Организационно-методические указания
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебная программа курса
Владивосток 2004 Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Учебная программа курса по специальностям 061100 «Менеджмент организации» 062100 «Управление персоналом» Владивосток Издательство ВГУЭС 2004
ББК 65.050 Учебная программа по дисциплине «Основы менеджмента» составлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта России. Программа предназначена для студентов специальностей 061100 «Менеджмент организации», 062100 «Управление персоналом».
Составитель: Е.А. Бараусова, к.э.н., доцент кафедры экономики и менеджмента ВГУЭС Утверждена на заседании кафедры экономики и менеджмента
Рекомендована к изданию методическим советом Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС
Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2004
Содержание
Введение
Переход к рыночной экономике выдвинул в ряд первостепенных задач кардинальное улучшение уровня профессиональной подготовки управленческих кадров. Современному предприятию требуется новый тип руководителя – лидер, формирующий и поддерживающий организацию со «здоровым» климатом, основная характеристика которой – плодотворное сотрудничество. Курс «Основы менеджмента» входит в учебный план по специальностям 061100 «Менеджмент организации» и 062100 «Управление персоналом» в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и является основным профилирующим курсом. Для изучения данной дисциплины необходимы знания в области экономической теории, математики, статистики, психологии и социологии. В цикле управленческих дисциплин курс «Основы менеджмента» занимает центральное место. Он неразрывно связан с другими общепрофессиональными и специальным дисциплинами, такими как «Теория организации», «Стратегический менеджмент», «Управленческие решения», «Управление персоналом», «Инновационный менеджмент», «Организационное поведение» и др., так как последние по существу представляют собой лишь характеристики отдельных аспектов управления организацией, то есть являются составными частями теории управления. Обучение управлению в значительной мере отличается от существующих процессов передачи знаний в традиционных областях естественных и гуманитарных наук. Это объясняется спецификой управления как преимущественно практической деятельности, в которой поведение, навыки и умения имеют большее значение, чем просто знания. Студенты учатся ставить цели, искать пути движения к ним, предвидеть возможные последствия принятых решений и действий, выявлять и устранять проблемы, которые всегда ситуационны и конкретны. Решение таких задач требует не только наличия у человека определенных знаний, но в гораздо большей степени проницательности, способности к диагностике проблем, умения идентифицировать проблему, понять ее специфику, особенности и отличие от других проблем. Курс «Основы менеджмента» разработан на основе анализа потребностей и навыков в профессиональном освоении менеджмента в условиях рыночной экономики, а также с учетом позитивного опыта зарубежных стран в подготовке специалистов в области управления.
Организационно-методические указания
Цель курса – заложить основы профессионального сознания, обеспечить эффективность изучения всех последующих специальных дисциплин, показать необходимость изучения и освоения мирового опыта менеджмента, а также особенности российского менеджмента. Главной задачей курса «Основы менеджмента» является формирование научного представления об управлении, имеющего конкретно-практическое содержание и заложить потенциал интеграции всех знаний, определяющих профессионализм деятельности современного менеджера. Другими задачами являются освоение студентами общетеоретических положений управления социально-экономическими системами, формирование творческого инновационного подхода к управлению, формирование понимания управления как области профессиональной деятельности, требующей глубоких теоретических знаний. Дисциплина «Основы менеджмента» содержит как общетеоретические положения концепции управления социально-экономическими системами, так и те положения, которые характеризуют менеджмент как вид управления, сформировавшийся в условиях рыночных отношений и цивилизованного предпринимательства. Это система гибкого управления, способного своевременно перестраиваться и реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития. В связи с этим в структуре курса делается акцент на экономическое содержание и человеческий фактор менеджмента. Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий, выполнение домашних заданий и курсовой работы. Значительный объем практических занятий, проводимых на основе активных методов обучения, направлен на развитие творческих организаторских способностей будущих специалистов по формированию эффективной команды, умения работать в малых группах. При обучении менеджменту большое значение имеет внеаудиторная работа студента. Эта форма обучения включает широкий набор различных видов работы: изучение литературы, выполнение упражнений и домашних заданий, анализ конкретных ситуаций, подготовка рефератов и курсовых работ. В качестве основных форм и методов обучения используются метод конкретных ситуаций, аналитические обсуждения, дискуссии, экспертные оценки и деловые игры. В результате изучения курса «Основы менеджмента» студенты должны знать основные теоретические положения и характеристики менеджмента, ресурсы менеджмента, тенденции в развитии менеджмента; уметь выбирать и комбинировать тип управления в зависимости от конкретной ситуации, анализировать управленческие процессы, применять на практике рекомендации теории менеджмента; иметь представление о роли человека в менеджменте, о специфике менеджмента в России, об эффективных путях достижения результатов в области менеджмента. Дисциплина «Основы менеджмента» общим объемом 250 часов изучается в течение 4 и 5 семестров. Курс завершается экзаменом в 4 семестре, защитой курсовой работы и зачетом в 5 семестре. Обязательным условием допуска студента к экзамену (зачету) является активная работа на занятиях, выполнение всех домашних заданий, положительная оценка на промежуточной аттестации. Текущий контроль знаний студентов очной формы обучения производится в виде проверки домашних заданий, дискуссий, докладов, обсуждений конкретных ситуаций и опросов на практических занятиях. Промежуточные аттестации проводятся в форме тестов в компьютерном классе, итоговая аттестация проходит в форме устного экзамена (зачета). Контроль знаний студентов заочной и дистанционной форм обучения проводится в виде письменной или компьютерной итоговой аттестации в форме теста.
Итоговая оценка в каждом семестре
Аттестация I 50 баллов Аттестация II 20 баллов Экзамен 30 баллов Премиальные баллы 10 баллов
В зависимости от суммарного количества набранных баллов, студенту выставляются следующие оценки: Таблица 1
Если по итогам двух промежуточных аттестаций студент набрал менее 40 баллов, он отстраняется от дальнейшего изучения дисциплины в рамках данного семестра. Таблица 2 Структура курса
Содержание курса
Лекционные занятия
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (153)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |