Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ себестоимости продукции на примере завода Окиси этилена ОАО «Нефтекамскнефтехим»



2020-02-04 224 Обсуждений (0)
Анализ себестоимости продукции на примере завода Окиси этилена ОАО «Нефтекамскнефтехим» 0.00 из 5.00 0 оценок




Реферат

 

Объектом исследования является деятельность завода Окиси этилена ОАО «Нефтекамскнефтехим». В настоящее время производственный комплекс включает в себя 11 заводов основного производства. Одним из ведущих заводов является – завод по производству окиси этилена, этиленгликоля, диэтиленгликоля, триэтиленгликоля и др.

Цель работы – выявить проблемы формирования затрат на производство и осуществить планирование себестоимости продукции конкретного предприятия на основе анализа и существующих методик в отечественной практике.

Для написания данной дипломной работы используются наиболее распространенный сравнительно-сопоставимый метод, при котором выполняется сравнительный анализ и факторный анализ методом цепных подстановок, а также устанавливаются причинно-следственные связи.

Полученные результаты свидетельствуют о снижении затрат на один рубль товарной продукции, при этом благоприятное влияние оказал рост отпускных цен на нефтехимическую продукцию.

На основании анализа разработан план себестоимости сжатого воздуха и азота газообразного. Для этой цели рассчитаны бюджеты доходов и расходов, предусмотрено снижение себестоимости продукции.

Предложения и рекомендации, сформулированные в данной работе, направлены на развитие внутреннего рынка; создание более надежной системы управления и планирования деятельностью отечественных предприятий; сокращение издержек производства; повышение прибыльности и эффективности деятельности отечественных предприятий.

 

 


Введение

 

В затратах на производство как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень оснащения производства и освоение технологических процессов; уровень организации производства и труда; степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность. Следовательно, формирующие себестоимость продукции, затраты на производство являются важнейшим многофакторным компонентом, определяющим величину прибыли предприятия. Себестоимость продукции является одним из основных качественных показателей деятельности предприятия и их структурных подразделений. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты, темпы расширения производства, финансовое состояние предприятия.

Политика фирмы в отношении себестоимости сводится к их снижению за счёт высоких результатов. Однако такой подход, на наш взгляд, упрощает проблему себестоимости и является односторонним.

Во-первых, низкая себестоимость не может быть самоцелью, поскольку способны принести не только пользу, но и вред предлагаемому фирмой продукту из-за ослабления его конкурентоспособности. Последнее может произойти ввиду снижения качественных характеристик, которые ценит покупатель.

Во-вторых, устойчивое экономическое развитие и рост фирмы с точки зрения себестоимости не обязательно связаны со снижением самих затрат. Развитие может обеспечиваться на определённом этапе за счет роста затрат, постольку поскольку динамика издержек производства может быть различной. Более точно, по нашему мнению, говорить не только и не столько о снижении, сколько об эффективности себестоимости производства.

Важнейшими технико-экономическими факторами, влияющими на уровень себестоимости продукции, являются: повышение технического уровня производства, повышение уровня организации, труда и управления; изменение объема и структуры выпускаемой продукции, народнохозяйственные, отраслевые и прочие факторы. Особенности нефтехимической отрасли, с точки зрения применяемых средств и предметов труда, технологических и трудовых процессов определяют структуру себестоимости выпускаемой продукции и резервы ее снижения. Резервы выявляются путем экономического анализа. Главная задача анализа – выявить резервы экономии, установить причины, вызвавшие отклонения фактических затрат от плановых и наметить мероприятия по оптимизации себестоимости продукции.

Выступая в роли важнейшего экономического инструмента измерения уровня затрат, себестоимость продукции служит исходной базой формирования цен, прибыли, всех финансовых показателей работы предприятия. Планирование себестоимости продукции предполагает определение минимально необходимой величины затрат для производства и реализации продукции, а также выявление размеров снижения или оптимизации себестоимости и роста накопления. Главная задача планирования себестоимости продукции – наиболее правильно и полно выявить все имеющиеся на предприятии резервы производства и предусмотреть их использование для систематической оптимизации затрат и роста на этой основе плановых накоплений.

Планирование себестоимости необходимо для выявления резервов роста рентабельности производства, выбора и обоснования наиболее эффективных направлений капитальных вложений, внедрения новой техники, установления экономически оправданных границ повышения качества продукции. Значимость данных проблем и острота стоящих перед предприятием задач обусловливают высокую актуальность исследования содержания и планирования себестоимости продукции.

Цель данной выпускной квалификационной работы – выявить проблемы формирования затрат на производство и осуществить планирование себестоимости продукции конкретного предприятия на основе анализа и существующих методик в отечественной практике. Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть сущность и роль планирования и бюджетирования затрат;

– изложить содержание и классификацию затрат по элементам, включаемых в себестоимость продукции;

– рассмотреть расчет плановой калькуляции себестоимости продукции;

- провести анализ себестоимости продукции;

– по результатам исследования осуществить планирование себестоимости продукции в системе бюджетирования на примере конкретного предприятия.

Объектом исследования является себестоимость продукции завода Окись этилена ОАО «Нефтекамскнефтехим». Предметом исследования является анализ и планирование себестоимости продукции.

Подходам к управлению себестоимостью продукции посвящены десятки научных статей, семинаров и обучающих программ. На деле же многие предприятия сталкиваются с проблемами, теоретические решения которых не рассматриваются специалистами вовсе или весьма схематичны, так что их выполнение зачастую не позволяет выстроить действительно эффективную систему управления затратами. В дипломной работе рассматриваются основные проблемы планирования себестоимости, с которыми можно столкнулся на многих промышленных предприятиях, и предлагаются способы их решения.

Теоретической и методологической основой исследования служат научныетруды отечественных авторов: М. Кузова, В.И. Королева, Г.В. Савицкой, А.З. Бобылевой, Б.И. Майданчик, а также данные бухгалтерской и финансовой отчетности. Информационной базой исследования являлись данные, опубликованные в экономической литературе и периодических изданиях.

М. Кузов в своей работе рассмотрел основные аспекты ведения управленческого учета. Особое внимание уделено классификации и анализу и калькулированию себестоимости. В работе В.И. Королева изложена стратегия повышения эффективности издержек производства фирмы, их условия и проблемы реализации. В работе Г.В. Савицкой излагаются теоретические и практические основы анализа себестоимости продукции. Б.И. Майданчик приводит способы оценки и факторного анализа себестоимости продукции. В учебнике А.З. Бобылевой рассмотрена методика планирования себестоимости продукции в системе бюджетирования.

Исследование проводилось с применением общенаучных методов, таких как регистрация, группировка, обобщение, сравнение, анализ, диалектический подход к фактам хозяйственной деятельности, описание и др. В аналитической части работы применялись специфические для экономики приемы и способы, такие как балансовое обобщение, вертикальное и горизонтальное сравнение, факторный анализ и др.

Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные в дипломной работе рекомендации могут быть использованы автором в практике работы завода Окись этилена ОАО «Нефтекамскнефтехим».

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе рассмотрены роль планирования затрат в системе бюджетирования в современных условиях, экономическое содержание себестоимости и ее классификация, а также содержание и расчет плановой калькуляции себестоимости продукции, применительно к предприятию нефтехимической отрасли.

Во второй главе дана краткая характеристика финансово-хозяйственной деятельности завода Окись этилена ОАО «Нефтекамскнефтехим», проведен анализ динамики и структуры затрат на производство азота газообразного и сжатого воздуха. В этой главе проведен анализ факторов влияния на себестоимость продукции в сравнении с плановыми показателями.

В третьей главе разработан план себестоимости азота газообразного и сжатого воздуха в последовательности составления бюджетов. Данная методика позволила автору отразить величину доходов и расходов предприятия по производству продукции в целом и отдельных центров ответственности предприятия. В данной главе рассмотрен зарубежный опыт планирования себестоимости продукции.

 

 


1. Теоретические основы планирования себестоимости продукции

 

1.1 Роль планирования затрат в системе бюджетирования в современных условиях

 

В рыночном хозяйстве с составления плана принято начинать любое коммерческое мероприятие. Финансовое планирование является важным элементом корпоративного планового процесса. Каждый менеджер, независимо от своих функциональных интересов, должен быть знаком с техникой и смыслом выполнения и контроля финансовых планов. Важнейшим разделом финансового плана является – планирование себестоимости продукции и финансовых результатов предприятия. По мнению Г.И. Шепеленко, себестоимость продукции, выступая в роли важнейшего экономического инструмента изменения уровня затрат, служит исходной базой формирования цен, прибыли, всех финансовых показателей работы предприятия [44, c. 452]. Несколько иную позицию по раскрыванию содержания планирования себестоимости занимает Т.П. Карпова. Она пишет, что под планированием себестоимости продукции понимается планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции и выявление резервов ее снижения [16, c. 31].

Позицию, почти совпадающую с позицией Т.П. Карповой занимает Б.А. Райзберг, хотя он не дает определения содержания планированию себестоимости, он отмечает, что планирование себестоимости – это управленческая деятельность, направленная на контроль затрат и обеспечение их экономии [29, c. 79]. Однако Т.П. Карпова и Б.А. Райзберг, трактуя термин «планирование себестоимости» делают, на наш взгляд, одно упущение – они считают, что планирование себестоимости является автономным от планирования прибылью. Мы считаем, что подобное утверждение неточно по тому, что основная экономия на затратах достигается снижением условно-постоянных затрат на единицу продукции, вследствие увеличения объемов производства, масштаб которого напрямую зависит от уровня цен и рентабельности продукции.

Согласно утверждению К.А. Раицкого, процесс планирования себестоимости продукции носит комплексный характер и предусматривает решение всех вопросов, относящихся к формированию затрат. С одной стороны автор дает полное и научно обоснованное определение термину «планирование себестоимости», но под комплексностью он понимает решение тех вопросов, которые связаны только с процессом формирования себестоимости продукции и не считает нужным принять во внимание те факторы, которые косвенно влияют через процесс управления прибылью на себестоимость [28, c. 224].

Ковалев В.В. подразумевает под планированием себестоимости такие воздействия на факторы финансовой деятельности, которые способствовали бы, во-первых, повышению доходов и, во-вторых, снижению расходов на производство. В рамках решения первой задачи – повышение доходов должны проводится оценка, анализ и планирование: выполнение плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах, эффективность ценовой политики, влияние использования производственных мощностей. Снижение расходов подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по затратам, а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции [18, c. 68]. Ковалев В.В. считает, что планирование затрат и ценообразование являются составными частями системы управления прибылью, что, по нашему мнению, не совсем верно. Так как получение максимальной прибыли далеко не всегда является первостепенной задачей. Так, например, достижение таких целей как увеличение доли рынка, и проникновение на рынок противоречат цели «получение максимальной прибыли» в ближайшей перспективе, вследствие возрастания затрат. В результате управлению прибылью уделяется гораздо меньше внимания чем управлению затратами и ценообразованию [18, c. 69]. Выше изложенное, по мнению автора, говорит в пользу того, что процессы управления себестоимостью и прибылью являются равноправными частями единого комплексного процесса планирования.

Исходя из вышеизложенных соображений содержание планирования себестоимости можно, по нашему мнению, определить следующим образом. Планирование себестоимости продукции – это установление размера затрат, необходимые для ее производства. Планирование себестоимости позволяет выявлению и использованию имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличению внутрихозяйственных накоплений, для того чтобы увеличить рентабельность предприятия и, соответственно, прибыль предприятия.

Самым детализированным уровнем планирования, инструментом оперативного управления, как считает А.З. Бобылева, является бюджетирование.Использование данного термина подчеркивает высокую степень детализированности проработки плана, его привязку к коротким временным интервалам (месяц, квартал, год), практическую направленность. К термину «бюджетирование» наиболее близок термин «сметное планирование», однако в последнее время его применение ограничено [7, c. 446].

Количественный рост активов организации с прежним уровнем затрат и вложений ресурсов на современном этапе развития экономики страны уже невозможен, поэтому требуется принципиально иной путь развития, ориентированный прежде всего на минимизацию затрат, предусматривающий предельно возможное сокращение величины постоянных и переменных расходов, в такой ситуации именно сфера бюджетирования затрат имеет особый приоритет и насущную актуальность.

Бюджетное планирование предполагает разработку основного бюджета – так называемого Master Budget,в результате чего появляется план получения прибыли, и нескольких финансовых бюджетов: бюджета денежных поступлений и выплат, бюджета источников и использования средств, планового баланса активов и пассивов. Разработка Master Budget основана на построении совокупности взаимосвязанных бюджетов – так называемых поддерживающих бюджетов.Среди них выделяются:

– бюджет реализации, который, в свою очередь, опирается на операционные бюджеты сбыта и производства;

– бюджет затрат, который сводится на основе бюджета производственной себестоимости реализованной продукции;

– бюджета коммерческих расходов;

– бюджета управленческих расходов.

Бюджет производственной себестоимости реализованной продукции, в свою очередь, опирается на бюджеты основных материалов, трудовых затрат, общепроизводственных расходов, запасов готовой продукции.

Технология финансового планирования, то есть перечень используемых планов (бюджетов) и последовательность их составления, в ее «классическом» виде представлена на рисунке 1.1.

Представленная схема планирования носит упрощенный характер и не отражает всех взаимосвязей составляемых планов.

Рассмотрим предметное содержание представленных на данной схеме планов. Процедура планирования начинается с составления бюджета продаж.

Цель бюджета продаж – рассчитать прогноз объемов продаж в целом. Исходя из стратегии развития компании, ее производственных мощностей и, главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции [7, c. 448].

 

 


Рисунок 1.1 – Последовательность составления бюджета

 

Планирование бюджета продаж (выручки от продаж) – первый этап составления плановой формы №2 «Отчета о прибылях и убытках». Следующим этапом является планирование производства.

Цель бюджета производства – рассчитать прогноз объемов производства исходя из результатов расчета предыдущего блока и целевого остатка произведенной, но нереализованной продукции.

Важнейшая составляющая здесь – бюджет основных материалов.При составлении этого бюджета целесообразно учесть следующие моменты:

– бюджет основных материалов рассчитывается на основе производственного плана, норм расхода основных материалов, стоимости единицы основного материала, страхового запаса основных материалов;

– на стоимость сырья и материалов, как правило, влияет система учета, используемая на предприятии, – методы ФИФО и т.д.;

– для составления бюджета основных материалов важно отобрать действительно важнейшие, наиболее дорогостоящие материалы. Другие виды материалов можно рассматривать как вспомогательные и планировать общей суммой в виде косвенных расходов. В противном случае составление бюджета повлечет за собой большие затраты без видимого эффекта.

Следующий вид бюджета, формирующий бюджет себестоимости, – бюджет трудовых затрат,в котором учитывается, сколько человеко-часов прямого труда приходится на изготовление одного изделия и какова стоимость одного часа прямого труда. При составлении данного бюджета следует понимать, что неравномерность трудозатрат по месяцам является негативным моментом и, возможно, после составления данного бюджета менеджеры должны будут вернуться на более раннюю стадию и внести корректировки в бюджет производства для обеспечения равномерности занятости: хранение излишков продукции в некоторые месяцы наверняка обойдется дешевле, чем простои рабочих. Другой путь – использование сверхурочных за дополнительную плату в пиковые периоды или привлечение сезонных рабочих (это обычно чревато снижением качества продукции).

Помимо прямых затрат в производственную себестоимость включаются общепроизводственные расходы. Поэтому следующим шагом в составлении бюджета себестоимости является разработка бюджета общепроизводственных расходов (бюджета ОПР). К сожалению, в российских условиях принята практика включения в этот бюджет фактических затрат, попытки экономии на них встречаются нечасто. Однако грамотное управление ОПР – важнейшее направление снижения затрат. Техника управления ОПР предполагает выделение их переменных и постоянных составляющих. К переменным затратам, как правило, относят стоимость вспомогательных материалов, какую-то часть расходов на энергию, к постоянным – косвенные затраты труда, амортизацию, страхование, обслуживание оборудования, часть затрат на энергию. Даже такая относительно обобщенная, недетализированная классификация позволяет сэкономить значительную часть средств. Более глубокая детализация и выделение переменных ОПР позволят еще больше снизить затраты.

