Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Йога как средство обеспечения успешной адаптации к учебному процессу



2020-02-04 241 Обсуждений (0)
Йога как средство обеспечения успешной адаптации к учебному процессу 0.00 из 5.00 0 оценок




Большое количество людей слышали о йоге, но не знают, что она представляет в действительности, имеют смутное представление о ней как о «завязывании тела в узлы» и «лежании на гвоздях».

Следовательно, необходимо дать определение «йоги». Слово «йога» имеет множество самых разных значений. В переводе «йога» - это «единение, сосредоточение, обуздание, слитие воедино». Помимо своего этимологического значения, слово «йога» несет более широкий и известный смысл: «йога – это система методов и практик работы с телом и сознанием [19]».

Йога – учение, дошедшее до современного человека из глубины веков и упоминающееся в самых древних источниках, принципы которого можно встретить практически во всех религиях. Исследования археологов позволяют с определенной точностью утверждать, что учение йоги было известно уже 2,5 тыс. лет до н.э. Важно заметить, что йога не требует от человека принадлежности к определенной конфессии, хотя исторически сложилось, что свое развитие йогические практики получили в контексте учений Востока – индуизма, буддизма, даосизма.

Деление йоги на виды условно. Хатха-йога – это работа с сознанием посредством тела. Ее отличие от гимнастики в том, что хоть это и работа с физическим телом, но работа, ориентированная на сознание. Хатха-йога –продуманное поколениями мастеров средство терапевтического воздействия на органы и системы человеческого организма с целью сохранения его здоровья[19].

Таким образом, йога – это не только культурно-историческое достояние человечества, но и средство решения важнейшей проблемы современного общества - сохранения здоровья человека. Несомненно, что только здоровый человек может стать достойным членом того общества, к которому он принадлежит.

Для нас важно данное смысловое значение, так как психически и физически здоровый человек будет гармонично развиваться, успешно адаптироваться и социализироваться в обществе. В связи с тем, что процесс социализации проходит на протяжении всей жизни человека, неоспорима важность заботы о здоровье с раннего детства и до глубокой старости. Как было отмечено в предыдущей главе, ведущим механизмом социализации индивида является его адаптация, включающая физиологический, психологический и социальный аспекты. А важнейшим этапом онтогенеза – младший школьный возраст. От успешности прохождения младшими школьниками процесса адаптации к школе зависит, какое место они будут занимать в обществе и каким это общество будет. Поэтому именно систематические занятия йогой, адаптированные для детского организма, могут стать средством успешной адаптации детей к условиям обучения в начальной школе.

Детская йога – адаптированный вариант хатха-йоги с учетом физических, физиологических и психологических особенностей детей. Сегодня детская йога – это не очередное модное веяние, а средство, с помощью которого взрослые могут помочь успешно преодолеть сложный для любого ребенка этап в жизни – начало систематического обучения в начальной школе, так как в этот период социальная среда начинает предъявлять к ребенку иные, более сложные и тяжелые требования. Выполнение этих требований требует от организма ребенка мобилизации всех имеющихся в его активе резервов.

Цель детской йоги – развить такие качества организма ребенка, которые позволяют понять действительность, утвердить самосознание, поддерживать здоровье, оптимальное функционирование мозга и психики [1].

Нет более здорового тонизирующего средства, чем асаны йоги. Асаны являются весьма эффективными для профилактики заболеваний и в качестве дополнительных методов лечения существующих нарушений здоровья.

Занятия йогой приносят большую пользу детям, поскольку так они учатся управлять своим телом и контролировать мысли. Однобокое развитие ребенка, когда он развивается физически, но не развивается ментально, как и наоборот, - приносит ему только вред. У ребенка должны развиваться и тело, и сознание. Такое всестороннее развитие дает йогическая практика, которая создает для этого все условия [17].

Немало важно, что возраст ребенка для занятий йогой не играет роли. Йога – это целостная система. Преимущество йоги над другими видами физической активности заключается в том, что здесь в работу включается не только тело, но и психика. Этот элемент отсутствует в таких видах спорта как легкая атлетика, плавание. Также йога подготавливает ребенка к тому, чтобы он мог справиться со стрессом, и поэтому она предотвращает развитие комплексов у детей. Среди прочего, практика йоги позволяет ребенку лучше узнать свое тело, а это приводит к большей уверенности в себе и в своих силах. Это, в свою очередь, позволяет боле успешно справляться со стрессами, стать более спокойным и здоровым, а значит – самостоятельным [19].

Регулярные занятия хатха-йогой в школе и дома помогут ребенку стать уравновешенным и спокойным, научиться концентрироваться, укрепить здоровье, повысить сопротивляемость организма различным заболеваниям, исправить осанку, сформировать гибкое и сильное тело. В процессе занятий ребенку прививаются навыки здорового образа жизни и позитивного отношения к окружающему миру [ 9].

Помимо статических асан йоги, на занятиях выполняются динамические упражнения, а также комплексы, где сочетаются и динамика, и статика. Названия асан, изображающих позы и движения различных живых существ: зверей, птиц, даются в доступной и понятной детям форме. Например, «кузнечик», «аист», «собачка». Это повышает интерес детей к окружающему миру, развивает наблюдательность [19].

Асаны – упражнения, связанные с медленными, умеренными движениями и состоянием покоя тела в сочетании с правильным дыханием и расслаблением. Асаны – это преимущественно статические позы тела; напряжение мышц и раздражение мышечных нервов в этих позах оказывает воздействие на центральную нервную систему, а через нее – на работу сердца, органов кровообращения и дыхания.

Асаны предусматривают концентрацию внимания на определенных участках тела, при этом умственное усилие согласуется с мышечной активностью [19].

В отличие от спорта, детская йога сегодня более доступна, чем занятия спортом в секциях, которые предполагают достаточно большие материальные затраты родителей. Основы йоги несложно освоить, поэтому и родители, и педагоги могут использовать их без какого-нибудь ущерба для образовательно-воспитательного процесса. Занятия йогой не требуют наличия материально-технической базы (спортивный инвентарь, снаряды) и больших затрат времени, которого сегодня не хватает не только взрослым, но и школьникам. Для занятий достаточно 10-15 минут в день. Главное условие – систематичность этих занятий.

Детская йога уже активно используется в образовательных учреждениях Запада. Сегодня элементы хатха-йоги начинают внедряться в образовательный процесс и в российских школах. Например, педагогическим коллективом муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №74 п. Калино Чусовского района Пермской области был разработан проект экологического лагеря дневного пребывания «Экобум 2006», реализованный в рамках летней оздоровительной кампании детей в 2006 году. Руководитель проекта заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ №12 Подолякина И.В. 

Одной из основных задач проекта была задача сохранения и укрепления здоровья учащихся в возрасте от 7 до 15 лет, решение которой осуществлялось посредством спортивно-оздоровительной деятельности, включавшей такие элементы как спортивные эстафеты, спортивные игры, зрительная гимнастика, вьетнамская гимнастика для позвоночника, дыхательная гимнастика, а также занятия хатха-йогой. [39].

На базе муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №12 и центра психолого-медико-социального сопровождения «Надежда» города Новокузнецка в период с 2005 по 2006 год проводился эксперимент под руководством кандидата педагогических наук Звягинцева М.В., в котором приняли участие 213 учащихся. Эксперимент проводился с целью выявления влияния занятий нетрадиционными видами физической подготовки с применением средств каратэ-до и хатха-йоги на морфофункциональное развитие, развитие физических качеств, изменение объема показателей памяти, внимания и работоспособности, снижение уровня агрессивности и тревожности у учащихся среднего школьного возраста. В ходе педагогического эксперимента проводилось наблюдение за изменением по вышеизложенным показателям у детей, которые занимались по экспериментальной программе и которые занимались по «Комплексной программе по физической культуре», под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха [15].

В ходе формирующего педагогического эксперимента были выявлены статистически значимые сдвиги в ряде исследуемых параметров.

Изменения, произошедшие по антропометрическим показателям и функциональным пробам у детей в течение одного учебного года, свидетельствуют о том, что отрицательного влияния на здоровье, занятия по экспериментальной программе с применением средств каратэ-до и хатха-йоги не оказывают. Все изменения находятся в пределах нормы, существующей для детей данного возраста. Динамика изменения показателей морфологического развития как среди мальчиков, так и среди девочек в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.

