Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные мероприятия и направления психологической работы с ГПВ



2020-02-04 641 Обсуждений (0)
Основные мероприятия и направления психологической работы с ГПВ 0.00 из 5.00 0 оценок




Для выявления признаков, сигнализирующих о необходимости повышенного внимания к конкретному курсанту, целесообразно использовать определенный алгоритм формирования группы повышенного внимания, представленный на рисунке 2.

  Включение курсанта в ГПВ констатирует необходимость специально организованного психолого-педагогического воздействия на него и «среду его обитания» с целью оптимизации процессов его адаптации к условиям обучения в ведомственном вузе, повышения уровня его профессионально-психологической пригодности. Известно, что управлять можно только системами и, следовательно, психологическую работу с курсантами и слушателями, отнесенными к ГПВ, следует рассматривать как вариант управленческой деятельности. Это позволяет объединить в единый комплекс деятельность участников подготовки курсантов в стенах вуза, или по крайней мере, значимых для курсанта, направить их усилия на решение одной задачи – психолого-педагогической помощи конкретному курсанту, испытывающему затруднения в своей учебно - служебной деятельности и поэтому менее профессионально успешному, чем его однокурсники.

Рис.2. Алгоритм формирования группы повышенного внимания

 

На рисунке 3 представлены структурно-организационные уровни психологического обеспечения учебно-служебной деятельности курсантов, нуждающихся в повышенном внимании психолога. В центре схемы

 

 

 

Рис. 3. Организационные уровни и взаимодействие субъектов психолого-педагогического обеспечения      

курсантов образовательных учреждений МВД России, нуждающихся в повышенном внимании психолога.

помещены психолог и курсант, массивная стрелка, обозначившая их взаимосвязь, символизирует их обязательное сотрудничество в решении  поставленной проблемы. И это очень важно: хотя инициатива включения курсанта в ГПВ и принадлежит психологу или начальнику курса, без осознания курсантом своей проблемы, без его «заказа» на помощь психолога в ее решении, без согласия на работу над собой по рекомендациям психолога улучшить адаптацию курсанта к условиям вуза и повысить его психологическую пригодность к этому просто не возможно.

Включение в схему непосредственных командиров курсанта (на уровне учебной группы и курса в целом) является одним из необходимых условий возможности улучшения адаптации этого курсанта.

Следует заметить, что достижение достаточных взаимопонимания и доверия между психологом и руководством курса по проблеме адаптации конкретного курсанта, позволяет задействовать для ее решения дополнительные уровни влияния, основными из которых являются «руководство курса – семья», «руководство курса – преподаватели», «руководство курса – значимые одногруппники», что, в свою очередь, создает дополнительные благоприятные условия для принятия целенаправленных мер по улучшению адаптации проблемного курсанта.

При психологическом сопровождении учебно-служебной деятельности курсантов из ГПВ особенно важна работа с его ближайшим окружением. Очень важно своевременно определить направление влияния, которое одногруппники оказывают на курсанта, выяснить характер их взаимоотношений и использовать эти каналы для улучшения адаптации курсанта, корректировки его ценностно-мотивационной направленности.

При определенных личностных особенностях курсанта немаловажным фактором дезадаптации является оторванность от семьи и привычного круга общения. Не реализованная потребность общения с ними, отсутствие возможности вмешиваться в текущие семейные дела часто затрудняют социально-психологическую адаптацию курсантов и требуют активного взаимодействия психолога и руководства курса с его семьей.

Активное взаимодействие психолога с сотрудниками учебного отдела и отдельными преподавателями целесообразно в случае затруднений курсанта в учебной деятельности в силу его невысоких дидактических способностей или возникновении академической задолженности по объективным причинам. Цель работы психолога на этом уровне – создание благоприятного отношения со стороны «значимых» для курсанта преподавателей, инициация их заинтересованности в судьбе курсанта.

Выделение структурного уровня «куратор группы», в которой учится проблемный курсант, оправдано в случае наличия у группы куратора и его не формального подхода к выполнению своих обязанностей. В этом случае через куратора можно стимулировать социально-психологическую адаптацию курсанта, а, привлекая межличностные взаимоотношения куратора с другими преподавателями, можно влиять на заинтересованность других преподавателей в решении проблемы адаптации курсанта из ГПВ.

Обеспечение психолого-педагогического воздействия на эффективность учебно – служебной деятельности курсантов из ГПВ часто диктует необходимость вмешательства в процессы их адаптации на организационно - психологическом уровне управления вузом в целом. Ведь сниженный уровень психологической пригодности к учебно - служебной деятельности у определенной части курсантов возникает, существует и изменяется  не в вакууме, а в организационном, материальном и духовном пространстве конкретного института МВД России, его формирующей специалистов среде - внешней по отношению к рассматриваемой проблеме. Системообразующая роль психолога в рамках всего учебного заведения в процессе разумного приспособления условий обучения в данном вузе к психологическим особенностям обучающихся становится возможной лишь на уровне «руководство института». Именно через руководство института путем систематического анализа проблемы, эффективности проводимых мероприятий, успешности профессионально - служебной деятельности выпускников, подготовки рекомендаций и консультирования осуществляется влияние психолога на формирующую среду.

В целом психологическое сопровождение курсанта из ГПВ по «точкам приложения» можно разделить на три уровня: личность, группа, коллектив.

 Первый уровень – уровень отдельной личности. Прежде всего, это, конечно же, личность самого курсанта из ГПВ, испытывающего затруднения в своей учебно-служебной деятельности. На этом уровне возникают и решаются задачи, связанные с рядом аспектов: оказанием психологической помощи в случае определения социально-психологической напряженности у курсанта; психологическая поддержка курсанта, оказавшегося в трудной жизненной ситуации; психологическое воздействие на курсанта, нуждающегося в формировании, коррекции и развитии нравственных и профессионально важных качеств личности. Сюда же можно отнести взаимодействие психолога на межличностном уровне с другими категориями предложенной схемы для оптимизации условий, в которых курсант из ГПВ осуществляет свою деятельность, для реализации его потребности в индивидуально-воспитательном подходе.

Второй уровень – уровень учебно-служебного подразделения – группы, в котором служит «проблемный» курсант. Здесь психологом решаются задачи диагностики и оптимизации межличностных отношений  курсанта с товарищами, его эффективной социализации. Сюда же следует отнести и работу с семьей курсанта, если она необходима и возможна.

Третий уровень – уровень коллектива курса, как единого организма. Оптимизация социально-психологического климата в целом, благоприятно воздействующего на адаптацию курсантов, коллективное воспитание профессионально важных качеств, создание «привлекательности» жизни курса для курсанта из ГПВ – задачи, реализуемые психологом на третьем уровне.

Успешное решение проблем психологического сопровождения деятельности курсантов, нуждающихся в повышенном внимании со стороны психолога, возможно лишь при условии комплексного подхода к ним и рассмотрения на каждом из выделенных уровней. Работая с курсантом из ГПВ, психолог совсем не обязательно всегда направляет свою деятельность сразу по всем предложенным в схеме уровням психологического обеспечения. В разных ситуациях и в разное время для конкретного курсанта становятся актуальны те или иные из них. Но психологу всегда надо учитывать их существование, помнить, что психологическое сопровождение учебно-служебной деятельности курсантов из ГПВ – это специально организованная система.

 



2020-02-04 641 Обсуждений (0)
Основные мероприятия и направления психологической работы с ГПВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные мероприятия и направления психологической работы с ГПВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (641)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)