Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История экономических учений



2020-02-04 236 Обсуждений (0)
История экономических учений 0.00 из 5.00 0 оценок




1. История экономических учений в системе общественных и экономических наук.

2. История экономических учений: смена экономических идей и концепций в различные исторические эпохи.

3. Методология исследования в истории экономических учений и в других экономических науках.

4. Модель экономического человека: философско-антропологические и философско-методологические проблемы.

5. Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилон, Египет, Индия, Китай) и античного общества (Греция и Рим).

6. Учение Аристотеля об экономике и хрематистике как первый опыт систематизации экономических отношений.

7. Канонисты, Фома Аквинский и Николай Орезм как теоретики экономический мысли Средневековья.

8. Английский (Стаффорд, Ман), французский (Кольбер, Монкретьен) и итальянский меркантилизм (Скаруффи, Серра): компаративистский анализ.

9. Экономические воззрения М. Ломоносова.

10. Становление классической европейской политической экономии в учениях У. Петти, Д. Норса, Дж. Локка, Б. Мандевиля, Дж. Мэсси, Д. Юма, Дж. Стюарта, Б. Франклина, П. Буагильбера, Р. Кантильона.

11. Формирование и развитие школы «экономистов» (физиократов) (Ф. Кенэ, А. Тюрго).

12. Теория А. Смита как обобщение классической политической экономии XVII - XVIII в.в.

13. Теории Т.Р. Мальтуса и Ж.Б. Сэя.

14. Взгляды Д. Рикардо и формирование его школы.

15. Экономические теории Ф. Бастиа и Н. Сениора.

16. Завершение классической политической экономии в теории Дж. С. Милля.

17. Исторические корни и сущность «экономического романтизма».

18. Историческая концепция А. Сен-Симона.

19. Ш. Фурье как критик капитализма.

20. Теоретические взгляды Р. Оуэна и его практическая деятельность.

21. Социалисты-рикардианцы: У. Томпсон, Дж. Грей, Дж. Брей, Т.

22. Годскин.

23. Понятие «маржиналистской революции», ее первый (К. Менгер, У.С. Джевонс, А. Вальрас) и второй (А. Маршал, Д.Б. Кларк, В. Парето) этапы.

24. Теории А. Маршалла и Д.Б. Кларка - основа неоклассической теории микроэкономики.

25. Марксисткая политическая экономия: истоки и основания.

26. Историческая школа в экономической теории.

27. Социальная школа и ранний институционализм.

28. Эволюция неоклассики в 20-40 гг. XX в.

29. Генезис немецкого неолиберализма.

30. Стокгольмская школа в 1920-1930-х гг.

31. Кейнсианство как теория государственного регулирования экономики.

32. Й. Шумпетер как экономист и историк экономической мысли.

33. Дискуссии 1920-х гг. в отечественной экономической мысли.

34. Неокейнсианство и «неоклассический синтез».

35. Западногерманский неолиберализм (В. Ойкен, В. Рёпке, А. Мюллер-Армак, Л. Эрхард).

36. Дж. К. Гэлбрейт как лидер современного институционализма.

37. Теория стадий роста У. Ростоу.

38. Концепция «единого индустриального общества» Р. Арона.

39. Специфика теорий «постиндустриального общества» в работах Д. Белла, О. Тоффлера, 3. Бжезинского, Р. Хейлброннера.

40. Монетаризм как школа консервативной экономической теории.

41. Теория экономики предложения.

42. Неоавстрийская школа в XX в.

43. Посткейнсианство.

44. Леворадикальная политэкономия.

45. Политэкономия социализма в СССР.

46. Основные направления современной отечественной экономической теории. Генезис первых экономических знаний.

47. Генезис финансовой науки и теории налогообложения.

48. Трактовка политической экономии как науки о национальном, социальном хозяйстве.

49. Особенности новой исторической школы.

50. Экономическая мысль России в XVIII - первой половине XIX вв.

51. Особенности российской финансовой мысли.

52. Российская экономическая мысль в области налогообложения.

53. Российская экономическая мысль в области денежно-кредитной политики.