Эксперимент позволил получить данные о влиянии нетрадиционных средств физической подготовки на развитие физических качеств учащихся среднего школьного возраста. Уровень изменения в развитии физических качеств детей среднего школьного возраста экспериментальных групп по большинству показателей выше, чем детей контрольных групп.

Также эксперимент позволил получить данные о влиянии экспериментальных уроков с применением средств каратэ-до и хатха-йоги на развитие памяти, внимания, работоспособности, а также изменений в уровне тревожности и агрессивности у учащихся среднего школьного возраста.

Высшие психические функции, такие как память (визуальной и слуховой модальности), внимание (характеристики: объем, распределение, переключение) достоверно не изменились во всех группах и всех возрастах. Однако среднегрупповые приросты у всех обследуемых лиц были достоверно выше в экспериментальных группах. Исследователи находят объяснение этому в том, что в процессе обучения, ученики должны были запоминать различные движения, последовательность их выполнения, иностранные термины, что, по их мнению, и привело к тренировке памяти. Отслеживание соотношения положений частей тела, их взаимодействие, движения партнера: все эти компоненты учебно-тренировочного занятия, способствовали развитию внимания, что и зафиксировали результаты исследования.

Из анализа динамики показателей экспериментальной и контрольной групп исследователи делают вывод, что на работоспособность можно воздействовать разными средствами, в том числе и нетрадиционными средствами физической подготовки. Данные свидетельствуют, что во всех возрастных группах результаты экспериментальных групп выше, чем контрольных групп, что связывают с воздействием системы на показатели силы и уравновешенности нервных процессов.

Отмечено, что в экспериментальных группах показатели индекса напряжения и индекса агрессивности стабильно снижаются независимо от пола и возраста обследуемых, тогда как изменения этих параметров в контрольных группах существенно зависит от стадии полового созревания девочек и мальчиков. Установлено, что занятия хатха-йогой и каратэ-до способствуют снижению индекса агрессивности и индекса тревожности за счет «сброса негативной энергии» (отрицательных эмоций) во время выполнения физических упражнений [15].

В 2003 – 2004 учебном году совместно с лабораторией региональных образовательных систем и педагогических технологий СахГУ и МОУ СОШ № 6 города Южно-Сахалинска, Никитенко Ю.В., учителем оздоровительной гимнастики МОУ СОШ №6, под руководством доктора педагогических наук, профессора СахГУ, праректора по лицензированию и инновациоонной работе, руководителя лаборатории региональных образовательных систем и педагогических технологий СахГУ, Пасюкова П.Н., было проведено исследование на тему: «Элементы хатха-йоги, су джок массажа, гимнастики цигун как средство профилактики заболеваний, оздоровления учащихся общеобразовательной школы и условие формирования здорового образа жизни школьников» [36].

Исследование проводилось с целью разработки и экспериментального обоснования учебных программ, основанных на комплексном использовании элементов хатха-йоги, су джок массажа, гимнастики цигун в системе оздоровительной физической культуры для школьников общеобразовательной школы I ступени и учащихся с ослабленным здоровьем, освобожденных от уроков физической культуры II и III ступени школы.

Гипотеза исследования состояла в том, что если разработать и экспериментально обосновать учебные программы комплексного использования средств и методов хатха-йоги, су джок массажа, гимнастики цигун («Программа по физической культуре для учащихся с ослабленным здоровьем, 9–11 классы»; «Программа по физической культуре «Оздоровительная гимнастика для учащихся начальной школы»), то это позволит осуществлять профилактику заболеваний, оздоровление организма учащихся, а также будет способствовать формированию мотивации к здоровому образу жизни [36].

В исследовании приняло участие 60 учащихся. Из них: 30 учеников начальной школы МОУ СОШ № 6 (г. Южно-Сахалинск), контрольная и экспериментальная группы (работа по программе «Оздоровительная гимнастика для учащихся начальной школы»); 30 учащихся, освобожденных от уроков физической культуры, основной и старшей ступеней школы: экспериментальная группа, МОУ СОШ № 6 – 15 человек (реализация Программы по физической культуре для учащихся с ослабленным здоровьем); контрольная группа, МОУ СОШ № 26 – 15 человек (г. Южно-Сахалинск).

