Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации



2020-02-04 6765 Обсуждений (0)
Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации 5.00 из 5.00 10 оценок




 

В соответствии со статьей 2 Закона о правовом положении иностранцев, с иностранным гражданином в Российской Федерации могут быть оформлены трудовые отношения, если он въехал в Российскую Федерацию и пребывает на ее территории на законных основаниях, то есть имеет действительные разрешительные документы, предусмотренные законодательством или международным договором Российской Федерации, соответствующие его правовому статусу и подтверждающие его право на пребывание (проживание) и трудовую деятельность в Российской Федерации.

Особо следует отметить, что в соответствии с Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», в настоящее время действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Следовательно, граждане Республики Беларусь могут осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации на равных с гражданами Российской Федерации правах.

Согласно Закону о правовом положении иностранцев установлены определенные категории иностранных граждан в соответствии с режимом их нахождения в Российской Федерации:

а) постоянно проживающие;

б) временно проживающие;

в) временно пребывающие.

От режима нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации во многом зависит их право на осуществление трудовой деятельности в России.

Наиболее многочисленной категорией иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, являются временно пребывающие иностранные граждане. Согласно Закону о правовом положении иностранцев временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

В соответствии с Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания[19]. При этом под местом пребывания иностранного гражданина понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном Законом о миграционном учете.

Можно выделить ряд общих моментов, определяющих правовой статус иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности:

1) цель фактической деятельности иностранных граждан в Российской Федерации должна соответствовать цели их въезда в Россию, заявленной при получении визы или при пересечении государственной границы;

2) работодатель, желающий привлечь к трудовой деятельности иностранных граждан, должен в установленном порядке получить от уполномоченного органа субъекта Российской Федерации подтверждение о возможности полного или частичного удовлетворения его заявки на привлечение иностранной рабочей силы;

3) заключение трудовых отношений с работодателем, заказчиком работ (услуг) осуществляется на основании требований миграционного и трудового законодательства;

4) работодатель, в случае привлечения к работе граждан государств, с которыми у России действует визовой режим взаимных поездок, должен заблаговременно получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников и оформить каждому потенциальному иностранному работнику персональное приглашение на въезд в Российскую Федерацию;

5) иностранный гражданин для осуществления трудовой деятельности на законных основаниях должен иметь разрешение на работу или патент;

6) трудовые отношения с временно пребывающими в Российской Федерации иностранными гражданами носят срочный характер и должны, соответственно, оформляться срочным трудовым договором;

7) состояние здоровья привлекаемого к трудовой деятельности иностранного гражданина должно отвечать требованиям, установленным российским законодательством.

В соответствии со статьей 5 Закона о правовом положении иностранцев срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных этим законом.

Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым законом.

Иностранные граждане данной категории, прибывшие в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности и вставшие на миграционный учет в соответствующем территориальном органе ФМС России, могут обратиться в миграционный орган за разрешением на работу, срок действия которого не может превышать разрешенного срока временного пребывания.

В настоящее время без визы в Россию могут въезжать граждане следующих государств-участников СНГ: Республики Беларусь, Казахстана, Таджикистана, Кыргызской Республики, Украины, Азербайджана, Узбекистана, Молдовы, Армении.

В течение указанного срока иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, вправе подыскивать устраивающее его место работы, а в случае отрицательного результата – обязан выехать из Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона о правовом положении иностранцев в случае заключения иностранным гражданином трудового или гражданско-правового договора между с работодателем срок его временного пребывания в Российской Федерации может быть продлен на срок действия заключенного договора, исчисляемый со дня въезда иностранца в Российской Федерации, но не более чем на 1 год.

Указанное ограничение срока временного пребывания не распространяется на иностранных граждан, привлеченных для осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированных специалистов, а также на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.3 указанного закона и с частью 2 статьи 16 Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково»[20].

