Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оптимизация издержек производства на отечественных предприятиях с применением зарубежных методов



2020-02-04 209 Обсуждений (0)
Оптимизация издержек производства на отечественных предприятиях с применением зарубежных методов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В большинстве случаев предприятия начинают реально бороться за сокращение издержек производства лишь тогда, когда продукт разработан и передан в производство. Именно тогда приходит понимание того, что себестоимость продукта оказалась слишком высокой, чтобы он был прибыльным. Возникают вопросы: Почему происходят подобные ошибки? Можно ли их предвидеть заранее и, предусмотрев, избежать? Утвердительный ответ на эти вопросы дали японские специалисты по производственному менеджменту и управленческому учету, которые предложили простое и эффективное решение, разработав концепцию управления по целевой себестоимости – систему таргет-костинг (target costing) и успешно используя ее на практике уже почти сорок лет.

Применение системы таргет-костинг является сегодня одним из наиболее перспективных путей решения этой задачи. «За спиной» этой концепции с английским названием и японскими корнями – многолетний опыт применения в сотнях известных компаний и авторитетное мнение ведущих специалистов в области маркетинга, производственного менеджмента и управленческого учета [41. С. 20]. Родиной концепции таргет-костинг считают Японию. Полномасштабное же внедрение таргет-костинг в промышленных корпорациях США является весьма примечательным образцом японской модели, достаточно эффективной и продвинутой к тому времени.

Система таргет-костинг – это целостная концепция управления, поддерживающая стратегию снижения затрат и реализующая функции планирования производства новых продуктов, превентивного контроля издержек и калькулирования целевой себестоимости в соответствии с рыночными реалиями. Именно с такой позиции мы и будем ее рассматривать в дальнейшем.

Уже много лет система таргет-костинг используется на производственных предприятиях, особенно в инновационных отраслях, где постоянно разрабатываются новых модели и виды продукции. Таргет-костинг использует приблизительно 80% крупных японских компаний (Toyota, Nissan, Sony, Matsushita, Nippon Denso, Daihatsu, Cannon, NEC, Olympus, Komatsu и многие другие), а также значительная часть известных американских и европейских компаний (Daimler/Chrysler, ITT Automotive, Caterpillar, Procter&Gamble и др.), которые добиваются высокого качества и рентабельности своей продукции. Следует заметить, однако, что по сравнению с японскими компаниями, американские компании внедряют таргет-костинг значительно медленнее. Это объясняется их большей приверженностью привычным инструментам управления затратами и методам калькулирования себестоимости, которые традиционно используются в американской модели управленческого учета.

Кроме сферы производства инновационных продуктов, таргет-костинг все чаще применяют предприятия, задействованные в сфере обслуживания, а также неприбыльные организации. Например, система таргет-костинг успешно адаптирована в ряде американских клиник. Исследуя динамику проникновения идеи таргет-костинг в разные отрасли и сферы людской деятельности, можно предположить, что резервы этой концепции еще далеко не исчерпаны.

Сама идея, положенная в основу концепции таргет-костинг, несложна и революционна одновременно. Японские менеджеры просто вывернули «наизнанку» традиционную формулу ценообразования:

 

С + П = Ц, (3.1)


где С – себестоимость продукции,

П – прибыль,

Ц – цена, которая в концепции таргет-костинг трансформировалась в равенство:

 

Ц – П = С, (3.2)

 

Это простое решение позволило получить прекрасный инструмент превентивного контроля и экономии затрат еще на стадии проектирования. Система таргет-костинг, в отличие от традиционных способов ценообразования, предусматривает расчет себестоимости изделия, исходя из предварительно установленной цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, т.е. фактически является ожидаемой рыночной ценой продукта или услуги. Для определения целевой себестоимости изделия (услуги) величина прибыли, которую хочет получить фирма, вычитается из ожидаемой рыночной цены. Далее все участники производственного процесса – от менеджера до простого рабочего – трудятся над тем, чтобы спроектировать и изготовить изделие, соответствующее целевой себестоимости.

Инженерная разработка продукта на японских предприятиях, где концепция таргет-костинг прошла длительную «обкатку», отличается от подхода, доминирующего в западных компаниях. Например, процесс усовершенствования продукта на Западе осуществляется следующим образом:

Проектирование → Себестоимость → Перепроектирование

В Японии этот же процесс в соответствии с идеологией таргет-костинг приобретает другой вид:

Себестоимость → Проектирование → Себестоимость

Преимущество такого подхода состоит в следующем.

Во-первых, итеративный подход к разработке нового продукта обеспечивает поэтапное осмысление каждого нюанса, касающегося себестоимости. Менеджеры и служащие, стремясь приблизиться к целевой себестоимости, часто находят новые, нестандартные решения в ситуациях, требующих инновационного мышления. Во-вторых, необходимость постоянно удерживать в голове целевую себестоимость ограждает инженеров от искушения применить более дорогостоящую технологию или материал, так как это неизбежно приведет лишь к выходу на новый виток перепроектирования продукта.

Таким образом, весь производственный процесс, начиная с замысла нового продукта, приобретает инновационный характер, не выходя за рамки заранее установленных затратных ограничений.

Если схематически изобразить процесс управления по целевой себестоимости (таргет-костинг), можно увидеть, что «движение» к целевой себестоимости – двустороннее. С одной стороны, правильно определить целевую себестоимость изделия или услуги невозможно без глубокого маркетингового исследования текущего состояния рынка и его перспектив, а с другой – приведение сметной себестоимости в соответствие с целевой себестоимостью предполагает наличие управленческого таланта у менеджеров, инженерной смекалки у проектировщиков и аналитического мышления у бухгалтеров – специалистов по управленческому учету. Все эти люди связаны одной целью – ликвидировать разницу между сметной и целевой себестоимостью.

Количественное вычисление величины целевого сокращения затрат осуществляется в четыре этапа:

– определение возможной цены реализации за единицу (элемент) рассматриваемой продукции или услуги;

– определение целевой себестоимости продукции (за единицу и в целом);

– сравнение целевой и сметной себестоимости продукции для определения величины необходимого (целевого) сокращения затрат;

– перепроектирование продукта и одновременное внесение улучшений в производственный процесс для достижения целевого сокращения затрат.

Рассмотрим цифровой пример, иллюстрирующий вычисления, обычно производимые для достижения целевого сокращения затрат (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 – Достижение целевого сокращения себестоимости продукции завода Окись этилена

Показатели Сжатый воздух Азот газообразный
Возможная рыночная цена за единицу продукции, коп   90,0   220,0
Выручка, тыс. руб. 18900 46200
Целевая норма прибыли, % 50 60
Запланированный годовой объем продаж, тыс. м3 21000 21000
Сметная себестоимость, тыс. руб. 12600 28875

 

Как видим, ожидаемая рыночная цена за единицу продукции (сжатого воздуха) составляет 90,0 коп и (азота газообразного) 220, коп, а целевая норма прибыли соответственно – 50% и 60%. Планируется ежегодно продавать по 21000 тыс. м3 нефтехимической продукции. По предварительным подсчетам сметная себестоимость запланированного объема продаж составляет соответственно 12600 тыс. рублей и 28875 тыс. рублей. Несложные подсчеты показывают, что целевая себестоимость единицы продукции равняется:

Сц = (90,0 – 90,0 х 0,50) = 45,0 коп,

Сц = (220,0 – 220,0 х 0,60) = 88 коп.

Соответственно, а для запланированного годового объема продаж – 9450 тыс. рублей и 18480 тыс. рублей.

Разница между сметной и целевой себестоимостью составляет ни много, ни мало по выработке сжатого воздуха:

∆С = 12600 – 9450 = 3150 тыс. рублей

– по производству азота газообразного:

∆С = 28875 – 18480 = 10395 тыс. рублей.

Именно эти суммы следует «сократить» любыми доступными средствами, не опуская, однако, планку качества продукции.

Указанную задачу «сокращения» легкой не назовешь. Поэтому для того, чтобы система таргет-костинг заработала в полную силу, на предприятии должна быть создана высокоорганизованная и высокопродуктивная команда, объединенная общей целью. Успех с помощью системы таргет-костинг – реальность. Список компаний, успешно применяющих таргет-костинг в разных отраслях промышленности, достаточно велик, чтобы рассматривать его весь; поэтому остановимся лишь на некоторых характерных примерах.

Особенно хорошо таргет-костинг прижился в японской автомобилестроительной отрасли. Например, корпорация Nissan уже давно использует таргет-костинг для одновременного достижения двух целей: предоставления покупателям качественных автомобилей и получения целевой прибыли для своих акционеров. Система таргет-костинг помогает специалистам Nissan контролировать производственные затраты еще на стадии разработки продукта, когда намного легче вносить изменения в дизайн автомобиля и его комплектацию, чем на стадии производства. Применение системы таргет-костинг технически не так уж сложно, чтобы стать невозможным для отечественных предприятий. Главная преграда состоит в другом: для успешного внедрения тагрет-костинг в организации должно быть налажено тесное взаимодействие между разными подразделениями и работниками; коллектив должен быть единой командой, осведомленной и воспринявшей цель своей совместной работы, действующей как единое целое.

Анализируя опыт использования таргет-костинг японскими и западными компаниями, можно выделить еще несколько «подводных камней», которые могут стать препятствием к реализации замыслов руководства организаций, решивших внедрять эту концепцию у себя.

Во-первых, время разработки нового продукта может неоправданно увеличиваться из-за многочисленных итераций в процессе перепроектирования. Поэтому всегда нужно знать, когда следует остановиться и прекратить исследования, ведь далеко не всякий задуманный продукт можно приспособить к рыночным условиям.

Во-вторых, неумелое применение концепции таргет-костинг может негативно сказываться на людях, находящихся под постоянным прессингом своих руководителей, стремящихся во что бы то ни стало достичь целевой себестоимости. Управленческое рвение менеджеров должно быть ограничено, иначе явный и неявный саботаж со стороны подчиненных будет просто неизбежен.

В-третьих, могут возникнуть конфликты между проектировщиками, усиленно стремящимися снизить производственную себестоимость продукта, и маркетологами, которые часто отказываются даже рассматривать предложения о снижении затрат на сбыт и продвижение продукции к конечному потребителю. Взаимное непонимание может достичь опасных пределов, если не будет вовремя погашено, а еще лучше – предотвращено руководством. Указанные негативные моменты все же не следует воспринимать как неустранимое зло. Каждый недостаток организации может быть устранен, если он вовремя идентифицирован и осознан именно как устранимый недостаток. Нужно лишь немного воли к переменам.

Особенностями системы таргет-костинг, которые делают ее прекрасным средством предпроизводственной оптимизации затрат в инновационных отраслях состоит в следующем.

Во-первых, в концепции таргет-костинг маркетинг словно «накладывается» сверху на управленческий учет, т.е. функции маркетинга и проектирования реализуются совместно, а на «выходе» системы получается продукт, имеющий максимально отвечающие ожиданиям потребителей характеристики и наиболее вероятную цену реализации. При использовании системы таргет-костинг вся производственная деятельность предприятия координируется и контролируется в соответствии с важным стратегическим ориентиром – целевой себестоимостью.

Во-вторых, таргет-костинг прекрасно совмещается с бюджетированием, планированием прибыли, формированием центров ответственности, различными стратегиями ценообразования и оценочными процедурами. Вообще следует отметить, что таргет-костинг прекрасно интегрируется в стратегический управленческий учет – относительно новое и перспективное направление управленческого учета.

В-третьих, родившиеся в Японии концепция таргет-костинг существенно отличается от популярного американского метода стандарт-кост, известного у нас в стране благодаря многочисленным переводам американских учебников по управленческому учету. Стандарт-кост используется, в основном, для контроля затрат и оценки результативности, а таргет-костинг, в первую очередь, поддерживает стратегию снижения затрат на стадии проектирования продукта, то есть является стратегическим, а не сугубо операционным, инструментом.

В-четвертых, безусловно, положительной характеристикой таргет-костинг является фокусирование внимания на внешних (рыночных), а не исключительно на внутренних факторах. Таргет-костинг обеспечивает отделу маркетинга неплохие возможности принимать решения не только на основе изначально заданного уровня издержек, но и на основе параметров рыночного окружения.

В-пятых, таргет-костинг помогает мотивировать ориентированное на рынок поведение сотрудников, указывая на допустимую с точки зрения рынка себестоимость, которая должна быть осознана, если компания хочет оказаться прибыльной в условиях конкуренции. В свое время в японских компаниях таргет-костинг внедрялся скорее с целью мотивации своих сотрудников, чтобы те действовали в соответствии с долгосрочными стратегиями, чем с целью обеспечения топ-менеджеров точной и детальной информацией о прибыли, целевых затратах и отклонениях.

Таким образом, использование мирового опыта моделей планирования может оказаться полезным в условиях формирования рыночных отношений в экономике нашей страны, так как рассмотренные модели созданы специально для финансового планирования, их цель – максимизация чистой приведенной стоимости компании.

 

3.2 Разработка плана себестоимости продукции завода Окиси этилена

 

Проведенный анализ себестоимости продукции завода Окись этилена показал, что в планируемом году необходимо снизить издержки производства за счет их оптимизации, а также повысить рентабельность продукции. Для этой цели менеджерами необходимо усовершенствовать планирование финансовых показателей в соответствии с зарубежной методикой. Основным элементом планирования себестоимости является бюджет продаж. Этапы планирования обычно увязываются с традиционными сроками отчетности – квартал, год и планирование начинается, с января.

Производственная программа по выработке нефтехимической продукции заводом Окись этилена сформирована на основе заключенных договоров с потребителями в объеме:

– сжатый воздух – 310000 тыс. м3, то есть больше на 10000 тыс. м3 или на 3,33%, чем в 2009 году;

– азот газообразный – 220000 тыс. м3, то есть больше на 20000 тыс. м3 или 10,0%, чем в 2009 году.

На основе количественных данных о выпуске продукции составлена группа планов, отражающая потребности в необходимых для этого ресурсах.

В первую очередь рассчитан бюджет прямых материальных затрат, содержащий информацию о затратах на 2009 год сырья, материалов, комплектующих в натуральном и стоимостном выражении по видам продукции (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 – Расчет потребности в сырье и материалах по видам продукции

Наименование сырья Количество выработки, тыс. м3 Норматив расхода сырья Потребность в сырье
Выработка сжатого воздуха 310000 - -
– цеолиты NaA, кг - 0,08 24800
Выработка азота газообразного 220000 - -
– сукно, м2 - 0,0005 110
– базальтовая крошка, кг - 0,04 8800
– перлит, м3 - 0,01 2200
– селикатель, кг - 0,008 1760

 

Потребность в прямых материальных ресурсах можно определить по формуле:

 

Пм = V х Нм, (3.3)

 

где Пм – потребность в материальных ресурсах, тонн;

V – объем производства, тонн

Нм – норматив использования материальных ресурсов.

Расчет потребности в материалах, в частности вспомогательных материалах произведем на примере цеолита NaA:

Пм = 310000 тыс. м3 х 0,08 кг = 24800 кг

Как видно из таблицы для выработки сжатого воздуха и азота газообразного применяется только вспомогательный материал.

Наличие и соблюдение на предприятии разработанных и утвержденных норм сырья и материалов и увязанной с ними плановой величины оборотных средств дает ему возможность сформировать и поддерживать у себя экономически обоснованный уровень материальных запасов, заделов и оборотных средств, который необходим предприятию для обеспечения бесперебойного функционирования в условиях рыночной экономики. Это позволит предприятию наладить оперативный контроль за фактическим состоянием производственных запасов, запасов готовой продукции и оборотными средствами, вложенными в эти запасы. Целью этого было выявление и максимальное использование имеющихся резервов для существенного улучшения своей финансово-хозяйственной деятельности, снижения издержек и себестоимости выпускаемой продукции и повышения ее конкурентоспособности на рынке товаров.