54. Российская экономическая мысль в области экономической статистики.

55. Традиционная концепция рыночных отношений в «Русской школе».

56. Основные этапы и направления истории русской экономической мысли в XIX веке.

57. Формирование неоклассического направления в конце XIX - начале XX века.

58. Теории депозитных учреждений, финансовых рынков и кредитно-денежных инструментов.

59. Маржинализм как переоценка ценностей классической политической экономии.

60. Экономические взгляды предшественников маржинализма.

61. Этапы маржиналистской «революции» и их особенности.

62. Микроэкономический анализ как теоретико-методологическая основа экономических исследований.

63. Особенности американской школы маржинализма.

64. Особенности лозаннской школы маржинализма.

65. Экономические теории несовершенной конкуренции в 30-е - 50-е г.г. XX в.

66. Проблемы монополистической конкуренции в теориях олигополии.

67. Экономическая мысль России второй половины XIX-XX вв.

68. Российская финансово-экономическая мысль середины XIX века.

69. Ключевые проблемы экономической теории и практики в России на пороге XX века.

70. Экономико-математическая школа в России и СССР.

71. Русская школа циклизма: особенности и этапы развития.

72. Концепция народнохозяйственного планирования и хозяйственного расчета. Экономическая мысль в России второй половины XX в.

73. Предмет и метод политической экономии социализма.

74. Экономическая мысль переходного периода 90-х гг. XX века.

75. Социально-институциональное направление в экономической мысли в первой половине XX века.

76. Теории социальной политики государства.

77. Исторические условия возникновения и основные положения институционализма.

78. Основные направления американского институционализма.

79. Особенности социально-психологического институционализма.

80. Особенности социально-правового институционализма.

81. Особенности конъюнктурно-статистического (эмпирико-прогностического) институционализма.

82. Особенности английского институционализма.

83. Институциональные теории второй половины XX века.

84. Эволюция институционализма.

85. Неформационный подход к развитию человеческой цивилизации в теориях индустриального общества.

86. Концепции индустриального общества Дж. К. Гэлбрейта.

87. Теории постиндустриального информационного общества.

88. Теория общественного выбора и принятия политических решений.

89. Экономический подход к анализу поведения человека и социального взаимодействия Г. Беккера.

90. Теории социальной политики государства.

91. Кейнсианская экономическая школа государственного регулирования экономики.

92. Теории управления и государственного регулирования.

93. Социально-экономические предпосылки возникновения кейнсианства как концепции активного государственного регулирования экономики.

94. Особенности «кембриджской школы левого крыла кейнсианства».

95. Особенности кейнсианства в США.

96. Особенности кейнсианства во Франции.

97. Общая характеристика и особенности школы кейнсианско-неоклассического синтеза.

98. Эволюция экономических воззрений на теорию фирмы.

99. История науки экономики предприятия.

100. История науки бухгалтерского учета.

101. История науки менеджмента.

102. История науки маркетинга.

103. Методологические и научные основы превращения экономики предприятия в самостоятельную дисциплину в начале XX века.

104. Развитие теории фирмы в XX веке.

105. Маркетинговые концепции в конце XX - начале XXI века.

106. Финансовый менеджмент как самостоятельная дисциплина о фирме.

107. Оценка собственности как самостоятельная дисциплина о фирме.

108. Логистика как самостоятельная дисциплина о фирме.

109. Теории экономического роста и делового цикла.

110. Стабилизационная политика государственного регулирования.

111. Неоклассические модели экономического роста.

112. Научные взгляды на природу колебательных (циклических) процессов в экономике.

113. Проблемы экономической динамики в работах представителей «Стокгольмской школы».

114. Экономические теории денег и денежной политики.

115. Особенности западногерманской доктрины неолиберализма в 40 – 50-х г. XX века.

116. Особенности «неоавстрийской школы» экономического либерализма.

117. Неконсервативная «контрреволюция» в экономической науке в последней трети XX в.

118. Современный монетаризм «Чикагской школы».

119. «Экономика предложения»: социально-экономические условия возникновения и теоретико-методологические основы.

