Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности морской транспортной отрасли и виды морского транспорта.



2020-02-04 613 Обсуждений (0)
Особенности морской транспортной отрасли и виды морского транспорта. 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение                                                                                                    с. 2-3

1. Характеристика мирового морского транспорта                               с.4-16

1.1. Экономическая система судоходства                                               с.4-12

1.2 Особенности морского транспорта и его виды                                с.12-14

1.3. Правовое регулирование перевозок грузов                                с.14-16 

2. Анализ современного этапа функционирования мирового морского рынка транспортных услуг                                                                             с.17-30

2.1. Общие тенденции функционирования морского рынка транспортных услуг                                                                                                      с.17-24

2.2. Основные направления морских перевозок                               с.24-31

3. Место транспортной системы в воспроизводственном процессе России          

                                                                                                                с.32-39                                                                                                                                                                                                                                                                                               

3.1 География морского транспорта Российской Федерации               с.32-33

3.2 Материально-техническая база морского транспорта России.  

Особенности её формирования                                                              с.33-39                                                                               

Заключение                                                                               с. 40-41

Список использованной литературы                                        с.42-43

 

 


Введение

 

Мировой океан — это самая большая на Земле транспортная артерия, по которой перевозится большинство экспорта по всему миру. Не зря отмечали, что тот, кто владеет морем, тот и является властителем мира. И поэтому море всегда являлось тем «пирогом», который мечтали и мечтают подчинить его своим интересам. На протяжении многих столетий море было и объектом, и местом бесчисленных конфликтов и кровопролитных сражений. Оно и сейчас используется некоторыми государствами для целей вооруженной агрессии и подготовки войны. Война никогда не должна быть способом решения международных вопросов и споров, а решения этих проблем должны искать различные государства только мирным путем. Для этого служат нормы международного морского права, а также международные морские организации.

Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека - потребность в перемещении. Однако практически ни один вид транспорта не может самостоятельно обеспечить полный цикл перемещения по схеме «от двери до двери» или «от дома до дома». Такое перемещение возможно лишь при чётком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса. Организация работы такого комплекса, как единая транспортная система России, является одновременно и сложной задачей, и насущной для экономики страны потребностью, которая соответствует интеграционным тенденциям социально-экономического развития человечества, достижениям научно-технического прогресса и стратегическим интересам России. При этом единство транспортной системы России не должно означать её обособленности от путей сообщения сопредельных государств и территорий, особенно стран СНГ, развитие и функционирование которых в течение столетий осуществлялось в едином комплексе.

В недавнем прошлом основой единства транспортной системы считалась общественная форма собственности на транспортные ресурсы. В связи с проведением рыночных реформ, акционированием и приватизацией части транспортных средств понятие единства подвергается серьёзному испытанию. При этом упор делается на то, что не единство, а конкуренция, в том числе и между видами транспорта, является двигателем рынка. Нет единой схемы рынка, и рыночный механизм нельзя абсолютизировать. Главное - положительный конечный результат, коим являются условия и качество жизни человека, его благосостояние, социальная и экологическая защищённость, общепринятый уровень свободы. Конкретным конечным результатом должна быть эффективная ресурсосберегающая, обеспечивающая достойную жизнь человека экономика, важнейшей частью которой является транспорт.

Субъектом курсовой работы - развитие мирового морского транспорта.

Объектом курсовой работы являются:

- Экономическая система судоходства                                     

- Особенности морского транспорта и его виды                    

- Правовое регулирование перевозок грузов                      

- Общие тенденции функционирования морского рынка транспортных услуг                                                           

- Основные направления морских перевозок                        

- Место транспортной системы в воспроизводственном процессе России                                                                                                 

- География морского транспорта Российской Федерации

- Материально-техническая база морского транспорта. Особенности её формирования                                                          

- Проблемы и перспективы развития морского транспорта в России                     

 

 


         1. Характеристика мирового морского транспорта.

Особенности морской транспортной отрасли и виды морского транспорта.

Морская транспортная отрасль состоит из трех основных элементов:

1) флот, т.е. суда, перевозящие пассажиров и грузы;

2) порты, где происходит перегрузка товара с морских судов на другие транспортные средства и обратно;

3) судоремонтные заводы, необходимые для поддержания флота в надлежащем состоянии.

Морской транспортный флот – это совокупность судов, предназначенных для перемещения грузов и пассажиров по морским путям от пункта погрузки (посадки) до пункта выгрузки (высадки).

Успешное решение стоящих перед морским транспортом задач, эффективность перевозок, определяются соответствием масштабов и структуры транспортного флота объемам и структуре перевозок, а параметров конкретных судов – характеристикам грузопотоков и условиям эксплуатации.

К показателям, характеризующим состояние транспортного флота, относятся:

- число судов;

- тоннаж флота;

- структура флота по эксплуатационному назначению (специализация) судов;

- грузоподъемность и скорость судов;

- возраст судов;

- уровень автоматизации;

- тип судовых энергетических установок и др.

Тоннаж судов обычно измеряется в брутто-регистровых тоннах

(1 регистровая тонна равна 100 кубофутам или 2,83 м3) или тоннах дедвейта[1]. Пассажировместимость характеризуется количеством классных мест.

Под структурой тоннажа понимается соотношение отдельных видов флота и групп судов внутри них. Выделяют сухогрузный, наливной, комбинированный и грузо-пассажирский флот.

С точки зрения эксплуатации судов морского флота их принято разделять на транспортные, служебно-вспомогательные и технического флота. Основным звеном является транспортный флот, классификация которого в настоящее время производится по роду перевозимого груза. Учитывая известное выражение «груз создает судно», можно утверждать, что характеристика груза и грузопотока обусловливают параметры и тип транспортных средств.

Согласно требований Российского морского Регистра к постройке и оборудованию морских судов, они разделены на следующие категории[2]:

Грузовое судно – любое судно, не являющееся пассажирским (сухогрузное, наливное, транспортный рефрижератор, ледокол, буксир, толкач, спасательное, технического флота, кабельное, специального назначения и другое непассажирское судно).

Пассажирское судно – судно, предназначенное для перевозки или перевозящее более 12 пассажиров.

Пассажирское накатное судно (пассажирское судно ро-ро) – пассажирское судно, имеющее закрытые или открытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки.

В соответствии с транспортной классификацией грузов, суда транспортного флота подразделяют на:

- узкоспециализированные – суда для перевозки одного, строго определенного вида груза;

- специализированные – суда для перевозки двух или более видов груза, относящихся к одной группе грузов;

- суда двойной специализации – суда для перевозки грузов, относящихся к двум разным категориям, подклассам или классам;

- многоцелевые – суда, предназначенные для перевозки двух или более категорий различных грузов и обеспечивающие их перегрузку различными способами, например, вертикальными и горизонтальными;

- универсальные – суда, предназначенные для перевозки любых генеральных грузов и обеспечивающие их перегрузку традиционным вертикальным способом.

Контейнеровоз - судно, предназначенное для перевозки грузов в контейнерах международного образца и имеющее ячеистые направляющие конструкции в трюмах.

Накатное судно – судно, специально предназначенное для перевозки различной колесной техники (автомобилей, железнодорожного подвижного состава, гусеничной техники, трейлеров с грузом и без груза), грузовые операции на котором производятся преимущественно горизонтальным способом - накатом.

Наливное судно – судно, предназначенное для перевозки жидких грузов наливом, в том числе:

Нефтеналивное судно – судно, предназначенное для перевозки наливом сырой нефти и нефтепродуктов;

К специализированным судам относятся железнодорожные паромы, рефрижераторные суда, суда для перевозки тяжеловесных грузов, суда для перевозки навалочных грузов (балкеры), лесовозы, танкеры общего назначения и т.д.

Танкер  – судно, построенное или приспособленное главным образом для перевозки нефти наливом в своих грузовых помещениях.

В соответствии с правилами Регистра все танкеры подразделяются с точки зрения пожарной безопасности на две категории:

- танкеры для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов с температурой вспышки ниже 600С и давлением паров ниже атмосферного;

- танкеры для перевозки нефтепродуктов с температурой вспышки свыше 600С.

