Пути совершенствования экономической деятельности в области экологии
Несмотря на многообразие применяемых природоохранных мер организационными структурами олимпийского спорта, маркетинговая система в целом еще далеко не совершенна. Об этом красноречиво свидетельствует огромное количество нерешенных экологических проблем и возникновение кардинально новых, присущих конкретному региону. С этих позиций целесообразным является определение путей совершенствования экономической деятельности в области экологии, как основополагающего фактора реализации этих проектов. Они заключаются в следующем: · создание природоохранной системы менеджмента с целью расширения возможностей организаторов соревнований решать поставленные цели и планировать проведение мероприятий с экологических позиций · планирование инфраструктуры и практического использования спортивных сооружений во время проведения Олимпиады, а также после ее завершения · улучшение планов ресурсообеспечения, включающих пониженное потребление не возобновляемых природных ресурсов и разумное потребление возобновляемых ресурсов · активное вовлечение спонсоров, поставщиков, меценатов и других финансовых лиц, а также граждан и волонтеров в совместную организацию природоохранных проектов · содействие внедрению новейших технологий в практику организации и проведения Олимпийских игр, строительства спортивных сооружений и оказанию сопутствующих услуг · содействие развитию или усовершенствованию транспортно- го обеспечения соревнований · стимулирование внедрения улучшенной стратегии утилиза- ции отходов, основанной на сокращении и повторном ис- пользовании материалов · введение экологического контроля и мониторинга с целью отслеживания и отображения предпринятых мер по охране окружающей среды. Вышеперечисленные пути совершенствования экономической деятельности не являются средством решения всех экологических проблем, но позволяет улучшить экологическое положение в целом и предотвратить появление новых проблем мирового масштаба и связанных с проведением Олимпийских игр и других спортивных мероприятий.
Глава 4. Становление экологического маркетинга на Украине
В украинской науке существует разработанная система экологического знания, которая состоит из общей экологии, которая включает самые общие экологические проблемы, теоретической экологии, разрабатывающей экологические теории и законы, и прикладной экологии, оперирующей понятиями, применяемыми на практике. Одним из направлений прикладной экологии является спортивная экология (рис.4.1.).
Рис.4.1. Структура современной экологии
Как отрасль человеческой деятельности, спорт взаимосвязан с окружающей средой. Это проявляется в трех направлениях: во-первых, спорт оказывает позитивное влияние на окружающую среду. Использование земель в спортивных целях может быть наименее опасным для природы, чем, к примеру, использование этих же земель в промышленности. Во-вторых, в отличие от первого направления, спорт негативно влияет на окружающую среду, загрязняя и уничтожая ее. Об этом свидетельствует разработанная классификация видов спорта в зависимости от влияния на окружающую среду. И, в-третьих, спорт находится в прямой зависимости от окружающей среды. Изменившаяся под воздействием многих факторов экология может угрожать спорту. Во многих странах возникает проблема "практического спорта в обществе повышенного риска". К таким странам, к сожалению, относится и Украина. Нынешнюю экологическую ситуацию в Украине можно охарактеризовать как кризисную, формировавшуюся в течение длительного периода из-за пренебрежения объективными законами развития и воспроизводства природно-ресурсного комплекса Украины. Происходили структурные деформации народного хозяйства, при которых преимущество предоставлялось развитию в Украине сырьедобывающих, наиболее экологически опасных отраслей промышленности. Экономике Украины свойствен высокий удельный вес ресурсоемких и энергоемких технологий, внедрение и наращивание которых осуществлялось наиболее "дешевым" способом - без строительства соответствующих очистных сооружений. Это было возможно при отсутствии эффективно действующих правовых, административных и экономических механизмов природопользования и без учета требований охраны окружающей среды. Эти и другие факторы, в частности низкий уровень экологического сознания общества, привели к значительной деградации окружающей среды Украины, чрезмерному загрязнению поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха и земель, накоплению в очень больших количествах вредных, в том числе высокотоксичных, отходов производства. Такие процессы продолжались десятилетиями и привели к резкому ухудшению состояния здоровья людей, уменьшению рождаемости и увеличению смертности, а это грозит вымиранием и биологическо-генетической