Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение содержания и структуры обучения автоделу.



2020-02-04 208 Обсуждений (0)
Определение содержания и структуры обучения автоделу. 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из самых активно обсуждаемых проблем современной науки и практики является проблема взаимодействия, взаимоотношения педагога и ученика в образовании. Образовательный процесс подготовки водителя в условиях профильного обучения межшкольных учебных комбинатов состоит в формировании и развитии определенных качеств личности обучаемого, необходимых для успешной его работы, в том числе и на автотранспортных средствах. Эти качества личности можно подразделить на группы: социальную, биологическую (генетическую), психологическую и индивидуальный опыт.

Социальные качества формируются и развиваются всей системой школьного и внешкольного воспитания, важное место в которой должна занять система профильного обучения в межшкольных учебных комбинатах.

В группу биологических качеств отнесены специфические для водителя свойства физического развития и высшей нервной деятельности: выносливость, острота зрения, цветоразличие, быстрота реакции и др.

Очень важны для водителя психические качества: быстрота и точность распознавания объектов и ситуаций, переключение, концентрация и распределение внимания, память, воля и др. Эти качества хотя и зависят от врожденных задатков, но могут успешно развиваться в ходе обучения путем специальных упражнений.

Наиболее трудоемкая часть обучения основам автодела – формирование и развитие индивидуального опыта, который характеризуется содержанием и структурой знаний, умений и навыков, качеством их усвоения, научностью и универсальностью.

Чтобы заранее определить цели образовательного процесса и тщательно разработать его проведение, удобно выражать содержание образования через учебные элементы, структуру – при помощи графа, оценивать качество уровнями усвоения, научность – ступенями абстракции, универсальность знаний и умений – типами ориентировочной основы действия.

При подготовке к производству любого агрегата автомобиля конструктор представляет его в расчлененном на отдельные детали виде. Подобным образом должен начинать подготовку образовательного процесса и преподаватель. Прежде всего, необходимо подразделить учебную информацию на отдельные элементы.

Учебными элементами считают подлежащие изучению предметы, процессы, явления, свойства, а также связи и отношения между ними, способы их использования, методы действия. Каждый учебный элемент можно рассматривать как единицу усвоения. Однако объем учебной информации, заключенный в учебном элементе, - величина условная. Содержание и объем каждого учебного элемента, как способа овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми и достаточными для успешной работы в качестве водителя. При этом обязательно учитывают и подготовку учащегося по основам наук. Для подразделения учебной информации на учебные элементы и наглядного представления их структурных связей целесообразно использовать метод графов.

В математике графом называют некоторое множество точек (вершин) и соединяющих их линий (ребер). Из большого разнообразия типов графов для наших целей наиболее пригодны плоские древовидные графы. Вершина графа учебной темы представляет собой учебный элемент, ее следует рассматривать как символ, представляющий информацию, соответствующую только этому учебному элементу. Ребра показывают связи учебных элементов, их соподчинения.

Учебные элементы размещают на горизонталях – порядках. Расположенные на одном порядке учебные элементы объединены определенной общностью или собирательным понятием. Краткое определение этой общности или понятия называют основанием. Так, общность учебных элементов, включенных в первый порядок, состоит в том, что все они – качества опыта личности. Все элементы второго порядка – способы выражения этих качеств. Элементы, включенные в третий порядок, объединены собирательным понятием «последовательность разработки» - каждый из них представляет собой этап этой последовательности. Количество учебных элементов на одном порядке не ограничено. Не ограничивается и количество порядков графа: и то и другое принимается составителем из соображения полного охвата темы.

Наименования учебных элементов должны быть лаконичными. В них не следует допускать повторения оснований.

Спецификацию используют не только для перечисления учебных элементов, но и как проект, в котором выражены цели изучения каждого элемента: необходимый и достаточный уровень усвоения, запланированные показатели (ступень абстракции), универсальности умений и навыков (тип ориентировочной основы действия), а также условия достижения целей: принятая система обучения (дидактическая система), планируемое время аудиторной и самостоятельной работы учащегося.

