Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические основы пенсионного обеспечения



2020-02-03 239 Обсуждений (0)
Теоретические основы пенсионного обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

 

на тему: Зарубежный опыт пенсионного обеспечения и возможности его адаптации к условиям Республики Беларусь

 

 

Студентка

ФФБД, 4 курс, РФМ-1                                                     В.В. Коваленко

 

 

Руководитель,

ассистент                                                                                Н.Н. Евсейчикова

 

МИНСК 2019

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 32 с., 3 рис., 1 табл., 21 источник.

 

 

ПЕНСИЯ, ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА

 

 

Объект исследования –зарубежный опыт пенсионного обеспечения.

Предмет исследования – возможности адаптации зарубежного опыта пенсионного обеспечения к условиям Республики Беларусь.

Цель работы: выявить возможности адаптации зарубежного опыта пенсионного обеспечения к условиям Республики Беларусь на основе его анализа.

Методы исследования: анализа, синтеза, дедукции, индукции, группировок, сравнения, графический, табличный, математический.

Исследования и разработки: рассмотрены теоретические основы пенсионного обеспечения; проведён анализ зарубежного опыта пенсионного обеспечения; проанализирована система пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.

Элементы научной новизны: выявлены проблемы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь; выявлены перспективы адаптации зарубежного опыта пенсионного обеспечения к условиям Республики Беларусь.

Область возможного практического применения: совершенствование пенсионной системы Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные теоретические, методологические и методические положение и концепции сопровождаются ссылками на их авторов                                                                                          

 

 

       ________________ 

THE ABSTRACT

 

Course work: 32 pages, 3 pictures, 1 table, 21 sources.

 

 

PENSION, PENSION SUPPORT, PENSION FACILITY DISTRIBUTION SYSTEM, PENSION RECOVERY ACCUMULATION SYSTEM, PENSION REFORM

 

 

The object of the study is the foreign experience of pension provision.

The subject of the study is the possibility of adapting the foreign experience of pension provision to the conditions of the Republic of Belarus.

The purpose of the work: to identify opportunities for adaptation of foreign experience of pension provision to the conditions of the Republic of Belarus on the basis of its analysis.

Methods of research: analysis, synthesis, deduction, induction, groupings, comparisons, graphical, tabular, mathematical.

Research and development: considered the theoretical basis of pension provision; the analysis of foreign experience of a provision of pensions; the pension system in the Republic of Belarus is analyzed.

Elements of scientific novelty: the problems of pension provision in the Republic of Belarus have been identified; prospects of adaptation of foreign experience of a provision of pensions to conditions of the Republic of Belarus are revealed.

Area of ​​possible practical application: improvement of the pension system of the Republic of Belarus.

The author of the paper confirms that the calculated and analytical material presented in it correctly and objectively reflects the state of the process under investigation, and all borrowed theoretical, methodological and methodological positions and concepts are accompanied by references to their authors

 

 

________________

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. 5

1 Теоретические основы пенсионного обеспечения. 7

2 Анализ зарубежного опыта пенсионного обеспечения. 13

3 Возможности адаптации зарубежного опыта пенсионного обеспечения к условиям Республики Беларусь. 20

3.1 Анализ системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь. 20

3.2 Проблемы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь. 23

3.3 Перспективы адаптации зарубежного опыта пенсионного обеспечения к условиям Республики Беларусь. 25

Заключение. 29

Список использованных источников. 31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Содержание нетрудоспособных и престарелых граждан существует с момента возникновения человеческого общества. По мере его развития возникают и непрерывно возрастают риски значительного снижения уровня жизни в связи с утратой трудового или иного постоянного дохода по различным объективным причинам (временная или длительная потеря трудоспособности под воздействием производственных и экономических факторов: профессиональные заболевания, несчастные случаи, безработица и др.)

Кроме периодически возникающих экономических причин, существуют физиологические и демографические причины возникновения материальной необеспеченности (утрата трудоспособности в результате общего заболевания, материнства, старости; содержание и воспитание детей и др.).

Мировой опыт демонстрирует, что система пенсионного обеспечения является основным институтом страхования в условиях рыночной экономики, призванным обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, а также в случаях болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы.

