Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перспективы адаптации зарубежного опыта пенсионного обеспечения к условиям Республики Беларусь



2020-02-03 357 Обсуждений (0)
Перспективы адаптации зарубежного опыта пенсионного обеспечения к условиям Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




 

 

Накопительная пенсионная система имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с распределительной. Однако моментальный переход к такой системе принципиально невозможен: возможен только постепенный переход с участием в первую очередь относительно молодых поколений.

Кроме того, создание накопительной пенсионной системы в Беларуси требует развитого финансового рынка и долгосрочной макроэкономической стабильности (низкой инфляции на протяжении хотя бы пяти лет). Основываясь на опыте других стран, можно сделать следующие рекомендации по реформе пенсионной системы Беларуси.

Переход к накопительной системе в перспективе – такой переход можно начать, когда экономика Беларуси достигнет макроэкономической стабилизации. В то же время необходимо уже сегодня создавать условия и регулятивную среду для возникновения и развития частных пенсионных фондов, а также стимулировать население (например, при помощи налоговых льгот) к созданию долгосрочных накоплений [3].

В связи с тем, что значительная налоговая нагрузка на предприятия создает условия для развития теневого сектора экономики и предпосылки для роста безработицы, необходима проработка подходов к перераспределению обязательной страховой нагрузки между работодателем и работником, к повышению участия населения в обязательном пенсионном страховании как за счет предотвращения уклонений от уплаты отчислений, так и мер по повышению прозрачности и совершенствованию системы персонифицированного учета.

Также дополнительным источником для повышения доходов ФСЗН, может стать повышенный обязательный страховой взнос для работодателей и работающих граждан в размере до 10 % с выплат, которые превышают четырехкратную величину средней заработной платы.

Надо использовать пенсионную систему в деле преодоления депопуляции, чтобы в перспективе будущее пенсионное обеспечение не столкнулось с еще более сложными проблемами взаимосвязи пенсионной системы и демографической ситуации. К сожалению, нынешняя солидарная пенсионная система на решение такой задачи не направлена.

Функционирование современной пенсионной системы в Республике Беларусь, во-первых, подчинено депопуляционным процессам в демографической сфере. А, во-вторых, ее существование в современном виде является важным фактором продолжения этих депопуляционных процессов в Беларуси.

И, если в настоящий момент не связать пенсионную систему со стимулированием рождаемости, обеспечивающей перспективы не только расхода, но и пополнения пенсионного бюджета, сегодняшние проблемы и демографии, и пенсионного обеспечения в будущем будут вставать еще более остро. Для перехода на накопительную пенсионную систему, существующую во многих странах, во-первых, потребуется несколько десятилетий, а, во-вторых, на эти несколько десятилетий не удастся отменить существующей системы. А это в своей совокупности ляжет тяжелым бременем на эти несколько десятилетий на пенсионное обеспечение [8].

Инновационный подход в развитии пенсионной системы и решении демографических проблем заключается в обеспечении стимулирования пенсией репродуктивных процессов. Должно быть стимулирование рождения тех детей, которые будут обеспечивать хотя бы простое демовоспроизводство, а, конечно, лучше расширенное демовоспроизводство.

Это можно осуществить только стимулированием рождения третьего ребенка. Поэтому пенсией необходимо стимулировать рождение третьего ребенка. Женщины, родившие и воспитавшие троих и более детей, должны получать  более высокий размер пенсии, т.к. только от этих выросших детей, которые будут заняты в экономике страны, можно получить и отчисления в пенсионной фонд страны.

Если женщины воспроизвели больше трудового потенциала, это означает, что от их потомства, занятого в экономике страны, будут поступать и большие отчисления в пенсионный фонд. Это означает, что они внесли и для себя, и для страны более высокий вклад в фонд социальной защиты населения.

В Беларуси отдельные субъекты хозяйствования ряду категорий своих пенсионеров к пенсиям осуществляют дополнительные выплаты. К примеру, такая доплата производится пенсионерам в ряде банковских структур. Президент Республики Беларусь при рассмотрении вопроса о состоянии функционирования финансово-банковской системы подверг критике такую практику их деятельности, отметив, что банки собственных средств не имеют, что они пользуются средствами физических и юридических лиц [16].

Целесообразно оставить такую практику (что практикуется также в США И Великобритании, имеющие наиболее прочные корпоративные традиции), если эта дополнительная плата будет увязана не столько с фактом принадлежности к субъекту хозяйствования, а со стимулированием репродуктивной деятельности.

Результатом осмысления нынешних и прогнозируемых проблем в пенсионном обеспечении явилась постановка следующих задач, решение которых необходимо как для повышения эффективности пенсионной системы на нынешнем этапе, так и для обеспечения ее справедливости, эффективности и финансовой стабильности в будущем:

1) адаптация системы пенсионного обеспечения к изменяющимся экономическим условиям и обеспечение ее стабильности и устойчивости на основе развития государственного и негосударственного (дополнительного) пенсионного страхования и бюджетного финансирования;

2) приведение уровня пенсионного обеспечения граждан в соответствие с объемом участия в финансировании пенсионной системы и бюджетом прожиточного минимума пенсионера, а в перспективе – минимальным потребительским бюджетом пенсионера;

3) последовательное укрепление и развитие в пенсионной системе принципов, посредством которых исключаются какие-либо преимущества для отдельных слоев или групп застрахованных за счет других (пенсия должна быть отражением финансового вклада в пенсионную систему вне зависимости от того, кем и где застрахованный работал);

4) рационализация и оптимизация условий и норм пенсионного обеспечения на основе перераспределения и улучшения использования имеющихся средств;

5) введение механизмов, стимулирующих «зарабатывание» пенсии и обеспечивающих гарантии ее получения.