Современному водителю автомобиля приходится часто осваивать новые машины, сложное оборудование, передовые методы вождения, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, постоянно совершенствуемые системы организации транспортного процесса и управления движением. Это требует политехнизации обучения, научности получаемых знаний, приобретения универсальных, легко трансформируемых умений и навыков.

Несомненно, образованный человек- это человек, умеющий решать проблемы разного уровня сложности, человек- «деятель и творец». Поэтому цель образования - создание условий для развития личности каждого человека, и, прежде всего- становление навыков, умение усваивать и порождать знания.

Напомним, что:

- навык- это приобретенное в результате обучения и повторения уметь решать задачу, используя нужные средства или инструменты с заданной точностью и скоростью;

- умение - промежуточный этап овладения новым способом и действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знании в процессе решения задач, но еще недостигшего уровня навыка;

- умственные действия- те действия человека, которые выполняются во внутреннем плане сознания без опоры на внешние средства, включая слышимую речь.

Порождать новые знания может только талантливый (от природы) педагог; обладающий большим педагогическим стажем (мастер своего дела), или это некая обязательная черта педагогической профессии, которая «заставляет» быть творческой личностью каждого.

Напомним, что к основным педагогическим умениям относят: внутренне дифференцированные познавательные или гностические, конструктивные, саморегуляционные и организационные умения.

Наше изучение специфических черт деятельности педагога современного образования учеников (а именно этот смысл заложен в вопросе: каким быть?) подошло к самому главному в педагогической деятельности - осознанному творчеству, которое включает способность к инновационному педагогическому проектированию и моделированию, направленность и умение создавать свою образовательную программу, готовность к самосовершенствованию.

Процесс обучения при подготовке водителей автомобилей строится в первую очередь на принципе единства теории и практики.

Чаще всего теория предшествует практике (первый путь). Теоретические знания по правилам дорожного движения используются при обучении вождению автомобиля. Так, прежде чем учащийся приступит к отработке упражнений по вождению автомобиля через регулируемые перекрестки, он должен предварительно изучить значение сигналов регулировщика и светофора.

Реже применяется второй путь, когда практика предшествует теории. Например, к детальному изучению механизмов управления будущий водитель приступает после того, как неоднократно практически пользовался ими во время занятий по вождению. Такой путь связи теории с практикой имеет свои преимущества. Обучаемые лучше усваивают и глубже осмысливают практическое назначение предмета изучения.

Однако первый путь имеет более широкие и глубокие связи между теорией и практикой и содержит в себе большие воспитательные возможности, хотя и не дает столь быстрого эффекта, как второй путь, который убеждает обучаемых в необходимости знаний теории.

В обоих указанных путях обучения один и тот же учебный материал нередко отрабатывается со значительным промежутком во времени, что не всегда положительно сказывается на его усвоении.

Современная дидактика все более и более отдает предпочтение третьему пути, когда теорию и практику проходят почти одновременно, то есть теоретический материал излагается небольшими частями и сразу же практически закрепляется.

Чаще всего он используется в изучении устройства и эксплуатации автомобилей и техническом обслуживании.

Некоторые преподаватели во время занятий по правилам дорожного движения выводят учащихся на перекрестки или отдельные участки дорог с целью закрепления теоретического материала путем ознакомления с работой водителей – профессионалов на линии.

Неотъемлемой составной частью учебного процесса на технологическом профиле обучения является приобретение умений и навыков. Это главный результат обучения.

Умение – способность делать что-либо, приобретенная знанием, опытом. Например, умение выполнять на автомобиле поворот направо. Оно вырабатывается путем применения знаний правил дорожного движения в сочетании с опытом управления автомобилем при выполнении определенных маневров (своевременно включить правый указатель поворота, при перестроении уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно в прямом направлении, заблаговременно занять крайнее правое положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении). В первоначальный момент вырабатывается умение сознательно, в последующем -автоматически.

Для формирования и совершенствования у обучаемого умения важно использовать первоначальный момент сознательного действия.

Навык – это автоматическое, не контролируемое сознанием действие.