С учетом формы бланка разрешения на работу, не позволяющей вносить в него изменения, продление срока действия разрешения на работу осуществляется путем выдачи иностранному гражданину нового бланка разрешения на работу. В квоте выдачи разрешений на работу учитывается только первый, 90-дневный, бланк разрешения.

В соответствии с Приказом ФМС России[21] в бланк разрешения на работу при его продлении вносятся реквизиты работодателя, с которым иностранный гражданин заключил трудовой договор.

Приказом ФМС России от 26 февраля 2009 г. № 36[22] дополнительно указывается, что при выдаче разрешений на работу иностранным гражданам территориальные органы должны руководствоваться, в том числе, положениями пунктов 1 и 5 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В случае трудоустройства иностранного гражданина и представления им в территориальный орган ФМС России заключенного договора, ему продлевается срок пребывания в соответствии с пунктом 5 статьи 5 Федерального закона и одновременно оформляется разрешение на работу на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда на территорию Российской Федерации.

Пунктами 45, 46 и 136.7 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства[23], определено, что выдача иностранному гражданину разрешения на работу рассматривается как юридически значимое действие и за его совершение взимается государственная пошлина.

Обзор видов трудовой деятельности иностранных граждан в РФ.

В соответствии со статьей 2 Закона о правовом положении иностранцев трудовой деятельностью иностранца в Российской Федерации является его работа на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Таким образом, согласно положениям данной статьи, иностранные граждане в период пребывания в Российской Федерации вправе осуществлять трудовую деятельность на основании заключения трудового договора либо гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

В Законе о правовом положении иностранцев отсутствуют ограничения в отношении трудовых отношений с участием иностранцев в какой-либо определенной отрасли экономики. Поэтому законодательство допускает, что иностранные граждане могут заниматься в Российской Федерации и другими видами деятельности, как предусмотренными в Законе о правовом положении, так и осуществляемыми на основе норм других федеральных законов, что подтверждается статьей 2 Закона о занятости.

Данная норма закона разрешает иностранным гражданам заниматься различными видами деятельности, выполнение которых позволяет считать этих граждан занятыми трудовой деятельностью.

Согласно статьи 13 Закона о правовом положении иностранцев иностранные граждане вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также свободно использовать свои способности и имущество в целях предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

Например, в соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»[24], иностранные граждане и лица без гражданства могут на условиях, установленных данным законом, осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации, получать доходы и прибыль от предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Вместе с тем, анализ содержания ст. 14 Закона о правовом положении иностранцев показывает, что она не определяет отношения к перечисленным в ней видам трудовой профессиональной деятельности, как это указывается в ее названии, а на самом деле устанавливает запрет на занятие иностранными гражданами отдельных должностей и занятие определенными видами трудовой деятельности.

Иностранцам запрещается поступать на муниципальную службу, замещать должности в составе судовых экипажей, быть членом экипажа военного корабля или другого судна, эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть командиром воздушного судна гражданской авиации, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности, заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск к которым ограничен федеральным законом.

Надо заметить, что ограничение на занятие должности в составе экипажа торговых судов расходится с нормой Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации[25]. Статья 56 Кодекса разрешает принимать в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, кроме граждан Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. В то же самое время они не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника, механика и радиоспециалиста.

Кроме того, Правительство России запретило иностранцам в 2011 году заниматься розничной торговлей в палатках, на рынках и прочей розничной торговлей вне магазинов, в также продавать алкогольные напитки, включая пиво и фармацевтические товары[26].

В соответствии с этим документом, на 2011 год устанавливается допустимая доля иностранных работников в розничной торговле алкогольными напитками, включая пиво, «в размере 0% общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами».

Точно такой же уровень установлен для иностранных работников, занятых в розничной торговле фармацевтическими товарами, торговле в палатках и на рынках, а также «прочей розничной торговле вне магазинов».

С 1 января 2007 года для иностранных мигрантов уже действовал запрет на торговлю лекарствами, алкогольной и спиртосодержащей продукцией. Также для найма иностранцев для работы вне магазинов уже была установлена квота. Иностранцев в торговых палатках и ларьках должно быть не больше 40% от общего числа продавцов.

Таким образом, характеристика трудовых отношений, возникающих в ходе осуществления трудовой деятельности иностранного работника, определяется его трудовым или гражданско-правовым договором, заключенным с работодателем, заказчиком работ (услуг).

Особенности трудовой деятельности иностранных граждан на основании трудового договора[27]:

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации[28] (ТК РФ), которой определяется сфера действия норм трудового права и распространяются на иностранных граждан нормы трудового законодательства, иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации на основании трудового договора.

Согласно указанной статьи ТК РФ, на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Следовательно, иностранные граждане, осуществляя трудовую деятельность в Российской Федерации в соответствии с нормами трудового права, могут являться как работниками, так работодателями.

Если иностранные граждане выступают в качестве работников, то их трудовые отношения с работодателем определяются на основе заключенного трудового договора.

Иностранные граждане могут также быть и работодателями. В соответствии со статьей 13 Закона о правовом положении иностранцев работодателем является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. Иностранные граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, также могут выступать в качестве работодателей.

В соответствии с международным правом юрисдикция Российской Федерации, включая трудовое законодательство, распространяется на всю территорию Российской Федерации (в том числе, на морские суда, плавающие под ее флагом, на континентальный шельф, на территорию за рубежом, занятую дипломатическими и консульскими учреждениями Российской Федерации).

Особенности трудовой деятельности иностранных граждан на основании гражданско-правовых договоров:

Осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности на основании гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) регулируется соответствующими нормами гражданского законодательства Российской Федерации, среди которых особое место занимает Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

Вид гражданско-правового договора зависит от характера и специфики выполняемых работ (оказываемых услуг).

В соответствии с законодательством Российской Федерации иностранные граждане вправе заключать гражданско-правовые договоры, связанные с трудовой деятельностью на территории Российской Федерации, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и договоренностью сторон.

Согласно статье 23 ГК РФ иностранный гражданин может быть зарегистрирован в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Заказчиком работ (услуг), в соответствии с Законом о правовом положении иностранцев, определяется физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг).

Иностранные граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, также могут выступать в качестве заказчиков работ (услуг).

Рассмотрев правовое регулирование труда иностранных граждан в Российской Федерации, можно сделать следующиевыводы:

С момента распада СССР на постсоветском пространстве, а именно на территории России и СНГ возникла крупная проблема трудовой миграции населения, а точнее её дисбаланс, в частности приток большого количества трудовых мигрантов в Россию из СНГ.

Последствия этого разнообразны, и несут отрицательный характер, как для России, так и для СНГ. Для стран СНГ – это колоссальный отток рабочей силы, и как следствие отсутствие кадров для поднятия уровня жизни и развития инфраструктуры в стране, а как следствие – безработица и перечисленные ранее проблемы.

На мой взгляд, политика государства, направленная на решение этой крупной проблемы чересчур вялотекущая, и не совсем не соответствующая развитию проблемы, и не отвечающая последним мнениям общества. Относительное бездействие государства может привести к тяжелым последствиям как экономического, так и социального характера в России, ровно как и в странах содружества.

Миграционные процессы, происходящие в современном мире принимают такие масштабы, что от успешного его решения зависит социальная, политическая и экономическая стабильность страны, судьбы людей, уровень и качество их жизни, государственная и национальная безопасность в целом. Оптимизация этих процессов требует взаимодействия и координации на межгосударственном и межведомственном уровне. Необходимость регулирования миграции не подвергается сомнению. Проблема – в поиске разумного баланса между максимизацией выгоды от притока мигрантов и минимизации неизбежных социальных рисков.




2020-02-04 6765 Обсуждений (0)
Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации 5.00 из 5.00 10 оценок









Обсуждение в статье: Специфика правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (6765)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)