Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретическая модель процесса адаптации школьников к учебному процессу посредством систематических занятий хатха-йогой



2020-02-04 210 Обсуждений (0)
Теоретическая модель процесса адаптации школьников к учебному процессу посредством систематических занятий хатха-йогой 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» содержание образования «должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации», то есть школа должна быть школой для всех, в ней должны найти свое место, чувствовать себя как дома все учащиеся, независимо от их индивидуальных способностей и особенностей [59]. Школа должна быть адаптивной. Адаптация в начальной школе – особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль - ученика, новый вид деятельности – учебную, социальное окружение – появляются одноклассники, учителя, школа.

Адаптация к школе (школьная адаптация) – это процесс приспособления организма младшего школьника к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, а также нагрузкам, связанным с обучением.

Важно отметить, что значение процесса адаптации к школе заключается в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения детьми учебной деятельностью, их здоровье, но и последующая социализация на протяжении всей жизни. 

Цель адаптации младших школьников – способствовать сохранению здоровья, полноценному и всестороннему развитию детей, созданию оптимальных условий учителю начальных классов для интенсивного развития знаний, умений и навыков детей, а также их успешной адаптации и интеграции в обществе. Для обеспечения успешного протекания этого процесса можно использовать занятия хатха-йогой.

Объектом целенаправленного воздействия являются школьники младшего звена в возрасте от 6 до 11 лет. Среди школьников можно выделить следующие группы, в зависимости от их способности к успешному прохождению адаптации к условиям обучения в начальной школе:

К первой группе относятся дети, которые в течение достаточно короткого периода адаптируются к школе. Такие дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования и правила поведения. Достаточно быстро происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

Вторая группа детей, характеризуется довольно длительным периодом адаптации, то есть период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем и сверстниками. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь спустя достаточно длительный промежуток времени реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.

Третья группа – это дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя и родители. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Это тяжелая форма адаптации [23].

Основным средством адаптации младших школьников будут являться систематические занятия хатха-йогой по методике Сергеева С.А. и Бокатова А.И дома и в школе.

Основным механизмом, обеспечивающим процесс адаптации младших школьников посредством использования элементов хатха-йоги, является социально-педагогическая поддержка, поскольку потребность в ней возникает, когда индивид или группа оказываются в проблемной ситуации во взаимоотношениях со средой и нуждается в специальной помощи со стороны специалистов. Эта помощь оказывается в процессах адаптации и социализации личности. Для детей младшего школьного возраста такой ситуацией является начало систематического обучения в школе, требующее мобилизации всех резервов детского организма. В процессе социально-педагогической поддержки оказываемая детям помощь заключается в том, что специалисты выявляют, определяют и разрешают проблемы ребенка или группы детей, связанные с адаптацией в новых для них условиях, посредством систематических занятий хатха-йогой.

Социально-педагогическая поддержка всегда является «адресной», направленной на конкретного ребенка или группу детей и решение их индивидуальных проблем, возникающих в процессах адаптации, социализации, интеграции в общество, посредством изучения их личностных особенностей, окружающей среды и составления программ помощи. Социально-педагогическая поддержка ограничена временным промежутком, в течение которого решаются проблемы школьной дезадаптации, а основными ее направлениями являются профилактика явлений школьной дезадаптации, а также повышение уровня адаптации детей к процессу обучения через их личностное развитие посредством систематических занятий хатха-йогой.

Таким образом, организация системы социально-педагогической поддержки учащихся начальной школы посредством использования элементов хатха-йоги в образовательном процессе предусматривает решение таких проблем как совершенствование образовательной системы в интересах развития каждого ребенка, что включает обеспечение многовариантности образовательных программ, возможности выбора образовательной программы в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка, своевременной диагностики проблем детей; организация социальной и медико-психолого-педагогической помощи и поддержки детей, имеющих трудности адаптации в условиях начальной школы.

Успешность прохождения младшими школьниками процесса адаптации зависит от эффективности решения поставленных задач на разных этапах реализации теоретической модели использования элементов хатха-йоги в обеспечении этого процесса:

Первый этап (подготовительный):

- определение проблемной зоны в учебном процессе (дезадаптация младших школьников);

- проведение педагогического консилиума по вопросу решения проблемы дезадаптации младших школьников посредством систематического использования в образовательно-воспитательном процессе педагогами и родителями учащихся элементов хатха-йоги;

- разработка программы обеспечения процесса адаптации младших школьников;

- распределение функций среди субъектов (агентов) адаптации детей к школе (педагоги, школьный фельдшер, социальный педагог, школьный психолог, родители, администрация школы);

- подбор методического материала по использованию элементов хатха-йоги для детей;

- подбор диагностического материала для выявления признаков и степени дезадаптации среди учащихся начальной школы.