Рассчитав, согласно нормативам потребность в материалах по видам продукции далее следует определить величину материальных издержек производства (таблица 3.2).

 

Таблица 3.2 – Бюджет прямых материальных издержек на производство нефтехимической продукции

Наименование материала

Учетная цена, тыс. руб.

Стоимость сырья и материалов, тыс. руб.

Стоимость всего, тыс. руб.

Сжатый воздух Азот газообразный
Цеолиты NaA, кг 140,68 3489 - 3489
Сукно, м2 150,40 - 17 17
Базальтовая крошка, кг 4,81 - 42 42
Перлит, м3 1136,97 - 2501 2501
Селикатель, кг 11,22 - 20 20
Итого - 3489 2580 6069

 

Стоимость прямых материальных ресурсов можно определить по следующей формуле:

 

См = Пм х Цу, (3.4)

 

где См – стоимость материальных ресурсов, тыс. руб.;

Цу – учетная цена материальных ресурсов, тыс. руб.

Расчет потребности в материалах, в частности вспомогательных материалах произведем на примере цеолита NaA:

См = 24800 х 140,68 = 3488864 рубля = 3489 тыс. рублей.

Как следует из таблицы 3.2, расходы вспомогательных материалов по выработке сжатого воздуха составят 3489 тыс. рублей, по выработке азота газообразного – 2580 тыс. рублей.

Как было уже рассмотрено во второй главе работы, производство завода Окись этилена является энергоемком. Поэтому основными статьями затрат являются – энергозатраты. Далее рассчитывается бюджет по топливу и электроэнергию, необходимые на технологические цели (таблица 3.3).

 

Таблица 3.3 – Расчет бюджета по энергоресурсам

Вид затрат Ед.изм Кол-во Расценка, руб. Сумма, руб. за 1 тыс. м3 Сумма на весь объем, руб.

Сжатый воздух – 310000 тыс. м3

Энергоресурсы - - - - 143786
– электроэнергия кВт/ч 340 1,30 442 137020
– вода оборотная куб. м 0,05 365,58 18,28 5667
– топливный газ т.у.т. 0,00303 1169,54 3,54 1099

Азот газообразный – 220000 тыс. м3

Энергоресурсы - - - - 160320
– электроэнергия кВт/ч 520 1,30 676 148720
– вода оборотная куб. м 0,1 365,58 36,56 8043
– пар гкал 0,04 404,27 16,17 3557
Итого - - - - 257948

 

Стоимость 1 кВт/час энергии должна составить для промышленных предприятий, в частности для ОАО «Нефтекамскнефтехим», 1,30 рублей. Для выработки тысячи м3 сжатого воздуха в среднем необходимо 340 кВт/час электроэнергии, для производства одной тысячи м3 азота газообразного – 520 кВтчас электроэнергии. Потребность в электроэнергии по производству сжатого воздуха составила 114886 тыс. рублей:

Пэ = 340 х 1,30 х 310000 = 137020 тыс. рублей;

Потребность в электроэнергии по производству азота газообразного составила: Пэ = 520 х 1,30 х 220000 = 148720 тыс. рублей.

Стоимость одного Гкал пара должна составить 404,27 рублей. Для выработки тысячи м3 азота газообразного в среднем необходимо 0,04 Гкал пара. Потребность в паре составила 3557 тыс. рублей:

Пп = 0,04 х 404,27 х 220000 = 3557 тыс. рублей.

Стоимость одного м3 воды должна составить 365,58 рублей. Для выработки тысячи м3 сжатого воздуха в среднем необходимо планировать 0,05 м3 воды, азота газообразного – 0,1 м3 воды. Потребность в воде по производству сжатого воздуха составила 5667 тыс. рублей:

Пв = 0,05 х 365,58 х 310000 = 5667 тыс. рублей.

Потребность в воде по производству азота газообразного составила:

Пв = 0,1 х 365,58 х 220000 = 8043 тыс. рублей.

Стоимость одного т.у.т топливного газа составит 1169,54 рублей. Для выработки тысячи м3 сжатого воздуха в среднем необходимо планировать 0,00303 т.у.т газа. Потребность в топливном газе по производству сжатого воздуха составила 1099 тыс. рублей:

Птг = 0,00303 х 1169,54 х 310000 = 1099 тыс. рублей.

Планирование заработной платы на предприятии предусматривает определение средств, необходимых для оплаты труда работников в соответствии с плановым выпуском продукции в заданной номенклатуре и установленного качества, а также установление правильных соотношений в уровнях заработной платы по цехам предприятия и категориям работающих с учетом характера производства, различий в уровне квалификации, условий труда.

Согласно нормативу, заработная плата приходится:

– на 1 тыс. куб. м сжатого воздуха – 0,0039767 тыс. рублей включая страховые взносы, на 310000 куб. м – 1233 тыс. рублей;

– на 1 тыс. куб. м азота газообразного – 0,03349 тыс. рублей, включая страховые взносы, на 220000 тыс. куб. м. – 7368 тыс. рублей.

Как видно переменные затраты изменяются по мере изменения объема выпуска продукции. При этом постоянные затраты остаются без изменения.

Следовательно, затраты на производство сжатого воздуха и азота газообразного, составленные на год на основе данных 2009 года включают все материальные и трудовые расходы необходимые для выпуска нефтехимической продукции по плану, которые сгруппированы в соответствии с экономическим содержанием по элементам затрат.

Рассчитав издержки, связанные с производством нефтехимической продукции, составляется плановая калькуляция.

 

Таблица 3.10 – Плановая калькуляция себестоимости продукции

Статья издержек Сжатый газ, тыс. рублей Азот газообразный тыс. руб.
Вспомогательные материалы 3489 2580
Расходы на энергоресурсы 143786 160320
Заработная плата основных рабочих, включая страховые взносы   1233   7368
Цеховые расходы 11154 38673
Общезаводские расходы 7778 25135
Производственная себестоимость 167440 234076
Общекомбинатовские расходы 3897 8705
Внепроизводственные расходы 58 130
Полная себестоимость 171395 242911
в том числе – переменные затраты   148508   170268
– постоянные затраты 22887 72643
Доля переменных затрат, % 86,65 70,10
Доля постоянных затрат, % 13,35 29,90
Выработка продукции, тыс. м3 310000 220000
Себестоимость единицы продукции., коп. 55,29 110,41

Доля переменных затрат на производство сжатого воздуха в общей сумме расходов должны составить 86,65%, на производство азота газообразного – 70,10%. Удельный вес постоянных затрат должен снизиться по сравнению с 2009 годом: по сжатому воздуху на 5,06% (13,35 – 18,41), по азоту газообразному – на 8,08% (29,90 – 37,98). Себестоимость сжатого воздуха предусмотрена в размере 55,29 коп, что на 3,5 коп (55,29 – 58,79) меньше уровня 2009 года; себестоимость азота газообразного – 110,41 коп или на 19,99 коп. (110,41 – 130,40) меньше уровня 2009 года.

Следовательно, одним из основных источников резервов снижения себестоимости продукции является увеличение ее объема производства, при котором произошло изменение переменных затрат пропорционально увеличению объема производства, постоянные затраты остаются без изменения.

Сокращение затрат на производство продукции также может произойти за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования ресурсов, электроэнергии, топлива, сокращения непроизводительных расходов и т.д.

Главным импульсом в предпринимательской деятельности является – извлечение максимальной прибыли при минимальных издержках. Снижение себестоимости продукции выражает экономию ресурсов, топлива, электроэнергии, труда. Фирмы должны быть заинтересованы в сокращении издержек производства и в оказании большего объема услуг при тех же затратах.

Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменятся, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

Для успешной реализации стратегии повышения эффективности затрат требуется, как минимум, три принципиальных условия. Во-первых, руководители всех уровней должны знать общую стратегию в области себестоимости продукции в виде системы чётких стратегических указаний и осуществлять такие указания строго в соответствии с текущим оперативным планом реализации стратегических изменений. Во-вторых, все основные моменты стратегии себестоимости продукции, в первую очередь текущие стратегические указания, необходимо довести до всего персонала фирмы. При этом следует учитывать уровень мотивации работников в снижении издержек и выполнении всей стратегии. Достаточная мотивация всего персонала – третье необходимое условие.

Таким образом, политика предприятия в снижении себестоимости продукции, как правило, сводится к их оптимизации. Затраты важно снижать, добиваясь за счёт этого более высоких результатов. Однако такой подход, на наш взгляд, упрощает проблему затрат и является односторонним. Во-первых, низкая себестоимость продукции не может быть самоцелью, поскольку способны принести не только пользу, но и вред предлагаемому фирмой продукту из-за ослабления его конкурентоспособности. Последнее может произойти ввиду снижения качественных характеристик, которые ценит покупатель. Во-вторых, устойчивое экономическое развитие и рост фирмы с точки зрения себестоимости не обязательно связаны со снижением самих затрат. Развитие может обеспечиваться на определённом этапе за счет роста затрат на производство продукции. Постольку поскольку динамика затрат на производство продукции может быть различной, более обоснованно, по нашему мнению, говорить не только и не столько о снижении, сколько об эффективности затрат на производство продукции. Хотя снижение себестоимости продукции является ключевым моментом в этом процессе, эффективность – более многогранное явление.

 

 


Заключение

Проведенный анализ оценки себестоимости продукции и ее планирование на предприятии, рассмотрение основных направлений эффективности использования затрат на заводе Окись этилена, а также изучение трудов отечественных авторов, внесших основной вклад в разработку планирования себестоимости продукции, позволяет сделать ряд следующих заключений.

Планирование себестоимости продукции предполагает бюджетирование, которое отражает величину доходов и расходов предприятия в целом и отдельных центров ответственности предприятия и планируемый к получению финансовый результат в предстоящем бюджетном периоде. Доходная часть данного бюджета формируется на основании содержащейся в плане продаж информации о размере выручки от реализации, а расходная – на основании издержек производства. Формирование бюджета затрат на производство является необходимым этапом при проведении процедуры планирования себестоимости продукции.

Себестоимость продукции представляет собой текущие затраты предприятия на производство и продажу продукции, выраженные в денежной форме. Классификация издержек производства по первичным элементам характеризует разделение себестоимости продукции на простые общепринятые элементы затрат. Группировка затрат отражает место возникновения этих затрат и применяется для планирования и калькулирования себестоимости на производство и продажу единицы продукции или всей товарной продукции. Критерием точности исчисления себестоимости продукции служит не полнота включения затрат в себестоимость, а способ их отнесения на тот или иной вид продукции. План предприятия содержит сводную смету затрат на производство и плановые калькуляции себестоимости отдельных изделий.

Плановая себестоимость продукции постепенно нарастает по степени ее готовности к реализации. Различают технологическую, производственную и полную коммерческую себестоимость. Технологическая себестоимость изделия – часть его себестоимости, определяемая суммой затрат на осуществление технологических процессов изготовления продукции. Она включает все прямые затраты и расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией технологического оборудования, при помощи которого изготовляется продукция. В производственную себестоимость также входят общепроизводственные расходы, потери от брака, расходы по освоению и подготовке производства. Полная себестоимость включает производственную себестоимость и коммерческие расходы. Планирование затрат на предприятии нефтехимической отрасли можно нормативным или попередельным методами калькулирования себестоимости, каждый из которых носит дискуссионный характер.

Раскрыв основы планирования и анализа себестоимости продукции, исследовав сущность и классификацию затрат, особенности планирования калькуляционных статей расходов, далее выполнен анализ себестоимости продукции на примере завода Окись этилена ОАО «Нефтекамскнефтехим».

Анализ технико-экономических показателей завода Окись этилена показал, что опережение темпов увеличения себестоимости продукции над темпами увеличения товарной продукции дало отрицательные результаты в 2009 году, что способствовало увеличению затрат на один рубль товарной продукции в результате перерасхода материальных ресурсов. А это, в свою очередь привело к снижению прибыли и показателей рентабельности. При этом рост производительности труда и стимулирование работников предприятия являются основанием увеличения выпуска продукции и соответственно, товарной продукции. Следовательно, снижение себестоимости продукции является постоянно действующим фактором роста эффективности производства, поэтому нами проведен анализ эффективности управления себестоимостью отдельных видов продукции.

В ходе анализа эффективности управления себестоимостью продукции установлено, что в 2009 году по сравнению с прошлым отчетным периодом и по сравнению с планом произошло абсолютное увеличение себестоимости производства сжатого воздуха (при снижении его объема производства) и азота газообразного (при увеличении его объема производства). Так как энергоресурсы занимают основную долю всех расходов, то их изменение оказало значительное влияние на себестоимость произведенной продукции. Позитивным фактом в 2009 году по сравнению с 2008 годом и планом на 2009 год является снижение затрат на один рубль товарной продукции, при этом благоприятное влияние оказал рост отпускных цен на нефтехимическую продукцию. Хотя негативной тенденцией остается увеличение себестоимости товарной продукции по сравнению с 2008 годом. В отчетном периоде доля постоянных затрат по производству продукции уменьшилась и соответственно, возросла доля переменных затрат. Изменение постоянных и переменных затрат оказывает прямое влияние на величину прибыли.

Выработка нефтехимической продукции является прибыльным производством. Факторный анализ переменных и постоянных затрат показал, что позитивной тенденцией является увеличение отпускных цен на товарную продукцию, негативной тенденцией – снижение объемов продаж и изменение структуры продажи более рентабельной товарной продукции. При этом значительный рост переменных и постоянных затрат по сравнению с 2008 годом имеет негативное отношение к росту прибыли от продаж. Однако в отчетном году переменная и постоянная части себестоимости остаются ниже, чем в плане. Следовательно, руководству завода необходимо разработать мероприятия по снижению себестоимости до уровня 2008 года, которые необходимо учитывать при планировании себестоимости продукции.

В работе нами предложено внедрение наиболее эффективного метода управления по целевой себестоимости, системы таргет-костинг, разработанной японскими специалистами. Особенности этой системы состоят в следующем.

Во-первых, при использовании системы таргет-костинг вся производственная деятельность предприятия координируется и контролируется в соответствии с важным стратегическим ориентиром – целевой себестоимостью.

Во-вторых, таргет-костинг прекрасно совмещается с бюджетированием, планированием прибыли, формированием центров ответственности, различными стратегиями ценообразования и оценочными процедурами.

В-третьих, отличается от популярного американского метода стандарт-кост, который используется, в основном, для контроля затрат и оценки результативности, а таргет-костинг, в первую очередь, поддерживает стратегию снижения затрат на стадии проектирования продукта, то есть является стратегическим, а не сугубо операционным, инструментом.

В-четвертых, обеспечивает отделу маркетинга неплохие возможности принимать решения не только на основе изначально заданного уровня издержек, но и на основе параметров рыночного окружения.

В-пятых, таргет-костинг помогает мотивировать ориентированное на рынок поведение сотрудников, указывая на допустимую с точки зрения рынка себестоимость, которая должна быть осознана, если компания хочет оказаться прибыльной в условиях конкуренции.

Ис



2020-02-04 209 Обсуждений (0)
Оптимизация издержек производства на отечественных предприятиях с применением зарубежных методов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оптимизация издержек производства на отечественных предприятиях с применением зарубежных методов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)