Организационно-методический аспект профильного обучения.
Методика изучения раздела «Правила дорожного движения» в условиях технологического профиля межшкольного учебного комбината Выпускная квалификационная работа по специальности 050502 – «Технология и предпринимательство
Выполнил: студент гр. П-31 В.Е. Кожевников
Руководитель: зав. кафедрой технологии, к.ф.-м.н., доц. О.А.Чикова
Работа допущена к защите «__»________200__г. зав. кафедрой технологии О.А. Чикова
Екатеринбург, 2007.
Введение. Глава I. Формы и методы организации обучения на технологическом профиле межшкольного учебного комбината. 1.1. Актуальные проблемы организации профильного обучения школьников. 1.2 Организационно-методический аспект профильного обучения. 1.3 Специфика организации профильного обучения в межшкольном учебном комбинате. Глава II. Методические основы обучения школьников «Правилам дорожного движения и основам безопасности движения» (профиль «Автодело») в условиях межшкольного учебного комбината 2.1. Организационно-педагогические условия взаимодействие педагога и ученика при обучении автоделу 2.2. Методы, средства и формы организации изучения раздела «Правила дорожного движения и основы безопасности движения»(профиль «Автодело») в условиях межшкольного учебного комбината. 2.3. Методические указания по обучению школьников разделу «Правила дорожного движения и основы безопасности движения»(специализация «Автодело»). Глава III. Педагогический эксперимент и анализ его результатов. 3.1 Методика проведения эксперимента. 3.2 Методика оценки качества обучения Правилам дорожного движения в условиях межшкольного учебного комбината 3.2. Анализ результатов эксперимента на базе МОУ «Центр образования» Полевского городского округа Свердловской области и методические рекомендации. Заключение.
Введение. Концепция профильного обучения определяет стратегию изменений содержания и структуры общего образования. Эти изменения направлены на повышение качества общего образования и установление равного доступа к полноценному образованию различных категорий учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями. Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. В решении этой задачи образовательные учреждения ориентируются на социально-образовательный заказ формируемый «снизу» учащимися и их родителями, а также реализуют государственные инициативы, заявляющие те же направления изменений. Как отмечают руководители образовательных учреждений, идея профильного обучения является той инновацией, которая позволяет не только перевести школу в режим развития, но и согласовать направленность этого развития с образовательными потребностями социального окружения. Вопросы организации и сопровождения профильного обучения решаются по-разному. Варианты введения профильного обучения зависят от уровня профессионализма педагогического коллектива, материально-технической базы образовательного учреждения, наличия работоспособной команды и многих других условий. Реализация профильного обучения предполагает развитие базы данных по вопросам продолжения образования выпускниками школы на всех уровнях (среднее специальное, профессиональное, высшее, послевузовское и т.д.), ориентированной на региональный рынок труда. В данной работе мы предлагаем рассмотреть изучение правил дорожного движения в режиме ведущей идеи современного образования – профилизации образования – в условиях межшкольного учебного комбината. В качестве проблемы обозначим роль правил дорожного движения как некоего дорожного кодекса в обеспечении безопасности и порядка на автомобильных трассах. Цель данной работы: изучить психолого-педагогические особенности обучения школьников правилам дорожного движения в условиях межшкольных учебных комбинатов и сформулировать методические рекомендации. Задачи: 1. Изучить специфику обучения школьников Правилам дорожного движения. 2. Определить основные формы и методы обучения школьников основам автодела. 3. Обосновать методы, средства и содержание обучения школьников Правилам дорожного движения в условиях МУК. 4. Разработать научно-обоснованные рекомендации по подбору специальных методик, техник и приемов организации образовательного процесса и оценки качества обучения в условиях межшкольного учебного комбината при изучении Правил дорожного движения. 5. Провести педагогический эксперимент в условиях профильного обучения автоделу в условиях межшкольного учебного комбината и проанализировать его результаты.
