Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы обучения на уроках технологии.



2020-02-04 524 Обсуждений (0)
Методы обучения на уроках технологии. 0.00 из 5.00 0 оценок




Г. Тюмень

Г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………3

Глава I Активные методы обучения на уроках технологии

1.1 Методы обучения на уроках технологии……………….6

1.2 Теоретические основы игры как метода обучения….14

1.2.1.  Исторические предпосылки возникновения игры…..14

1.2.2. Игра, как один из методов стимулирования и мотивации деятельности детей………………………….20

1.2.3. Роль игры в жизни детей………………………………...24

1.2.4 Игра на уроке технологии………………………………..26

      1.2.5 Развивающие игры и состязания на уроках технологии……………………………………………………………...33

Глава II Разработки уроков с применением игровых методов

       2.1 Обобщающий урок “Путешествие в мир тканей”…….43

       2.2 План-конспект урока по моделированию одежды……47

       2.3 Урок в форме игры – состязания………………………..53

            Список используемой литературы………………………58

            Приложение 1………………………………………………60

            Приложение 2………………………………………………61

            Приложение 3………………………………………………62

            Приложение 4………………………………………………64

            Приложение 5………………………………………………65

            Приложение 6………………………………………………66

            Приложение 7………………………………………………67

Небольшое писмо Татьяне Ивановне Сидоровой………63

Введение

Беда школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценка знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность, и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого само проявления. Восполнить последние, во многом, призвана образовательная область «Технология». Разнообразие ее содержательных компонентов в значительной степени способствует формированию у учащихся положительной мотивации к учению, развитию их творческих способностей.

Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход – использование игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты. Игра – это форма деятельности в условных ситуациях.[3, с 34]

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Участие школьников в таких играх способствует их развитию настойчивости, стремлению к успеху и различные мотивационные качества. Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание, в игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Использование при изучении технологии игровых ситуаций способствует повышению у школьников интереса к изучаемому материалу, развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность, чувство времени, точность, координацию движений, пространственные представления и т.д.

Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств, повышение качества успеваемости на уроках технологии. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать решению данной проблемы.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

Цель – разработать и доказать эффективность игровых методов для развития творческого начала детей, повышения успеваемости и усвоения материала на уроках технологии.

Задачи:

1) Изучение специальной литературы по данной проблеме;

2) Разработка комплекса обучающих игровых средств для учащихся среднего звена;

3) Проведение педагогического исследования по данной проблеме;

4) Обобщение результатов исследования.

В исследовании использовались следующие методы:

- теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

- наблюдение, беседа;

Объект исследования - процесс развития творческого начала личности, успеваемость и усвоение материала на уроках.

Предмет исследования - игровые методы развития творческого начала личности, успеваемость и усвоение материала на уроках.

Гипотеза – творческое начало, успеваемость и усвоение материала будет эффективно при условии:

- систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;

- учета возрастных и психологических особенностей детей среднего звена.

ГЛАВА I АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Методы обучения на уроках технологии.

Методы обучения – это совокупность приемов и способов организации познавательной деятельности ребенка, развития его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой, с природной и общественной средой.

Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.

Метод обучения реализуется в единстве целенаправленной познавательной деятельности педагога и детей, в их активном движении к моменту педагогической истины – уяснению учащимися знаний, овладению умениями и навыками.

Традиционная классификация методов обучения. Выделяется пять основных методов:

- практический;

- наглядный;

- словесный;

- работа с книгой;

- видеометод.

И каждый из них имеет модификации – способы выражения (Таблица 1)

Таблица 1.

Практический метод Наглядный метод Словесный метод Работа с книгой Видеометод
Опыты, упражнения, учебно-производительный труд Иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут Чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование Просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль

Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса имеет следующий вид:

1) методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой, метод примера);

2) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, наблюдения, иллюстрации и демонстрации, лабораторные работы, репродуктивные и проблемно – поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы);

3) методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.);

4) методы контроля эффективности педагогического процесса (специальная диагностика, устный и письменный опрос, контрольные и лабораторные работы, машинный контроль, самопроверка и др.).

В технологии под методом обучения понимается способ работы учителя и руководимых им учащихся, в процессе которой достигается усвоение учащимися технологических, трудовых знаний, умений и навыков, формирование нравственных качеств, развитие мировоззрения.

Обычно методы классифицируются по определенным признакам. Это позволяет учителю выбрать из классификаций тот метод, который наиболее соответствует конкретной учебной классификации. Наиболее полная классификация методов обучения была предложена академиком Ю. К. Бабанским (Схема 1)

Схема 1

 

Методы обучения

 
   

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

1.Словесные, наглядные, практические.

2.Индуктивные, дедуктивные.

3.Репродуктивные, проблемно-поисковые.

4.Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

1.Стимулирование мотивации интереса к учению.

2.Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

1.Устного контроля и самоконтроля.

2.Письменного контроля и самоконтроля.

3.Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.

           

 

· Словесные методы обучения включают в себя рассказ, беседу, лекцию, объяснение, устный инструктаж.

· Наглядные методы обучения включают в себя иллюстрации и демонстрации.

· Практические методы обучения – это упражнения, опыты, лабораторные работы, лабораторно-практические работы, учебно-практические работы, созидательная деятельность в учебных целях.

· Индуктивные и дедуктивные методы отражают логику процесса передачи учебных сведений учителем учащимся. Сюда, кроме индукции, дедукции, относятся классификация, дифференциация, обобщение, обособление.

· Репродуктивные проблемно-поисковые методы отражают степень самостоятельности учащихся при усвоении учебного материала. Это повторение, алгоритмизация, исследование, конструирование, проектирование.

· Самостоятельные и несамостоятельные методы характеризует степень управления учителем познавательной деятельностью учащихся. Это задания, предписания, указания, инструкции.

· Стимулирование и мотивации интереса к учению включает в себя учебные дискуссии, разбор конкретных ситуаций, деловые и познавательные игры, создание эмоциональных ситуаций.

· Стимулирование долга и ответственности в учении включают в себя предъявление требований, убеждение, поощрение, порицание, наказание.

· Методы устного контроля и самоконтроля объединяют традиционный индивидуальный опрос, устный зачет, устный экзамен, устный самоконтроль и взаимоконтроль учащихся.

· Письменный контроль и самоконтроль включает в себя проведение письменных работ (индивидуальные или фронтальные), письменные зачеты и экзамены, контрольные графические работы, программированный контроль и самоконтроль на бумажных носителях и с использованием ЭВМ.

· Методы практического контроля и самоконтроля применяются для диагностики уровня развития навыков и учений обучаемых. Для этих целей используются контрольные лабораторные работы или контрольные лабораторно-практические работы, контрольные учебно-практические работы, работа на тренажерах.

Рассмотрим особенности применения методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности в процессе преподавания технологии, так как эти методы более ближе моей теме.

Методы стимулирования учения, как правило, связаны с содержательным наполнением учебного материала и с организационными формами проведения занятий.

Введение жизненных ситуаций. Эмоциональный тонус сопереживания содержанию вызывает у учащихся введение в сюжет занятия ситуаций из жизненной практики учителя, учащихся или известных школьникам людей. Например, рассказывая о правилах безопасности труда, можно привести пример травматизма или даже трагедии, когда работник не соблюдал эти правила. Такое дополнение создает эффект сопереживания и надолго запоминается учащимся.

Соревнование. Положительный эмоциональный настрой на учение и успех достигается введением в обучение организационных форм, обеспечивающих соревнование учащихся. Соревнование можно организовать в индивидуальном варианте (каждый за себя); в варианте состязания бригад или двух равных команд. Существует много вариантов соревновательных форм проведения занятий. Это познавательные игры при усвоении теоретического материала ( мини-КВН, составление и разгадывание тематических кроссвордов и др.), учебные дискуссии (обсуждение вариантов конструкции изделия или технологии), состязание на лучшее качество изделия с обязательным премированием победителей и т.п.

Поощрение и порицание эти методы направлены на стимулирование долга. Формы их проявления могут быть разными. Они могут проявляться через мимику учителя, элемент пантомимы, высказывания, организационные действия. В зависимости от учебной ситуации и личности учащегося учитель выбирает ту или иную форму поощрения. Например, застенчивые учащиеся очень эмоционально реагируют на публичные, громогласные варианты поощрения и наказания. Для них целесообразно подбирать варианты доверительного поощрения и наказания.

У меня тема «Игровые методы на уроках технологии» и я считаю, что игровые методы относятся к методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование.

Стимулировать - значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание и др.

Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально – психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим.

В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов и т.д.

К методам стимулирования деятельности относятся познавательные игры учебные дискуссии, отнесенные и к группе словесных методов.

Поощрение – способ выражения положительной общественной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы советской школы наказания вообще были запрещены.

Наказание – это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.

 

 



2020-02-04 524 Обсуждений (0)
Методы обучения на уроках технологии. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы обучения на уроках технологии.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (524)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)