Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные источники информации на рынке ценных бумаг



2020-02-04 211 Обсуждений (0)
Основные источники информации на рынке ценных бумаг 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Рынок ценных бумаг можно определить как совокупность правовых и экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. Рынок ценных бумаг - это сфера экономических отношений, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг. Его цель состоит в аккумулиро­вании финансовых ресурсов и обеспечении возможности их перераспре­деления путем совершения различными участниками рынка разнообраз­ных операций с ценными бумагами, т.е. в осуществлении посредничества в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эми­тентам ценных бумаг[24, с.245].

Ценная бумага –это денежный документ, удостоверяющий существенное право или отношение займа владельца документа к лицу, выпустившему такой документ. Любая ценная бумага может продаваться и покупаться. С про­дажей ценной бумаги все права, обязательства и отношения пере­ходят к ее новому владельцу. К такому же результату приводят ак­ты мены, дарения или завещания (после того, как завещание всту­пит в силу). Частичная передача прав, обозначенных в ценной бу­маге, не допускается [21, с.27].

Под обращением ценных бумаг понимается их купля - продажа между участниками рынка ценных бумаг, приводящая к смене собственников ценных бумаг. Ценные бумаги являются товаром, который обращается на рын­ке ценных бумаг.  К функциям фондового рынка относятся: перераспределе­ние прав собственности (купля-продажа долевых ценных бумаг, удостоверяющих права их владельцев на участие в управлении предприятием); спекулятивные операции (возможность перепро­дажи ценных бумаг, наличие ликвидного вторичного рынка); покрытие бюджетного дефицита (рынок государственных цен­ных бумаг). Рынок ценных бумаг выполняет и информационную функцию, т.е. обеспечивает общество сведениями о движении свободных капиталов и способствует принятию инвестицион­ных решений [21, с.28].

В зависимости от времени и способа поступления ценных бумаг на рынок его можно разделить на первичный и вторичный. Впер­вые ценные бумаги появляются на первичном рынке, где осуществ­ляется продажа их первым владельцам (инвесторам). Обязательными участниками первичного рынка являются эмитенты ценных бумаг и инвесторы. Процесс купли-продажи может осуществляться, как с по­мощью, так и без помощи посредников. Именно на первичном рын­ке эмитенты путем продажи ценных бумаг привлекают средства инвесторов, которые используются для реализации намеченных ком­мерческих целей.

Все последующие операции с ценными бумагами осуществляются на вторичном рынке. На первичном рын­ке капиталы инвесторов путем купли-продажи ценных бумаг попада­ют в руки эмитента. На вторичном рынке происходит переход цен­ных бумаг от одних инвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумаги поступают бывшим владельцам ценных бумаг. То есть операции на вторичном рынке происходят без участия эмитента и не оказывают непосредственного влияния на положение дел эмитента. Эмитенту безразлично в чьих руках находятся выпущен­ные им ценные бумаги, важным для эмитента является лишь объем обязательств по ценным бумагам [25, с.147].

В зависимости от форм организации совершения сделок с ценны­ми бумагами можно выделить биржевой (организованный) и внебир­жевой (неорганизованный или "уличный") рынки ценных бумаг. Орга­низованный рынок образуют фондовые биржи. Все остальные сделки с ценными бумагами осуществляются на неорганизованном рынке.

На внебиржевом рынке осуществляется также обраще­ние ценных бумаг компаний, не включенных в биржевые списки. Внебиржевой рынок представляет собой широко разветвленную те­лекоммуникационную сеть, объединяющую участников торговых опера­ций и обеспечивающую предоставление им необходимой информации для заключения сделок. "Уличный" или внебиржевой вторичный, рынок ценных бумаг представлен различными формами: торговля в офисах дилеров, че­рез фондовые магазины, с использованием электронных торговых систем и т.д. На внебиржевом рынке обращается огромное количество выпусков ценных бумаг, которые по различным причинам не могут обращаться на фондовых биржах: небольшие по объему выпуски ценных бумаг;  выпуски акций с целевой ориентацией, т.е. предназначенные для ограниченного круга инвесторов; выпуски акций нередко вполне солидных компаний, которые не дотягивают до критериев, являющихся обязательными для допуска к тор­гам на фондовой бирже. Торговля происходит сти­хийно. Информация о совершенных сделках не фиксируется. На компьютеризированном внебиржевом рынке торговля ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников. Данный тип рынка характеризуется: отсутствием физического места, где встречаются продавцы и по­купатели и полной автоматизацией процесса торговли.

