Этос науки и новые этические проблемы науки XXI века.
Сегодня научные знания производятся, как правило, не отдельными исследователями, а научным сообществом. Любое научное сообщество отличается единым этносом науки, под которым понимается совокупность устойчивых этических установок и санкционирующих и (или) поддерживающих их ценностных ориентиров. По определению американского социолога Р. Мертона, этос науки - это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого. Этос науки детерминируется прежде всего основной задачей научного познания - задачей получения объективно истинного и обоснованного знания.
Целый ряд требований этоса науки носит общий характер и связан не только с деятельностью ученых. Эти требования, к которым относят порядочность, честность, открытость, добросовестность и др., предъявляются к профессиональным качествам любой личности. Мертон, в частности, выделяет четыре профессиональные этические обязательства: а) универсализм - истинность утверждения не должна зависеть от утверждающего; б) всеобщность - знание должно быть доступным каждому; в) бескорыстие - результаты работы не должны зависеть от вознаграждения ученого; г) организованный скептицизм - ученый должен нести ответственность за качество работы.
Наряду с общими требованиями этос науки включает и особые императивы. Во-первых, это предписание объективности, ведь главная задача ученого - поиск объективной истины. Объективность требует обоснований логикой и фактами, запрещает принятие недоказанной проблемы иначе лишь как в роли предположения. Объективность также предполагает возможность критического отношения к новым результатам, как условия дальнейшего развития знания. Объективность не совместима с предвзятыми мнениями. Безусловное служение истине, установка на ее поиск выступают основой нравственного сознания ученого.
Во-вторых, к числу особых требований этоса науки относят обоснованность знаний, которая обеспечивается методологической безупречностью исследовательских процедур. Методологическая безупречность исследования - мера не только профессиональной компетенции, но и честности в науке. Ни при каких обстоятельствах исследователь не должен ничего ни скрывать, ни приукрашивать. Неграмотность, подделка данных, сокрытие результатов, интеллектуальная предубежденность, шельмование коллег по научному сообществу находятся за рамками критериев научной адекватности.
В-третьих, в этосе науки выделяют требование добросовестности и точности в изложении фактов и точек зрения. Скрупулезность, принципиальное отношение к своим и чужим ошибкам, признание приоритетов, осуждение манипулирования данными и прочее должны стать характерными чертами профессионального исследователя. Обратное отношение к получению истины разрушает исследовательский процесс и, как правило, ведет к научному забвению ученого - коллеги просто перестают его уважать и считаться с его мнением.
И наконец, гуманистическая направленность исследования, которая не должна сводиться только к соблюдению внутринаучных предписаний и ценностей. Справедливо отмечается, что гуманистическая направленность исследования должна быть существенно дополнена социально-этическими ценностями более высокого гуманистического порядка, то есть теми социокультурными ценностями, которые культивируются в данном обществе.
Сегодня первоочередной в сфере этики науки является проблема авторства научных открытий, связанная с компетентностью, исключением плагиата и фальсификаций научных достижений. В частности, за плагиат в научном сообществе принято устанавливать достаточно жесткие санкции: объявляется бойкот исследователям, уличенным в плагиате; с ними прерываются научные контакты, отказываются от совместной работы и т.д. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязательно правило ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей и, кроме того, обеспечивается селекция того нового, которое свидетельствует о росте научного знания. В противном случае наука будет топтаться на месте, осуществлять бесконечные повторы.
К числу важных в сфере этики науки относится и проблема бытия ученых. Известный американский социолог Т. Парсонс особо отмечал необходимость адекватных взаимообменов с обществом, позволяющих людям научных профессий обеспечивать свою жизнь за счет только своих профессиональных занятий. Ученый предлагает обществу специализированные знания, он компетентен в своей достаточно ограниченной дисциплинарной области. Другими словами, ученый ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. На этой основе возникает серьезное противоречие между профессиональной ответственностью ученого и его социальной ответственностью. В его разрешении на первый план выступает проблема этического обоснования (экспертизы) проводимого эксперимента и научного исследования. ([113], с.185)
Таким образом, главная задача этического регулирования научных исследований - по возможности оградить человека от сопряженного с ними риска. Именно с этой целью и создаются соответствующие структуры и механизмы. В итоге ситуация сегодня такова, что ни одно биомедицинское исследование, которое проводится на человеке, не может быть начато, если оно не прошло этической экспертизы.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |