Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контент-анализ научно-методической



2020-02-04 150 Обсуждений (0)
Контент-анализ научно-методической 0.00 из 5.00 0 оценок




Тимашева

Елена Владимировна

студентка IV курса, 134 группы

Специализация:

Менеджмент физического воспитания и спорта

 

Экологический маркетинг

 в олимпийском спорте

 

Дипломная работа по дисциплине

"Теоретико-организационные основы

спортивного менеджмента"

 

Научный руководитель:

Мичуда Ю.П.,

кандидат экономических наук,

доцент

 

Киев - 2000

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………...3

Глава 1. Обзор литературы………………………………………….8

Глава 2. Задачи, методы и организация исследований……….14

    2.1. Определение цели и задач исследования……….….14

    2.2. Методы иследования..……………………………..…..14

    2.3. Организация исследования……………………………16

Глава 3. Олимпийский спорт с позиций экологии…………….18

    3.1. Предпосылки становления экологического

          маркетинга…….……………………………………….. .18

    3.2. Содержание маркетинговой политики

             организационных структур олимпийского спорта..29

    3.3. Пути совершенствования экономической

          деятельности в области экологии…………………….38

Глава 4. Становление экологического маркетинга на

        Украине………………………………………………………40

Выводы………………………………………………………………..…48

Практические рекомендации…………………..…………………...54

Список литературы……………………………………………………57

Приложения..…………………………………………………………..62

Приложение 1…………………………………………………………..63

Приложение 2…………………………………………………………..67

 

 

Введение

 

  Экологическая тематика приобретает в современном мире все более актуальный характер. Сущность экологических проблем состоит, во-первых, в том, что усиленное антропогенное воздействие вызвало качественные преобразования всех оболочек Земли (гидросфера, литосфера, атмосфера, биосфера). Во-вторых, эти изменения воздействуют на все стороны общественной жизни (экономика, политика, духовная жизнь, спорт). И, в-третьих, постановка и решение экологических проблем затрагивает интересы всех народов планеты. В условиях глобального экономического кризиса вопрос о борьбе за укрепление и охрану здоровья неразрывно связан с проблемой выживания всего человечества в недалеком будущем.

  Еще более пристального внимания заслуживает взаимосвязь экологии и спорта, поскольку в центре стоит человек и его деятельность. Эта взаимосвязь носит обоюдосторонний характер. С одной стороны, человек активно воздействует на окружающую его среду посредством спорта (тренировочная деятельность, эксплуатация спортивных сооружений, проведение спортивных соревнований и т.д.), а с другой стороны, природа влияет на организм человека: здоровье и безопасность спортсмена зависит от состояния окружающей его среды. Наиболее актуальным на сегодняшний день является установление партнерства между экологией и спортом. Однако не всем это под силу. Единственной организацией, которая способна охватить сегодня мировые проблемы в спорте, является Международный олимпийский комитет – МОК. Олимпийское движение является самым мощным гуманистическим движением в мире, которое направлено на то, чтобы наряду со спортом и культурой его «третьим измерением» стало бережное отношение к природе. В сфере окружающей среды работает Комиссия МОК «Спорт и окружающая среда», деятельность которой сконцентрировано на трех основных направлениях: на защите природы, предотвращении выбросов загрязняющих веществ и уменьшении потребления не возобновляемых ресурсов. Правовые положения в этой области закреплены в Олимпийской хартии (правило 2, параграф 12) .

  Впервые проблема окружающей среды с особой остротой возникла в начале 70-х годов. Проведение таких грандиозных мероприятий как игры Олимпиад и зимние Олимпийские игры, ставит перед организаторами серьезную экологическую проблему. Строительство и реконструкция большого количества спортивных сооружений, размещение нескольких десятков тысяч участников соревнований, гостей, представителей СМИ, а также присутствие нескольких сотен тысяч зрителей, снабжение электроэнергией, водой, транспортом, утилизация отходов и т.д. представляют потенциальную опасность для окружающей среды. Поэтому решение всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением Олимпийских игр, должно быть увязано с профилактикой отрицательного влияния на экологию. Однако обеспечение этих условий требует значительных затрат. Общие расходы МОК по обеспечению проектов изучения и улучшения окружающей среды составляют около 22 миллиардов долларов в год. Одним из эффективных путей их снижения является составление МОКом и ОКОИ маркетинговых программ. Эти программы являются составной частью маркетинговой политики организационных структур в олимпийском спорте. Однако не все субъекты олимпийского спорта реально оценивают сложившуюся ситуацию. Главной проблемой является частичное или полное невыполнение условий и требований, заложенных в маркетинговой программе.    

       Исходя из предварительного анализа исследуемого объек-та и изложения проблемной ситуации, ПРОБЛЕМА состоит в поиске путей оптимальной реализации маркетинговой политики, разработанной организационными структурами в олимпийском спорте, с тем, чтобы не допустить или свести к минимуму ущерб, наносимый их деятельностью окружающей среде.

  По масштабу распространения проблема охватывает весь земной шар и поэтому является глобальной, по времени действия – длительной.

  ОБЪЕКТОМ социологического исследования являются организационные структуры олимпийского спорта МОК, в частности Комитет «Спорт и окружающая среда», ОКОИ и НОК Украины.

  ПРЕДМЕТОМ социологического исследования является анализ маркетинговой политики, осуществляемой организационными структурами в олимпийском спорте в области экологии.

  ГИПОТЕЗА: на основе проведенного анализа литературных источников по данной проблеме и систематизации знаний о деятельности организационных структур в области олимпийского спорта, можно способствовать решению глобальных экологических проблем путем применения маркетинговой политики, которая заключается в использовании маркетинговых программ, при создании реальных условий их выполнения.

  Исходя их предварительного анализа проблемной ситуации, выдвижения и формирования проблемы и гипотезы исследования, ЦЕЛЬ данного исследования состоит в определении основных закономерностей, направлений и принципов развития экологического маркетинга в сфере олимпийского спорта и применение полученных данных в деятельности организационных структур олимпийского спорта Украины.

  Поставленная цель реализуется посредством выполнения следующих ЗАДАЧ:

1. Изучить предпосылки, определяющие необходимость осуществления природоохранного маркетинга в олимпийском спорте.

2. Изучить структуру и содержание маркетинговой политики участников олимпийского движения по охране окружающей среды.

3. Определить пути совершенствования экономической деятельности в области экологии.

4. Выявить тенденции эколого-экономической деятельности субъектов олимпийского спорта Украины.

5. Выработать рекомендации для становления природоохранного маркетинга в олимпийском спорте на Украине.

 

Отсутствие исследований по данной тематике и указывает на объективность проведения научных исследований в этой области, одним их направлений которого и является изучение природоохранной деятельности субъектов олимпийского движения. Особую практическую значимость имеют полученные результаты исследования, которые восполняют теоретический пробел в отечественной науке в области эколого-экономичес-ких основ спорта, позволяют более рационально по отношению к природе подходить к организации и проведению спортивных мероприятий и являются базой для проведения дальнейших исследований по этой проблематике.

Дипломная работа изложена на 70 страницах машинописного текста. Содержит введение, обзор литературы, главы, содержащие результаты исследования, выводы, рекомендации и приложения, куда вынесены сводные таблицы по направлениям маркетинговой политики в области охраны окружающей среды Организационных комитетов летних и зимних Олимпийских игр. В работе имеется 3 рисунка и 5 таблиц. Для написания дипломной работы потребовалось изучить 68 литературных источников отечественных и зарубежных авторов, в частности 60 - отечественных , 8 - зарубежных.

 

 

Глава 1.

Обзор литературы

Для того чтобы раскрыть сущность экологического маркетинга в олимпийском спорте необходимо провести тщательное исследование научных работ отечественных и зарубежных авторов, а также проанализировать документацию МОК, комитета «Спорт и окружающая среда», отчеты ОКОИ, отражающие вопросы охраны окружающей среды.

Экономическую сущность маркетинга определил Ф. Кот-лер, как «вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» [19].  Он дает представление о маркетинге, как системе, определяет цели и составляющие этой системы, выделяет концепции, на основе которых организации ведут свою маркетинговую деятельность. В частности, в социально-этической концепции маркетинга учитываются демографические проблемы, нехватка природных ресурсов, проблемы окружающей среды. Это свидетельствует о том, что основы экологического маркетинга были заложены Ф. Котлером в конце 19 века.

На сегодняшний день существует огромное количество литературы, отражающей различные аспекты маркетинга. В частности, характеристику основных понятий и категорий маркетинга содержит «Толковый терминологический словарь-справочник: маркетинг». Практическая его сторона представлена в учебном пособии «Практический маркетинг» под редакцией Дихтеля Е., Хершгена Х. [13]. Более детально и глубоко рассматривают механизмы маркетинга авторы Бровкова Е.Г. в книге «Основы маркетинга» [5] и Кредисов А.В. в книге “Маркетинг” [25], интегрировавшие опыт отечественных и зарубежных исследователей в области маркетинга.

Реальную необходимость использования маркетинга в отечественном спорте обосновали ученые Винославская С., Гуськов С.И., Ковальчук Т., Куменов Л.М., Литманович А.В., Мичуда Ю.П., Штучная Е.Б.  Обобщив опыт применения спортивного маркетинга в США и странах Западной Европы, доктор педагогических наук, профессор Гуськов С.И. подробно изложил основы спортивного маркетинга, его составные элементы, осветил особенности его осуществления в олимпийском, профессиональном и студенческом спорте за рубежом. Это нашло отражение в научных работах, статьях и публикациях [10],[11].   В свою очередь Мичуда Ю.П. изучил и проанализировал социально-экономическую ситуацию на Украине и обосновал предпосылки становления и развития спортивного маркетинга в нашей стране [30], [32].

Проблема маркетинга в олимпийском спорте освещается многими учеными. Авторы Гуськов С.И. и Мичуда Ю.П. в статье «Олимпийский маркетинг: вчера, сегодня, завтра»  определили особенности и тенденции развития олимпийского маркетинга на современном этапе. Маркетинговую деятельность организационных структур в олимпийском спорте проанализировал Рубин С. в статье «Олимпийский маркетинг» [11]. Крикос И. дал общую характеристику основных маркетинговых программ в олимпийском спорте, таких как ТОП-1, ТОП-2, ТОП-3 и обосновал их применение в практике Олимпизма.

Правовые аспекты олимпийского маркетинга раскрыл глава юридического департамента МОК Г.Стапп в своем докладе на Международном научном конгрессе в Киеве. В частности, он заметил, что в Олимпийской хартии в основном отражены вопросы использования олимпийской символики, имеется ряд специфических моментов и требований, касающихся маркетинга при заключении соглашений на телетрансляции Олимпийских игр. В целом же правовая сторона олимпийского маркетинга еще не достаточно разработана [20].

Экологическая тематика приобретает в современном мире все более актуальный характер. Это находит свое отражение и в науке. Монографии Бачинского Г.А., Гончаровой Е.М., Прокопа М., Роберта А. посвящены глобальным экологическим проблемам и путям их решения. Основы общей экологии даны в учебнике для студентов высших учебных заведений под редакцией Билявского Г.О., Падуна М.П., Реймерса Н.Ф. и др.

Взаимосвязь экологии и физической культуры на основе интеграции мирового опыта представила Тюрина Л.Н. в учебном пособии для студентов институтов физической культуры.       

Большинство авторов рассматривают экологические проблемы с экономической точки зрения. В частности, авторы Мелешкин М.Т.[27], Радченко С.В., Симконов Ю.Ф.[44] подчеркивают экономическую значимость спорта. Представители Ростовской академии строительства говорят о «культе здорового тела» как экономической необходимости, в свою очередь Сусикова Т.С. делает акцент на экономической сути здоровья человека.

Серьезное отношение в нашей стране к проблемам экологии демонстрирует принятие Постановления Верховной Рады Украины от 5 марта 1998 года, характеризующее основные направления государственной политики в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Экологические проблемы Украины в целом и ее регионов находят свое отражение в трудах Бутрима О., Федорищевой А., Теличко Ф.

Авторы Болховских Р.Н., Абзалов Р.А., Зиятдинова А.И. [4], Тюрина Л.Н.[56] рассматривают экологию через призму физической культуры и спорта. По их мнению, экология физической культуры изучает взаимоотношения человека с окружающей средой в условиях мышечных тренировок в процессе изменяющихся условий среды обитания человека. Кузьмичева Е.В. представила анализ экологической обстановки и условий для занятий физической культурой и спортом. В статье доктора медицинских наук, профессора Калинкина Л.А. «Экоспорт» вводится новое понятие, синтезирующее спорт и окружающую среду – экоспорт [18]. Учеными Алфимовым Н.Н. и Белоусовым В.В. разработана классификация видов спорта в зависимости от характера воздействия их на окружающую среду [1]. Жуляев В.М. обосновал экологическую концепцию развития отрасли ФКиС в Украине.