Второй этап (организационный):

- проведение первичной диагностики учащихся начальных классов по выявлению признаков и степени их дезадаптации;

- анализ результатов первичной диагностики признаков и степени дезадаптации у младших школьников;

- определение причин дезадаптации школьников младшего звена;

- проведение педагогического консилиума по проблеме дезадаптации младших школьников;

- составление «портрета» класса и индивидуальной картины развития учащихся;

- разработка практических рекомендаций для педагогов и родителей по использованию элементов хатха-йоги в процессе адаптации детей к школе;

- проведение родительского собрания с целью консультаций родителей учащихся по использованию элементов хатха-йоги дома с целью помочь ребенку адаптироваться к процессу обучения в начальной школе;

- консультирование педагогов начальной школы по включению элементов хатха-йоги в образовательный процесс;

- создание и выпуск наглядно-информационных буклетов по использованию элементов хатха-йоги в образовательно-воспитательном процессе и их распространение среди родителей и педагогов.

Третий этап (основной):

- использование элементов хатха-йоги педагогами начальных классов во время перерывов на уроках;

- использование педагогами начальной школы комплексов упражнений хатха-йоги в группе продленного дня;

- включение элементов хатха-йоги в организации образовательного процесса на уроках физической культуры;

- использование родителями учащихся комплексов хатха-йоги при организации дома утренней зарядки и во время пауз при выполнении ребенком домашних заданий;

- промежуточная диагностика динамики показателей школьной дезадаптации среди учащихся начальной школы, с которыми ведется работа по адаптации к условиям младшей ступени обучения посредством систематических занятий хатха-йогой;

- анализ результатов промежуточной диагностики динамики показателей школьной дезадаптации среди учащихся начальной школы;

- подведение итогов промежуточной диагностики динамики показателей школьной дезадаптации среди учащихся начальной школы;

- коррекция разработанных практических рекомендаций для педагогов и родителей по проведению систематических занятий хатха-йогой с детьми;

- контроль со стороны администрации образовательного учреждения по выполнению субъектами адаптации школьников выработанных для них практических рекомендаций по использованию элементов хатха-йоги в образовательно-воспитательном процессе.

Четвертый этап (заключительный):

- итоговая диагностика показателей дезадаптации у младших школьников (сбор экспертных оценок, психодиагностика учащихся);

- анализ результатов итоговой диагностики младших школьников (изучение динамики показателей дезадаптации среди учащихся после прохождения ими адаптационной программы с использованием элементов хатха-йоги);

- подведение итогов.

Принципы адаптации школьников к условиям младшей ступени обучения посредством занятий хатха-йогой:

- принцип систематичности: педагоги и родители должны регулярно применять элементы хатха-йоги в образовательном и воспитательном процессах, осуществляемых ими;

- принцип гуманизма: признание ценности каждого ребенка как личности, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции в общество, полноценной самореализации;

- принцип природосообразного воздействия на личность ребенка заключается в том, что взрослые в своей практической деятельности должны руководствоваться факторами естественного, природного развития детей, то есть учитывать половые и возрастные особенности и возможности ребенка, особенности физического и психического развития; изучать задатки и способности ребенка и содействовать в их развитии; опираться на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;

- принцип комплексности предполагает использование такой системы элементов хатха-йоги в образовательном и воспитательном процессах, которая позволит обеспечить гармоничное физическое, психологическое и эмоционально-нравственное развитие каждого ребенка;

- принцип культуропреемственности заключается в том, что использование элементов хатха-йоги в начальной школе с целью адаптации школьников основывается на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами национальной и религиозной культур, не противоречащих общечеловеческим.

Успешность прохождения младшими школьниками процесса адаптации посредством систематических занятий хатха-йогой зависит от эффективности взаимодействия субъектов (агентов) адаптации и качества выполнения ими, возложенных на них функций и обязанностей.

Школьный психолог:

- подготовка, проведение и анализ психодиагностики младших школьников на предмет их дезадаптации к условиям обучения в начальной школе посредством апробированных и зарекомендовавших себя психодиагностических методик;

- разработка форм экспертной оценки учащихся начальной школы, педагогов, родителей, администрации школы;

- соотнесение результатов психодиагностики и экспертных оценок участников образовательного процесса;

- разработка рекомендаций во взаимодействии с другими субъектами (агентами) адаптации школьников по построению образовательного процесса и включению в него систематических, адаптированных к возрасту учащихся, занятий хатха-йогой с детьми младшего школьного возраста;

- консультирование всех участников образовательного процесса по реализации разработанных рекомендаций по адаптации школьников к условиям младшей ступени обучения посредством систематических занятий хатха-йогой;

- подготовка и реализация промежуточной и итоговой диагностики динамики показателей успешности прохождения младшими школьниками адаптационного процесса к условиям школьного обучения.

Социальный педагог:

- организация подготовки материалов психодиагностики; проведения экспертной оценки учащихся, педагогов начальной школы, родителей учащихся и администрации школы;

- организация психодиагностики и сбора экспертных оценок учащихся, педагогов начальной школы, родителей и администрации школы;

- подготовка, организация и проведение педагогического консилиума по проблеме дезадаптации младших школьников;

- организация консультаций с узкими специалистами: медиками, психологами, логопедами, психотерапевтами по вопросу целесообразности использования элементов хатха-йоги в обеспечении процесса адаптации младших школьников к условиям обучения на основе выявленных у них психофизиологических и социальных особенностей развития;

- контроль за реализацией педагогами выработанных практических рекомендаций по использованию в организации образовательного процессов элементов хатха-йоги для обеспечения успешного прохождения младшими школьниками процесса адаптации;

- внесение предложений по коррекции рекомендаций с учетом динамики показателей успешности адаптации младших школьников, на основе промежуточной диагностики учащихся на предмет степени их дезадаптации в школе;

- консультирование всех агентов (субъектов) адаптационного процесса по реализации выработанных рекомендаций и проблеме динамики показателей дезадаптации при использовании элементов хатха-йоги для обеспечения этого процесса.

Педагог:

- изучение материалов, характеризующих индивидуальные особенности учащихся начальной школы, полученных в результате диагностики и экспертных оценок младших школьников;

- экспертная оценка организации образовательного процесса;

- корректировка образовательного процесса на основе выработанных практических рекомендаций и включение в этот процесс, с целью адаптации младших школьников, элементов хатха-йоги;

- реализация выработанных рекомендаций по включению в образовательный процесс элементов хатха-йоги с целью обеспечения успешного прохождения младшими школьниками адаптационного процесса;

- внесение предложений по кореекции практических рекомендаций по использованию в образовательном процессе элементов хатха-йоги с целью обеспечения успешности прохождения младшими школьниками адаптационного процесса;

- взаимодействие с родителями учащихся, психологом, социальным педагогом и администрацией школы по обеспечению успешного преодоления учащимися начальной школы проявлений дезадаптации.

Родители:

- содействие педагогическому коллективу школы в обеспечении успешного прохождения детьми адаптационного процесса к условиям обучения;

- экспертная оценка обеспечения педагогическим коллективом и администрацией школы процесса адаптации школьников к условиям младшей ступени обучения посредством включения в образовательный процесс элементов хатха-йоги;

- использование элементов хатха-йоги с целью помочь ребенку адаптироваться к условиям обучения и предъявляемым ему требованиям домашних условиях.

Администрация школы:

- содействие педагогическому коллективу в обеспечении процесса адаптации школьников к условиям обучения посредством систематических занятий хатха-йогой;

- контроль за реализацией практических рекомендаций по использованию элементов хатха-йоги для обеспечения процесса адаптации школьников к условиям младшей ступени обучения.

- функции процесса адаптации школьников к условиям младшей ступени обучения посредством систематических занятий хатха-йогой:

- здоровьесберегающая функция состоит в сохранении и улучшении здоровья ребенка до того, как оно будет нарушено с помощью использования элементов хатха-йоги;

- профилактическая функция использования элементов хатха-йоги заключается в предупреждении нарушения деятельности органов и систем в организме ребенка;

- развивающая функция заключается в том, что использование элементов хатха-йоги является мощным стимулирующим фактором физического, интеллектуального и эмоционального развития, то есть фактором развития заложенных природой способностей и личностных качеств ребенка;

- гармонизирующая – систематические занятия йогой способствуют гармоничному физическому, психологическому и нравственному развитию человека на разных возрастных этапах;

- воспитательная заключается в формировании здорового образа жизни на основе валеологического воспитания, включающего изучение своего организма, освоение гигиенических навыков и навыков саморегуляции;

- коррекционная заключается в улучшении нарушенного функционирования отдельных органов или систем организма, препятсвующего адаптации ребенка к условиям младшей ступени обучения;

- регулятивная функция заключается в регулировании психо-эмоциональных и физиологических состояний организма;

- восстановительная функция заключается в восстановлении нормальной работоспособности организма ребенка посредством использования элементов хатха-йоги.

Методика систематического использования элементов хатха-йоги, разработанная А.И. Бокатовым и С.А.Сергеевым для обеспечения процесса адаптации школьников к условиям младшей ступени обучения включает следующие компоненты: комплекс асан йоги, комплексы дыхательных упражнений, динамические медитации, гимнастику потягиваний, суставную гимнастику в ассоциативных названиях, глазную гимнастику, асинхронную гимнастику (гармонизация полушарий головного мозга).

Методика, разработанная Сергеевым С.А. и Бокатовым А.И., по использованию йоги для детей включает следующие блоки:

- массаж;

- растяжки (по методике А.Бокатова): упражнения на растяжку способствуют развитию гибкости и плавности движений у ребенка;

- гимнастика потягиваний (по методике А.Бокатова) тонизирует тело и разогревает мышцы, ее рекомендуется выполнять перед комплексом упражнений, растяжкой;

- суставная гимнастика в ассоциативных названиях дает необходимую ребенку дневную мышечную нагрузку, укрепляет мышцы спины, тела, живота, укрепляет и разрабатывает суставы, укрепляет костную систему, делает гибким позвоночник, а также дает психологический эффект (повышает ак4тивность, дает прилив бодрости, повышает настроение);

- дыхательная релаксационная гимнастика;

- асаны;

- динамические медитации (по А.Бокатову): упражнения направлены на развитие равновесия, силы ловкости, гибкости;

- гимнастика от плоскостопия;

- асинхронная гимнастика (гармонизация полушарий мозга) способствует задействованию обоих полушарий головного мозга, снятию мышечных зажимов, овладение гимнастикой позволяет управлять собой вне привычных двигательных стереотипов, что достигается благодаря навыку внутреннего контроля, легкой адаптации к смене ритмической деятельности, умению сосредоточенно осуществлять многосторонний конторль за средой;

- глазная гимнастика способствует излечению дальнозорукости, близорукости, начинающегося косоглазия;

- физкультурные игры (подвижные) используются для того, чтобы занятия с детьми проходили веселее, способствуют развитию реакции и ловкости ребенка.

Представленые Сергеевым С.А. и Бокатовым А. практические методики, апробированы в детских садах, школах и группах йоги [47].

Эффективность применения систематических занятий хатха-йогой с целью успешной адаптации младших школьников к условиям обучения в начальной школе целесообразно оценивать на основе следующих критериев:

- адаптация школьника к условиям младшей ступени обучения (осознанное принятие и выполнение ребенком норм коллективной жизни; баланс личностного (индивидуального) и группового (социального); самоконтроль поведения в зависимости от обстоятельств, противодействие негативным влияниям; адекватное отношение к педагогическим воздействиям; активное участие в жизни детского коллектива; удовлетворенность своим социальным статусом и отношениями);

- социально-психологический (улучшение психоэмоционального состояния детей; улучшение динамики психофизического и личностного развития; положительное изменение образа «Я»; сглаживание отклонений в поведении; наличие положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях);

- педагогический (повышение мотивации детей к процессу обучения и познания; проявление и реализация своих способностей; повышение уровня успеваемости учащихся; включенность в развивающие внеклассные занятия; повышение уровня обученности; снижение педагогической запущенности). 

Условия эффективности использования модели адаптации школьников младшего звена к процессу обучения посредством занятий хатха-йогой:

- взаимодействие и сотрудничество семьи и школы в обеспечении процесса адаптации младших школьников;

- педагогическая грамотность, профессионализм и творческий подход субъектов адаптации (педагогического коллектива и родителей);

- оптимальная организация режима школьной жизни детей;

- использование правильно подобранных, зарекомендовавших себя методик диагностики школьной дезадаптации для учащихся начальной школы;

- качественная профессиональная интерпретация результатов диагностики дезадаптации у младших школьников;

- систематичность использования элементов хатха-йоги в образовательно-воспитательном процессе субъектами адаптации.

Таким образом, теоретическая модель процесса адаптации школьников к условиям младшей ступени обучения посредством систематических занятий хатха-йогой включает следующие методики: методику йоги для детей разработанную Бокатовым А.И. и Сергеевым С.А.; диагностику адаптированнности (дезадаптированности) учащихся начальной школы. Педагоги младших классов могут использовать элементы детской йоги во время проведения минут отдыха на уроках, организовывая игры на переменах и в группах продленного дня, а также на уроках физической культуры сочетая с традиционными видами физической активности. Родители - при организации режима дня ребенка: зарядка, минутки отдыха во время выполнения домашнего задания, асаны и дыхательные упражнения для релаксации перед сном. С детского возраста, получив навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят, ребенок получает возможность вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, имея в руках инструмент, позволяющий сделать ее полнее и интереснее. 




2020-02-04 210 Обсуждений (0)
Теоретическая модель процесса адаптации школьников к учебному процессу посредством систематических занятий хатха-йогой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретическая модель процесса адаптации школьников к учебному процессу посредством систематических занятий хатха-йогой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)