120. Теория «рациональных ожиданий» и «новая классическая школа».

121. Неконсервативные экономические концепции как основа экономических доктрин «тетчеризма» и «рейганомики».

122. Неоинституциональная теория прав собственности.

123. Теория трансакционной экономики О.Уильямсона.

124. Научные подходы к исследованиям в области экономической истории.

125. Экономические теории мирового хозяйства.

126. Экономические теории мировой интеграции и глобализации.

127. Эволюция научных взглядов на теорию внешней торговли.

128. Развитие научных взглядов на проблему выравнивания уровней экономического развития.

129. Модели роста для стран «третьего мира».

130. Поиск новой парадигмы для современных теорий внешней торговли.

131. Развитие экономической теории лауреатами Нобелевской премии по экономике.

132. Развитие экономической мысли в области финансов (М. Миллер, У. Шарп, Г. Марковиц).

133. Разработка теории игр и ее применение в экономике.

134. Гипотеза рациональных ожиданий и ее развитие Р. Луасом.

135. Развитие экономических воззрений на проблему стимулов при наличии противоречий и неполной информации.

136. Метод определения стоимости опционов акций (Роберт Мортен, Майрон П.Шолз).

137. Развитие экономических воззрений на проблему бедности.

138. Развитие экономических воззрений в области влияния международных финансовых потоков на способность стран управлять экономикой путём изменения процентных ставок, налоговой и бюджетной политики.

139. Развитие экономических воззрений в области теории и методов формирования статистической выборки.

140. Формирование основ современной теории информационной экономики (Дж. Акерлоф, Майкл Спенс и Джозеф Стиглиц).

141. Интеграцию психологических исследований в экономическую науку (Даниэль Каниман и Вернон Смит).

142. Модель «динамическая макроэкономика: временная составляющая экономической политики и движущие силы внутри бизнес-циклов» (Финн Кюдланд и Эдвард Прескотт).

3. Примерные вопросы к экзамену

3.1. Общие проблемы философии науки

1. Предмет и основные проблемы современной философии науки.

2. Дискуссионные проблемы возникновения науки: универсалистская и европоцентристская модели. Основные этапы развития науки.

3. Миф и первичные формы знания и технологий. Преднаука и наука в собственном смысле слова.

4. Рационально-теоретические и технические достижения древневосточных цивилизаций.

5. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Натурфилософия древней Греции.

6. Теоретические достижения Пифагора и пифагорейцев. Теоретическая программа Демокрита.

7. Теоретическое и практическое знание в философской концепции Платона.

8. Аристотель как вершина классической греческой «науки». Первая естественнонаучная картина мира. Классификация наук по Аристотелю.

9. Общая характеристика средневековой культуры и знания. Западная и восточная средневековая наука (Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, Раймонд Великий, Ибн-Рушд).

10. Развитие логических норм теоретического мышления и организация знания в средневековых университетах. Западное и восточное средневековое знание.

11. Формирование идеалов математизированного и опытного знания в средние века и эпоху Возрождения: Р. Гроссетест, Роджер Бэкон,У. Оккам, Н. Кузанский.

12. Первая научная революция Н. Коперника. Дж. Бруно и его двойственная роль в развитии науки.

13. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Идея экспериментального естествознания. Вторая научная революции (И. Кеплер, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Ньютон).

14. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарной науки. Технологические применения науки.

15. Наука и промышленное производство. Третья научная революция. Дисциплинарное развитие науки в XIX в.: персоналии и основные достижения.

16. Особенности современного этапа развития науки. Система образования и наука в XX веке. Неклассическая и постнеклассическая наука.

17. Разработка метода научного исследования в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.

18. Баденская школа неокантианства (В. Виндельбанд и Г. Риккерт) о науках о природе и науках о культуре (духе).

19. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Разработка методологии научного познания в позитивизме (О. Конт, Дж. Ст. Милль).

20. Социологический и культурологический подходы к исследованию развитии науки. Концепции М. Вебера, А. Койре, Р. Мертона, М. Малкея.

