Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственное регулирование сбережений. Стимулирование за рубежом                                                          



2020-02-03 417 Обсуждений (0)
Государственное регулирование сбережений. Стимулирование за рубежом                                                           0.00 из 5.00 0 оценок




Внутренняя государственная политика в обла­сти сбережений должна исходить из целей нормаль­ного течения процесса образования и использования сбережений. Эту цель государство достигает с помо­щью использования таких инструментов:

· государственной политики в области доходов и заработной платы;

· социальной политики;

· кредитно-денежной политики;

· фискальной политики;

· бюджетного регулирования;

· демографической политики;

· политики занятости;

· нормативно-правового обеспечения.

Одни инструменты государственного регули­рования оказывают влияние на мотивы сберега­тельного поведения, другие — на виды сбережений, третьи — на их уровень. При этом следует отметить, что все инструменты взаимосвязаны, взаимозави­симы и действуют как единый механизм, усиливая или ослабляя действие друг друга.

В мировой практике государственного регули­рования сберегательного процесса широко исполь­зуются как меры прямого воздействия на сберега­тельный процесс, так и, в большей степени, эле­менты косвенного регулирования. Инструменты государственного регулирования сбережений мо­гут оказывать воздействие как долгосрочного, так и краткосрочного характера.

Остановимся на методах прямого и косвенно­го регулирования сберегательного процесса, наи­более широко применяемых в мировой практике. Прежде всего, это различные ограничения, нала­гаемые на институты, участвующие в сберегатель­ное процессе.

Системы прямого гарантирования вкладов населения создавались, как правило, после мощ­ных экономических или банковских кризисов.

Для косвенного регулирования процесса сбе­режений населения используются отдельные эле­менты налогового регулирования, регулирования денежных рынков, валютного регулирования и др.

Системы гарантирования вкладов входят в нормативно-правовое регулирование, и в каждой стране они различны. Как правило, объектом защи­ты являются вклады как физических, так и юриди­ческих лиц. В США. Канаде и Норвегии под заши­той находятся также и межбанковские депозиты. В Японии и Франции не выплачивается страховое воз­мещение только по депозитным сертификатам [14].

Системы гарантирования вкладов для каждой страны различны. Так, в США, Нидерландах. Япо­нии существуют системы обязательного страхова­ния, а в Германии и Франции эти системы добро­вольные, действующие на основе межбанковских соглашений.

Несмотря на то, что участие государства в фи­нансовом обеспечении интересов вкладчиков не идентично в разных странах, его можно свести к трем основным формам:

1) предоставление страховому фонду всего или части начального капитала для начала функ­ционирования страховой системы. Так, напри­мер, в Японии для этих целей государство пре­доставляет 2/3 начального капитала, а в Ин­дии и Филиппинах - все 100%;

2) регулярные взносы в страховой фонд. В Испа­нии государство вносит равные доли с банка­ми-участниками страховой системы. В Индии и Аргентине государство пополняет страховой фонд только по мере необходимости;

3) обеспечение резервных средств для подкреп­ления.

В Индии и Турции обязательства по под­держанию страхового фонда принимают на себя центральные банки. В ряде других стран государ­ство действует путем предоставления прямых или тененных гарантий.

В каждой стране определены размеры отчис­лений в фонд страхования сбережений и пределы их возмещения. Как правило, размер отчислений небольшой (максимально 0,5%) и не зависит от предела возмещения в случае банкротства финан­сового учреждения.

Что касается системы зашиты вкладов, то сле­дует отметить, что в мировой практике выделяются две основные модели системы защиты банковских вкладов. Старейшая модель действует в США и имеет многие черты, характерные для страхово­го вида деятельности: формирование страхового фонда, определение страхового случая и др.

Другая модель действует в Германии, в ее ос­нове лежат солидарность и сотрудничество самих банков при ограниченной роли государства.