В рамках реформирования пенсионной системы, опираясь на зарубежный опыт, можно выделить ряд задач стратегического порядка, которые необходимо решить, таких как: проблема возрастных критериев выхода на пенсию, урегулирование вопросов досрочного пенсионного обеспечения, выплаты пенсии в период работы, паритетного участия нанимателей и работников в финансировании пенсионной системы и других. В заключение важно отметить, что целью пенсионной реформы не является создание фондового рынка страны, обеспечение высоких темпов экономического роста за счет использования средств частных пенсионных фондов для финансирования государственных проектов, в том числе через размещение средств в государственных облигациях.

Предлагаемая реформа увеличит личную ответственность за обеспечение высокого уровня социальной защиты в преклонном возрасте. Продолжительность жизни и состояние здоровья во многом определяется образом жизни человека. Переход на накопительную систему индивидуальных пенсионных счетов создаст реальные условия для смещения акцентов социальной политики с государственной поддержки на поддержку семьи, общественных организаций, а также создаст активную систему стимулов для индивидуального накопления и сбережения.

Таким образом, после достижения Республикой Беларусь устойчивой макроэкономической стабильности целесообразно (и необходимо) осуществить постепенный переход к накопительной пенсионной системе. Инновационный подход в развитии пенсионной системы и решении демографических проблем заключается в обеспечении стимулирования пенсией репродуктивных процессов. Целесообразно развивать практику корпоративных выплат в дополнение к пенсиям, однако, в увязке со стимулированием репродуктивной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе проведенного научного исследования нами были детально изучены теоретические основы пенсионной системы, проведён анализ зарубежного опыта в этой сфере. В результате проведённого исследования можно подвести следующие основные итоги:  

1) пенсионное обеспечение как экономическая категория представляет собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства с целью формирования фонда денежных средств для материальной защиты населения от социального риска утраты трудового или иного постоянного дохода. Пенсионное обеспечение является преобладающей формой содержания нетрудоспособных граждан и ни один вид социального обеспечения не отличается подобными масштабами. Уровень пенсионного обеспечения граждан определяется состоянием экономики и рынка труда, результатом проводимой налоговой политики и политики в области доходов, демографической ситуацией, уровнем развития финансовых, в том числе страховых, институтов; выбором конкретной модели пенсионного обеспечения. Средства пенсионного обеспечения используются в виде денежных выплат – пенсий. Сущность пенсионного обеспечения как экономической категории проявляется в выполняемых им функциях: экономической и социальной;

2) в большинстве стран мира продолжается непрерывный процесс эволюции пенсионных систем. В большинстве стран действуют комбинированные пенсионные системы, сочетающие государственные распределительные, а также обязательные и добровольные накопительные элементы. Перевод выплат получателям пенсий, преимущественно, организован по одному из двух вариантов: через налоговые органы и Пенсионный Фонд (клиринговую палату) – Швеция, Великобритания, Россия; напрямую предприятиями (Аргентина, Чили). Выделяют норвежскую, австралийскую и канадскую модели управления пенсионным фондом. В США добровольное профессиональное пенсионное страхование представлено пенсионными планами как государственных, так и негосударственных пенсионных фондов. В Великобритании работодатель может выбрать один из двух пенсионных планов: пенсионный план с фиксированными взносами или пенсионный план с фиксированными выплатами;

3) в Республике Беларусь назначаются: трудовые пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой; социальные пенсии. В 2018 г. численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, в Республике Беларусь снизилась и на конец года составила 2593,7 тыс. человек. Средний размер назначенных пенсий в Республике Беларусь в 2009-2018 гг. рос и в 2018 г. показатель составил 314,3 руб. В 2016 и 2017 гг. реальный размер назначенных пенсий, в процентах к предыдущему году, составлял менее 100 %, т.е. реальный размер назначенных пенсий снижался, однако в 2018 г. показатель вырос и составил 101,2 %. Средний размер назначенных в августе 2019 г. пенсий составил 363,9 руб., средний размер назначенных пенсий по возрасту – 374,8 руб.;

4) на современном этапе сложная демографическая ситуация в стране, которая проявляется в старении населения, ряд иных социально-экономических факторов оказывают неблагоприятное воздействие на пенсионную систему, построенную на распределительном принципе. Действующий в Республике Беларусь размер обязательных страховых взносов превышает аналогичные показатели по сравнению с другими странами, при этом вся налоговая нагрузка ложится на работодателя, что негативно сказывается на экономическом росте. При высоком тарифе страховых взносов, уровень размеров пенсий остается низким и не позволяет значительной части пенсионеров поддерживать материальное благосостояние на приемлемом уровне;

5) после достижения Республикой Беларусь устойчивой макроэкономической стабильности целесообразно (и необходимо) осуществить постепенный переход к накопительной пенсионной системе. Инновационный подход в развитии пенсионной системы и решении демографических проблем заключается в обеспечении стимулирования пенсией репродуктивных процессов. Целесообразно развивать практику корпоративных выплат в дополнение к пенсиям, однако, в увязке со стимулированием репродуктивной деятельности.



2020-02-03 357 Обсуждений (0)
Перспективы адаптации зарубежного опыта пенсионного обеспечения к условиям Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перспективы адаптации зарубежного опыта пенсионного обеспечения к условиям Республики Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (357)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)