Так навык выполнения правого поворота на автомобиле вырабатывается неоднократными упражнениями сначала на одном и том же перекрестке улиц, а затем на различных.

Формирование умений и навыков проходит несколько этапов. Рассмотрим, из каких этапов складывается умение выполнения на автомобиле правого поворота на перекрестке улиц (дорог).

Первый этап – объяснение обучаемому назначения данного умения. Здесь необходимо заострить внимание обучаемого на том, что правильное выполнение правого поворота – неотъемлемая часть мастерства вождения автомобиля. Обучаемого надо предупредить и о том, что неправильное выполнение поворота может привести к задержке следующего за ним транспорта на перекрестке, а то и к аварии.

Второй этап – повторение теоретических знаний, на основе которых приобретается умение. Для этого у обучаемого нужно спросить (а при нечетком знании напомнить) о требованиях правил дорожного движения и технике выполнения правого поворота.

Третий этап - практический показ руководителем занятия выполнения правого поворота с последующим объяснением трудностей, с которыми может встретиться обучаемый. Этот этап формирования умения позволяет предупредить ряд ошибок, возникающих вследствие недопонимания при объяснении без показа.

Четвертый этап – самостоятельные действия обучаемого под наблюдением руководителя занятий. На этом этапе будущий водитель сознательно применяет теоретические знания. Руководитель занятия обязан анализировать действия обучаемого, разбирать и предупреждать его ошибки.

Пятый этап - самостоятельное и систематическое закрепления умения путем анализа действий водителей- профессионалов при наблюдении за их работой на перекрестке. Систематичность закрепления осуществляется путем повторения умения при отработке последующих упражнений.

Приведенная схема формирования является отвлеченной, рассмотренной вне упражнения. В действительности, в соответствии с установившейся системой организации и проведения занятий по вождению автомобиля, формирования умения необходимо разбирать в комплексе всего упражнения, в сочетании с другими умениями.

При таком подходе к рассмотрению формирования сразу нескольких различных умений первый и пятый этапы будут всегда общими. На первом этапе говорится о назначении всех умений, отрабатываемых в данном упражнении; на пятом, в заключительной части упражнения, - организуется их закрепление в произвольном сочетании. Пятый этап продолжается и при отработке последующих упражнений, но в совокупности с вновь приобретаемыми умениями.

Второй-четвертый этапы могут быть общими или повторяться от одного умения к другому. Например, в упражнении «Движение по прямой с переключением передач в восходящем порядке», приемы плавного торможения, умение трогания автомобиля с места, движение по прямой и остановка отрабатываются одновременно, а в упражнении «Проезд перекрестков», где предусматривается получение обучаемым таких умений, как проезд перекрестков в прямом направлении, повороты автомобиля направо и налево, развороты для движения в обратном направлении, указанные этапы будут повторяться четырежды, если умения отрабатывать поочередно.

Наиболее действенной схемой формирования умений при обучении вождению автомобиля считается та, в которой первый и пятый этапы общие, а второй – четвертый повторяются от умения к умению. Такая схема вплотную приближается к наиболее современному – третьему пути осуществления единства теории и практики.

К чему может привести отработка всех трех умений одновременно в упражнении «Проезд перекрестков»?

Во-первых, затянулось бы теоретическое объяснение и практический показ инструктором.

Во-вторых, не каждый обучаемый смог бы полностью запомнить все объяснения и практические действия инструктора, и последнему пришлось бы затратить дополнительное время на повторное объяснение в ущерб самостоятельной практической езде обучаемого.

Однако в ряде упражнений, когда невозможно отрабатывать умения раздельно, этапы их формирования могут быть полностью общими или частично общими.

Полное овладение знаниями, навыками, умениями проходит через процесс усвоения, состоящий из отдельных взаимодополняющих и взаимодействующих познавательных звеньев: восприятие – осмысление – закрепление – применение.

Восприятие – первый шаг обучаемых в процессе усвоения новых знаний. Оно непосредственно отражает в их сознании изучаемые предметы (детали, узлы, приборы, агрегаты), знаки, правила дорожного движения и эксплуатации автомобилей, процессы. От педагогически разумной целенаправленной организации восприятия нового материала зависит дальнейший процесс усвоения.