Определенный интерес представляет и опыт Германии, так как национальной чертой немцев является высокая склонность к сбережениям, а немецкие банки имеют ярко выраженный тип универсальных банков с большим количеством разнообразных операций [14].

Контроль над деятельностью немецких банков осуществляется как со стороны специального го­сударственного органа — федерального ведомства контроля над кредитным делом, так и со стороны центрального банка. Характерной чертой банков­ской системы Германии является большая роль от­раслевых союзов, независимых от государства, по действующих в тесном сотрудничестве с централь­ным банком страны. Именно отраслевые союзы занимаются системами страхования отдельных групп банков.

Следует отметить, что кроме нацеленной па защиту интересов вкладчиков системы банковско­го контроля страны, существуют и действуют спе­циальные инструменты страхования.

В Финляндии порядок страхования был вве­ден в 1998 г. В соответствии с его требованиями банки, работающие с вкладами населения, обяза­ны участвовать в Фонде гарантирования депози­тов.

Необходимо отметить, что в большинстве раз­витых стран гарантии возврата депозитов даются мелким вкладчикам, которые являются менее защищенными от финансовых потрясений.

Однако не все страны практикуют страхование вкладов. В некоторых странах, например в Новой Зеландии, основное внимание уделяется совер­шенствованию методов регулирования банковской деятельности и улучшению стандартов аудита фи­нансовых институтов, что повышает их надежность и обеспечивает сохранность вкладов.

В зарубежной практике используются различ­ные методы регулирования деятельности финан­совых институтов, участвующих в сберегательном процессе. В США, где функционирует широкая сеть финансовых учреждений , государство жестко регулирует и контролирует не только их ра­боту с различными категориями вкладчиков, но и работу по открытию разного рода вкладов, исполь­зованию сберегательных счетов. В целях сниже­ния рисков недобросовестной конкуренции на рынке сбережений ограничиваются размеры мак­симальных ставок.

Развивающиеся страны в своей практике ак­тивно используют накопившийся мировой опыт государственного регулирования сбережений. На­пример, в Чехии и Турции создана система прямо­го гарантирования вкладов. На Украине принято положение о формировании фонда гарантирова­ния вкладов физических лиц.

В основном государством активизируется вни­мание на стимулирование роста сбережений в организованных формах [14].

Особо следует остановиться на фискальном регулировании, так как оно напрямую влияет на стимулирование сбережений, практикуемое в ряде развитых стран и призванное увеличить масшта­бы частных инвестиций.

Первыми сберегательные схемы начали вво­дить США, где с 1982 г. любой гражданин на от­крытый в банке индивидуальный пенсионный счет ежегодно мог вносить фиксированную сумму. Указанная сумма и начисленные про­центы освобождались от налогообложения, одна­ко за досрочное использование средств, взимался штраф в размере 10%. Средства, размещенные на счете, могли инвестироваться в банковские счета.

На сегодняшний день налоговое стимулирова­ние сбережений практикуется в большинстве раз­витых стран. В Великобритании, отличающейся крайне низким уровнем сбережений населения, были разработаны и введены льготные сберегательные схемы, основными из которых являются: личный план инвестиций в акции; специальный сберегательный счет, не облага­емый налогом; инвестиционная схема предприятий, заменен­ная позднее схемой расширения бизнеса, — ча­стная программа пенсионного обеспечения.

Наиболее эффективной для налогоплательщика является программа частного пенсионного обес­печения, по которой предоставляется налоговая скидка на взносы в определенные пенсионные фонды.

Большой интерес представляет опыт эконо­мически развитых стран в стимулировании сбе­режений населения и трансформации их в инвес­тиции [1]. Безусловно, инвестиционные институты, специализирующиеся на работе с населением, за рубежом имеют много больше опыта, широкую поддержку населения, их доверие не подрывает­ся периодическими крупными и мелкими кризи­сами, приводящими к обесценению сбережений, однако это далеко не все, что определяет успехи этой отрасли в развитых странах. Спи­сок мировых чемпионов по норме сбережений возглавляет Сингапур, где норма валовых на­коплений в 1995 году составила 51 %, далее идут Таиланд и Корея - по 35%, Малайзия - 32%'.