Объект исследования – предметно-практическая деятельность учащихся в межшкольных учебных комбинатах. Предмет исследования –методы обучения школьников правилам дорожного движения . Гипотеза исследования – обучение правилам дорожного движения учащихся в межшкольных учебных комбинатах будет успешным, если: - содержание учебных занятий будет соединять в себе теоретическую, практическую, интеллектуальную, деятельностную и эмоционально-ценностную направленность; - способы организации образовательного процесса будут направлены на создание жизненных ситуаций; - система учебных занятий будет включать в себя достаточный блок проблемных ситуаций; - процесс обучения будет обеспечен достаточным дидактическим оснащением и будет носить практико-ориентированный характер. Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы был использован комплекс методов исследования: - изучение и теоретический анализ психологической, педагогической и специальной литературы, типовых, авторских программ по «Автоделу», учебных планов автошкол, межшкольных учебных комбинатов, общеобразовательных школ, реализующих профильное обучение (технологический профиль), а также наблюдение, анкетирование, сравнительный анализ, обобщение, моделирование, изучение продуктов учебной деятельности (срезы знаний, контрольно-измерительные материалы), педагогический эксперимент, методы обработки информации (статические и графические). Методологическая основа данной работы – положения философской теории познания о взаимосвязи внимания, памяти, мышления, а также взаимосвязи конкретного и абстрактного, общего и частного, теоретические положения педагогики и психологии о ведущей роли деятельности в познании и развитии личности, предметно-практической деятельности как одного из важнейших способов и средств формирования общей культуры личности. Научная новизна и теоретическая значимость предложенной методики заключается в том, что здесь, во-первых системно представлен необходимый минимум знаний по правилам дорожного движения, которые даны в виде легко усваиваемых и отрабатываемых в образовательном процессе алгоритмов, приемов и способов деятельности, во-вторых анализ дорожных ситуаций представлен, как средство формирования у учащихся аналитического типа мышления, необходимого как водителю, так и пешеходу, а также для формирования общей культуры личности, культуры жизнедеятельности и безопасности. Практическая значимость работы заключается в разработке реальных методических приемов, техник, методик по формированию необходимого уровня обученности учащихся в условиях межшкольного учебного комбината(профиль «Автодело»). Дипломная работа содержит … страницы машинописного текста, … наименования использованных источников, … приложений.
Глава 1. Методика организации профильного обучения . Организация обучения на технологическом профиле межшкольного учебного комбината. Организационно-методический аспект профильного обучения. Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». Узловые сроки процесса перехода определяются следующим. В соответствии с «концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» и Распоряжением Минобразования России «Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования», переход на профильное обучение начался с 2005/06 учебного года, чему предшествовало, с 2004/05 учебного года – введение в школах предпрофильной подготовки в 9-х классах. С 2003/04 учебного года по стране идет эксперимент по отработке различных вариантов предпрофильной подготовки. Отметим, что органам управления образованием субъектов Российской Федерации предложено разработать и принять собственные региональные программы введения профильного обучения, учитывающие специфику региона – на основе примерной («модельной») программы, предложенной федеральным министерством. Свердловская область официально не заявлялась на участие в эксперименте, но идеология предпрофильной и профильной подготовки практически реализуется во многих образовательных учреждениях, в том числе и в Полевском городском округе. Содержание и организация образовательного процесса в межшкольных учебных комбинатах по своему прямому назначению реализует идеологию предпрофильной и профильной подготовки обучающихся. Для более полного уяснения задач целесообразно кратко изложить особенности профильного обучения. Старшая школа: три типа учебных курсов – три составляющих БУПа. Принятая в Концепции гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками. Эта система включает в себя курсы трех типов: - базовые общеобразовательные; - профильные общеобразовательные; - элективные. Особо остановимся на элективных курсах. Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют три основные. Одни из них могут выступать в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса. Другой тип элективных курсов, изучение которого в данном образовательном учреждении осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся учащимся удовлетворять свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, при обучении на технологическом профиле межшкольного учебного комбината при изучении элективного курса «Автодело». Третий тип элективных курсов направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных учащихся в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного им профиля. Таким образом, выбирая различные сочетания базовых и профильных курсов в пределах нормативов учебного времени, установленного СанПиНами и БУПом, каждое образовательное учреждение, каждый класс, а в принципе и каждый ученик вправе формировать собственный учебный план. Таким образом, вся идеология и Концепция профильного обучения представляет значительную степень вариативности в реализации. Соответственно, возрастает значение и необходимость четкого проектирования и организации предпрофильной подготовки учащихся выпускных классов основной школы.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (216)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |