Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути совершенствования экономической деятельности в области экологии



2020-02-04 172 Обсуждений (0)
Пути совершенствования экономической деятельности в области экологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Несмотря на многообразие применяемых природоохранных

мер организационными структурами олимпийского спорта, маркетинговая система в целом еще далеко не совершенна. Об этом красноречиво свидетельствует огромное количество нерешенных экологических проблем и возникновение кардинально новых, присущих конкретному региону. С этих позиций целесообразным является определение путей совершенствования экономической деятельности в области экологии, как основополагающего фактора реализации этих проектов. Они заключаются в следующем: 

· создание природоохранной системы менеджмента с целью расширения возможностей организаторов соревнований решать поставленные цели и планировать проведение мероприятий с экологических позиций

· планирование инфраструктуры и практического использования спортивных сооружений во время проведения Олимпиады, а также после ее завершения

· улучшение планов ресурсообеспечения, включающих пониженное потребление не возобновляемых природных ресурсов и разумное потребление возобновляемых ресурсов

· активное вовлечение спонсоров, поставщиков, меценатов и других финансовых лиц, а также граждан и волонтеров в совместную организацию природоохранных проектов 

· содействие внедрению новейших технологий в практику организации и проведения Олимпийских игр, строительства спортивных сооружений и оказанию сопутствующих услуг

· содействие развитию или усовершенствованию транспортно-

го обеспечения соревнований

· стимулирование внедрения улучшенной стратегии утилиза-

ции отходов, основанной на сокращении и повторном ис-     

пользовании материалов

· введение экологического контроля и мониторинга с целью отслеживания и отображения предпринятых мер по охране окружающей среды.

Вышеперечисленные пути совершенствования экономической деятельности не являются средством решения всех экологических проблем, но позволяет улучшить экологическое положение в целом и предотвратить появление новых проблем мирового масштаба и связанных с проведением Олимпийских игр и других спортивных мероприятий.      

 

 

   

Глава 4.

Становление экологического маркетинга на Украине

 

     

    В украинской науке существует разработанная система экологического знания, которая состоит из общей экологии, которая включает самые общие экологические проблемы, теоретической экологии, разрабатывающей экологические теории и законы, и прикладной экологии, оперирующей понятиями, применяемыми на практике. Одним из направлений прикладной экологии является спортивная экология (рис.4.1.).

 

 


Рис.4.1. Структура современной экологии

 

Как отрасль человеческой деятельности, спорт взаимосвязан с окружающей средой. Это проявляется в трех направлениях: во-первых, спорт оказывает позитивное влияние на окружающую среду. Использование земель в спортивных целях может быть наименее опасным для природы, чем, к примеру, использование этих же земель в промышленности. Во-вторых, в отличие от первого направления, спорт негативно влияет на окружающую среду, загрязняя и уничтожая ее. Об этом свидетельствует разработанная классификация видов спорта в зависимости от влияния на окружающую среду. И, в-третьих, спорт находится в прямой зависимости от окружающей среды. Изменившаяся под воздействием многих факторов экология может угрожать спорту. Во многих странах возникает проблема "практического спорта в обществе повышенного риска". К таким странам, к сожалению, относится и Украина.

Нынешнюю экологическую ситуацию в Украине можно охарактеризовать как кризисную, формировавшуюся в течение длительного периода из-за пренебрежения объективными закона­ми развития и воспроизводства природно-ресурсного комплекса Украины. Происходили структурные деформации народного хозяйства, при которых преимущество предоставлялось разви­тию в Украине сырьедобывающих, наиболее экологически опасных отраслей промышленности.

Экономике Украины свойствен высокий удельный вес ресурсоемких и энергоемких техно­логий, внедрение и наращивание которых осуществлялось наиболее "дешевым" способом - без строительства соответствующих очистных сооружений. Это было возможно при отсутствии эффективно действующих правовых, административных и экономических механизмов приро­допользования и без учета требований охраны окружающей среды.

Эти и другие факторы, в частности низкий уровень экологического сознания общества, привели к значительной деградации окружающей среды Украины, чрезмерному загрязнению поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха и земель, накоплению в очень боль­ших количествах вредных, в том числе высокотоксичных, отходов производства. Такие процес­сы продолжались десятилетиями и привели к резкому ухудшению состояния здоровья людей, уменьшению рождаемости и увеличению смертности, а это грозит вымиранием и биологическо-генетической деградацией народа Украины.

Исключительной особенностью экологического состояния Украины является то, что эко­логически острые локальные ситуации осложняются большими региональными кризисами. Чер­нобыльская катастрофа с ее долговременными медико-биологи-ческими, экономическими и социальными последствиями послужила причиной возникновения в Украине ситуации, прибли­жающейся к уровню глобальной экологической катастрофы.

С целью обеспечения экологической безопасности и поддержания экологи­ческого равновесия на территории Украины, преодоления последствий Чернобыльской и сохранения генофонда Украинского народа Верховная Рада Украины утвердила основные направления государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности[1].

Реализация Основных направлений предусматривается в три этапа.

На первом этапе (1997-2000 годы) необходимо завершить и реализовать неотложные ме­ры по ограничению вредного воздействия на окружающую среду наиболее опасных источников загрязнения.

Основными задачами этого этапа являются:

Ø совершенствование законодательно-правовой базы по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

Ø разработка и введение экономического механизма охраны окружающей среды и рацио­нального природопользования;

Ø создание системы совершенного, полного и адекватного контроля за экологическим состо­янием окружающей среды с одновременным введением элементов комплексного межведомст­венного экологического мониторинга;

Ø осуществление первоочередных мер для стабилизации состояния окружающей среды;

Ø разработка и введение программ экологического образования, воспитания и экоинформирования населения.

На втором этапе (в течение 10-15 лет, начиная с 1998 года) планируется разработать и начать реализацию комплексных программ, ориентированных на достижение баланса между уровнями вредного воздействия на окружающую среду и ее способностью к восстановлению.

Основными задачами этого этапа являются:

Ø оптимизация структуры природопользования;

Ø экологически ориентированная структурная перестройка экономики;

Ø разработка и введение в Украине системы государственного мониторинга окружаю­щей среды, создание системы анализа экологической ситуации, прогнозирование, планиро­вание и осуществление предупредительных мер в отношении вероятных факторов вредного воздействия.

На третьем этапе планируется создать систему государственного управления использова­нием природных ресурсов, регулированием техногенного воздействия на окружающую среду как основу управления устойчивым развитием общества. Фрагментарное осуществление этих мер началось в 1996 году, а более широкое - в соответствии с темпами стабилизации экономи­ки страны.

Основными задачами этого этапа являются:

Ø дальнейшее развитие системы государственного мониторинга окружающей природной сре­ды,

Ø создание автоматизированной системы оценки экологических ситуаций,

Ø прогнозирование вредного воздействия на окружающую среду,

Ø планирование действий в чрезвычайных ситуаци­ях на основе оценок и сценариев развития событий;

Ø надлежащая координация рационального использования природного и социально-экономи­ческого потенциала с учетом экологических факторов на принципах устойчивого развития.

В результате реализации Основных направлений государственной экологической политики будет создана система экологически сбалансированного управления развитием общества, которая будет стимулировать восстановление природных свойств окружающей среды, ком­петентного регулирования использования природных ресурсов и развитие производительных сил страны.

Расходы на реализацию природоохранных программ и мероприятий требуют значитель­ных средств. Однако в течение ближайших 5-10 лет страна будет очень ограничена в сред­ствах, необходимых для улучшения состояния окружающей природной среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов. Система финансирования природоохранных мер в условиях перехода к рыночной экономи­ке формируется на основе следующих главных источников:

Þ Государственного бюджета Украины и местных бюджетов;

Þ бюджета Автономной Республики Крым;

Þ фондов охраны окружающей природной среды всех уровней;

Þ собственных средств предприятий;

Þ иностранных поступлений и инвестиций;

Þ других внебюджетных средств.

Одним из важных признаков развитой рыночной экономики является соответствующая инфраструктура. К ее элементам в сфере природопользования в частности и относится экологический маркетинг. Экологический маркетинг включает комплексную деятельность, направленную на определение, прогнозирование и формирование потребительских запросов по поводу воспроизводства природных ресурсов, продвижения товаров и услуг экологического назначения от производителя к потребителю.

   Для становления экомаркетинга в спорте на Украине необходимо наличие определенных условий, а именно:

v повышение уровня экологического сознания населения Украины в целом о мировых проблемах окружающей среды и экоспорта.

v создание системы экологического права, способствующей урегулированию отношений в области экологии. Т.е. законодательство в области окружающей среды должно основываться на применении стимулирующих и принудительных мер к юридическим и физическим лицам в отношении использования окружающей среды и иметь разработанную нормативно-правовую базу, определяющую юридическую ответственность за нарушения экологического законодательства.

v усовершенствование общей модели природопользования путем внедрения экологического управления - экоменеджмента, отвечающего современным требованиям ориентации экономики на социальные и экологические аспекты.

v применение экологического мониторинга окружающей среды. Экомониторинг является современной формой реализации экологической деятельности при помощи средств информатизации и обеспечивает регулярную оценку и прогнозирование состояния среды жизнедеятельности общества и усло­вий функционирования экосистем для принятия управленческих решений об экологической безопасности, сохранении природной среды и рациональном природопользовании.

v введение в практику управления природоохранными процессами в спорте экологического аудита. Он представляет собой систематическую, документированную и регулярно повторяемую проверку состояния экологического природопользования. За основу принимается сопоставление результатов, достигнутых организацией, клубом, федерацией, комитетом, со стоящими перед ним целями.

v Обеспечение стабильного финансирования природоохранных проектов. В связи с тем, что экоспорт не является приоритетным направлением государственной политики в области охраны окружающей среды, основными источниками доходов являются внебюджетное финансирование и привлечение иностранных инвестиций. 

v повышение роли эколого-правового образования, культуры и науки в природоохранной деятельности.

Таким образом, вышеперечисленные условия являются объективной необходимостью становления природоохранного маркетинга в олимпийском спорте как основополагающего механизма экологической защиты и предотвращения негативных экологических последствий спорта Украины.

 

Выводы

  В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. Предпосылками становления экологического маркетинга являются:

         Þ катастрофическое ухудшение экологической ситуации в мире к концу ХХ века, появление экологических проблем глобального характера и связанных с проведением Олимпийских игр.

Þ коммерциализация олимпийского спорта, обусловившая использование маркетинга в олимпийском спорте. Активное участие спонсоров в финансировании природоохранных проектов.

Þ активная деятельность организаций не-олимпийс-кого профиля, таких как «Greenpeace», ООН, ЮНЕСКО по охране окружающей среды.

Þ политика организационных структур олимпийского спорта в области экологии (МОК, Комиссии МОК "Спорт и окружающая среда", НОК, МСФ, ОКОИ).

  Вышесказанное свидетельствует о том, что в мировом спортивном сообществе сложились объективные предпосылки для внедрения экологического маркетинга в хозяйственную практику субъектов олимпийского движения.

2. Структура управления маркетинговой политикой включает две сферы действия организационных структур:

Ñ сфера влияния

Ñ сфера исполнения.

  Сферу влияния формируют организации двух типов: олимпийской направленности и не-олимпийской направленности.

Условно можно выделить 4 уровня организационных структур олимпийского спорта и проводимой ими политики:

1 – работа МОК в сфере окружающей среды сконцентрирована на трех основных направлениях: на защите природы, предотвращении выбросов загрязняющих веществ и уменьшении потребления не пополняемых (не возобновляемых) ресурсов.

2 – Деятельность Комитета МОК «Спорт и окружающая среда» заключается в следующем:

¾ организация и проведение  международных конференций и семинаров «Спорт и окружающая среда»;

¾ издательство методической литературы по проблеме спорт и экология;

¾ стимулирование деятельности НОКов и МСФ в области экологического маркетинга;

¾ сотрудничество с различными организациями по реализации природоохранных проектов в олимпийском спорте.

3 – Маркетинговая политика ОКОИ в области экологии ориентирована на лояльную по отношению к природе организацию и проведение Олимпийских игр.

4 – Экологический маркетинг, осуществляемый НОКами стран, характеризуется следованием заданного МОКом направления с учетом своих особенностей и проблем.

Не олимпийскую направленность представляют:

· государственная власть - Министерство экологии, государственные и муниципальные экологические организации.

· Общественная власть - различные неправительственные организации.

· СМИ: радио, телевидение, пресса, печатные издания.

· Бизнес: спонсоры, спортивные клубы и организации, предприятия.

  Сфера исполнения включает все подструктуры, обеспечивающие реализацию природоохранных проектов. К ним относится: директорат, секретариат, информационный отдел, рабочие группы и волонтеры.

Управленческая деятельность в области экологии имеет три уровня:

4) управленческий менеджмент

5) координирующий менеджмент

6) операционный менеджмент.

Таким образом, природоохранный маркетинг охватывает весь спектр экологических проблем на всех уровнях управления.

3. Совершенствование экономической деятельности организационных структур олимпийского спорта в области экологии должно осуществляться следующими путями:

· создание природоохранной системы менеджмента с целью расширения возможностей организаторов соревнований решать поставленные цели и планировать проведение мероприятий с экологических позиций

· планирование инфраструктуры и практического использования спортивных сооружений во время проведения Олимпиады, а также после ее завершения

· улучшение планов ресурсообеспечения, включающих пониженное потребление не возобновляемых природных ресурсов и разумное потребление возобновляемых ресурсов

· активное вовлечение спонсоров, поставщиков, меценатов и других финансовых лиц, а также граждан и волонтеров в совместную организацию природоохранных проектов 

· содействие внедрению новейших технологий в практику организации и проведения Олимпийских игр, строительства спортивных сооружений и оказанию сопутствующих услуг

· содействие развитию или усовершенствованию транспортно-

го обеспечения соревнований

· стимулирование внедрения улучшенной стратегии утилиза-

ции отходов, основанной на сокращении и повторном ис-     

пользовании материалов

· введение экологического контроля и мониторинга с целью отслеживания и отображения предпринятых мер по охране окружающей среды.

Вышеперечисленные пути совершенствования экономической деятельности не являются средством решения всех экологических проблем, но позволяет улучшить экологическое положение в целом и предотвратить появление новых проблем мирового масштаба и связанных с проведением Олимпийских игр и других спортивных мероприятий.             

4. Становление природоохранного маркетинга на Украине предполагает наличие следующих факторов:

¨ повышение уровня экологического сознания украинского народа в целом о мировых проблемах окружающей среды и экоспорта. Усиление внимания общественности и государственных лиц к проблематике экология и спорт на Украине.

¨ создание системы экологического права, способствующей урегулированию отношений в области экологии. Т.е. законодательство в области окружающей среды должно основываться на применении стимулирующих и принудительных мер к юридическим и физическим лицам в отношении использования окружающей среды и иметь разработанную нормативно-правовую базу, определяющую юридическую ответственность за нарушения экологического законодательства.

¨ усовершенствование общей модели природопользования путем внедрения экологического управления - экоменеджмента, отвечающего современным требованиям ориентации экономики на социальные и экологические аспекты.

¨ применение экологического мониторинга окружающей среды. Экомониторинг является современной формой реализации экологической деятельности при помощи средств информатизации и обеспечивает регулярную оценку и прогнозирование состояния среды жизнедеятельности общества и усло­вий функционирования экосистем для принятия управленческих решений об экологической безопасности, сохранении природной среды и рациональном природопользовании.

¨ введение в практику управления природоохранными процессами в спорте экологического аудита. Он представляет собой систематическую, документированную и регулярно повторяемую проверку состояния экологического природопользования. За основу принимается сопоставление результатов, достигнутых организацией, клубом, федерацией, комитетом, со стоящими перед ним целями.

¨ Обеспечение стабильного финансирования природоохранных проектов. В связи с тем, что экоспорт не является приоритетным направлением государственной политики в области охраны окружающей среды, основными источниками доходов являются внебюджетное финансирование и привлечение иностранных инвестиций. 

¨ повышение роли эколого-правового образования, культуры и науки в природоохранной деятельности.

  Таким образом, вышеперечисленные условия являются объективной необходимостью становления природоохранного маркетинга в олимпийском спорте как основополагающего механизма экологической защиты и предотвращения негативных экологических последствий спорта Украины. Данные условия являются базовой основой выработки рекомендаций для становления природоохранного маркетинга в олимпийском спорте на Украине.

 

 

      



2020-02-04 172 Обсуждений (0)
Пути совершенствования экономической деятельности в области экологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути совершенствования экономической деятельности в области экологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)