Для выявления реальных затрат на какое-либо изделие или процесс в планировании достаточно часто используется прием распределения ОПР. Данные расходы распределяются либо на одно изделие, либо на один час трудозатрат, либо на один машино-час. Уточнение этих коэффициентов возможно прежде всего путем расчета коэффициентов распределения ОПР отдельно для переменных и постоянных затрат, что позволяет более детально отслеживать отклонения от плана, вносить своевременные корректировки.

Бюджеты основных материалов, трудовых затрат и ОПР необходимы для расчета себестоимости произведенной и проданной продукции. Однако для ее корректного расчета следует составить еще бюджет запасов готовой продукции.Остатки готовой продукции, как правило, учитываются по производственной себестоимости. Для расчета стоимости остатков какого-либо вида продукции следует учесть стоимость использованных на их изготовление основных материалов, трудозатрат и ОПР. Общая стоимость остатков готовой продукции определяется как их сумма по видам продукции. Помимо того, что данный бюджет является необходимым элементом разработки бюджета себестоимости реализованной продукции, его анализ позволяет выработать более гибкую тактику управления запасами, сократить их излишки. Для того чтобы при проведении расчетов учесть наличие переходящей готовой продукции следует воспользоваться балансовым уравнением [21, c. 46].

С учетом запасов незавершенного производства определяется количество продукции, которая должна быть запущена в производство в течение периода.


Рисунок 1.2 – Схема расчета выпуска готовой продукции

 

На основе количественных данных о выпуске продукции составляется группа планов, отражающая потребности в необходимых для этого ресурсах.

 

Рисунок 1.3 – Схема расчета незавершенного производства

 

Бюджет затрат на основные материалы, бюджет трудовых затрат прямого труда, бюджет ОПР и бюджет запасов готовой продукции дают основную информацию для построения бюджета производственной себестоимости проданной продукции. Себестоимость проданной продукции рассчитывается как разность затрат на готовую продукцию и стоимости остатков готовой продукции на конец периода. Затраты на готовую продукцию, в свою очередь, определяются как сумма производственной себестоимости периода и стоимости остатков готовой продукции на начало периода. Производственная себестоимость периода рассчитывается как сумма стоимости основных материалов, затрат прямого труда и ОПР.

Расходы предприятия по текущей деятельности не ограничиваются бюджетом производственной себестоимости. Они включают еще коммерческие и управленческие расходы. Как и при планировании ОПР, выделение переменной части в этих видах расходов позволяет улучшить финансовые показатели предприятия. К безусловно переменным затратам в бюджете коммерческих расходов, как правило, относят комиссионные расходы. Транспортные расходы, расходы на рекламу и обслуживание отгрузки продукции относят к переменным или постоянным затратам в зависимости от ситуации и сложившейся практики планирования. Как и в предыдущих бюджетах, за счет отнесения большей части расходов к переменным можно достичь значительной экономии в отдельные периоды [8, c. 32].

Бюджет управленческих расходовв российской практике обычно не содержит переменных расходов. Все расходы в основном рассчитываются исходя из сложившихся месячных затрат. Расходы, которые производятся неравномерно, обычно условно «раскидывают» по месяцам. В странах с развитой рыночной экономикой среди управленческих расходов также выделяют переменную часть. В некоторых случаях используется повременная оплата секретарей, бухгалтеров и т.д.

Все рассмотренные выше бюджеты подготавливают исходную информацию для построения основополагающей части Master Budget– бюджета прибыли (снижения убытков)как разности между выручкой от реализации и всеми видами затрат. При составлении планового бюджета прибыли (снижения убытков) целесообразно максимально приблизить его по терминологии к форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» для дальнейшего сравнения и поиска резервов. Следует также отметить, что имеющиеся данные позволяют учесть себестоимость проданных товаров по видам продукции, как это предлагается в форме №2. Однако ввиду трудоемкости этого процесса необходимо каждый раз оценивать целесообразность степени детализации плана и анализа.

Таким образом, планирование себестоимости продукции предполагает бюджетирование, которое отражает величину доходов и расходов предприятия в целом и отдельных центров ответственности предприятия и планируемый к получению финансовый результат в предстоящем бюджетном периоде. Доходная часть данного бюджета формируется на основании содержащейся в плане продаж информации о размере выручки от реализации, а расходная – на основании издержек производства. Формирование бюджета затрат на производство является необходимым этапом при проведении процедуры планирования себестоимости продукции.

 

1.2 Экономическое содержание, классификация и основные показатели анализа себестоимости продукции

 

Себестоимость продукции, как дает определение И.Э. Берзинь, – это экономическая категория, отражающая все затраты предприятия, связанные с производством и реализацией определенного объема конкретной продукции [5, c. 79]. В налоговом кодексе Российской Федерации не упоминается такое понятие, «себестоимость продукции (работ, услуг)», однако оно не утратило своего значения для хозяйствующего субъекта.

Несколько иную характеристику себестоимости продукции дает В.И. Королев. Он пишет, что себестоимость продукции является важнейшим синтетическим качественным показателем, так как в нем отражаются все стороны хозяйственной деятельности организации, эффективность использования ресурсов, рациональность организации производства, труда, управления [19, c. 12]. Ее подход полностью разделяет Яркина Т.В., отмечая: «…себестоимость продукции – синтетический, обобщающий показатель, характеризующий все стороны деятельности предприятия, а также отражающий эффективность его работы» [48. c. 114]. Наряду с этим она подчеркивает, что именно себестоимость продукции, характеризуя затраты предприятия на производство, является наилучшим мерилом того, насколько рационально используются организацией основные фонды, материальные и трудовые ресурсы.

От уровня себестоимости продукции зависит прибыль. Чем меньше себестоимость производимой продукции, тем выше конкурентоспособность предприятия, доступнее производимая продукция для покупателей или оказываемые услуги для заказчиков, ощутимее экономической эффект от продажи продукции (оказания услуг, выполнения работ). Себестоимость продукции служит базой для исчисления продажных (отпускных) цен и формирования финансовых результатов. Поэтому систематическое снижение себестоимости продукции – необходимое условие повышения экономической эффективности производства.

От уровня себестоимости зависят финансовые результаты деятельности предприятия, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Важно подчеркнуть, что снижение себестоимости продукции является постоянно действующим фактором роста эффективности производства. Расходы материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов в стоимостном выражении для обеспечения процесса расширенного воспроизводства называют затратами. В себестоимость продукции включают следующие затраты [25, c. 12]:

– на подготовку производства и освоение выпуска новых видов продукции, пусковые работы;

– исследование рынка;

– непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на управление;

– на совершенствование технологии и организации производственного процесса, а также улучшение качества изготавливаемой продукции;

– на сбыт продукции (упаковка, транспортировка, реклама, хранение);

– набор и подготовку кадров;

– другие денежные расходы предприятия, связанные с выпуском и реализацией продукции.

При расчете себестоимости используется классификация затрат по двум признакам: по назначению в процессе производства и по способу отнесения затрат на себестоимость (рисунок 1.4).


Рисунок 1.4 – Признаки классификации себестоимости на производство и продажу продукции

 

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции выделяются прямые и косвенные расходы:

– прямые расходы непосредственно связаны с изготовлением конкретных видов продукции и по установленным нормам относятся на их себестоимость (сырье, материалы, топливо, энергия);

– косвенные расходы обусловлены изготовлением различных видов продукции и включаются в себестоимость отдельных видов продукции косвенно (условно), пропорционально какому-либо признаку. К ним относятся часть расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и другие расходы.

По функциональной роли в формировании себестоимости продукции различают основные и накладные расходы:

– основные расходы непосредственно связаны с технологическим процессом изготовления изделий. Это расходы на сырье, материалы (основные), технологические топливо и энергию, основная заработная плата производственных рабочих;

– к накладным расходам относятся затраты, связанные с созданием необходимых условий для функционирования производства, с его организацией, управлением, обслуживанием. Накладными являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

По степени зависимости от изменения объема производства затраты делятся на пропорциональные (условно-переменные) и непропорциональные (условно-постоянные):              

– пропорциональные (условно-переменные) затраты – это затраты, сумма которых зависит непосредственно от изменения объема производства (оплата труда производственных рабочих, затраты на сырье, материалы и т.п.);

– непропорциональные (условно-постоянные) затраты – это затраты, абсолютная величина которых при изменении объема производства не изменяется или изменяется незначительно (амортизация зданий, топливо для отопления, энергия на освещение помещений, заработная плата управленческого персонала). В свою очередь, постоянные (непропорциональные) издержки подразделяются на стартовые и остаточные:

– к стартовым относится та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства и реализации продукции;

– к остаточным относится та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие несмотря на то, что производство и реализация продукции на какое-то время полностью остановлены.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки предприятия.