Под информацией на рынке ценных бумаг следует понимать совокупность данных о ценных бумагах, эмитентах и их финансово-хозяйственной деятельности, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и их операциях, владельцах ценных бумаг, сделках с ценными бумагами и т.п. [20, с.223].

Участники рынка ценных бумаг - это физические лица или организации, которые продают либо покупают ценные бумаги, об­служивают их оборот и расчеты по ним. Существуют следующие основные группы участников рынка цен­ных бумаг в зависимости от их функционального назначения: продавцы; инвесторы; фондовые посредники; организации, обслуживающие рынок ценных бумаг; органы регулирования и контроля.

Продавцы - это эмитенты и владельцы ценных бумаг. Инвесторы - это те, кто вкладывают (инвестируют) свой реаль­ный капитал в ценные бумаги.

Фондовые посредники - это торговцы, обеспечивающие связь меж­ду  эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг. Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, - это организа­ции, выполняющие все другие функции на рынке ценных бумаг, кроме функции купли-продажи этих ценных бумаг. Эмитенты - это государство, коммерческие предприятия и орга­низации. Инвесторы - это население, а также коммерческие организации, заинтересованные в увеличении (приросте) свободных денежных средств. Фондовые посредники - это организации, которые осуществляют на рынке ценных бумаг брокерскую или дилерскую деятельность, или деятельность по управлению ценными бумагами.     

Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, могут включать: организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или небир­жевые организаторы рынка); расчетные центры (расчетные палаты, клиринговые центры); депозитарии; регистраторов; информационные агентства и другие организации, оказывающие услуги участникам рынка.

Различают общедоступную и недоступную широкой публике информацию (инсайдерскую информацию) [20, с.225]. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней и подлежащая раскрытию в соответствии с законодательными актами, принятыми в каждой стране с рыночной экономикой.  К общедоступной информации относятся, прежде всего, проспекты эмиссии, годовые и ежеквартальные отчеты компаний, сообщения о существенных событиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента. В международной практике в распоряжении компаний-эмитентов находятся также такие средства коммуникации, как ежегодные собрания акционеров, специальные брошюры с обзором фактов и статистикой деятельности компании, специальные брошюры-руководства для инвесторов с необходимой для принятия инвестиционных решений информацией, видеоотчеты, специальные медиа-выпуски, специальные встречи и мероприятия.

Недоступная широкой публике информация - это внутренняя (конфиденциальная, инсайдерская) информация. Это может быть информация о состоянии дел компании, не получившая еще открытой огласки. Например, ответственные работники компании знают о том, что состоится поглощение их компании, или о том, что последний отчет о доходах будет значительно отличаться от ранее сообщавшейся информации. В соответствии с законодательством многих стран лицо, имеющее доступ к закрытой информации (инсайдер) не имеет права осуществлять торговые операции на ее основе. Обычно инсайдерами обозначают директоров, ответственных работников, а также других служащих компании, которые в силу своего служебного положения могут иметь доступ к информации, являющейся конфиденциальной (внутренней, закрытой) и способной принести им выгоду. С юридической точки зрения это определение расширено за счет включения родственников и иных лиц, которые могут получить прибыль от использования внутренней информации о компании. Внутренняя (инсайдерская) информация не может быть получена в результате анализа опубликованной информации, она известна только инсайдерам и может повлечь за собой изменение цен на ценные бумаги компании, если станет всеобщим достоянием [20, с.225].

Информацию для инвесторов можно сгруппировать таким образом, чтобы каждый из видов относился к одной из важных сторон процесса инвестирования.