В Республике Беларусь пенсионная система, несмотря на её реформирование, заключающееся в поэтапном повышении пенсионного возраста, переживает кризисные явления, связанные с негативными демографическими явлениями, недостаточным размером пенсий, уравнительным характером распределения средств, самим распределительным типом пенсионной системы.

Таким образом, тема курсовой работы «Зарубежный опыт пенсионного обеспечения и возможности его адаптации к условиям Республики Беларусь» является актуальной.

Цель курсовой работы – выявить возможности адаптации зарубежного опыта пенсионного обеспечения к условиям Республики Беларусь на основе его анализа.

Достижение поставленной цели потребовало постановки и последовательного решения следующих задач:

- рассмотреть теоретические основы пенсионного обеспечения;

- провести анализ зарубежного опыта пенсионного обеспечения;

- проанализировать систему пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;

- выявить проблемы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;

- выявить перспективы адаптации зарубежного опыта пенсионного обеспечения к условиям Республики Беларусь.

Объект исследования – зарубежный опыт пенсионного обеспечения.

Предмет исследования – возможности адаптации зарубежного опыта пенсионного обеспечения к условиям Республики Беларусь.

При написании курсовой работы использовались методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, группировок, сравнения, графический, табличный, математический.

Основополагающими источниками при написании курсовой работы послужили издания современных авторов, ресурсы удалённого доступа, нормативные правовые акты.

Теоретические основы пенсионного обеспечения

 

 

Пенсионное обеспечение как экономическая категория представляет собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства с целью формирования фонда денежных средств для материальной защиты населения от социального риска утраты трудового или иного постоянного дохода:

- для работающих – вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности;

- для нетрудоспособных членов семьи – вследствие наступления инвалидности, потери кормильца;

- для отдельных категорий граждан – по достижении установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

В экономическом смысле пенсионное обеспечение – это часть национального дохода, используемого на потребление в целях содержания нетрудоспособных граждан. Пенсионное обеспечение является преобладающей формой содержания нетрудоспособных граждан и ни один вид социального обеспечения не отличается подобными масштабами.

Пенсионная система в любой стране является одним из важнейших элементов социальной защиты лиц наемного труда и важнейшим индикатором социальной политики. Уровень пенсионного обеспечения граждан определяется состоянием экономики и рынка труда, результатом проводимых налоговой политики и политики в области доходов, демографической ситуацией, уровнем развития финансовых, в том числе страховых, институтов; выбором конкретной модели пенсионного обеспечения.

По материальному содержанию пенсия замещает заработную плату как основной источник доходов наемного работника в случаях, когда по возрасту или состоянию здоровья он утрачивает способность полноценно трудиться. Для материального обеспечения пенсионной системы резервируется часть необходимого продукта, предназначенная для покрытия издержек на воспроизводство рабочей силы, которая обеспечивает жизнедеятельность тех, кто не в состоянии работать в силу указанных причин.

Доля средств, идущих на эти цели, в структуре ВВП – макроэкономический показатель уровня цивилизованности общества [14, c. 5].

Пенсионное обеспечение представляет собой систему экономических, организационных и правовых мер по защите населения от материальной необеспеченности вследствие наступления старости или утраты трудоспособности по ряду причин (инвалидность, потеря кормильца, несчастный случай на производстве). При этом необеспеченность может быть вызвана не только краткосрочной или длительной утратой трудового или иного постоянного дохода, но и расходами, связанными с необходимостью удовлетворения дополнительных потребностей в услугах (например, в медицинской помощи, реабилитационных и рекреационных услугах).

Пенсионное обеспечение является, по сути, долгосрочным социальным контрактом между активным населением и теми, кто в силу своего преклонного возраста или потери трудоспособности не может более работать, но кто в прошлом сам материально (через уплату страховых взносов) поддерживал лиц пожилого возраста и других нетрудоспособных. Вероятность ухудшения материального положения в результате утраты трудового или другого постоянного дохода по объективным социально-экономическим значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребности в медицинских и социальных услугах получила название социального риска.

В современном обществе социальная защита представляет собой многоуровневую систему законодательно закрепленных экономических (системы налогообложения и социальных трансфертов населению, позволяющие выравнивать доходы и осуществлять сбережения), социальных (обеспечение минимального уровня жизни посредством социальных выплат, предоставления социальных льгот и оказания социальных услуг) и правовых (нормативное регулирование отношений между работодателем и работником) гарантий, а также институтов, предназначенных для защиты населения от социальных рисков [1].

Особенности возникновения различных видов социальных рисков обусловили необходимость выделения в составе социального обеспечения отдельных экономических категорий (медицинского, пенсионного обеспечения и др.) для целей управления однородными группами рисков. Экономический характер пенсионной системы устанавливается ее ролью в воспроизводственном процессе, распределении и перераспределении доходов населения.

Поэтому состояние институтов пенсионной системы и, прежде всего, личного обязательного, социального и добровольного социального страхования в большой степени зависит от параметров, характеризующих уровень заработной платы и доходов населения. Основной круг вопросов, оказывающийся в поле внимания экономической составляющей пенсионной системы, касается рационального и эффективного использования финансовых ресурсов, объемы которых всегда лимитированы, независимо от уровня экономического развития конкретного государства.

Пенсионное обеспечение в условиях происходящих кризисных явлений в экономике приобретает особенно важное значение для сохранения приемлемого уровня жизни социально незащищенных граждан. Пенсионное законодательство имеет свою специфику в условиях конкретного региона, исходя из нужд конкретного гражданина с его личными характеристиками.

Специфика пенсионного обслуживания на различных территориях зависит от социально-экономических и климатических условий проживания граждан, демографических особенностей, миграционных потоков, состояния экономики и бюджетов, наличия отраслевых компаний и т.д.

Таким образом, пенсионная система является необходимым институтом рыночной экономики, гарантирующим стабилизацию социального баланса в обществе, способствующего устойчивому экономическому развитию государства. Средства пенсионного обеспечения используются в виде денежных выплат – пенсий.

Термин «пенсия» происходит от латинского «pension» – платеж и означает регулярную денежную выплату, предназначенную для обеспечения граждан в старости, в случае получения инвалидности, потери кормильца и т.д. Сущность пенсионного обеспечения как экономической категории проявляется в выполняемых им функциях: экономической и социальной.

Реализация экономической функции заключается в воспроизводстве трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики посредством обеспечения связи между размером пенсии и трудовым вкладом работника. В процессе общественного воспроизводства пенсионное обеспечение является реальной объективной общественной потребностью, его материально-вещественная база непрерывно возобновляется.

Основным источником финансовых ресурсов для материальной защиты населения от возникающих социальных рисков является стоимость общественно-необходимого продукта. Гарантии выплаты пенсии увеличивают производительность труда, поскольку у работников возникает уверенность в своей материальной обеспеченности после окончания трудовой деятельности.

Другая важная функция пенсионного обеспечения – социальная – по мнению Н. Ю. Борисенко [2], проявляется в реализации принципа социальной справедливости и обеспечении определенного жизненного уровня членам общества при наступлении старости, инвалидности и реализации других социальных рисков.

Пенсионное обеспечение можно рассматривать как исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение материальных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны общества при наступлении жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода.

Оно осуществляется на базе соответствующих нормативных правовых актов и сложившейся в обществе идеологии, денежных и материальных ресурсов и включает непосредственную организаторскую работу всех уровней.

Размеры получаемых средств, зависящие от продолжительности страхового (трудового) стажа, величины заработной платы (которая служит базой для начисления страховых взносов) и от степени утраты трудоспособности, регулируются законами. В отличие от социальной помощи, когда нуждающийся человек получает пособия за счет общественных средств (фактически за счёт других лиц), применительно к программам социального страхования финансовыми источниками выплат и услуг являются специализированные фонды, формируемые при непосредственном участии самих застрахованных [3].

Базовые характеристики института пенсионного обеспечения, отличающие его от других институтов социального страхования, таковы:

- во-первых, законодательно вмененная обязательность для страхователей работников и работодателей – внесение страховых взносов;

- во-вторых, публичный вид правоотношений субъектов социального страхования, с помощью которого достигается обязательность (по закону) участия в нем субъектов и высокий уровень гарантий защиты страхуемых. Это позволяет отказаться от обременительной процедуры оформления индивидуальных договоров (и контроля их исполнения) между страхователями (работодателями и работниками) и страховщиками в пользу застрахованных (личное страхование носит частный характер гражданско-правовых взаимоотношений);