По степени однородности затраты делятся на элементные и комплексные:

– к элементным (однородным) относятся затраты, которые нельзя расчленить на составные части (затраты на сырье, основные материалы, амортизация основных фондов);

– комплексными называются статьи затрат, состоящие из нескольких однородных затрат (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и другие расходы), которые могут быть разложены на первичные элементы.

В зависимости от времени возникновения и отнесения на себестоимость продукции затраты могут быть текущими, будущих периодов и предстоящими:

– текущие возникают преимущественно в данном периоде и относятся на себестоимость продукции этого периода;

– расходы будущих периодов производятся на данном отрезке времени, но относятся на себестоимость продукции этого периода. Расходы будущих периодов производятся на данном отрезке времени, но относятся на себестоимость продукции последующих периодов в определенной доле;

– предстоящие затраты – это еще не возникшие затраты, на которые резервируются средства в нормативном порядке (оплата отпусков, сезонные расходы и т.п.). Этот вид классификации позволяет экономически обосновать равномерное распределение затрат на производство и сбыт продукции.

По рациональности затрат различают производительные и непроизводительные затраты:

– производительными считаются затраты труда на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации производства (планируемые).

– непроизводительные расходы являются следствием недостатков в технологии и организации производства: брак продукции, потери от простоев и другие (непланируемые). Имеются и другие признаки классификации затрат на производство и продажу продукции, некоторые из них важны для управленческого учета.

Затраты можно классифицировать и по другим признакам [20, c. 16]:

– явные затраты – это затраты, которые осуществляет организация в процессе производства и продажи продукции (работ, услуг);

– альтернативные (вмененные) затраты возникают в условиях ограниченных ресурсов при выборе альтернативного варианта из нескольких. Они означают упущенную выгоду, возникающую при ограниченных ресурсах;

– инкрементные (приростные, или дифференциальные) затраты являются дополнительными и возникают при производстве дополнительной продукции или продаже дополнительных товаров. Например, если в результате дополнительного выпуска продукции на 10% затраты увеличатся на 70 условных единиц, то эта сумма составляет инкрементные затраты;

– предельные затраты – дополнительные затраты на единицу продукции;

– безвозвратные затраты – это затраты прошедшего (истекшего) периода, на сумму которых уже ничто не может повлиять. К ним относят остаточную стоимость амортизируемого оборудования, неликвиды и т.п.

По экономическому содержанию затраты предприятия подразделяются на три группы:

– на производство и реализацию продукции, т.е. текущие затраты (эта группа затрат представляет себестоимость продукции и отражает затраты простого воспроизводства);

– на расширение производства, то есть расходы на прирост основного и оборотного капитала, а именно в инвестиции;

– на содержание и создание объектов социально-культурного назначения.

При планировании, учете и анализе себестоимости продукции (работ, услуг) рассматривают затраты на производство и на продажу. Затраты – это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Во-первых, затраты характеризуются денежной оценкой всех ресурсов, используемых при производстве и реализации продукции; во-вторых, затраты имеют целевую установку, т.е. они связаны с производством и реализацией продукции; в-третьих, затраты относятся к определенному периоду времени, т.е. должны быть отнесены на продукцию заданный период времени [39, c. 42].

Для планирования и изучения структуры себестоимости все затраты на производство и продажу продукции группируются по экономическим элементам затрат и по статьям расходов. Это нужно для определения общей потребности предприятия в материальных и денежных ресурсах; для увязки плана по себестоимости с производственной программой, с планами по материально-те



2020-02-04 224 Обсуждений (0)
Анализ себестоимости продукции на примере завода Окиси этилена ОАО «Нефтекамскнефтехим» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ себестоимости продукции на примере завода Окиси этилена ОАО «Нефтекамскнефтехим»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)