Экономическая и общеполитическая информация характеризует общий фон, а также предоставляет фактический материал для прогнозирования тенденций в экономике, политике и социальной сфере в масштабах страны и всего мира. Такая информация нужна всем инвесторам, так как она лежит в основе оценки самой среды, в которой принимаются решения.

Информация о состоянии отрасли или компании характеризует фактическую картину и прогнозные данные о развитии отрасли или компании. Она используется инвесторами для оценки хода дел в отрасли или в компании. Поскольку эта категория информации относится к компании, постольку она наиболее ценна, прежде всего, при вложении капитала в акции, облигации и опционы. Эта информация, наравне с общеэкономической, используется специалистами для проведения фундаментального анализа, для оценки инвестиционной (внутренней) стоимости акций.

Информация о различных финансовых инструментах обеспечивает данные для прогнозирования поведения других (кроме акций, облигаций и опционов) ценных бумаг (например, инвестиционных паев), а также различных вложений в реальные активы. Информация о ценах содержит текущие котировки цен на различные финансовые инструменты, курсы ценных бумаг, а также статистические данные о динамике цен на данные инструменты за последнее время.  Информация о стратегиях индивидуальных вложений состоит из рекомендаций по поводу вариантов инвестиционной стратегии или по поводу отдельных операций с финансовыми инструментами. Эта информация уже носит аналитический характер [20, с.226].

Чтение финансовой информации, умение интерпретировать ее, находить необходимые показатели для обоснованных оценок и принятия инвестиционных решений является одним из основных навыков инвестора. Важным ориентиром для инвесторов являются кредитные рейтинги,  главная цель которых  заключается в предоставлении информации инвесторам, вкладывающим капитал в долговые ценные бумаги (облигации, государственные ценные бумаги, векселя, депозитные и сберегательные сертификаты, а также в привилегированные акции, поскольку эмитент несет по ним фиксированные обязательства по выплате дивидендов). Кредитные рейтинги способствуют увеличению прозрачности рынка и повышению его эффективности.

Основными потребителями биржевой информации в России явля­ются профессиональные участники биржевого, фондового и финансо­вого рынка, профессиональные инвесторы, а также ана­литические и консультационные службы, ориентированные на их обслуживание. В зависимости от целей, преследуемых на рынке ценных бумаг, его участники используют различные источники информации, которые отличаются направленностью подачи материала, степенью детализации и опера­тивности и качеством и профессионализмом его предоставления [20, с.227].

В ходе принятия инвестиционных решений используются различные источники информации. В круг наиболее распространенных источников экономической и общеполитической информации входят специализированные финансовые газеты и журналы, газеты общего характера, информационно-аналитические бюллетени информационных агентств и фондовых бирж, информационные вестники банков и финансовых компаний.

Всех производителей информационной продукции на российском рынке биржевой и финансовой информации можно разделить на не­сколько групп. К первой группе относят:

- поставщиков финансовой информации - финансовые институты и службы, дающие первичную и оперативную бирже­вую и другую информацию: например, компании, специализирующиеся на предоставлении котировок реального времени по Интернету: Межбанковский финансовый дом (www.mfd.ru), Агентство "Финмаркет" (www.quotes.ru) и брокерские фирмы, имеющие свои собственные аналитические служ­бы: "Алор"(www.alor.ru), "Атон-Лайн" (www.aton.ru), "Церих" (www.zerix.ru);

- государственные органы управления, такие как Министерство финансов РФ; Центробанк (www.cbr.ru), стати­стические службы (www.gks.ru), Федеральная служба по финансовым рынкам (www.fcsm.ru);

- банки, биржи [19, с.4].