21. Феноменологическая философия науки. Работа Э. Гуссерля «Кризис европейских наук и трасцендентальная феноменология».

22. Проблемы философии и методологии науки в работах М. Хайдеггера «Время картины мира» и «Наука и осмысление».

23.  «Третий позитивизм» о природе науки. Верифицируемость и фальсифицируемость как критерии научного знания и демаркации науки.

24. Проблемы философии и методологии науки в работах Х.Г. Гадамера «Миф и разум» и «Истина и метод».

25. Проблемы философии и методологии науки в работе К. Ясперса «Истоки истории и ее цель».

26. Проблемы философии и методологии науки в работе К. Поппера «Предположение и опровержение. Рост научного знания».

27. Проблемы философии и методологии науки в работе И. Лакатоса «Исследовательские программы».

28. Проблемы философии и методологии науки в работе Т. Куна «Структура научных революций».

29. Проблемы философии и методологии науки в работе П. Фейерабенда «Объяснение, редукция и эмпиризм».

30. Проблемы философии и методологии науки в работе С. Тулмина «Человеческое понимание».

31. Проблемы философии и методологии науки в работе М. Фуко «Археология знания».

32. Концепция информационного общества: от Питирима Сорокина до Эмануэля Кастельса.

33. Определение науки. Наука как форма знания, способ духовного производства и социальный институт.

34. Общие черты и специфика научного познания. Преднаука и наука. Наука и паранаука.

35. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Научные школы. Проблема сохранения научной культуры.

36. Подготовка научных кадров и формы общения в современной науке. Основные типы интеллектуальной деятельности в науке. Типология людей науки.

37. Рост, динамика, специализация и интеграция современного научного знания. Новые формы организации науки.

38. Социальные функции науки. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

39. Размывание основ научной этики. Новые этические проблемы науки в XXI веке. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

40. Философские основания науки. Прогностическая роль философского знания. Научная картина мира.

41. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Преемственность в развитии науки.

42. Типы рациональности и формы знания. Специфика научного знания. Глобальные революции и типы научной рациональности.

43. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Структура эмпирического и теоретического знания.

44. Проблема истины в науке и философии. Классическая концепция истины. Относительная и абсолютная истина.

45. Когерентная концепция истины. Философия прагматизма о истине. Проблема критериев истины.

46. Природа научного знания и его основные характеристики: научное знание как продукт рациональной деятельности, доказательность, системность, открытость для критики и проверки, интерсубъективность, предметная определенность и наличие собственного языка.

47. Понятие метода и методологии. Классификация методов.

48. Методы эмпирического исследования: наблюдение, измерение и эксперимент.

49. Общенаучные методы научного познания: анализ и синтез; индукция и дедукция; аналогия и моделирование; классификация.

50. Методы теоретического познания: аргументация (обоснование) в науке, структура аргументации.

51. Правила научной дискуссии. Свобода критики, недопустимость авториторизма и догматизма в науке.

52. Проблемная ситуация как начало исследовательского цикла. Основные характеристики научной проблемы.

53. Формирование гипотезы, ее назначение в науке. Критическая проверка гипотезы: гипотетико-дедуктивный метод в науке.

54. Научные законы (номологические высказывания). Классификация законов. Роль научных законов в объяснении и прогнозировании.

55. Теория как форма научного знания. Структура теории. Типы теорий. Аксиоматизация и формализация теории.

56. Специфика и принципы системного метода исследования. Общие закономерности процесса самоорганизации в открытых системах как методологические принципы синергетического подхода в науке.

57. Понятие «научный факт», фактуальное знание и проблема его интерпретации. Наблюдение и эксперимент как методы научного исследования.

58. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования.

59. Научная теория как форма научного знания. Классический и неклассический варианты формирования теории. Функции научного знания.

60. Развертывание теории как процесса решения задач. Парадигмальные образцы решения задач в составе теории. Понятие «закон науки», функции законов в научном познании.

 

 

3.2. Современные философские проблемыотраслей научного знания



2020-02-04 236 Обсуждений (0)
История экономических учений 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История экономических учений

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)