В течение учебного года учащиеся осваивали теоретический и практический блоки учебного материала программы по физической культуре для учащихся с ослабленным здоровьем. В работе с детьми осуществлялся индивидуально-дифференцированный подход. С учетом особенностей диагнозов учащихся каждому школьнику был подобран: индивидуальный комплекс оздоровительных упражнений (КОУ) для домашнего выполнения; индивидуальная схема акупунктурного массажа Су Джок; индивидуальные рекомендации по применению Су Джок семянотерапии. Один час в неделю учащиеся изучали теоретические основы, предусмотренные программой в каждом разделе, а на практических занятиях осваивали комплексы упражнений в соответствии с оздоровительно-профилактической целью урока. Домашнее задание по оздоровительной гимнастике предполагает отработку каждого нового упражнения и комплекса упражнений дома. Вследствие универсальности асан  хатха-йоги  КОУ включают в себя упражнения известные детям, но в ином сочетании и последовательности, в соответствии с целью каждого отдельного занятия.

Программа построена с учетом сезонности времен года. Так, например в переходный осенне-зимний и весенний периоды большое внимание уделяется профилактике бронхолегочных заболеваний и оздоровлению органов дыхания.

В конце I полугодия 2002 – 2003 учебного года было проведено анкетирование учащихся основной и старшей ступени школы с целью выявления уровня осознанной мотивации к занятиям оздоровительной гимнастикой. Дети отмечают, что данный урок учит их применять оздоровительные упражнения в целях профилактики заболеваний и лечебных целях (65 %), 23 % учащихся стремятся получить больше знаний об оздоровлении собственного организма. В ходе данного анкетирования выявлена высокая заинтересованность учащихся овладением техниками психологической саморегуляции (42 %).

В 2003 – 2004 учебном году скорректировано содержание учебной работы, внесены изменения и дополнения в учебную программу, пересмотрено комплектование оздоровительных комплексов асан, расширено применение различных видов релаксации в оздоровительной учебной работе на уроках.

В ходе диагностики, проведенной в конце учебного года, было установлено, что 80 % учащихся владеют умением и навыком произвольного расслабления; 32 % учеников способны самостоятельно снять психологическое напряжение после стрессовой ситуации; 32 % занимающихся оздоровительной гимнастикой овладели навыками психологической саморегуляции и способны применять ее в повседневной жизни, причем 24 % учащихся уже имеют положительный опыт по оказанию психосаморегуляционной помощи своим друзьям и близким. Ученики высоко оценивают значение релаксационных мелодий, звучащих на уроке, считают, что они позволяют достичь лучшего результата в процессе расслабления.

Эффективность комплексного использования элементов хатха-йоги, Су Джок массажа, гимнастики цигун в системе оздоровительной физической культуры исследовалась по следующим параметрам: объемная скорость форсированного выдоха (ОСФВ); подверженность инфекционным заболеваниям; уровень обострений хронических заболеваний; количество учебных дней, пропущенных по болезни в течение учебного года.

Данные исследования получены на основе обработки: медицинских карт учащихся в детской поликлинике № 2 (г. Южно-Сахалинск); школьных медицинских карт; классных журналов, а также интервью родителей, учителей и медицинских работников школ. Обобщенные данные отражены в таблице 3.

Таким образом, в экспериментальной группе: уровень обострения хронических заболеваний ниже на 87%, количество инфекционных заболеваний ниже на 27 %; средний показатель ОСФВ выше на 14, 7 л/м; потеря учебного времени по причине болезни за учебный год ниже на 179 дней.

С целью исследования эффективности работы по программе «Оздоровительная гимнастика для учащихся начальной школы», влияния средств хатха-йоги, гимнастики цигун, Су Джок массажа на профилактику заболеваний учащихся школы I ступени, в конце 2003 – 2004 учебного года в экспериментальной и контрольной группе проведен сравнительный анализ результатов по следующим показателям: общее количество заболеваний в течение учебного года в группе; количество учебных дней, пропущенных по болезни в течение учебного года; объемная скорость форсированного выдоха (ОСФВ) [36].

Данные исследования получены на основе обработки данных классных журналов, школьных медицинских карт учащихся, интервью классных воспитателей учеников.

Таким образом, занятия даже 1 час в неделю по программе «Оздоровительная гимнастика для учащихся начальной школы» позволяют повысить сопротивляемость детского организма простудным заболеваниям, развивать работу органов дыхания, что является сильным здоровьесберегающим фактором, позволяющим в итоге сократить потери учебного времени на болезни и, как следствие – влиять на уровень обученности учащихся в целом [35].

В течение пяти лет (1998-2003 гг.) в нескольких общеобразовательных учреждениях Перми и Пермской области был апробирован ряд методик и систем оздоровления (йога, ушу, цигун, шиацу, система «тай-цзи-чжуань», шанк-пракшалана, целительные мудры, медитация, разновидности дыхательной гимнастики и массаж, хуашинская оздоровительная система, система К. Ниши):

- СШ № 136 г. Перми (10-11-е классы) - аэробика, шейпинг, стретчинг, хатха-йога;

- СШ № 33 г. Перми (1-3-и классы) - специальные комплексы общеразвивающих упражнений для различных отделов позвоночника, комплексы дыхательной гимнастики, хатха-йога;

- ФМШ № 146 г. Перми (11-е классы) - суставная гимнастика и упражнения для улучшения зрения по системе М. Норбекова;

- СШ № 105 г. Перми (5-6-е классы) - плавание, комплексы упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата;

- СШ № 4 г. Чусового Пермской области (3-и классы) - атлетическая гимнастика;

- СШ № 24 г. Березники Пермской области (4-е классы) - закаливание, плавание;

- СШ № 1, СШ № 4 г. Лысьвы Пермской области (4-е классы) - плавание, комплексы дыхательной гимнастики, ушу;

- СШ № 1 г. Нытвы Пермской области (6-7-е классы) - аэробные упражнения циклического характера, закаливание, плавание;

- Усть-Кишертская СШ Пермской области (1-4-е классы) - комплексы ОРУ при нарушениях осанки, плоскостопии, комплексы дыхательной гимнастики, упражнения для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Результаты, полученные в ходе проведенных педагогических экспериментов, свидетельствовали о том, что выделение групп риска в процессе обучения и проведения их дифференцированного оздоровления с использованием комплекса традиционных и нетрадиционных методик и средств физического воспитания позволяет предупредить заболевания, скорректировать функциональное состояние организма школьников, повысить устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды, сохранить остроту зрения, улучшить показатели физического развития и физической подготовленности, а также поддержать на высоком уровне их умственную работоспособность и эмоциональный тонус .

На основе полученных данных исследователями был сделан вывод, что учебные программы «Оздоровительная гимнастика для учащихся начальной школы» и «Программа по физической культуре для учащихся с ослабленным здоровьем» позволяют осуществлять профилактику заболеваний, оздоровление организма учащихся, способствуют формированию мотивации к здоровому образу жизни, а также способствуют достижению общей цели здоровьесбережения учащихся в образовательном процессе [18] .

Под руководством доктора педагогических наук, профессора Уральской государственной академии физической культуры (г. Челябинск), Сиротина О.А. проводился эксперемент на тему: «Профилактика тревожности у первоклассников группы педагогического риска в процессе адаптации к школе на основе сочетания физических упражнений и психологического сопровождения [6]».

Разработанная совместно с Бугровым В.Г. методика профилактики тревожности у первоклассников группы педагогического риска основывается: во-первых, на использовании традиционных средств, доступных каждому первокласснику (подвижные игры,  общеразвивающие упражнения), во-вторых, на использовании нетрадиционных средств физического воспитания, таких как элементы хатха-йоги: статические и динамические упражнения, дыхательная гимнастика, релаксация. Использование комплексной методики профилактики тревожности, по мнению авторов, снизит вероятность возникновения школьной дезадаптации и окажет положительное воздействие на эмоциональное состояние и интеллектуальные способности первоклассников.

В эксперименте принимала участие группа первоклассников с вероятностью дезадаптации двух классов среднего уровня общеобразовательной школы в количестве 45 человек. Работа по экспериментальной методике проводилась с сентября по ноябрь 1999 года. В течение эксперимента было проведено 16 занятий по 40 минут каждое. Анализ результатов исследования выявил достоверное улучшение по параметрам «негативизм», «тревожность», «фрустрация», «трудности общения» в экспериментальной группе, при этом в контрольной группе достоверных изменений по этим параметрам не произошло. Также на достоверном уровне значимости произошло снижение страхов в экспериментальной группе, в контрольной группе изменений нет (по тесту Люшера). Результаты корректурной пробы показали достоверное улучшение устойчивости внимания в обеих группах, но в экспериментальной группе наблюдается более значительный прирост. По тесту «Простые аналогии», характеризующему вербальную логику, достоверные изменения произошли только в экспериментальной группе. Как показали результаты исследований, занятия по разработанной методике профилактики тревожности для первоклассников группы риска позволяют значительно снизить вероятность дезадаптации. Это происходит благодаря улучшению эмоционального состояния первоклассников. Было выявлено, что, что снижение психической напряженности положительно сказывается на когнитивных функций, а именно: увеличилась устойчивость внимания, повысился уровень вербально-логического мышления. За время занятий произошел значительный рост активности детей, что способствует их лучшей обучаемости [6].

Исследования, проведенные учеными, доказывают положительное влияние йоги на организм человека независимо от возраста. Научно доказано, что они воздействуют на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную системы, на систему выделения, нервную систему, опорно-двигательный аппарат, психику, а также увеличивают эффективность работы мозга и повышают коэффициент интеллекта при условии систематических занятий [56]. Важно, что каждое упражнение имеет конкретный терапевтический эффект, поэтому выявление причин дезадаптации школьников дает возможность целенаправленно воздействовать на них, способствуя преодолению дезадаптации.

 

Практические рекомендации для педагогов начальной школы и родителей младших школьников по использованию элементов хатха-йоги в процессе социально-педагогической поддержки адаптации детей к школе

 

Практические рекомендации для педагогов начальной школы и родителей младших школьников по использованию элементов хатха-йоги в процессе социально-педагогической поддержки адаптации детей к школе представлены следующими положениями:

- педагогический коллектив школы должен осуществлять диагностику детей младшего школьного возраста на предмет имеющихся у них трудностей в адаптации к школе и выявления соответствующих причин;

- программа занятий хатха-йогой должна составляться с учетом выявленных трудностей и причин, влияющих на дезадаптацию детей в начальной школе; для детей с высокой степенью дезадаптации по возможности целесообразно составлять индивидуальные программы занятий с учетом их индивидуальных особенностей;

- важно привлекать к занятиям с детьми их родителей, для чего целесообразно проводить родительские собрания по проблеме детской дезадаптации, на которых обозначаются причины дезадаптивного поведения конкретного ребенка (по результатам диагностики) и даются соответствующие рекомендации по применению хатха-йоги дома, так как лучший способ обучения – это личный пример;

- педагоги должны выделять определенное время в течение учебного дня для занятий с детьми, с учетом расписания: физультминутки на уроках; игры с детьми на переменах и во время прогулок; родителям целесообразно делать зарядку вместе с ребенком по утрам, используя динамичные упражнения йоги, а вечером перед сном релаксационные (дыхательная гимнастика);

- занятия должны строиться в доступной и интересной для детей форме: асаны йоги должны сочетаться с динамичными играми; при общении с детьми лучше использовать названия поз более приятные детскому слуху; маленькие дети более охотно воспринимают йогу в виде игры, в то время, как дети более старшего возраста больше ценят взрослые философские объяснения и толкования относительно пользы для тела;

- начинать занятия необходимо с 10 минут, постепенно можно увеличить продолжительность до 20-30 минут, в том случае, если ребенок нормально переносит выполнение всех упражнений и не чувствует усталости после занятия;

- необходимо убедиться, что имеющиеся у ребенка заболевания не находятся в фазе обострения;

- занятия надо начинать с освоения самых элементарных упражнений, по мере их освоения переходить к более сложным;

- детская йога создана не для состязаний, поэтому от ребенка нельзя требовать идеального выполнения упражнений;

- не рекомендуется сочетать йогу с активными физическими занятиями в 1 день;

- во всех позах дыхание для детей произвольное, как им хочется; глубоко не следует дышать ни в одной позе;

- не следует выполнять упражнения на полный желудок;

- предполагаемое время выполнения каждого упражнения может варьироваться в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка;

- следует следить за тем, чтобы не было перерастяжения, резких и беспокойных движений, так как асана – любая поза, которую тело может легко принять и устойчиво находиться в ней;

- заниматься рекомендуется в хорошо проветренном помещении;

- и родители, и педагоги должны систематически проводить занятия, что дисциплинирует детей, показывая их важность;

- нельзя заставлять ребенка заниматься йогой, если он сам, либо его родители по каким-либо причинам против этих занятий.

Таким образом, педагоги и родители не должны занимать позицию невмешательства в процесс адаптации детей к школе. Предложенные практические рекомендации по использованию методики йоги для детей Бокатова А.И. и Сергеева С.С. помогут взрослым правильно организовать систематические занятия с детьми, как в домашних условиях, так и в условиях школы.


Заключение

 

Исследование, проведенное в ходе написания дипломной работы на тему: «Йога как средство адаптации младших школьников к учебному процессу» дает возможность сделать следующие выводы:

Младший школьный возраст является важным периодом в жизни, так как совпадает с этапом существенных изменений в развитии ребенка – вторым физиологическим кризом. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к ребенку, а активное физическое и психофизиологическое развитие в 6-11 лет обеспечивает возможность успешного прохождения этого этапа. Однако под воздействием различных причин могут возникать трудности в адаптации к школе, поэтому и родители, и учителя, учитывая возрастные особенности, должны принимать адекватные меры для своевременного предупреждения дезадаптации школьников, в виду того, что она может осложнить адаптацию и социализацию личности на последующих возрастных этапах.

Школьная адаптация – процесс приспособления организма школьника к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, нагрузкам, связанным с систематическим обучением. Ее результатом может быть как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, так и неадекватный, приводящей к дезадаптации в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии. Социализация и интеграция в обществе возможны при активном участии родителей и педагогов, основной задачей которых является создание оптимальных условий для развития и реализации способностей каждого ребенка. Важным теоретико-методологическим условием при этом является разработанная теоретическая модель процесса адаптации школьников к условиям младшей ступени обучения посредством систематических занятий хатха-йогой.

Теоретическая модель процесса адаптации школьников к условиям младшей ступени обучения посредством систематических занятий хатха-йогой включает: разработанную Бокатовым А.И. и Сергеевым С.А методику йоги для детей; диагностику адаптированнности (дезадаптированности) учащихся начальной школы. Педагоги младших классов могут использовать элементы детской йоги во время проведения минут отдыха на уроках, организовывая игры на переменах и в группах продленного дня, а также на уроках физической культуры сочетая с традиционными видами физической активности. Родители - при организации режима дня ребенка: зарядка, минутки отдыха во время выполнения домашнего задания, асаны и дыхательные упражнения для релаксации перед сном. С детского возраста, получив навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят, ребенок получает возможность вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, имея в руках инструмент, позволяющий сделать ее полнее и интереснее. 

Посредством предложенной комплексной методики психодиагностики были выявлены показатели соответствующие когнитивному, эмоционально-оценочному и поведенческому компонентам дезадаптации у учащихся 1 «Г» класса МОУ СШ №6. На основе анализа полученных данных учащиеся были распределены на группы по степени их дезадаптации в школе. Однако, несмотря на степень выраженности у школьников дезадаптации педагогам и родителям в целях коррекции ее проявлений может быть рекомендовано использование элементов хатха-йоги с целью обеспечения процесса их адаптации к школе.

Исследования, проведенные учеными, доказывают положительное влияние йоги на организм человека независимо от возраста. Научно доказано, что они воздействуют на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную, эндокринную системы, на систему выделения, нервную систему, опорно-двигательный аппарат, психику, а также увеличивают эффективность работы мозга и повышают коэффициент интеллекта при условии систематических занятий. Важно, что каждое упражнение имеет конкретный терапевтический эффект, поэтому выявление причин дезадаптации школьников дает возможность целенаправленно воздействовать на них, способствуя преодолению дезадаптации.

Педагоги и родители не должны занимать позицию невмешательства в процесс адаптации детей к школе, пуская его на самотек, не замечая проявлений школьной дезадаптации. Предложенные практические рекомендации по использованию методики йоги для детей Бокатова А.И. и Сергеева С.С. помогут взрослым правильно организовать систематические занятия с детьми, как в домашних условиях, так и в условиях школы.

Таким образом, все поставленные в дипломной работе задачи были решены, следовательно, цель – достигнута.

 

 




2020-02-04 241 Обсуждений (0)
Йога как средство обеспечения успешной адаптации к учебному процессу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Йога как средство обеспечения успешной адаптации к учебному процессу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)