Вторую группу составляют информационные, консультационные агентства, информационные центры и отделы финансовых институтов и объединений, например, Агентство экономических новостей (ЭН), Международное агентство финансовой информации (МАФИ), аген­тство "Прайм", агентство "Анализ, консультации и маркетинг" (АК&М), "Росбизнесконсалтинг" (КВС), Экономическое информационное агентство "Рейтинг" (Рейтинг ЭИА), Консультационное агентство "Скейт-Пресс", 000 "МФД-ИнфоЦентр", Федерация фондовых бирж России (ФФБР), Агентство коммерческих новостей "Коминфо", Агентство экономических новостей "Пал Информ", АО "Инсайт", АО "Нефтехим", "Сетевая служба новостей", АО "ИКС-МИР", НПФ "Мастак", "ТВ-Информ-Би", "Руссика" и др.

А также крупнейшие службы финансовых, политических, экономических, светских и других новостей и информации о товарных, денежных и других рын­ках: на английском языке - CNN (финансовый сайт службы - wwwcnnfn.com), Reuters (www.reuters.com), Bloomberg (www.bloomberg.com) и др. На русском языке - Росбизнесконсалтинг (www.rbc.ru), АК&М (www.akm.ru), ПРАЙМ-ТАСС (www.prime-tass.ru), РИА Новости (www.rian.ru), Интерфакс (www.interfax.ru);

Третью группу образуют издательские дома, газетные объединения и информационные службы, такие как "Финансовая газета", изда­тельский дом "КоммерсантЪ", газета "Экономика и жизнь", агентство "ИТАР-ТАСС"; журнал "Рынок ценных бумаг" (www.rcb.ru), журнал "Валютный спекулянт" (www.spekulant.ru), деловой еженедельник "Экс­перт" (www.expert.ru) или агентство деловой информации "Экономика и жизнь" (www.akdi.ru) и др.[19, с.4].

Основным источником информации для акционеров явля­ются ежеквартальные отчеты, которые эмитенты (публично размещаемых эмиссионных ценных бумаг) обязаны регулярно представлять в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР). В ежеквартальном отчете содержится вся информация о фи­нансово-хозяйственной деятельности эмитента. Именно на основе квартальных отчетов сформированы крупнейшие базы по эмитентам — база ФСФР, Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), Москов­ской межбанковской валютной биржи (ММВБ), Российской торговой системы (РТС) и др. Эта крупнейшая база эмитен­тов содержит информацию о выпусках ценных бумаг, суще­ственных событиях и квартальных отчетах эмитентов.

Все отчеты представлены в формате электронной анкеты. Электронная анкета - это форма подачи данных квартально­го отчета; она содержит сведения по органам управления, круп­нейшим акционерам, основной деятельности, финансам, цен­ным бумагам эмитента и пр.

База эмитентов и выпусков ценных бумаг регионального отделения ФСФР в Центральном федеральном округе разме­щена на сайте www.mosfund.ru. Сервер содержит ежекварталь­ные отчеты эмитентов Центрального федерального округа.

Вышеперечисленные базы ФСФР не являются исчерпыва­ющими, в них может отсутствовать последняя информация по многим крупнейшим эмитентам России. Поэтому в дополне­ние к ним обычно используют данные Московской межбан­ковской валютной биржи и Российской торговой системы.

Подборка новостей о конкретном эмитенте акций является самым быстрым и удобным способом узнать, как обстоят дела в компа­нии. Обычно доступ к таким архивам платный. Хотя на сайте РБК в раз­деле "Карта фондового рынка" — http://map.rbc.ru есть бес­платный архив, в котором, выбрав любого эмитента, можно получить список всех новостей о нем за последние годы.

Таким образом, на каком бы рынке не совершали операции те или иные участники рынка ценных бумаг, информация остается важным источником для совершения сделок/операций с любыми финансовыми активами. Надо отметить, что важным критерием является достоверность и общедоступность информации, что способствует совершению наиболее рациональных, доходных сделок-операций. Исходя из этого различают общедоступную и недоступную широкой публике информацию (инсайдерскую информацию). Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, подлежащая раскрытию в соответствии с законодательными актами. Недоступная широкой публике информация - это внутренняя (конфиденциальная, инсайдерская) информация.

 




2020-02-04 211 Обсуждений (0)
Основные источники информации на рынке ценных бумаг 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные источники информации на рынке ценных бумаг

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)