Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогические методы изучения курсантов.



2020-02-04 228 Обсуждений (0)
Педагогические методы изучения курсантов. 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучение личности курсанта служит основой для проведения, как воспитательной работы в целом, так и для индивидуальной работы с лицами, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании. Существуют следующие виды данного направления деятельности:

    1. Изучение материалов личного дела, характеристик, в том числе и психологических. Особое внимание при выполнении данной работы следует обратить на психологическую характеристику, данную психологами Центров психодиагностики.

    2. Ознакомительная беседа. Позволяет не только познакомиться с биографией курсанта, но и проверить имеющиеся сведения о его индивидуальных особенностях. Перед ее проведением необходимо определить цель, круг вопросов, время и место проведения. Во время беседы следует проявлять доброжелательность, избегать навязчивости, но в то же время проявлять принципиальность в оценке событий и людей, сделанной курсантом. Следует соблюдать конфиденциальность в случае, если субъекту воспитательного процесса стали известны сведения, затрагивающие интимные стороны жизни курсанта.

    3. Психолого-педагогическое наблюдение. Этот вид является универсальным в изучении индивидуальных особенностей курсанта и позволяет изучать его в различных ситуациях. Основной задачей наблюдения является накопление фактов о социально-психологических особенностях личности, фиксация их существенных сторон, раскрытие побудительных мотивов, чувств и намерений курсанта. Наблюдение может быть сплошным (длительным) и выборочным (кратковременным).

    4. Эксперимент. Позволяет выявить такие особенности личности курсанта, которые либо не проявляются, либо слабо проявляются в обычной обстановке. Существует два вида эксперимента: искусственный и естественный. При естественном эксперименте курсант действует в обычной повседневной обстановке, отдельные условия которой меняются в нужном направлении с помощью заданий. При проведении искусственного эксперимента моделируются разнообразные ситуации в различной окружающей обстановке (в учебных аудиториях, полевых условиях, лабораториях и т.д.), в ходе которых проявляются определенные особенности изучаемого лица.

    5. Обобщение мнений о курсанте других лиц. Этот вид применяется для сокращения времени на изучение личности курсанта. При этом учитываются данные, содержащиеся в аттестациях, характеристиках, мнения непосредственных начальников, однокурсников, друзей и родственников. Вместе с тем следует учитывать, что отдельные выводы данных категорий лиц могут быть субъективными и требуют сравнения с данными, полученными при помощи других методов.

2.3. Формы индивидуально-воспитательной работы.

После всестороннего изучения личности, с курсантами, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, в основном, используются следующие формы индивидуально-воспитательной работы:

    1. Индивидуальная беседа.  На этапе проведения индивидуально-воспитательной работы используется два типа беседы: поддерживающая и корректирующая. При поддерживающей беседе у курсанта вырабатываются профессионально-важные качества путем совместного обсуждения возможных перспектив дальнейшего личностного, профессионального и служебного роста. Во время проведения корректирующей беседы курсанту предлагаются возможные варианты преодоления сложностей, мешающих ему в повседневной деятельности, а также раскрываются его возможности по исправлению своего поведения.

    2. Индивидуальная помощь. Может быть оказана в решении различных служебных и общественных задач, личностно-бытовых проблем, в формировании профессионально-значимых качеств. Индивидуальная помощь может оказываться в виде разъяснений, советов, совместного выполнения отдельных поручений, заданий, проведения дополнительных занятий. При оказании помощи следует соблюдать тактичность, уважение к достоинству курсанта и его способностям.

    3. Индивидуальные задания и поручения. К ним можно отнести проведение бесед в подшефных учреждениях, подготовка статей для местного печатного органа, участие в художественной самодеятельности, организация культурно-массовых и спортивных мероприятий, оформление стенда, стенгазеты и т.д. При этом необходимо учитывать, что задания и поручения должны соответствовать целям воспитания, учитывать особенности личности курсанта, его способности и подготовленность, быть целесообразными и конкретными.

    4. Индивидуальный контроль. Основное назначение контроля заключается в повышении ответственности курсанта, его сознательности, добросовестности и дисциплинированности. Контроль за курсантом может осуществляться, как в служебное, так и во внеслужебное время. Осуществлять контроль следует путем личных проверок субъекта воспитательного процесса, заслушиванием отчетов курсанта, изучением мнения курсантского коллектива, опросом членов семьи и родственников. Действенность контроля зависит от его систематичности, плановости и объективности.

    5. Личный пример субъекта воспитательного процесса.  Воспитательное влияние примера основывается на склонности людей к подражанию. Его значение заключается в том, чтобы предъявлять курсанту такие образцы поведения, которые бы не только стимулировали его деятельность, но и повели на достижение уровня таких образцов.

    6. Посещение курсантов по месту жительства. Эта форма индивидуально-воспитательной работы, как правило, включает в себя проведение бесед с членами семьи курсанта, его соседями и позволяет изучить жилищно-бытовые условия курсанта, семейные отношения, формы проведения им внеслужебного времени, выяснить круг интересов и увлечений курсанта, установить круг знакомых, с целью оградить его от возможного негативного влияния.

    7. Использование средств дисциплинарного и морального воздействия. Данная форма применяется, как для позитивной оценки результатов учебно-служебной деятельности, так и для акцентирования внимания курсанта на его негативных поступках и стимулирования его на переоценку своих действий в положительную сторону. Следует учитывать, что формы средств дисциплинарного и морального воздействия должны быть разнообразными, применяться с учетом индивидуальных особенностей личности, быть гласными.

К организации и проведению индивидуально-воспитательной работы с курсантами, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании, следует подходить комплексно, использовать различные ее формы и методы, учитывать личностные особенности объекта воспитательного процесса, осуществлять на него воздействие в различных сферах его служебной деятельности и быта, с максимальным чувством такта и корректности. Только при таком подходе можно достигнуть поставленных целей в решении психолого-педагогических проблем личности курсанта.

В заключение следует заметить, что психологический потенциал, каждого курсанта (слушателя)  из ГПВ, при адекватном психолого-педагогическом сопровождении деятельности курсанта, включающем в себя комплекс организационных, развивающих и корректирующих мер,  развивается, в основном, в положительном направлении  и со временем позволяет исключить обучающегося из ГПВ.

 

Список литературы

1. Анциферов В.В. Методика воспитательной работы сотрудников факультетов, курсов образовательных учреждений МВД России: Учебно-методическое пособие. ─ М.: Академия управления МВД России, 2002.

2. Артамонов В.С. Методологические основы управления профессиональной адаптацией обучаемых в системе высших образовательных учреждений МВД России: Дис. … док-ра техн. наук. ─ СПб.: СПбУ МВД России, 2000.

3. Брычеев В.Г. О состоянии работы с кадрами. Роль и значение психологиче­ской службы в реализации кадровой политики МВД России. Сб. тезисов вы­ступлений участников Всероссийского совещания руководителей подразделений психологического обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск. ─ М., 2000.

4. Деробизова Л.А. Исследование индивидуально-типологических особенностей сотрудников, отнесенных к группе риска // Психопедагогика в правоохранительных органах. ─ 1999. ─ №2.

5. Иваницкий А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России: Дис. … д-ра пед. наук. ─ СПб.: СПбУ МВД России, 2000.

6. Казимирчук Г.И. Информационно-аналитический и воспитательный аспекты деятельности психолога: Проблемы, пути становления и дальнейшего развития психологической службы органов внутренних дел: Материалы конференции практических психологов ОВД. В 2-х частях. /Сост. В.И. Постоев, С.И. Репина, С.В. Сисетский. ─ Домодедово: РИПК работ­ников МВД России, 1998.

7. Кудин В.А. Подготовка специалистов для органов внутренних дел и проблемы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России: Сб. тезисов выступлений участников региональных семинаров практических пси­хологов: Психологическое обеспечение профессиональной деятельно­сти сотрудников органов внутренних дел и внутренних войск МВД России. ─ М., 2000.

8. Марьин М.И., Петров В.Е. Организация психологического обеспечения в образовательных учреждениях МВД России: Учебно-методическое пособие / Под общей редакцией В.Л. Кубышко. ─ М.: ЦОКР МВД России, 2006.

9. Марьин М.И., Солдатова И.Ф., Петров В.Е., Орлова И.Ю. Психологическое обеспечение работы с сотрудниками ОВД, требующими повышенного психологического внимания: Учебно-методическое пособие. Барнаул: БЮИ МВД России, 2004.

10. Методические рекомендации «По организации воспитательной работы в органах внутренних дел МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, УВО (ОВД), УРО, образовательных учреждений МВД России». Указание МВД России от 28.09.2000 г. № 1/1847

11. Основы организации воспитательной работы с личным составом в органах внутренних дел: Учебное пособие / Под общ. ред. докт. педагог. наук, докт. юрид. наук, проф. В. Я. Кикотя. – М.: ЦОКР МВД РФ, 2008.

12.  Приказ МВД России от 11.02.2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

13. Приказ МВД России от 24.12.2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

14.  Приказ БЮИ МВД России от 30.12.2009 г. № 660 «Об утверждении Инструкции о порядке организации работы с группой повышенного психолого-педагогического внимания в Барнаульском юридическом института МВД России».

15. Резепин А.В. Психолого-педагогические аспекты воспитательной работы руководителей учебно-строевых подразделений вуза МВД России: Учебно-методическое пособие. ─ М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

16. Солдатова И.Ф. Психологическое обеспечение курсантов образовательных учреждений МВД России, нуждающихся в повышенном внимании психолога. Дисс….канд. психол. наук. - СПб., 2007.  

17. Третьяк В.Г. Учебная активность и индивидуальные особенности обучаемых юридического института МВД. ─ Краснодар, 1996.

18. Шестаков А.Г. Методы психологического воздействия на подчиненных в органах внутренних дел. ─ СПб.: СПб ВШ МВД России, 1994.

 

 


[1] (далее по тексту - ГПВ)



2020-02-04 228 Обсуждений (0)
Педагогические методы изучения курсантов. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогические методы изучения курсантов.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (228)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)