Тесную взаимосвязь экономики, экологии и олимпийского спорта подчеркнули ученые Платонов В.Н. и Гуськов С.И. в книге «Олимпийский спорт»[41]. В частности, они предоставили информацию о комитете МОК «Спорт и окружающая среда», под чьим патронатом каждые два года проводятся Международные конференции «Спорт и окружающая среда».

Публикации, отражающие деятельность Комитета «Спорт и окружающая среда», заключаются в основном в предоставлении и освещении докладов Конференции. 1-я Международная конференция «Спорт и окружающая среда», которая проходила в июле 1995 года в Лозанне, помогла наметить меры для подключения мощного олимпийского движения к защите природы. Некоторые из них были представлены на 2-й Конференции в ноябре 1998 года в Кувейте. В частности, консультант МОК по вопросам окружающей среды О.Мирхольц определил ряд ключевых вопросов общей экологии и соответствующие им конкретные проблемы, решаемые при организации Олимпийских игр. Были предоставлены практические рекомендации по защите окружающей среды при проведении крупных спортивных мероприятий и сформулированы требования к олимпийским сооружениям [21]. 3-я Международная конференция проходила в октябре 1999 года в Рио-де-Жанейро. Основная цель состояла в рассмотрении и принятии «Программа 21», которая заключается в немедленном решении существующих на сегодняшний день экологических проблем и переход общества в третье тысячелетие на основе концепции непрерывного совершенствования. Питер Оттесен - менеджер экологического департамента ОКОИ Сиднея - представил на Конференцию отчет о предпринятых мерах в области охраны окружающей среды при организации и проведении XXVII Олимпийских игр.

Анализ документации Комиссии МОК «Спорт и окружающая среда» позволяет выявить основные направления природоохранного маркетинга субъектов олимпийского спорта и определить источники финансирования маркетинговых программ по охране окружающей среды [69].

Анализ отчетной документации ОКОИ в Лиллехаммере, Атланте, Нагано и предоставляемых экологических программ ОКОИ Солт-Лейк Сити, Сиднея, Турина и Афин, позволил выявить структуру управления экологическим маркетингом и основные элементы политики по охране окружающей среды.

Таким образом, можно сделать вывод, что, не смотря на то, что в обществе сложились объективные условия для применения природоохранного маркетинга в олимпийском спорте, эта проблема в научной литературе не освещается в достаточной мере. Состояние разработки данной проблемы в отечественной науке можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Обзор литературы по проблеме маркетинга окружающей среды в олимпийском спорте показал необходимость проведения глубокого исследования в этой области с целью определения основных закономерностей, направлений и принципов развития экологического маркетинга в сфере современного олимпийского спорта.

 

Глава 2.

Задачи, методы и организация исследований

2.1. Определение цели и задач исследования

Исходя из предварительного анализа проблемной ситуа-ции, выдвижения и формулировки проблемы и гипотезы иссле-дования, ЦЕЛЬ данного исследования состоит в определении основных закономерностей, направлений и принципов разви-тия экологического маркетинга в сфере олимпийского спорта и применение полученных данных в деятельности организацион-ных структур олимпийского спорта Украины.

  Поставленная цель реализуется посредством выполнения следующих ЗАДАЧ:

1. Изучить предпосылки, определяющие необходимость осуществления природоохранного маркетинга в олимпийском спорте.

2. Изучить структуру и содержание маркетинговой политики участников олимпийского движения по охране окружающей среды.

3. Определить пути совершенствования экономической деятельности в области экологии.

4. Выявить тенденции эколого-экономической деятельности субъектов олимпийского спорта Украины.

5. Выработать рекомендации для становления природоохранного маркетинга в олимпийском спорте на Украине.

2.2. Методы исследования

Для решения перечисленных выше задач исследования, нами использовались следующие методы:

* контент-анализ научно-методической и специальной литературы, правовых и программно-нормативных документов по проблемам экологии и спорта, отчетов и официальных бюллетеней ОКОИ;

* социологический опрос (беседа, интервьюирование);

 

Контент-анализ научно-методической



2020-02-04 150 Обсуждений (0)
Контент-анализ научно-методической 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контент-анализ научно-методической

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)