- в-третьих, безусловное (по закону) право для застрахованных на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев (виды выплат, услуги и их размеры тоже определены законодательно), в том числе и в судебном порядке;

- в-четвертых, высокая надежность сохранности страховых средств. Этот параметр достигается посредством солидарности поколений и применением государственного контроля за правильностью и целевым характером расходования средств;

- в-пятых, относительная «дешевизна» для населения страны (по сравнению с личным страхованием), гарантируемая массовым характером обязательного участия в нем практически всех работающих и бесприбыльными формами организации работы (личное же страхование является в своей основе коммерческим, и его организаторы занимаются главным образом «выгодными» клиентами);

- в-шестых, самоуправляемость форм организации обязательного социального страхования, ключевая роль в решении соответствующих вопросов самими наиболее заинтересованными субъектами (представителями работодателей и работников).

Демократический характер функционирования системы социального страхования позволяет обеспечивать максимальную прозрачность и целевое использование финансовых ресурсов, находить компромиссы по всему кругу и объему социальных гарантий, гармонизировать интересы застрахованных, страхователей и страховщиков. В итоге это укрепляет личную ответственность застрахованных и солидарность работодателей и работников, создает условия для достижения в обществе социального согласия, ослабления конфликтных ситуаций и их предупреждения.

Пенсионная система как правовое понятие – комплексное образование. Совокупность её норм регулируют в основном три различные по характеру группы общественных отношений.

Первая группа – это отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счёт которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты. Эта группа отношений составляет, главным образом, предмет финансового права в широком понимании.

Вторая группа – отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами. Это, по существу, пенсионное право, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и тесно связанные с ними отношения.

Третья группа – отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения. В её структуре выделяются основные институты или группы правовых норм, регулирующих неразрывно связанные между собой однотипные пенсионные отношения – пенсии по старости, пенсии по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца, государственные пенсии. Они объединяют нормы по видам пенсий [20].

К обособленным институтам относятся правовые предписания, регулирующие процедурные отношения в сфере пенсионного обеспечения. Наиболее существенные из них – назначение и выплата пенсий, исчисление страхового стажа, перерасчеты, индексация пенсионных выплат.

Такие отношения затрагивают основные институты, они касаются реализации права на материальное обеспечение в виде пенсий и могут предшествовать возникновению пенсионного правоотношения либо функционировать наряду с ним.

Соотношение средних пенсии и заработной платы, покупательная способность минимальной и средней пенсии, средняя продолжительность периода нахождения на пенсии отражают уровень социальной защищенности пенсионеров. Формирование моделей национальных пенсионных систем достигается в результате общественного согласия в отношении принципов построения, способов осуществления социальной политики.

Такое согласие складывается под влиянием экономических, культурных и национальных традиций, присущих той или иной стране. Общим и неизменным условием организации пенсионной системы является создание государством правовой, организационной и экономической баз, обеспечивающих сохранение приобретенных работниками прав на пенсию.

Уровень эффективности пенсионной системы обусловлен характером внешних условий, связанных с ситуацией в экономике, деятельностью финансовых и страховых институтов, внутренних условий, определяемых спецификой конкретной пенсионной системы (структура, виды и подвиды системы, природа ее финансовых механизмов), сопряженности (адекватности) внешних и внутренних условий функционирования пенсионной системы, их непротиворечивостью [14, с. 11].

Таким образом, пенсионное обеспечение как экономическая категория представляет собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства с целью формирования фонда денежных средств для материальной защиты населения от социального риска утраты трудового или иного постоянного дохода. Пенсионное обеспечение является преобладающей формой содержания нетрудоспособных граждан и ни один вид социального обеспечения не отличается подобными масштабами. Уровень пенсионного обеспечения граждан определяется состоянием экономики и рынка труда, результатом проводимой налоговой политики и политики в области доходов, демографической ситуацией, уровнем развития финансовых, в том числе страховых, институтов; выбором конкретной модели пенсионного обеспечения. Средства пенсионного обеспечения используются в виде денежных выплат – пенсий. Сущность пенсионного обеспечения как экономической категории проявляется в выполняемых им функциях: экономической и социальной.

 



2020-02-03 239 Обсуждений (0)
Теоретические основы пенсионного обеспечения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические основы пенсионного обеспечения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)