В целом меры на­логового стимулирования можно разделить на три группы:

- стимулирование сбережений в целом;

- стимулирование пенсионных накоплений;

- стимулирование строительных сбереже­ний в той или иной форме.

Как правило, основные льготы предоставля­ются частным инвесторам, использующим раз­ного рода пенсионные схемы [1]. Так, в Швеции из облагаемого подоходным налогом дохода вычи­таются дивиденды и проценты по некоторым сберегательным инвестиционным программам. В ряде стран (Великобритания, Канада, Франция, Япония) применяется снижение нало­гообложения доходов акционеров, в Бельгии из совокупного налогооблагаемого дохода вычита­ется прибыль розничных инвесторов от роста курсовой стоимости ценных бумаг. В Испании предоставляется налоговый кредит на сумму средств, потраченных для приобретения ценных бумаг, а в Италии, Канаде, Финляндии и Фран­ции такой кредит распространяется на получен­ные инвестором дивиденды.

Во Франции открытое стимулирование об­разования накоплений в зависимости от способа размещения средств и вида инвестиций также осуществляется на основе предоставления нало­говых льгот. Законодательно определены макси­мальные суммы вкладов и накоплений, которые не облагаются налогом. Однако для доходов с капитала во Франции не существует общей нор­мы, которая бы определяла размер не облагае­мой налогом суммы.

В первую очередь льготы предоставля­ются инвесторам при сбережениях по пенсион­ным схемам. Наибольший опыт накоплен амери­канскими коллективными инвесторами. В США существует система индивидуальных пенсион­ных счетов, средства на которых сберегаются самими гражданами. Также существуют пенсионные планы, в которых принимают участие работодатели.

Кроме этого в США существуют и так назы­ваемые образовательные счета для детей. Деньги должны быть сняты до достижения пользовате­лем счета 30-летнего возраста.

Кроме стимулирования пенсионных накоп­лений, в развитых странах широко развиты сис­темы стимулирования строительных сбереже­ний. Одной из весьма распространенных форм стимулирования является выплата премий сбе­регателям строительных сберегательных бан­ков.

В регионах Бельгии (Брюссель, Фламия и Валлония) применяется система премирования лиц, покупающих или строящих свою первую квартиру.

Кроме того применяются процентные дота­ции и льготные кредиты. Во всех регионах Бель­гии малообеспеченные и многодетные семьи по­лучают в различной форме процентные дотации или социальные (льготные) кредиты.

В настоящее время в Финляндии госу­дарство поддерживает процесс образования молодыми людьми (от 18 до 30 лет) накопле­ний на жилищное строительство, выплачивая на протяжении первых 6 лет проценты по взя­тому кредиту на строительство при условии, что как минимум 20% необходимого для стро­ительства/покупки их первой квартиры капи­тала молодые люди накопили сами.

В рамках социального жилищного строи­тельства финское государство предоставляет че­рез специальный фонд льготные кредиты для со­циальных групп населения с низким уровнем до­ходов.

Во Франции работает система строитель­ных сбережений, привлекательность которой заключается в выгодных процентных ставках и предоставлении государственных премий.

Счет строительных сбережений отличается от плана строительных сбережений меньшими суммами накопительных взносов и относитель­но небольшой продолжительностью накопи­тельного этапа. Кроме того, ставка процента по вкладу также немного ниже, зато имеется боль­ше возможностей распоряжения суммой вклада.

Итогом разумной и взвешенной инвестици­онной политики предоставления налоговых льгот на накопления, и не в последнюю очередь различных премий и бонусов, стало увеличение накопительной квоты (доли дохода, накапливае­мой в качестве сбережений) с 5.6% в 1988 году до 11,0% в 1993-м. Т.е. фактически за 5 лет прои­зошло удвоение всех вкладов населения, в том числе и их инвестиций в сектор жилищного строительства.

С середины 80-х годов в Швеции не су­ществует системы мер государственного сти­мулирования образования накоплений. Одна­ко некоторые банки предлагают в качестве од­ной из своих услуг счета строительных сбере­жений, открыв которые и накопив 15-20% всей суммы, вкладчик получает право на получение кредита в размере 85-80% всей суммы строи­тельных сбережений [1].

Как наиболее подходящая к экономическим реалиям, Швецией была предложена схема под­держки строительных сбережений граждан в форме государственных гарантий предоставляе­мых ссуд по строительным сбережениям, право на которые вкладчик получает только по итогам своей определенной накопительной активности. Она может осуществляться как в форме регуляр­ных накопительных платежей на счет строитель­ных сбережений, так и в форме вложения средств в стабильные ценные бумаги, акции или инвестиционные фонды.

Одной из форм регулирования ликвидности банковской системы и как следствие денежного предложения в стране, является регулирование ставки обязательного резервирования пассивов коммерческих банков, которое осуществляется Национальным банком РБ. Анализ практики по­казал, что применение этого рычага оказало не­гативное влияние на рынок сбережений: так, за­ниженный норматив резервирования по вкладам в иностранной валюте делал сбережения в этой форме более предпочтительным. В конечном ито­ге Банку РБ пришлось устранять этот нега­тивный эффект путем выравнивания нормативов в рублях и валюте.

Традиционным рычагом, используемым для регулирования и привлечения денежных средств населения в банковские вклады, являются процен­тные ставки по депозитам [3]. Однако, как показыва­ет практика, взаимосвязь между значениями ста­вок по депозитам и абсолютным приростом бан­ковских вкладов очень незначительная. Дело в том, что массовый вкладчик при размещении свобод­ных денежных средств, практически не учитывал доходности этого инструмента. Этот факт не сви­детельствует об экономической безграмотности  населения, а говорит о том, что в РБ банковс­кие сбережения в основном носят технический ха­рактер, а банковские вклады являются временным способом накопления сбережений с последующим их размещением в более доходные инструменты., либо вообще не начисляется, а также свидетельствует о том, что размещение средств населения в банках, в основ­ном, не преследует цель получения дохода. Частич­но это объясняется и прямым зачислением орга­низациями зарплаты и социальных пособий зна­чительному числу граждан на банковские счета.

 При рассмотрении изменения ставки рефи­нансирования как метода регулирования Банком Беларуси рынка сбережений выявляется очень сла­бое влияние ставки рефинансирования на ставки по депозитам. Иными словами, рынок сбережений населения является очень малоподвижным и не отслеживает резких изменений на денежных рын­ках. Эффективность такого инструмента, как став­ка рефинансирования Банком Беларуси, низка и в настоящее, время используется для отдельных опе­раций в банковском секторе.

Рассмотрение форм и методов государствен­ного регулирования сберегательного процесса, применяемых как в экономически развитых стра­нах, так и в странах с переходной экономикой, по­зволяет сделать следующие выводы. Государствен­ное регулирование процессов формирования и трансформации сберегательных ресурсов населе­ния представляет собой не одноразовый акт, а­ сложную систему мер законодательного, исполни­тельного, контролирующего и стимулирующего характера, регулярно осуществляемых соответству­ющими учреждениями и направленных на привле­чение и использование сбережений в интересах на­циональной экономики. В отличие от экономичес­ки развитых стран, в Беларуси в годы реформ фор­мированию механизма государственного регулиро­вания сберегательного процесса не уделялось дос­таточного внимания. Крайне низкий процент орга­низованных ресурсов говорит о том, что государ­ственного регулирования этого процесса не отлича­лось эффективностью.

 



2020-02-03 417 Обсуждений (0)
Государственное регулирование сбережений. Стимулирование за рубежом                                                           0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственное регулирование сбережений. Стимулирование за рубежом                                                          

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)