Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Алгоритм и принципы управления риском



2020-02-04 241 Обсуждений (0)
Алгоритм и принципы управления риском 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Процесс выработки компромисса, направленного на достижение баланса между выгодами от уменьшения риска и необходимыми для этого затратами, а так же принятия решения о том, какие действия для этого следует предпринять (включая отказ от каких бы то ни было действий), называется управление риском.

Управление рисками - управленческая деятельность, направленная на классификацию рисков, идентификацию, анализ и оценку, разработку путей защиты от риска. Основные этапы процесса управления рисками приведены на рисунке 5[7].

 

Рис. 5. Общая схема процесса управления риском

 

Начальным этапом процесса управления риском является анализ риска, имеющий целью получение необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках. Анализ рисков подразделяется на два взаимно дополняющих друг друга вида: качественный, главная задача которого состоит в определении факторов риска и обстоятельств, приводящих к рискованным ситуациям, и количественный, позволяющий вычислить размеры отдельных рисков и риска проекта в целом.

Качественный анализ предполагает: идентификацию (установление) всех возможных рисков; выявление источников и причин риска; выявление практических выгод и возможных негативных последствий, которые могут наступить при реализации содержащего риск решения. В процессе качественного анализа важное значение имеет как полное выявление и идентификация всех возможных рисков, так и выявление возможных потерь ресурсов, которые сопровождают наступление рисковых событий.

Количественный анализ предполагает численную оценку рисков, определение их степени и выбор оптимального решения. Количественная оценка вероятности наступления отдельных рисков и то, во что они могут обойтись, позволяет выделить наиболее вероятные по возникновению и весомые по величине потерь риски, которые будут являться объектом дальнейшего анализа для принятия решения о целесообразности реализации ситуации.

Выявление риска - состоит в определении того, каким видам риска наиболее подвержен объект анализа. Для эффективного выявления риска необходимо рассматривать проблему риска в целом, с учетом всех факторов, влияющих на него.

В настоящее время применяется ряд методов оценки финансового риска, которые можно условно разделить на:

статистический;

аналитический;

метод аналогий;

метод экспертных оценок и экспертных систем.

Статистические методы, применяемые для оценки риска - это дисперсионный, регрессионный и факторный анализ. К достоинствам этого класса методов относят определенную универсальность. Недостатки же их проистекают из самой сути статистических исследований - необходимость иметь большую базу данных, сложности и неоднозначности полученных выводов, определенных трудностей при анализе динамических рядов и т.д. Для целей расчета рисков хозяйственной деятельности эти методы применяются относительно редко. Однако в последнее время некоторую популярность приобрел метод кластерного анализа, с помощью которого удается получить данные, пригодные для использования.

Аналитические методы применяются наиболее часто. Достоинство их в том, что они достаточно хорошо разработаны, просты для понимания и оперируют несложными понятиями. К таким методам относятся: метод дисконтирования, анализ окупаемости затрат, анализ безубыточности производства, анализ чувствительности, анализ устойчивости.

При использовании метода дисконтирования корректируется норма дисконта на коэффициент риска, который получается методом экспертных оценок. Недостаток метода в том, что мера риска определяется субъективно. Применение метода окупаемости затрат заключается в расчете срока окупаемости проекта.

Аналогичен методу окупаемости затрат метод безубыточности, только в отличие от первого в нем определяется точка безубыточности проекта, т.е. метод безубыточности является граничным для метода окупаемости. Применение метода анализа чувствительности факторов на результирующие технико-экономические показатели инвестиционного проекта. Методу расчета чувствительности близок один из статистических методов - метод факторного анализа. В нем так же определяется степень влияния различных факторов на результирующий показатель.

Методом анализа устойчивости определяется изменение основных экономических показателей проекта при неблагоприятном изменении различных факторов. Например, исследуется величина возможной прибыли при изменении цен на сырье и материалы, необходимые для производства продукта. Под устойчивостью в экономике подразумевается способность некоторой экономической системы сохранять свою работоспособность после воздействия на нее неблагоприятных факторов.