деградацией народа Украины. Исключительной особенностью экологического состояния Украины является то, что экологически острые локальные ситуации осложняются большими региональными кризисами. Чернобыльская катастрофа с ее долговременными медико-биологи-ческими, экономическими и социальными последствиями послужила причиной возникновения в Украине ситуации, приближающейся к уровню глобальной экологической катастрофы. С целью обеспечения экологической безопасности и поддержания экологического равновесия на территории Украины, преодоления последствий Чернобыльской и сохранения генофонда Украинского народа Верховная Рада Украины утвердила основные направления государственной политики Украины в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности[1]. Реализация Основных направлений предусматривается в три этапа. На первом этапе (1997-2000 годы) необходимо завершить и реализовать неотложные меры по ограничению вредного воздействия на окружающую среду наиболее опасных источников загрязнения. Основными задачами этого этапа являются: Ø совершенствование законодательно-правовой базы по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; Ø разработка и введение экономического механизма охраны окружающей среды и рационального природопользования; Ø создание системы совершенного, полного и адекватного контроля за экологическим состоянием окружающей среды с одновременным введением элементов комплексного межведомственного экологического мониторинга; Ø осуществление первоочередных мер для стабилизации состояния окружающей среды; Ø разработка и введение программ экологического образования, воспитания и экоинформирования населения. На втором этапе (в течение 10-15 лет, начиная с 1998 года) планируется разработать и начать реализацию комплексных программ, ориентированных на достижение баланса между уровнями вредного воздействия на окружающую среду и ее способностью к восстановлению. Основными задачами этого этапа являются: Ø оптимизация структуры природопользования; Ø экологически ориентированная структурная перестройка экономики; Ø разработка и введение в Украине системы государственного мониторинга окружающей среды, создание системы анализа экологической ситуации, прогнозирование, планирование и осуществление предупредительных мер в отношении вероятных факторов вредного воздействия. На третьем этапе планируется создать систему государственного управления использованием природных ресурсов, регулированием техногенного воздействия на окружающую среду как основу управления устойчивым развитием общества. Фрагментарное осуществление этих мер началось в 1996 году, а более широкое - в соответствии с темпами стабилизации экономики страны. Основными задачами этого этапа являются: Ø дальнейшее развитие системы государственного мониторинга окружающей природной среды, Ø создание автоматизированной системы оценки экологических ситуаций, Ø прогнозирование вредного воздействия на окружающую среду, Ø планирование действий в чрезвычайных ситуациях на основе оценок и сценариев развития событий; Ø надлежащая координация рационального использования природного и социально-экономического потенциала с учетом экологических факторов на принципах устойчивого развития. В результате реализации Основных направлений государственной экологической политики будет создана система экологически сбалансированного управления развитием общества, которая будет стимулировать восстановление природных свойств окружающей среды, компетентного регулирования использования природных ресурсов и развитие производительных сил страны. Расходы на реализацию природоохранных программ и мероприятий требуют значительных средств. Однако в течение ближайших 5-10 лет страна будет очень ограничена в средствах, необходимых для улучшения состояния окружающей природной среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов. Система финансирования природоохранных мер в условиях перехода к рыночной экономике формируется на основе следующих главных источников: Þ Государственного бюджета Украины и местных бюджетов; Þ бюджета Автономной Республики Крым; Þ фондов охраны окружающей природной среды всех уровней; Þ собственных средств предприятий; Þ иностранных поступлений и инвестиций; Þ других внебюджетных средств. Одним из важных признаков развитой рыночной экономики является соответствующая инфраструктура. К ее элементам в сфере природопользования в частности и относится экологический маркетинг. Экологический маркетинг включает комплексную деятельность, направленную на определение, прогнозирование и формирование потребительских запросов по поводу воспроизводства природных ресурсов, продвижения товаров и услуг экологического назначения от производителя к потребителю. Для становления экомаркетинга в спорте на Украине необходимо наличие определенных условий, а именно: v повышение уровня экологического сознания населения Украины в целом о мировых проблемах окружающей среды и экоспорта. v создание системы экологического права, способствующей урегулированию отношений в области экологии. Т.