Нефтяные танкеры по назначению классифицируются на:

- танкеры для перевозки сырой нефти;

- танкеры нефтепродуктовозы;

- танкеры для сырой нефти/нефтепродуктов;

- танкеры для битумных растворов;

- танкеры химовозы;

Специализация дает возможность осуществить перевозку и перевалку всего груза по одной технологической схеме. Специализация позволяет максимально повысить качество и эффективность перевозки данного груза, но она снижает эксплуатационную гибкость судна и возможность его загрузки на обратных направлениях. Это вызвало необходимость создания судов, специализированных для перевозки нескольких разнородных грузов. Указанная проблема решалась путем создания судов, грузовые помещения которых могли быть эффективно использованы для перевозки одного или нескольких видов (или классов) грузов. Таким образом, были созданы суда двойной специализации, к которым относятся:

- суда для перевозки навалочных и наливных грузов;

- суда для перевозки генеральных грузов и контейнеров;

- хлопколесовозы;

- суда для перевозки навалочных грузов и подвижной техники;

- суда, погрузка которых производится методом наката;   

- суда для перевозки автомобилей и леса и т.д.

Суда двойной специализации иногда называют комбинированными судами, поскольку они приспособлены к перевозке различных по своим транспортным характеристикам грузов: нефтерудовозы, нефтебалкеры, контейнеровозы-рудовозы и т.д.

Комбинированное судно – судно, в конструкцию которого входят одна палуба, бортовые подпалубные танки и бортовые скуловые танки в грузовых помещениях и которое предназначено преимущественно для перевозки навалочных грузов.

Судно специального назначения – самоходное судно с механическим двигателем, которое в силу своего назначения имеет на борту специальный персонал более 12 человек, включая пассажиров (под указанными судами понимаются научно-исследовательские, экспедиционные, гидрографические, учебные суда; китобаза и прочие суда, используемые для переработки живых ресурсов моря и не занятые их ловом, и др.).

Атомное судно – судно, главная пропульсивная установка которого использует ядерную энергию.

Судовая баржа – несамоходное грузовое судно, эксплуатируемое без экипажа и приспособленное для транспортировки на специально оборудованных судах (баржевозах) и буксировки (толкания) в пределах установленного ограниченного района плавания.

Общий тоннаж (валовая вместимость) мирового торгового флота в 2007 году превысил 950 млн. т[3].

В настоящее время транспортный флот составляет по тоннажу 95,2% всего мирового флота. Наибольшую долю в структуре мирового флота занимает наливной флот, который по тоннажу, с учетом специализированного (химовозов, газовозов), занимает преобладающее место – 43,2%. Навалочники-рудовозы составляют 19,7%, а сухогрузы универсальные – 19,4%[4]. 

Почти все страны мира и даже те из них, которые не имеют выхода к морю, как, например, Чехия и Швейцария, обладают собственным морским флотом. Однако распределен флот неравномерно: из 159 стран и территорий­, имеющих флот, первая десятка владеет 62,5% мирового флота[5].

Десять крупнейших Морских Регистров по состоянию на 2007 г. представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Десять крупнейших регистров на 01.01.2007 года[6]

Регистр Число судов Брутто- тоннаж, (млн.т) Средний возраст, года
1. Панама 62 64,2 18
2. Либерия 58 57,6 12
3. Греция 29 30,2 23
4. Кипр 23 23,3 16
5. Багамские о-ва 22 22,9 14
6. Япония 18 22,1 10
7. Норвегия 20 20,0 13
8. Мальта 15 16,5 16
9. Китай 15 15,8 17
10. США 14 15,5 12

 

В таблице обращает на себя внимание наличие очень большого морского флота у некоторых развивающихся стран. Это объясняется тем, что под "удобными флагами" Панамы, Либерии, Кипра, Багамских островов на самом деле плавают суда Японии, США, ФРГ, Великобритании и других стран Запада. До недавнего времени в состав "первой десятки" входила и Россия.

Самыми крупными владельцами флота являются Либерия и Панама, хотя обе страны как по численности населения, так и по занимаемой ими территории небольшие. Причина в том, что эти страны начали регистрировать под свой флаг чужие суда, хозяева которых хотели избежать у себя на родине высоких налогов и больших расходов на содержание экипажей. Переход под «удобные» или «дешевые» флаги сократил флот США и многих других развитых стран. Так, в Панаме регистрационный налог на право плавать под панамским флагом равен 1 доллару за регист­ровую тонну нетто, а ежегодный налог 0,1 доллара за ту же единицу. В результате эксплуатация судна вод дешевым флагам обходится в 5 раз дешевле, чем, например, под фла­гом США[7].

В настоящее время почти 1/3 мирового флота плавает под чужими флагами, а в CШA даже 46 процентов флота но­сит чужой флаг[8]. В 1986 г. в Женеве была принята Конвенция, усложняющая возможность регистрации иностранных судов. На государства флага была возложена ответственность за техническое состояние судов, часть экипажа должна обязательно состоять из граж­дан страны флага, а судовладельческая компания непремен­но находиться в стране флага и т.п. Контроль за соблюде­нием требований Конвенции очень сложен и пока не принес ожидаемого эффекта.

Размещение морского транспорта и движение грузопотоков связано в первую очередь с крупнейшими портами (грузооборотом свыше 50 млн. тонн в год)[9], например, Нью-Йорком и Сан-Франциско в Северной Америке, Тубаран в Южной, Ричардс-Бей и Александрия в Африке, Сингапур, Шанхай, города Токийской агломерации в Азии, Роттердам, Лондон, Марсель в Европе и так далее.

Среди выше перечисленных портов можно выделить две группы. Порты первой группы - это специализированные на вывозе какого-либо сырья грузовые терминалы, занимающиеся не только погрузкой\выгрузкой полезных ископаемых, но и их первичной обработкой (например, порт Тубаран в Бразилии специализируется на экспорте железной руды, Ричардс-Бей в ЮАР - на вывозе угля, Рас-Танура в Саудовской Аравии - на погрузке нефти).

Порты второй группы - настоящие промышленные гиганты, занимающиеся переработкой привозного сырья на местных заводах с использованием современных технологий, например, города Западной Европы Лондон, Гамбург, Гавр и Роттердам - крупнейший из них, с годовым грузооборотом в 300 миллионов тонн. Столь большое экономическое развитие эти города как порты получили благодаря тому, что в большинстве своем они стоят на пересечении важнейших транспортных магистралей региона, в частности, в устьях рек, по которым осуществляется дальнейшее распределение грузов вглубь континента.

Общее число морских портов на всех морях и океанах превышает 2,2 тысячи. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 50 млн. т грузов, всего немногим более 30[10]. В том числе 12 из них имеют грузооборот, превышающий 100 млн. т в год; среди них особо выделяются Роттердам (ок. 300 млн. т) и Сингапур (270 млн. т)[11]. В большинстве своем крупнейшие порты мира принадлежат к числу универсальных. Но наряду с ними имеются и специализированные порты: нефтяные, угольные, железорудные.

По размерам перевозок первое место принадлежит Атлантическому океану, второе - Тихому, третье - Индийскому океану[12].

Очень большое влияние на географию морского транспорта оказывают международные морские каналы, особенно Суэцкий и Панамский. Через Суэцкий канал перевозится до 350 млн. т грузов в год. Он сокращает путь между портами Европы и Азии в два-три раза.

Перспективы развития флота в целом и совершенствование отдельных типов судов можно рассматривать только в совокупности с развитием новой технологии перевозки и перегрузки на всем пути следования груза. Учитывая быстрое изменение применяемой технологии в промышленности и на транспорте, оптимальный эксплуатационный цикл специализированного судна определяется в 10-15 лет, после чего на работу судна в той или иной мере будет оказывать влияние несоответствие его технико-эксплуатационных характеристик другим компонентам системы «груз-судно-перегрузочные комплексы»[13].

 



2020-02-04 613 Обсуждений (0)
Особенности морской транспортной отрасли и виды морского транспорта. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности морской транспортной отрасли и виды морского транспорта.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (613)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)