейшие представители отечественной теплотехнической школы (вторая половина Х1Х – первая треть ХХ в.): И.П. Алымов, И.А. Вышнеградский , А.П. Гавриленко, А.В. Гадолин, В.И. Гриневецкий, Г.Ф. Депп, М.В. Кирпичев, К.В. Кирш, А.А. Радциг, Л.К. Рамзин, В.Г. Шухов. 75. Становление теории тепловых электростанций (ТЭС) как комплексной расчетно-прикладной дисциплины. Вклад в развитие теории ТЭС: Л.И. Керцелли, Г.И. Петелина, Я.М. Рубинштейна, В.Я. Рыжкина, Б.М. Якуба и др. 76. Развитие теории механизмов и машин. Формирование конструкторско-технологического направления изучения машин. 77. Развитие машиноведения и механики машин в работах П.К. Худякова, С.П. Тимошенко, С.А. Чаплыгина, Е.А. Чудакова, В.В. Добровольского, И.А. Артоболевского, А.И. Целикова и др. 78. Становление технических наук электротехнического цикла. Открытия, эксперименты, исследования в физике (А. Вольта, А. Ампер, Х. Эрстед, М. Фарадей, Г. Ом и др.) и возникновение изобретательской деятельности в электротехнике. 79. Э.Х. Ленц: принцип обратимости электрических машин, закон выделения тепла в проводнике с током Ленца – Джоуля. 80. Создание основ физико-математического описания процессов в электрических цепях: Г. Кирхгоф, Г. Гельмгольц, В. Томсон (1845–1847 гг.). 81. Дж. Гопкинсон: разработка представления о магнитной цепи машины (1886). 82. Теоретическая разработка проблемы передачи энергии на расстояние: В. Томсон, В. Айртон, Д. А. Лачинов, М. Депре, О. Фрелих и др. Создание теории переменного тока. 83. Т. Блекслей, Г. Капп, А. Гейланд и др.: разработка метода векторных диаграмм (1889). 84. Вклад М.О.Доливо-Добровольского в теорию трехфазного тока. 85. Возникновение теории вращающихся полей, теории симметричных составляющих. 86. Ч.П. Штейнметц и метод комплексных величин для цепей переменного тока (1893–1897). 87. Формирование теоретических основ электротехники как научной и базовой учебной дисциплины. 88. Прикладная теория поля. Методы топологии Г. Крона, матричный и тензорный анализ в теории электрических машин. Становление теории электрических цепей как фундаментальной технической теории (1930-е гг.). 89. Создание научных основ радиотехники. Возникновение радиоэлектроники. 90. Становление научных основ радиолокации. 91. Математизация технических наук. Физическое и математическое моделирование. 92. Формирование к середине ХХ в. фундаментальных разделов технических наук: теория цепей, теории двухполюсников и четырехполюсников, теория колебаний и др. 93. Эволюция технические наук во второй половине ХХ в. Системно-интегративные тенденции в современной науке и технике. 94. Масштабные научно-технические проекты (освоение атомной энергии, создание ракетно-космической техники). 95. Развитие прикладной ядерной физики и реализация советского атомного проекта, становление атомной энергетики и атомной промышленности: вклад И.В Курчатова, А.П. Александрова, Н.А. Доллежаля, Ю.Б. Харитона др. 96. Новые области научно-технических знаний. Появление новых технологий и технологических дисциплин. 97. Развитие полупроводниковой техники, микроэлектроники и средств обработки информации. 98. Зарождение квантовой электроники: принцип действия молекулярного генератора (1954 – Н.Г. Басов, А.М. Прохоров, Ч. Таунс, Дж. Гордон, Х. Цейгер) и оптического квантового генератора (1958–1960 гг. – А.М. Прохоров, Т. Мейман). 99. Развитие теоретических принципов лазерной техники. 100. Разработка проблем волоконной оптики. 101. Вклад в решение научно-технических проблем освоения космического пространства С.П. Королева, М.В. Келдыша, Микулина, В.П. Глушко, В.П. Мишина, Б.В. Раушенбаха и др. 102. Проблемы автоматизации и управления в сложных технических системах. От теории автоматического регулирования к теории автоматического управления и кибернетике (Н. Винер). 103. Развитие средств и систем обработки информации и создание теории информации (К. Шеннон). 104. Системно-кибернетические представления в технических науках. 105. Смена поколений ЭВМ и новые методы исследования в технических науках. 106. Компьютеризация инженерной деятельности Развитие информационных технологий и автоматизация проектирования. 107. Создание интерактивных графических систем проектирования (И. Сазерленд). 108. Первые программы анализа электронных схем и проектирования печатных плат, созданные в США и СССР (1962–1965). 109. Системы автоматизированного проектирования, удостоенные государственных премий СССР (1974, 1975). 110. Исследование и проектирование сложных «человеко-машинных» систем: системный анализ и системотехника, эргономика и инженерная психология, техническая эстетика и дизайн. 111. Образование комплексных научно-технических дисциплин в XX – начале XXI столетий. 112. Экологизация техники и технических наук. Инженерная экология.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |