Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные направления морских перевозок



2020-02-04 1601 Обсуждений (0)
Основные направления морских перевозок 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Направления морских перевозок определяются экономической ситуацией в мире, ростом или падением производства и зависят от многих причин, в том числе и политических.

Современная география морского транспорта к основным перевозкам по международным океанским путям относит перевозки следующих грузов: нефти и нефтепродуктов, железной руды, леса, каменного угля, зерновых, генеральных грузов и перевозки пассажиров. В последние годы наблюдается непрерывный рост международных морских перевозок.

На первом месте по объему перевозимых грузов стоит нефть и нефтепродукты, перевозимые наливом на танкерах, - около 50% всех мировых морских пе­ревозок. Ежегодно в мире перерабатывается около 3 млрд. т. сырой нефти, из которых более половины – 1,8 млрд. т. перевозится морем[28]. Долго хранить сырую нефть нельзя, т.к. через 3-4 месяца она густеет и теряет некоторые ценные качества, поэтому перевозки нефти ведутся регулярно.

Основные грузопотоки нефти и нефтепродуктов направляются из главных производителей и экспортеров нефти - стран Ближнего и Среднего Востока (Иран, Ирак, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия) - в страны Се­веро-Западной Европы и Средиземноморья (более 460 млн.т в год), в Японию(около 200 млн. т), в Северную Америку (более 130 млн. т), в Южную Америку (около 100 млн. т)[29].

Вторым по значению экспорта нефти и нефтепродуктов морским транспортом счи­тается африканский континент - Северная и Западная Африка (Алжир, Ливия, Нигерия), откуда ежегодно вывозится в страны 3ападной Европы и Среди­земного моря около 130 млн. тонн этого вида топлива и сырья в стра­ны Северной и Южной Америки - более 150 тыс.т.[30]

Массовые перевозки нефти привели к строительству крупных танкеров, грузоподъемностью до 500 тыс. тонн. С увеличением размеров судна уменьшается себестоимость перевозки 1 тонны груза, однако, дальнейший рост размеров танкеров приостановлен в связи с той опасностью, которую они представляют в случае аварии, и с трудностями эксплуатации (ограниченные глубины в портах и каналах). Для очень крупных танкеров строят нефтетерминалы в море.

На втором месте по объемам океанских перевозок стоят навалочные и насыпные грузы (различные руды, уголь, удобрения, зерно и т.п.) – 30% всех грузовых морских перевозок[31].

Ведущее место среди навалочных грузов занимает железная руда. Основными по­требителями железной руды являются стра­ны с развитой металлургической промышленностью, но бедные (за исключением Франции и некоторых стран Скандинавского п-ова) запасами этого вида сырья. Это, в первую очередь, США, Германия, Великобритания, другие западноевропейские страны и Япония.

Наиболее крупными экспортерами руды являются Австралия, Бразилия, индия, Швеция, Южная Африка. Основной грузопоток железной руды идет из стран Южной Америки в страны 3ападной Европы (более 50 млн. т), в США(около 25 млн. т), Японию (около 30 млн. т). Значительное ко­личество железной руды вывозится из 3ападной Африки и Скан­динавских стран в страны 3ападной Европы (около 25 и 23 млн. т соответственно)[32].

Крупным экспортером железной руды является Австралия: в страны 3ападной Европы она вывозит более 15 млн. т. в Япо­нию - более 65 млн. т железной руды[33].

Значительную долю среди навалочных грузов занимает каменный уголь и продукт его переработки - кокс. Основ­ными экспортерами угля являются Польша, США, Австралия, ЮАР. Импортерами - страны Европы, Япония. Общий объем морских перевозок в 2005-2006 гг. составил около 190 млн. т[34].

В океанских перевозках уголь направляется из стран континентальной Европы, Северной Америки, Австралии в Великобританию (26 млн. т) и в Японию (около 60 млн. т). Кроме того, развитые европейские страны, в свою очередь, им­портируют из стран Восточной Европы и Северной Америки око­ло 15 млн.т. угля.

3начительный удельный вес в международных морских пере­возках имеют бокситы и глинозем - сырье для алюминиевой промышленности. Крупны­ми экспортерами бокситов являются Австралия, Гвинея, Ямайка, Суринам, Гайяна, Бразилия, Греция. Основными импортерами - CШA, 3аладная Европа, Канада, Япония. Общий объем пе­ревозок - около 48 млн. т. Главный район добычи этого вида сырья со­средоточен в Латинской Америке и на Ямайке, откуда они выво­зятся в США, Канаду. Крупнейшими поставщиками этого сырья являются также Австралия и страны 3ападной Африки: Гвинея, Гана и Сьерра-Леоне. Из этих стран морские перевозки бокситов осуществляются главным образом в 3ападную Европу. Из мест добычи в Малайзии и Индонезии бокситы перевозят в Японию.

На третьем месте по количеству перевозимых массовых гру­зов стоит зерно(пшеница, кукуруза, ячмень, овес, рожь, соевые бобы) - его перевозится около 200 млн. т. в год[35]. Больше всего перевозится пшеницы, затем идет кормовое зерно (кукуруза, ячмень, сорго, овес). Риса перевозят меньше, т.к. он потребляется больше всего там, где производится - в странах Юго-Восточной Азии, в Китае, Японии.

Поскольку около половины всего производства пшеницы - 118 млн. т из 243 млн. т, произведен­ных в 2006 г., - сосредоточено в США (65% всех перевозок), Канаде (10%), Австралии (8%), Ар­гентине (около 6%) и Франции (5,5% мировых поставок), то они и являются основными экспортерами этого вида зерновых в страны Латинской Америки, Африки, Азии[36]. Характерной особенностью мировых перевозок зерновых грузов являются их сезонный характер и значительные колеба­ния по годам, связанные со временем сбора урожая и урожай­ностью.

Основными направлениями морских перевозок зерновых яв­ляются: Атлантические порты США, Канады и Аргентины - пор­ты 3ападной Европы Ближнего Востока, Африки и Южной Аме­рики, Тихоокеанские порты США, Канады и порты Австралии - порты Юго-Восточной Азии, Японии, Африки, а также 3ападной Европы. Из портов 3ападной Европы, в свою очередь, пшеница экспортируется в некоторые страны Африки.

Основными импортерами зерновых из США, Канады, Арген­тины и Австралии являются страны 3ападной Европы, куда еже­годно перевозится более 60 млн. т., Япония (более 20 млн. т.), страны бассейна Индийского океана (свыше 7 млн. т), Африки (более 6 млн. т.)[37].

Кроме перечисленных выше основных видов массовых грузов, перевозимых морем, следует упомянуть перевозки марганцевой и хромовой руд и руд цветных металлов: меди, свинца, олова, перевозки фосфатного сырья и минеральных удобрений, сахара, лесных материалов и т. д.

Основные потоки марганцевой руды идут из стран Африки, Южной Азии (Индия), Латинской Америки (Бразилия, Мекси­ка) и Австралии. Из Африки она идет в страны 3ападной Евро­пы, из Южной Америки в США и в страны 3ападной Европы, в Японию, она завозится из Индии, Габона, Южно-Африканской Республики, Австралии, Индонезии, Филиппин и Мексики.

Хромовая руда вывозится из ЮАР, Зимбабве, Филиппин и Турции в США, Японию, западноевропейские страны.

Свинец экспортируется из Австралии, Перу, Мексики, Кана­ды, Испании, ЮАР в западноевропейские страны и Японию.

Цинк вывозится из Марокко, 3амбии, Перу, Австралии, Кана­ды в Западную Европу, а также в Индию.

Экспортерами олова являются Малайзия, Боливия, Таиланд, Индонезия, Австралия, Нигерия, 3аир, которые вывозят его в США, западноевропейские страны и Японию.

В последние годы неуклонно растут перевозки минеральных удобрений - фосфатов и фосфоритов, основными поставщиками на мировой рынок которых являются страны Северной и 3апад­ной Африки (Марокко, Алжир, Тунис, Того, Сенегал и др.), США, о-ва Тихого океана (Науру, Оушен, Рождества), а также неко­торые страны Ближнего Востока (Иордания, Израиль).

Среди перевозок продовольственных грузов второе место по­сле зерновых занимает сахар. Перевозится, в основном, тростни­ковый сахар, главными производителями и экспортерами кото­рого являются Республика Куба, Доминиканская Республика, Ямайка, Индонезия, Филиппины, о. Тайвань, Австралия, Мав­рикий. В последние годы он начал экспортироваться из Мекси­ки, Бразилии, Аргентины и некоторых других южноамерикан­ских государств.

Из этих стран сахар вывозится в США (за исключением пе­ревозок из Кубы), Канаду, 3ападную Европу, Японию. Общий объем перевозок - ~ 20 млн. т.

Основными направлениями перевозок машин и оборудованияявляются: США - Европа, Япония и в обратном направле­нии США - страны Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки и Дальнего Востока; Европа - государства Юго­-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, Дальнего Во­стока.

Австралия и Новая Зеландия поставляют в Европу значи­тельное количество сельскохозяйственных товаров и продоволь­ствия. Так, в Европу ежегодно экспортируется из этих стран 400 тыс. т шерсти, 340 тыс. т сливочного масла, 220 тыс. т. фрук­тов, а также кожсырье, мука и т.п.

В последние годы на развитие морских перевозок противоположное влияние оказывают два основных фактора – изменение структуры перевозимых грузов и стоимость морских перевозок. Высокие цены на морские перевозки вызвали ощутимый для потребителей рост цен на продовольственные товары.

Из-за высоких цен увеличились спросы на товары, что привело к переориентации международной торговли продовольственными товарами, и как следствие, к изменению направления и структуры морских перевозок (таблица 5.).

 

 

Таблица 5.

Доли стран мира в импорте потребительских товаров, %[38]

Регион

Все потребитель­ские товары

Топливо

Руды и металлы

Сельско-хозяйственное сырье

Продовольствие

1997 - 2000 2005 - 2007 1997 - 2000 2005  - 2007 1997 - 2000 2005 - 2007 1997 - 2000 2005-2007 1997-2000 2005 - 2007
Развитые страны 69 67 68 67 69 60 38 62 70 69
Развивающиеся страны, из них: 28 30 28 30 28 37 31 36 37 37
Азия 20 23 21 24 24 32 24 29 17 19
Китай 2 6 2 4 3 13 5 13 2 3
Индия 1 2 2 3 1 2 1 2 0 1
Страны с переходной экономикой 4 3 4 3 2 3 1 2 4 4
Мировой импорт, всего (млрд. долл. США) 1236 2189 437 1087 182 302 141 160 476 639

 

В дополнение к быстрому росту объема перевозимых грузов (в среднем на 6% в год, начиная с 2005 г.) переориентация потоков морских грузов выразилась и в увеличении длительности перевозок и количестве морского транспорта, требующего для их осуществления. Например, хотя основной объем китайского импорта железной руды приходится на Австралию, доля Бразилии растет высокими темпами последние годы, несмотря на то, что расстояние между Бразилией и Китаем больше, чем между Китаем и Австралией. В 2007 году низкий урожай зерновых в Европе и Австралии привел к тому, что традиционный экспорт зерновых этих стран в Южную Азию и Северную Африку был заменен экспортом аналогичных культур из Северной Америки, транспортные издержки по которому значительно выше[39].

Более того, рост объема морских перевозок неравномерен по географической структуре. Некоторые порты, например австралийские, бразильские и китайские, существенно увеличили объемы погрузочно-разгрузочных работ. Зачастую судам приходиться подолгу дожидаться очереди на разгрузку на рейде. Подобное положение вещей может способствовать дальнейшему повышению цен на морские перевозки.

В краткосрочном периоде (в течение 2010 года) большинство экспертов прогнозируют, что стоимость фрахта будет оставаться высокой, хотя раньше и ожидалось снижение.

 



2020-02-04 1601 Обсуждений (0)
Основные направления морских перевозок 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные направления морских перевозок

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1601)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)