Восприятие тесно связано с отвлеченным мышлением, которое помогает находить общее, существенное, свойственное для всех отдельных восприятий.

Так, знание отдельных сигналов светофора и регулировщика, не позволяет сделать вывод о правилах проезда через регулируемые перекрестки.

Сформулировать правила проезда через регулируемые перекрестки возможно только в результате мыслительной работы обучаемых под руководством преподавателя.

Руководитель должен увязывать изложение нового материала со старым. При таком объяснении новый материал представляется более доступным и лучше усваивается. Инструкторы свои занятия обязаны строить с учетом знаний обучаемых по правилам и основам безопасности движения.

    Центральное звено в процессе усвоения – осмысление, элементы которого содержатся в восприятии. При восприятии какого-либо предмета схватывается его основной смысл, а затем путем ряда мыслительный операций (отбор существенных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, анализ – синтез, обобщение, формирование понятий) представление о нем становится все более глубоким.

    В процессе осмысления производится: сопоставление данного предмета с другими, нахождение общего в нескольких предметах, поиски отличительных черт данного предмета от других, определение обучаемыми предмета (знаки, правила, процессы).

    Важный дидактический прием – сравнение, помогающее глубже понять сходство и различие между предметами, знаками, правилами, процессами.

    Важным звеном в процессе усвоения является закрепление пройденного материала. Так в конце прохождения предметов «Устройство автомобиля», «Эксплуатация автомобиля», «Правила дорожного движения» и «Основы безопасности движения» на повторение отводится несколько часов. Навыки, получаемые при отработке упражнений по ежедневному техническому обслуживанию и в пути, дополнительно закрепляются на занятиях по вождению автомобиля.

Процесс усвоения считается законченным, если подготовленный учащийся способен найти применение полученным знаниям.

Знания, которые обучаемый не в состоянии использовать, считаются формальными, полностью не усвоенными.

    При подготовке водительских кадров находят применение следующие методы обучения: устное изложение материала (рассказ, лекция, объяснение), беседа, показ (демонстрация, экскурсия, наблюдение), упражнения (устные, письменные, с обучающими машинами, лабораторно-практические и практические), самоподготовка.

       В формировании умений и навыков вождения автомобиля используют практические упражнения, в процессе отработки которых обучаемые должны научиться мастерству вождения и экономичности вождения автомобиля.

    Таким образом, мастерство вождения автомобиля достигается выработкой у обучаемых твердых и точных навыков в вождении, отличным знанием техники вождения и правил дорожного движения и их выполнением, постоянной бдительностью за рулем и умением быстро ориентироваться и своевременно принимать правильные решения в любой создавшейся обстановке, что возможно лишь при специальной организации учебного процесса и условий обучения.

За счет классической дидактической основы педагог в состоянии разработать собственную модель обучения. Не маловажную роль играет педагогическое партнерство, т.е. совместный поиск педагогической траектории.

Риск предложить коллеге свою педагогическую идею или совместный поиск таковой, преодолевать перипетии тупиков, падений и откровений, готовность взять на себя педагогические сверхзадачи и сверхответственность не только за собственный творческий рост, но и за профессиональный успех – это и есть кредо профессионального партнерства педагогов.

 Главное в педагогическом деянии – ПРИ-О-ТВОРИТЬ культуру для ученика: щедро приоткрыть это пространство для роста ученика, а не творить культурные ценности за него, так как в этом случае педагог, может быть, и станет субъектом культуры, но перестанет быть Учителем.

 Педагог должен ценить научную мысль, но и владеть культурой исследовательского поиска, быть способным воплощать её через разработку личной и коллективных научно – исследовательских программ, концепций, через написание методических, психолого – педагогических и популярных трудов, через общение с научной литературой и учеными. Через представление результатов своего педагогического поиска на конференциях, семинарах, фестивалях и так далее.



2020-02-04 208 Обсуждений (0)
Определение содержания и структуры обучения автоделу. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение содержания и структуры обучения автоделу.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)