Метод аналогий. Название этого метода говорит о том, что прогноз финансового состояния проекта, риск его реализации определяются в соответствии с некоторым аналогичным проектом, который был реализован ранее. При этом предполагается, что экономическая система, в рамках которой реализуется проект, так же ведет себя аналогичным образом.

Метод экспертных оценок и экспертных систем. Хотя два этих метода объединены в один раздел, это в корне различные методы.

Метод экспертных оценок основан на интуиции и практических знаниях специально подобранных людей - экспертов. В ходе работы происходит опрос экспертов (могут применяться различные методы опроса) и на основе этого опроса строится прогноз инвестиционного проекта. При надлежащем подборе экспертов и оптимальной организации их работы это один из самых точных и надежных методов. Трудность заключается в механизме подбора экспертов и организации их работы - устранение конфликтных ситуаций между экспертами, определение рейтинга каждого эксперта, правильной постановке вопроса исследования и т.д.

В отличие от метода экспертных оценок, который основан на интуиции экспертов, метод экспертных систем базируется на специально программно-математическом обеспечении для ЭВМ. Этот метод разработан относительно недавно. Программное обеспечение его включает базу данных, базу знаний, интерфейс. В базе данных собраны всевозможные сведения об объекте исследования. В базе знаний - правила, которые описывают различные ситуации, возникающие при эволюции исследуемого объекта. Интерфейс - это система связей, специальное программное обеспечение, которое позволяет человеку, работающему с экспертной системой, задавать вопросы по интересующему его предмету и получать ответы, смоделированные ЭВМ. В настоящее время экспертные системы быстро развиваются. Это программы ЭВМ, моделирующие действия эксперта-человека при решении задач узкой предметной области на основе накопленных знаний, составляющей базу знаний.

Основной недостаток всех этих методов расчета риска заключается в том, что они оперируют конкретными, детерминированными значениями коэффициентов риска. Коэффициенты рассчитываются либо методом экспертных оценок, либо каким-то другим способом. Их рассмотрения исключается случайная составляющая процесса эволюции экономической ситуации на рынке товаров и услуг. Однако игнорирование этой составляющей иногда приводит к неверным результатам. Таким образом, для корректной оценки риска финансово-хозяйственной деятельности необходимо исследовать не только детерминированное изменение рыночной ситуации, но и ее стохастическое изменение. От детерминированных моделей следует переходить к вероятностным моделям прогнозирования рыночной ситуации.

Этап принятия решений подразумевает возможность сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами.

Процесс непосредственного воздействия на риск представлен условно тремя основными способами: снижением, сохранением и передачей риска.

В системе управления риском важная роль принадлежит правильному выбору мер предупреждения и минимизации риска, которые в значительной мере определяют ее эффективность. Они состоят из средств разрешения рисков и приемов снижения степени риска.

Средствами разрешения рисков являются:

Избежание риска - это сознательное решение не подвергаться определенному виду риска. Но это удается не всегда.

Предотвращение ущерба сводится к действиям, предпринимаемым для уменьшения вероятности потерь и для минимизации их последствий. Такие действия могут предприниматься до того, как ущерб был нанесен, во время нанесения ущерба и после того, как он случился.

Принятие риска состоит в покрытии убытков за счет собственных ресурсов. Иногда это происходит само собой, например, человек не подозревает о существовании риска или не обращает на него внимания. Бывают случаи, когда люди осознанно решают пойти на риск. В частности, некоторые отказываются от медицинской страховки, предпочитая в случае заболевания жертвовать на лечение часть заработанных средств.

Перенос риска состоит в перенесении риска на других лиц. Продажа рискованных ценных бумаг кому-то другому и приобретение страхового полиса -примеры такой стратегии управления риском. Другой пример: вы не предпринимаете никаких действий, чтобы избежать риск, и рассчитываете, что нанесенный ущерб будет покрыт за чей-то счет.

Вслед за решением о том, как поступать с выявленным риском, следует переходить к реализации выбранных приемов. Главный принцип, которого следует придерживаться на этом этапе управления риском, сводится к минимизации затрат на реализацию избранного курса действий. Другими словами, если вы решили вложить деньги в приобретение акций, следует сравнить, чьи услуги вам обойдутся дешевле - компании по управлению взаимным фондом или брокера.

Снижение степени риска - это сокращение вероятности объема потерь. Для этого существует не мало методов. Наиболее общими, широко используемыми и эффективными методами предупреждения и снижения риска являются: диверсификация; страхование; лимитирование средств; приобретение дополнительной информации о выборе и результатах. Первые два метода подробно я рассмотрю чуть позже. Остановимся на последних двух.

Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимит является наиболее популярным инструментом управления рисками в банке. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.

Зачастую, именно установление лимитов на те или иные виды операций понимается под управлением риска. Однако, в данном процессе важно придерживаться некоторой выбранной единой стратегии, не позволяя процессу лимитирования операций банка сорваться в хаотическое и порой бессмысленное ограничение проводимых операций.

Лимит представляет собой количественное ограничение, накладываемое на некие характеристики операций банка[8]. Лимит необходим в тех случаях, когда при проведении операций в расчет в силу тех или иных причин не принимаются необходимые характеристики рискованности банковских операций. Причинами для установления лимита могут служить:

 техническая невозможность оценивать риски непосредственно при проведении операций. Так при заключении сделки межбанковского кредитования оценить состояние заемщика практически невозможно.

недостаточная заинтересованность бизнес подразделений банка в следовании выбранной стратегии управления рисками - «конфликт интересов» между акционерами и сотрудниками бизнес подразделений.

Лимитирование нецелесообразно, если принятие решений относительно проведения операций осуществляется с учетом необходимых оценок риска. Например, для банка с небольшим кредитным портфелем не обязательно лимитирование операций коммерческого кредитования, т.к. риск можно оценить и в процессе рассмотрения кредитной заявки, утверждения кредита кредитным комитетом и высшим руководством банка.

Существуют следующие разновидности лимитирования:

позиционные лимиты - ограничение характеристик отдельных вложений в те или иные активы, позиций на определенных рынках, определенных портфелей;

структурные (долевые) лимиты - ограничения на долю тех или иных активов, пассивов, позиций, требований и обязательств в балансе организации или некотором портфеле. В отличие от позитивных лимитов структурные лимиты не теряют актуальности при изменении валюты баланса организации;

лимиты кредитного риска;

лимиты финансового результата "stop-loss" - жесткое ограничение фактически возникающих убытков по портфелю или позиций. Установление данных лимитов, как правило, производится в тесной связке с позиционными лимитами.

Информация играет важную роль. Финансовому менеджеру часто приходится принимать рисковые решения, когда результаты вложения капитала не определены и основаны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром, причем очень ценным. Инвестор готов заплатить за полную информацию.

Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация не полная.

Все вышеперечисленные методы широко известны и подробно рассмотрены в литературе, но их обоснование и анализ с математической точки зрения являются недостаточно полными.

Контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии происходит на основе новой информации, поступающей от менеджеров. Контроль может выражаться в выявлении новых обстоятельств, изменяющих уровень риска, передаче этих сведений страховой компании, наблюдении за эффективностью работы систем обеспечения безопасности и т.д.

Рассмотренная схема процесса управления риском является лишь общей схемой. Характер и содержание перечисленных выше этапов и работ, используемые методы их выполнения в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности и характера возможных рисков.

Среди четырех приемов управления риском, перечисленных ранее, перенос части или всего риска на других лиц относится к тем видам риска, где финансовая система играет самую большую роль. Самый главный метод переноса риска - это просто продажа активов, которые представляют собой его источник. Например, владелец дома подвержен, как минимум, трем видам риска: пожару, стихийному бедствию и возможному падению цен на недвижимость. Продав дом, его владелец избавляется от всех трех видов риска.

Однако есть вероятность, что некто не может или не хочет продавать рисковые активы. В такой ситуации можно управлять этими видами риска, только другими способами. Например, если домовладелец застраховался от пожара и стихийного бедствия, то он принимает на себя только риск падения цен на недвижимость.

Различают три метода переноса риска, называемые тремя схемами переноса риска, это: диверсификация, страхование и хеджирование. Их я и рассмотрю более подробно в параграфах 2.2.1 - 2.2.3.

Теория и практика управления риском выработала ряд основополагающих принципов, которым следует руководствоваться. Принципы управления финансовыми рисками приведены на рисунке 6[9].

В соответствии с принципами финансовой предосторожности необходимо:

 не рисковать, если есть такая возможность;

 не рисковать большим ради малого;

 думать о последствиях риска;

 не рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

 держать риск под контролем;

 разделять риск среди желающих (партнеров, акционеров) и по видам деятельности;

 создавать резервы (финансовые и производственные, запасы).

Рис. 6. Принципы управления финансовыми рисками

 

Действие принципа «не рисковать большим ради малого» предполагает, что прежде чем принять решение о внедрении мероприятия, содержащего риск, необходимо соизмерить ожидаемый результат (отдачу) с возможными потерями, которые понесет предприниматель в случае наступления рискового события.

Реализация правила «не рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал» означает, что прежде, чем принять решение о рисковом вложении капитала, финансовый менеджер должен:

определить максимально возможный объем убытка по данному риску;

сопоставить его с объемом вкладываемого капитала:

сопоставить его со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству данного инвестора.

Объем убытка от вложения капитала может быть равен объему данного капитала, чуть меньше или больше его.

При прямых инвестициях объем убытка, как правило, равен объему венчурного капитала.

Инвестор вложил 1 млн. руб. в рисковое дело. Дело прогорело. Инвестор потерял 1 млн.

Однако с учетом снижения покупательной способности денег в условиях инфляции объем потерь может быть больше, чем сумма вкладываемых денег. В этом случае объем возможного убытка следует определять с учетом индекса инфляции. Инвестор вложил 1 млн. руб. в рисковое дело в надежде получить через год 5 млн. руб. Дело прогорело. Если через год деньги не вернули, то объем убытка следует считать с учетом индекса инфляции (например, 220%), т.е. 2,2 млн. руб. (2,2 х 1). При прямом убытке, нанесенном пожаром, наводнением, кражей и т.п., размер убытка больше прямых потерь имущества, так как оно включает еще дополнительные денежные затраты на ликвидацию последствий убытка и приобретение нового имущества.

При портфельных инвестициях, т.е. при покупке ценных бумаг, которые можно продать на вторичном рынке, объем убытка обычно меньше суммы затраченного капитала.

Реализация принципа «необходимо думать о последствиях риска» требует, чтобы предприниматель, зная максимально возможную величину убытка, определил бы, к чему она может привести, какова вероятность риска, и предпринял бы решение об отказе от риска (т.е. от мероприятия), о принятии риска на свою ответственность или о передаче риска на ответственность другому лицу.

В стратегии управления финансовых рисков применяется ряд правил, основными из которых являются следующие:

 максимум выигрыша;

 оптимальное сочетание выигрыша и величины риска;

 оптимальная вероятность результата.

Максимум выигрыша означает, что из возможных вариантов решений, содержащих риск, выбирается тот, который обеспечивает максимальный результат (доход, прибыль и т.д.) при минимальном и приемлемом для предпринимателя риске.

Сущность правила оптимальной вероятности результата заключается в том, что из всех вариантов, обеспечивающих приемлемую для предпринимателя вероятность получения положительного результата, выбирается тот, у которого выигрыш максимальный.

Таким образом, соблюдая вышеперечисленные принципы и правила, целью предпринимательства является получение наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом соотношении прибыли и риска.

 



2020-02-04 241 Обсуждений (0)
Алгоритм и принципы управления риском 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Алгоритм и принципы управления риском

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)