е. законодательство в области окружающей среды должно основываться на применении стимулирующих и принудительных мер к юридическим и физическим лицам в отношении использования окружающей среды и иметь разработанную нормативно-правовую базу, определяющую юридическую ответственность за нарушения экологического законодательства. v усовершенствование общей модели природопользования путем внедрения экологического управления - экоменеджмента, отвечающего современным требованиям ориентации экономики на социальные и экологические аспекты. v применение экологического мониторинга окружающей среды. Экомониторинг является современной формой реализации экологической деятельности при помощи средств информатизации и обеспечивает регулярную оценку и прогнозирование состояния среды жизнедеятельности общества и условий функционирования экосистем для принятия управленческих решений об экологической безопасности, сохранении природной среды и рациональном природопользовании. v введение в практику управления природоохранными процессами в спорте экологического аудита. Он представляет собой систематическую, документированную и регулярно повторяемую проверку состояния экологического природопользования. За основу принимается сопоставление результатов, достигнутых организацией, клубом, федерацией, комитетом, со стоящими перед ним целями. v Обеспечение стабильного финансирования природоохранных проектов. В связи с тем, что экоспорт не является приоритетным направлением государственной политики в области охраны окружающей среды, основными источниками доходов являются внебюджетное финансирование и привлечение иностранных инвестиций. v повышение роли эколого-правового образования, культуры и науки в природоохранной деятельности. Таким образом, вышеперечисленные условия являются объективной необходимостью становления природоохранного маркетинга в олимпийском спорте как основополагающего механизма экологической защиты и предотвращения негативных экологических последствий спорта Украины.
Выводы В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы: 1. Предпосылками становления экологического маркетинга являются: Þ катастрофическое ухудшение экологической ситуации в мире к концу ХХ века, появление экологических проблем глобального характера и связанных с проведением Олимпийских игр. Þ коммерциализация олимпийского спорта, обусловившая использование маркетинга в олимпийском спорте. Активное участие спонсоров в финансировании природоохранных проектов. Þ активная деятельность организаций не-олимпийс-кого профиля, таких как «Greenpeace», ООН, ЮНЕСКО по охране окружающей среды. Þ политика организационных структур олимпийского спорта в области экологии (МОК, Комиссии МОК "Спорт и окружающая среда", НОК, МСФ, ОКОИ). Вышесказанное свидетельствует о том, что в мировом спортивном сообществе сложились объективные предпосылки для внедрения экологического маркетинга в хозяйственную практику субъектов олимпийского движения. 2. Структура управления маркетинговой политикой включает две сферы действия организационных структур: Ñ сфера влияния Ñ сфера исполнения. Сферу влияния формируют организации двух типов: олимпийской направленности и не-олимпийской направленности. Условно можно выделить 4 уровня организационных структур олимпийского спорта и проводимой ими политики: 1 – работа МОК в сфере окружающей среды сконцентрирована на трех основных направлениях: на защите природы, предотвращении выбросов загрязняющих веществ и уменьшении потребления не пополняемых (не возобновляемых) ресурсов. 2 – Деятельность Комитета МОК «Спорт и окружающая среда» заключается в следующем: ¾ организация и проведение международных конференций и семинаров «Спорт и окружающая среда»; ¾ издательство методической литературы по проблеме спорт и экология; ¾ стимулирование деятельности НОКов и МСФ в области экологического маркетинга; ¾ сотрудничество с различными организациями по реализации природоохранных проектов в олимпийском спорте. 3 – Маркетинговая политика ОКОИ в области экологии ориентирована на лояльную по отношению к природе организацию и проведение Олимпийских игр. 4 – Экологический маркетинг, осуществляемый НОКами стран, характеризуется следованием заданного МОКом направления с учетом своих особенностей и проблем. Не олимпийскую направленность представляют: · государственная власть - Министерство экологии, государственные и муниципальные экологические организации. · Общественная власть - различные неправительственные организации. · СМИ: радио, телевидение, пресса, печатные издания. · Бизнес: спонсоры, спортивные клубы и организации, предприятия. Сфера исполнения включает все подструктуры, обеспечивающие реализацию природоохранных проектов. К ним относится: директорат, секретариат, информационный отдел, рабочие группы и волонтеры. Управленческая деятельность в области экологии имеет три уровня: 4) управленческий менеджмент 5) координирующий менеджмент 6) операционный менеджмент. Таким образом, природоохранный маркетинг охватывает весь спектр экологических проблем на всех уровнях управления. 3. Совершенствование экономической деятельности организационных структур олимпийского спорта в области экологии должно осуществляться следующими путями: · создание природоохранной системы менеджмента с целью расширения возможностей организаторов соревнований решать поставленные цели и планировать проведение мероприятий с экологических позиций · планирование инфраструктуры и практического использования спортивных сооружений во время проведения Олимпиады, а также после ее завершения · улучшение планов ресурсообеспечения, включающих пониженное потребление не возобновляемых природных ресурсов и разумное потребление возобновляемых ресурсов · активное вовлечение спонсоров, поставщиков, меценатов и других финансовых лиц, а также граждан и волонтеров в совместную организацию природоохранных проектов · содействие внедрению новейших технологий в практику организации и проведения Олимпийских игр, строительства спортивных сооружений и оказанию сопутствующих услуг · содействие развитию или усовершенствованию транспортно- го обеспечения соревнований · стимулирование внедрения улучшенной стратегии утилиза- ции отходов, основанной на сокращении и повторном ис- пользовании материалов · введение экологического контроля и мониторинга с целью отслеживания и отображения предпринятых мер по охране окружающей среды. Вышеперечисленные пути совершенствования экономической деятельности не являются средством решения всех экологических проблем, но позволяет улучшить экологическое положение в целом и предотвратить появление новых проблем мирового масштаба и связанных с проведением Олимпийских игр и других спортивных мероприятий. 4. Становление природоохранного маркетинга на Украине предполагает наличие следующих факторов: ¨ повышение уровня экологического сознания украинского народа в целом о мировых проблемах окружающей среды и экоспорта. Усиление внимания общественности и государственных лиц к проблематике экология и спорт на Украине. ¨ создание системы экологического права, способствующей урегулированию отношений в области экологии. Т.е. законодательство в области окружающей среды должно основываться на применении стимулирующих и принудительных мер к юридическим и физическим лицам в отношении использования окружающей среды и иметь разработанную нормативно-правовую базу, определяющую юридическую ответственность за нарушения экологического законодательства. ¨ усовершенствование общей модели природопользования путем внедрения экологического управления - экоменеджмента, отвечающего современным требованиям ориентации экономики на социальные и экологические аспекты. ¨ применение экологического мониторинга окружающей среды. Экомониторинг является современной формой реализации экологической деятельности при помощи средств информатизации и обеспечивает регулярную оценку и прогнозирование состояния среды жизнедеятельности общества и условий функционирования экосистем для принятия управленческих решений об экологической безопасности, сохранении природной среды и рациональном природопользовании. ¨ введение в практику управления природоохранными процессами в спорте экологического аудита. Он представляет собой систематическую, документированную и регулярно повторяемую проверку состояния экологического природопользования. За основу принимается сопоставление результатов, достигнутых организацией, клубом, федерацией, комитетом, со стоящими перед ним целями. ¨ Обеспечение стабильного финансирования природоохранных проектов. В связи с тем, что экоспорт не является приоритетным направлением государственной политики в области охраны окружающей среды, основными источниками доходов являются внебюджетное финансирование и привлечение иностранных инвестиций. ¨ повышение роли эколого-правового образования, культуры и науки в природоохранной деятельности. Таким образом, вышеперечисленные условия являются объективной необходимостью становления природоохранного маркетинга в олимпийском спорте как основополагающего механизма экологической защиты и предотвращения негативных экологических последствий спорта Украины. Данные условия являются базовой основой выработки рекомендаций для становления природоохранного маркетинга в олимпийском спорте на Украине.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |