Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Влияние особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями зрения на характер нарушений письма и пути их коррекции



2020-02-04 193 Обсуждений (0)
Влияние особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями зрения на характер нарушений письма и пути их коррекции 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Итак, помощью глаз человек воспринимает освещенность, цвет, величину, форму предметов, определяет движение и направление движения предметов, ориентируется в пространстве. При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия у слабовидящих.

У слабовидящих младших школьников наблюдаются трудности при опознавании рисунков и предметов. Выявлены следующие нарушения восприятия рисунков: замедленность обзора, неточность, пропуск деталей изображения, как отмечает Ю.А. Кулагин. Вследствие неясного восприятия отдельных элементов и неточности представлений нередко формируются ошибочные версии относительно изображенного на рисунке. Рассматривание слабовидящими рисунка по частям затрудняет осмысливание его содержания, нарушает восприятие пространственных отношений между изображенными на нем предметами. Резкое снижение скорости зрительного восприятия буквосочетания, а также геометрических фигур, цифр установлено при частичной атрофии зрительных нервов, дегенерации желтого пятна, вторичной катаракте, глаукоме. При письме отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажение восприятия. Исследователями выявлено отрицательное влияние снижение зрения на формирование графических навыков письма. Дети часто не различают линии в тетрадях и поэтому пишут косо [11, с.89]. Как было прописано выше, наблюдаются искажения элементов букв, их неправильное расположение относительно друг друга в словах и строках, замены букв, пропуски изобразительных элементов.

Наиболее значительное нарушение зрительного восприятия наблюдается при остроте зрения 0,2 и ниже. Однако участие остаточного зрения в формировании зрительного образа продолжает оставаться ведущим в некоторых видах деятельности и в ориентировке в пространстве.

Из выше сказанного следует вывод о том, чтобы вовремя предупредить предпосылки нарушений и преодолеть школьную дизадаптацию, и в том числе ошибки при письме, у детей с нарушениями зрения необходима правильно подобранная, с учетом имеющегося дефекта, системная коррекционная работа.

Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушение зрения, заключается в том, что она требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приёмами обучения, приёмами специальных средств наглядности.

В коррекционно-логопедической работе с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения, следует подбирать такие формы и приёмы работы, которые помогут задействовать как можно большее количество сохранных анализаторов, выполняющих компенсаторную функцию, создадут у ребёнка положительный эмоциональный настрой и позволят решить специфические задачи, связанные с его воспитанием и обучением.

При организации занятий особое внимание необходимо обращать на возможности использования сохранного зрения у данной категории детей. Каждому ребёнку подбирается наглядный материал соответствующей величины, интенсивности окраски и объёмности. На занятиях педагогом широко используются рельефные картинки, натуральные предметы, муляжи, специальные наборы игрушек для тактильного их опознания, кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слов и предложений, звучащие игрушки для дифференциации звуков.

В логопедические занятия включаются игры, способствующие зрительному восприятию, проводятся физкультминутки в сочетании с гимнастикой для глаз. Одновременно проводится работа по формированию пространственных представлений, воспитывается умение понимать и выполнять речевые инструкции, требующие определённой пространственной ориентировки.

Важно, чтобы коррекционная логопедическая работа с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения, имела специфическую направленность, проводилась в тесном взаимодействии с другими специалистами (тифлопедагогом, психологом, учителем, врачом-офтальмологом) охватывала различные стороны речевой и познавательной деятельности детей.

Итак, для успешного преодоления нарушений письма у младших школьников с нарушениями зрения логопедом составляется специальная коррекционная программа, с учетом выше сказанного, в которой будут следующие направления работы:

- развитие качеств зрительного восприятия;

- развитие зрительного восприятия и расширения объёма зрительной памяти;

- формирование умений и навыков пространственного ориентирования;

- развитие зрительного анализа и синтеза;

- развитие мелкой моторики и осязания.

Специальные коррекционные занятии по развитию указанных направлений проводятся по методикам, разработанным Л.П. Григорьевой и С.В. Сташевским; Л.И. Плаксиной; М.Э. Бернадской, И.В. Блинниковой, Л.И. Солнцевой; Л.В. Рудаковой; Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской И.Н. Садовниковой; Е.В. Мазановой.

По первой методике преимущественно работает тифлопедагог, однако некоторые задания может применить на своих занятиях со слабовидящими младшими школьниками в игровой форме и учитель-логопед.

Коротко рассмотрим содержание указанных методик.

Развитие качеств зрительного восприятия осуществляется посредствам ряда методик:

1. Методика развития интермодального восприятия в процессе предметно-практической деятельности, как отмечает Григорьева Л. П., может быть обоснованно рекомендована для формирования качества предметности восприятия младших школьников с нарушениями зрения.

В качестве материала на коррекционных занятиях используются натуральные предметы и их модели, разной степени сложности конструкторы. К натуральным предметам относятся геометрические фигуры, предметы, состоящие из комбинации геометрических фигур, предметы жизнедеятельности людей, растительного и животного мира. В дидактическом материале должно быть как можно больше предметов и их моделей, с которыми ребенок сталкивается в быту, и они имеют для него определенную значимость (предметы домашнего обихода, посуда, одежда, мебель и т.д.). С помощью моделей необходимо формировать предметность тех зрительных образов, с которыми ребенок может встретиться в учебно-воспитательном процессе в реальной жизни.

Работа ребенка с предметами имеет множество вариантов заданий в зависимости от того наглядного материала, которым располагает педагог. Прежде всего необходимо учить детей способам зрительно-осязательного обследования предмета и сопоставления его с соответствующим изображением на рисунке. Следует обучать детей выделять характерные признаки предмета и его изображения, сопоставлять их, находить сходство и различие. Важным приемом является обучение детей составлять предмет из его отдельных частей по образцу, представленному на рисунке, по представлению, по словесному описанию педагога.

В целом работа с методикой развития интермодального восприятия способствует усвоению основных сенсорных эталонов с помощью предметных образцов; формированию умений делить предмет на части, понимать его структуру, соотносить части и их в признаки, объединять части в единое целое; развитию навыков сопоставления образа, формирующегося в ходе работы с предметом, и хранящегося в памяти образа-эталона. У детей формируются предметно-пространственные представления, умения воспроизводить пространственное расположение предметов, изменять структуру перцептивного поля, умения соотносить реальные предметы с их изображениями.

2. Для реализации методики развития аналитического и целостного восприятия требуется большое разнообразие иллюстративного материала: контурные и силуэтные изображения (черные и цветные); простые, сложные черно-белые и гетерохромные изображения; плоскостные (двумерные) и объемные (трехмерные).

При нарушениях зрения у детей, когда эмпирическое формирование перцептивной целостности затруднено, восприятие в большинстве случаев должно быть аналитическим, чтобы был достигнут положительный результат. Необходимо развивать у детей умения и навыки аналитического восприятия, что облегчит формирование перцептивной целостности.

На занятиях педагог организует ориентировочно-исследовательскую деятельность детей в зрительной среде. Ребенка просят найти рисунок, выделить его на фоновой плоскости, определить его границы. Выделив рисунок как объект, дети учатся ориентироваться на его плоскости: определяют верх - низ, правую - левую, центральную части. Затем дается инструкция найти предметное изображение на рисунке и обвести его контур с целью формирования первичной целостности еще не завершенного процесса восприятия.

Далее педагог обучает ребенка восприятию не только контура, но и внутренней структуры изображения. С этой целью проводится зрительный анализ, т.е. последовательное, развернутое в пространстве и во времени изучение предъявленного изображения. Формированию умений выделять внутри определенного целого изображения его крупные фрагменты и элементы следует уделять большое внимание. Это необходимо для развития операции анализа целостных образов. Отсутствие при обучении стадии анализа изображений приводит к недостаточно точному целостному и структурному восприятию объектов при низком зрении.

Обучение приемам анализа изображения сочетается с обучением синтезу (объединению) его частей в единое целое. В сформированном состоянии операция анализа - мысленное разделение объекта на части; обнаружение его существенных признаков; а операция синтеза - мысленное объединение частей или свойств в единое целое. В процессе восприятия анализ и синтез неразрывны; переход от частей к целому осуществляется в едином аналитико-синтетическом процессе. Высокий уровень развития этих операций у детей с низким зрением может способствовать компенсаторному облегчению опознания сенсорно обедненных зрительных образов.

В ходе коррекционных занятий следует формировать целостные образы, которые приобретают значения эталонов. Для реализации этой цели можно рекомендовать выполнение детьми следующих заданий.

Составление целого изображения из его частей (по образцам, по словесному описанию педагога). Полезный прием для формирования качеств целостности и структурности - нахождение и дополнение недостающих фрагментов изображений.

Зрительный поиск по образцу и по памяти целевого (заданного) изображения в наборах, состоящих из трех, пяти, семи и десяти изображений. Это способствует усвоению понятия целостной идентичности изображений.

Зрительный поиск изображений по сочетанию двух и более признаков (цвет - цвет, цвет - форма, размер - форма-цвет и т.д.) в перцептивных полях, содержащих от трех до десяти изображений. Выполнение заданий такого типа способствует установлению связей внутри систем сенсорных эталонов и между системами и, следовательно, формированию целостности и структурности восприятия.

Воспроизведение цветовой гаммы простых и сложных гетерохромных рисунков по образцу и по образу-представлению.

Выполнение предлагаемых заданий связано с активным вовлечением в акт восприятия мнемонических и мыслительных процессов, что имеет компенсаторное значение при нарушениях сенсорного отражения.

3. Методика расширения зоны константного восприятия при нарушениях зрения осуществляется с помощью специальных приемов и длительной тренировки в ходе коррекционных занятий.

Для этого используются контурные, силуэтные, плоскостные и объемные сложные изображения с широкой вариативностью признаков (формы, цвет используется стратегия опознания изображений при изменяющихся условиях их предъявления.

Определяется максимальное расстояние от глаз, на котором изображения разного размера опознаются правильно. Затем это расстояние постепенно увеличивается, закрепляются навыки опознания изображений на больших расстояниях от глаз. Для достижения этой цели используются следующие задания.

Опознание предметов, изображенных в фас, профиль, полупрофиль.

Сравнение размеров изображений, находящихся на различных расстояниях от глаз. Зрительный поиск целевого изображения, отличающегося цветом, размером, ориентацией, местоположением от других похожих изображений в перцептивном поле.

Сравнение и определение идентичности формы двух объемных (трехмерных) объектов.

Сравнение рисунков, изображающих одну и ту же предметную ситуацию с разных точек наблюдения. Развитие константности восприятия сложных гетерохромных рисунков.

4. Для реализации методики развития апперцепции и антиципации применяютсянаборы черно-белых и гетерохромных изображений по темам: "Предметы быта и жизнедеятельности человека"; "Растительный и животный мир" и др. Рисунки, на которых представлены контурные законченные и незаконченные изображения; целостные и без одного или двух фрагментов. Рисунки, на которых представлены изображения с частичным наложением одного на другое. Наборы контурных незавершенных изображений. Наборы целых изображений и их частей с разной информативной значимостью Контурные изображения "зашумленные" другими контурами в перцептивном поле. Рисунки, содержащие замаскированные изображения. Стилизованные, символические изображения.

Основная стратегия - обучение детей оперированию зрительными образами, предвосхищающему опознание на основе прошлого опыта. С этой целью дети выполняют ряд заданий.

Ознакомление детей с большим набором изображений по темам, указанным выше. Аналитическое и целостное восприятие этих изображений.

Сравнение на рисунке одного и того же (например, птица) контурного законченного и незаконченного изображения; дорисовка второго изображения по образцу.

Опознание изображений, частично перекрытых другим изображением (черный прямоугольник частично перекрывает контурные: круг, овал, треугольник, другой прямоугольник). Возможны и другие рисунки с частичным перекрытием изображений; предмет первого плана перекрывает видимость предмета, находящегося за ним. Для правильного восприятия такого рисунка надо уметь домысливать недостающую часть перекрытого предмета, чтобы иметь полное представление об изображении. Опознание тем труднее, чем больше перекрыто изображение.

Опознание изображений по неполному контуру.

Опознание сложных гетерохромных изображений по их частям с разной информативной значимостью. Вначале дети рассматривают и запоминают целые изображения. Затем предлагается определить, какому изображению принадлежит та или иная часть. Фрагменты изображений предъявляются в случайном порядке. Зрительный поиск контурных изображений, "зашумленных" другими контурами.

Опознание изображений в условиях маскировки, которая осуществляется прямыми, ломаными, волнистыми линиями разного цвета в перцептивном поле. Степень маскировки может быть различной. Ребенку дается задание выделить целевой объект из маскирующего фона. Если он затрудняется в опознании, педагог предлагает ему обвести целевое изображение карандашом.

Опознание символических, стилизованных изображений.



2020-02-04 193 Обсуждений (0)
Влияние особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями зрения на характер нарушений письма и пути их коррекции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Влияние особенностей зрительного восприятия детей с нарушениями зрения на характер нарушений письма и пути их коррекции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)