Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этос науки и новые этические проблемы науки XXI века.



2020-02-04 417 Обсуждений (0)
Этос науки и новые этические проблемы науки XXI века. 0.00 из 5.00 0 оценок




Сегодня научные знания производятся, как правило, не отдельными исследователями, а научным сообществом. Любое научное сообщество отличается единым этносом науки, под которым понимается совокуп­ность устойчивых этических установок и санкционирующих и (или) поддерживающих их ценностных ориентиров. По определению амери­канского социолога Р. Мертона, этос науки - это эмоционально окра­шенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценно­стей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого. Этос науки детерминируется прежде всего основной задачей научного познания - задачей получения объективно истинного и обос­нованного знания.

 

Целый ряд требований этоса науки носит общий характер и связан не только с деятельностью ученых. Эти требования, к которым относят по­рядочность, честность, открытость, добросовестность и др., предъявля­ются к профессиональным качествам любой личности. Мертон, в част­ности, выделяет четыре профессиональные этические обязательства: а) универсализм - истинность утверждения не должна зависеть от ут­верждающего; б) всеобщность - знание должно быть доступным каждо­му; в) бескорыстие - результаты работы не должны зависеть от возна­граждения ученого; г) организованный скептицизм - ученый должен нести ответственность за качество работы.

 

Наряду с общими требованиями этос науки включает и особые импе­ративы. Во-первых, это предписание объективности, ведь главная зада­ча ученого - поиск объективной истины. Объективность требует обосно­ваний логикой и фактами, запрещает принятие недоказанной проблемы иначе лишь как в роли предположения. Объективность также предпола­гает возможность критического отношения к новым результатам, как условия дальнейшего развития знания. Объективность не совместима с предвзятыми мнениями. Безусловное служение истине, установка на ее поиск выступают основой нравственного сознания ученого.

 

Во-вторых, к числу особых требований этоса науки относят обосно­ванность знаний, которая обеспечивается методологической безупреч­ностью исследовательских процедур. Методологическая безупречность исследования - мера не только профессиональной компетенции, но и честности в науке. Ни при каких обстоятельствах исследователь не дол­жен ничего ни скрывать, ни приукрашивать. Неграмотность, подделка данных, сокрытие результатов, интеллектуальная предубежденность, шельмование коллег по научному сообществу находятся за рамками критериев научной адекватности.

 

В-третьих, в этосе науки выделяют требование добросовестности и точности в изложении фактов и точек зрения. Скрупулезность, принци­пиальное отношение к своим и чужим ошибкам, признание приоритетов, осуждение манипулирования данными и прочее должны стать характер­ными чертами профессионального исследователя. Обратное отношение к получению истины разрушает исследовательский процесс и, как прави­ло, ведет к научному забвению ученого - коллеги просто перестают его уважать и считаться с его мнением.

 

И наконец, гуманистическая направленность исследования, которая не должна сводиться только к соблюдению внутринаучных предписаний и ценностей. Справедливо отмечается, что гуманистическая направлен­ность исследования должна быть существенно дополнена социально-этическими ценностями более высокого гуманистического порядка, то есть теми социокультурными ценностями, которые культивируются в данном обществе.

 

Сегодня первоочередной в сфере этики науки является проблема ав­торства научных открытий, связанная с компетентностью, исключени­ем плагиата и фальсификаций научных достижений. В частности, за плагиат в научном сообществе принято устанавливать достаточно жест­кие санкции: объявляется бойкот исследователям, уличенным в плагиа­те; с ними прерываются научные контакты, отказываются от совместной работы и т.д. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязательно правило ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей и, кроме того, обеспечивается селекция того нового, которое свидетельствует о росте научного знания. В про­тивном случае наука будет топтаться на месте, осуществлять бесконеч­ные повторы.

 

К числу важных в сфере этики науки относится и проблема бытия ученых. Известный американский социолог Т. Парсонс особо отмечал необходимость адекватных взаимообменов с обществом, позволяющих людям научных профессий обеспечивать свою жизнь за счет только сво­их профессиональных занятий. Ученый предлагает обществу специали­зированные знания, он компетентен в своей достаточно ограниченной дисциплинарной области. Другими словами, ученый ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практиче­ского применения. На этой основе возникает серьезное противоречие между профессиональной ответственностью ученого и его социальной ответственностью. В его разрешении на первый план выступает пробле­ма этического обоснования (экспертизы) проводимого эксперимента и научного исследования. ([113], с.185)

 

 

Таким образом, главная задача этического регулирования научных исследований - по возможности оградить человека от сопряженного с ними риска. Именно с этой целью и создаются соответствующие струк­туры и механизмы. В итоге ситуация сегодня такова, что ни одно биоме­дицинское исследование, которое проводится на человеке, не может быть начато, если оно не прошло этической экспертизы.

 



2020-02-04 417 Обсуждений (0)
Этос науки и новые этические проблемы науки XXI века. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этос науки и новые этические проблемы науки XXI века.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (417)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)